От Евгений Путилов Ответить на сообщение
К All
Дата 16.05.2009 12:26:28 Найти в дереве
Рубрики Локальные конфликты; Версия для печати

О военной подоплеке отказа от нефтепровода Ангарск-Находка в 70-е

Доброго здравия!

Цитата по Барановскому, http://www.oilru.com/nr/145/3046/. Интересует, никто не встречал ли подтверждения факта отказа правительства Японии от проекта, усмотревшего "в изменении формы транспортировки нефти военные интересы СССР"? Потому как в этом случае не получили бы права на участие в проекте и японские частные фирмы, а этого как раз не произошло.

"Одним из обсуждаемых проектов стал нефтепровод Ангарск - Находка. Японцам предлагалось профинансировать его строительство, на что они в принципе согласились. Пропускная способность трубопровода была определена в 20-25 млн т в год. Он делился на два участка. Первый - от месторождений Западной Сибири до Ангарска - должен был идти параллельно существующему (по нему снабжался сырьем Ангарский нефтехимический комбинат). Второй участок предполагал два варианта прокладки трассы - или вдоль БАМа, или вдоль Транссиба. В обоих случаях конечной точкой намечался незамерзающий порт на юге Приморского края.

Японцы готовы были профинансировать указанный проект за счет средств государственного банка Eximbank. Госплан СССР совместно с профильными министерствами провел расчеты экономической эффективности строительства. Но в реализации этих планов помешал БАМ. Его начали срочно сооружать, так как возросла китайская военная угроза и нужна была еще одна железная дорога, проходящая севернее Транссиба. Одновременно надо было найти мирные грузы, которые было бы выгодно возить по новой магистрали. И тут полезные ископаемые оказались полезными в широком смысле этого слова.

Здесь надо сделать отступление, чтобы вспомнить о районах, через которые должна была пройти трасса БАМа. За ее основу был взят проект, а вернее наработки экспедиции генерала царской армии Кондратенко, сделанные в начале XX века. Ведь уже сразу после окончания строительства Транссиба правительство Николая II решило создать для него дублера. Путь отрядов экспедиции Кондратенко на север был ограничен расстоянием, которое можно пройти на лошадях, сделать съемку участка будущей трассы и возвратиться до сильных холодов. Поэтому и получилось, что БАМ почти на всем своем протяжении проходит недалеко от Транссибирской магистрали. А когда уже в 70-е годы стали проводить крупномасштабную геологическую съемку, выяснилось, что вдоль БАМа нет крупных месторождений полезных ископаемых, освоение которых было бы экономически оправдано даже в условиях централизованного планирования. То есть оказалось, что по новой трассе почти нечего перевозить. Тогда-то и решили загрузить ее нефтью Западной Сибири для Японии, отказавшись от строительства второго участка трубопровода. А так как денег и материальных ресурсов на сооружение БАМа не хватало, возникла идея взять под это дело дешевый кредит Eximbank. На часть займа хотели закупить товары ширпотреба, выручка от продажи которых практически полностью покрывала фонд оплаты всего коллектива строителей железнодорожной магистрали.

При таком варианте нефтепровод стоится только до Ангарска, где создается гигантская сливная эстакада. И далее нефть везется по железной дороге в востмиосных цистернах по 120 т каждая. Длина состава при этом достигает 2 км.

Японское правительство усмотрело в изменении формы транспортировки нефти военные интересы СССР и отказалось финансировать большую часть нового проекта."-Находка

С уважением, Евгений Путилов.