11-19 век; Современность; Политек; Искусство и творчество;
Был такой фильм "Бейбарс" режиссера Булата Мансурова
Может помните гребцы,барабан,надсмотрщик "надежда и опора в этом качающемся мире". Вот ему и поручили в 92 г снять эпическое полотно про булгар- тогда эта тема в РТ была популярна. Что получилось точно сказать не могу т.к. фильм не видел. Но с точкой зрения местной общественности можно ознакомится здесь:
"Мираж кинематографический
Фильм "Теплые ветры древних Булгар", по планам режиссера Булата Мансурова, должен был стать подарком к 1000-летию Казани. Но стал миражом, достойным войти в анналы истории отечественного кинематографа.
Среди тех, кому все-таки удалось познакомиться с отснятыми за 10 с лишним лет кадрами, - казанский историк Искандер ИЗМАЙЛОВ. Он являлся научным консультантом картины и автором эскизов эксклюзивных предметов, сделанных под старину. Кроме того, он был членом двух экспертных групп, специально созданных для просмотра отснятого материала.
- Искандер, заявка Булата Мансурова на создание исторической картины была одобрена худсоветом Госкино Татарстана в 1993 году. И тогда отзывы на сценарий дали Тариф Ахунов, Миркасым Усманов, Альфред Халиков, Сайяр Айдаров, Нияз Халит, московский востоковед Горелик и вы в том числе. Похоже, сценарий тогда понравился?
- Критических высказываний прозвучало немало, но общий настрой был положительный: да, Татарстану нужен свой кинематограф! Тогда очень популярной была идея заключения федеративного договора между Татарстаном и Россией. Заключительная серия, например, должна была рассказать, как князь Владимир заключает договор с булгарами. И это смотрелось бы в начале 90-х годов политически выигрышно: если уж тысячу лет назад можно было договориться с Россией, то что мешает нам это сделать сейчас. Да и в основу фильма был положен добротный материал - роман Нурихана Фаттаха "Течет река Итиль". Но после того как не заладилось с директором фильма, все было отдано на откуп Мансурову. А он полностью перекроил сценарий. Вместо заявленных на худсовете двух серий через какое-то время представил съемочной группе и Госкино РТ сценарий дилогии в трех картинах. Всего шесть!
- Вы с самого начала были консультантом фильма?
- Консультантом я стал после скоропостижной кончины Альфреда Халикова. Согласился, потому что у меня всегда был интерес к историческому кинематографу. На первых этапах мы сделали много хорошего. В частности - были разработаны и сделаны макеты древнебулгарского вооружения: топоры, сабли, копья, мечи. Татарстан пошел на очень серьезные затраты. Татнефтепродукт выделил тогда на подготовительную работу около 15 миллионов рублей. Были задействованы Компрессормаш, "Мелита". Костюмы для булгар, хазар, арабов шили опытные мастера Москвы.
- Тогда еще не было никаких тревожных симптомов?
- Пожалуй, были. Например, я не совсем понимал, почему нужно снимать шесть серий, ведь деньги заложены в госбюджет только на две и финансирование шло исправно. Но время проходило - и никакого результата. Мне кажется, тут сказался негативный опыт советских времен, когда ход съемок зависел от вдохновения режиссера. К сожалению, выявились и другие вещи. Например, массовку одевали в дорогостоящие эксклюзивные костюмы, от которых уже через неделю ничего не осталось. Я тогда искренне недоумевал: как дальше снимать? Мне ответили: что-нибудь придумаем. Были приглашены совершенно необученные люди. В ключевом по сюжету поединке Алмыш-хана герои сшибаются и падают с коней. В руке Алмыша какая-то маленькая палка. Спрашиваю: что это? Оказывается, копье. Копье таким не бывает, но с большим "настоящим" копьем каскадер падать с коня боится. За 10 с лишним лет все поменялось кардинальным образом - и сценарий, и съемочная группа, и актерский состав. То, что я увидел на просмотрах, для меня непонятно.
- Искандер, расскажите, пожалуйста, об этих просмотрах.
- Всего было два просмотра - один в январе 2004 года и второй нынче, в феврале. В первый раз Мансуров сам привез в Казань материал, который мы смотрели около шести часов. Удивило то, что в титрах было заявлено: фильм поставлен по заказу Московской патриархии к 1000-летию принятия христианства. И среди прочих организаций и стран, принимавших участие в съемках как бы между прочим был указан и Татарстан. От романа Нурихана Фаттаха практически ничего не осталось. Волжская Булгария фигурировала лишь косвенно. Шаг за шагом рассказывалась "Повесть временных лет". Например, минут 40 -45 нам показывали языческий обряд русалий. Даже в самых крутых эротических лентах Голливуда я не видел такого. Мансуров, говоря о необходимости дальнейшего финансирования, подчеркнул тогда, что этот фильм прежде всего нужен Татарстану, что это был бы подарок к 1000-летию Казани. И ни слова о том, что республика уже внес львиную долю денег...
- Какой же вердикт вынесли эксперты в 2004 году?
- Каждый из нас написал заключение. Процитирую свое: "Материал фильма носит фрагментарный характер. Нет общего замысла, общей стилистики. Многократно нарушены все законы кинематографа, герои схематичны, сцены статичны, отсутствует движение и действие полностью. Отсутствует общая драматургия... Много эротики. Судя по представленным фрагментам, фильм не готов на 80 процентов, как утверждает Мансуров, поскольку целый ряд сцен требует пересъемки и досъемки... Это фильм о русской истории в целом и крещении Руси в частности, в который вкраплены некоторые элементы татарской истории. Категорическим образом это не национальный татарский фильм, а подражание плохим российским историческим фильмам". Поверьте, это еще не самая плохая оценка.
- Видимо, после этого Булат Мансуров очень серьезно призадумался...
- Он вышел на Госсовет РТ с новым предложением. Мол, не то показал. На самом деле есть другой фильм - уже о булгарской истории. И он готов нам его продемонстрировать: И мы - председатель Госкомитета по кинематографии РТ Зуфар Бухараев, драматург Туфан Миннуллин и я как историк и бывший консультант картины - отправились в Москву. Просмотр на "Мосфильме" длился часов семь, и материал произвел на нас еще более тягостное впечатление.
- Не кажется ли вам, что Татарстану нужен был именно такой урок, чтобы понять - лучше надеяться на свои силы. Но миллионы рублей выброшены на ветер....
- Я считаю, что нужно затребовать обратно костюмы и все те предметы, которые были изготовлены по нашим эксклюзивным эскизам на деньги республики. Пусть это будет достоянием татарского молодого кинематографа."
Резеда ДАУТОВА
"Восточный экспресс" №148/35 (400) 1 сентября 2005 г