От Моцарт Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 25.03.2009 17:03:34 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Горизонтальные связи и нападение на Европу-1941

Намедни прочел книжку Р.Алиева "Штурм Бресткой крепости" написанную чрезвычайно детально и тщательно, с использованием только немецких документов.
Интересное наблюдение: за месяц, предшествующий нападению, в немецкой 45-й дивизии, в процессе подготовке к атаке Бреста, произошло резкое возрастание горизонтальных связей между военнослужащими разных подразделений дивизии и приданных её частей.

Горизонтальные и вертикальные связи.
В рутинной мирной жизни воинской части (подразделения до дивизии включительно), командный состав коммуницирует между собой только по вертикали власти, то есть со своими начальниками и подчиненными.
Общение между военнослужащими одной части, пусть и долгое время дислоцирующихся в одном городке, по оперативным вопросам довольно ограниченно (никто не сует нос в чужие дела) и происходит в основном в часы досуга (концерты, футбол).
Офицеры разных частей и разных родов войск по горизонтали (равный с равным) не коммуницируют вовсе, а по вертикали имеют крайне незначительные точки соприкосновения (интересоваться планами на случай войны в соседней части чревато неприятностями даже в нынешнее распиздяйское время)

Всё меняется, когда впереди маячит реальное, неиллюзорное побоище с серьезным противником.
В немецкой 45-й дивизии (да я думаю, и в любой другой) за май-июнь 1941 года горизонтальные связи выросли взрывообразно.Командный состав не вылазил с совещаний и совместных рекогносцировок между саперами и пехотинцами, между корпусными артиллеристами и танкистами 2-ой ТГ Гудериана, между связистами всех частей и летчиками разведывательной авиации (последние, как элита, в мирное время с пехотной дивизией не коммуницируют никаким образом), даже между таможенниками на ж.д. мосту и железнодорожной полицией, а также добровольной трудовой службой RAD.
И это понятно, ведь вероятность быть убитым в ближайшие несколько дней вырастает, если ты не знаешь своих соратников и полагаешься лишь на предусмотрительность армейских или корпусных штабов, всё спланировавших до мелочей, включая такие сложные вопросы как форсирование Буга и штурм укрепрайонов, где координация действий разных родов оружия является решающим фактором.

А теперь обратимся к сотням воспоминаний советских офицеров, вступивших в войну на границе.
Советская воинская часть (не важно какой принадлежности, пехота,танкисты,летчики,спецназ,нквд,строители,связисты) продолжала вести окукленный образ жизни, коммуницируя только с вышестоящим штабом в плане получения директив и ответного рапортования.
Связисты обычно устанавливали связь (проводную, важная оговорка) с соседом слева/справа, но сугубо по букве устава, требуещего такой линии.Коммуникации между равными по должности офицерами я не нахожу, по-крайней мере в масштабах, хоть отдаленной сравнимых с немецкими.
Небольшой контакт имели офицеры приграничных части с погранцами, в ходе совместных рекогносцировок границы, и то, эти встречи имели кратковременный и более ознакомительный характер, нежели имеющие цель выработать план совместных боевых действий.
Остальные рода войск продолжали вести интенсивную учёбу, тренировки, даже отрабатывали наступательные задачи -но всегда в своем коконе, без связей (я не имею в виду связь в техническом смысле) с соседями.

Объяснение этому не в традиционной российской, параноидальной сталинской (нужное подчеркнуь) секретности и косности.
Те же немцы 45-ой дивизии плевать хотели на чужаков из других частей, когда они отдыхали во Франции.
Возможно (здесь я делаю небольшую уступку резунистам) что степень допуска к пониманию целей и сроков предстоящей боевой операции в РККА еще не распространилась до уровня дивизии, когда дыхание войны буквально принуждает обсуждать между равными командирами детали хотя бы выхода к границе, которая вскоре станет линией фронта.

В итоге, выжившие офицеры пишут "мы знали, мы чувстовали приближение войны"- но в реальности не имели возможности коммуникации вне рамок своей части.