От VIM Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 11.08.2008 21:44:54 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; Локальные конфликты; Версия для печати

Аналитическая статья в CNN

Перевод беглый и от «немца», строго не судите

Не было никакого сомнения в приоритетах Европы в вопросе конфликта между Грузией и Россией: перемирие с обеих сторон и уменьшение дальнейшего кровопролития. Кроме того, в этом конфликте не всё так просто.
Дипломаты признают, что президент Грузии начал военные действия, чтобы возможно подгадать с началом Олимпийский Игр.
Европейские лидеры чувствуют особую ответственность за то, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию, и несколько из них осудили "непропорциональное" использование силы Россией. Европейская Комиссия призвала к выводу русских военных с грузинской территории.
Но в то же самое время европейские дипломаты признают, что Саакашвили начал военные действия с целью подтвердить грузинский контроль над отколовшейся областью - Южной Осетией, возможно надеясь, что он смог бы объединить страну, в то время как мир был озабочен Олимпийскими играми.
Во время «революции роз» в 2003 году европейские законодатели видели Саакашвили через розовые очки, но в настоящее время они расценивают его как несколько спорную фигуру, которая испортила свой мандат как демократа, когда он подавил инакомыслие в стране в ноябре прошлого года.
Грузия может утверждать, что лидерами Южной Осетии управляет служба безопасности России ФСБ, но европейцы понимают, что Саакашвили дал России то оправдание, которое она искало, чтобы вмешаться, настаивая, что его собственные "силы по поддержанию мира" в Южной Осетии были под угрозой и должны были быть защищены.
Если Саакашвили думал, что европейцы в частности и западный мир в целом сплотятся в его пользу, то он просчитался. Европейские дипломаты признают некоторую степень степень «усталости от Грузии».
Это было одной из причине, по которой несколько европейских стран объединились на встрече на высшем уровне НАТО в Бухаресте в марте, чтобы отвергнуть требование американского президента Джорджа В. Буша, чтобы Грузия была приглашена к членству НАТО.
Маловероятно теперь, что на встрече министров иностранных дел НАТО в декабре, где снова будет рассматриваться вопрос присоединения Грузии и Украины к программе действия по членству в НАТО, что они получать пригласительные карточки с золотым обрезом.
Саакашвили настаивает, что действия России – «заранее обдуманная агрессия». Но европейские лидеры не повторяют его риторику, когда он утверждает, что, «Если весь мир не остановит Россию сегодня, тогда российские танки будут в состоянии войти в любую другую европейскую столицу».
Безотносительно провокаций, они не благодарны за то, что он превратил «замороженный конфликт» по Южной Осетии и другой отколовшейся области Абхазии, в реальный.
Большинство европейских лидеров находится на этапе работы по улучшению отношений с Россией, не в последнюю очередь потому, что страны ЕС зависят от России почти на 40 процентов в поставках энергоносителей.
Они знают, что российские лидеры не слишком любезны к их лекциям по демократии, и они знают, как остро была раздражена Россия решением большинства европейцев и Запада, поддержавших декларацию независимости от Сербии, объявленную Косовом. Они также должны держаться одной стороны с Россией в намного больших стратегических вопросах, таких как ядерная программа Ирана.
В дипломатии «многосторонность правды» часто является очевидной.
Сочувствующие Грузии могут указать на лицемерие России, жестоко подавляющей сепаратизм в Чечне, и способствующей этому в Южной Осетии и Абхазии. Но другие вспоминают русские параллели по Косову с отколовшимися областями грузинского государства, которые обладали фактической независимостью с начала 1990-х.
Для европейцев граница допустимости там, если Россия продолжит нарушать государственность и суверенитет Грузии.
Мы уже видели острые обмены в ООН между американскими и российскими представителями, когда американский посланник предупреждал о «неприемлемости свержения лидеров в Европе военными средствами», и европейцы будут конечно сопротивляться любой вызванной Москвой попытке убрать демократически избранного Саакашвили, удаленного чем-нибудь, кроме действий грузинских избирателей.
То, чем возможно пренебрег Саакашвили, - это горечь, которую нынешние лидеры России чувствует не только по Косову, но и по развитию американской ПРО в Европе, с сооружениями, запланированными в Польше и Чешской республике, и по устойчивому расширению на восток как НАТО, так и Европейского союза.
Российский премьер-министр Владимир Путин и его протеже Дмитрий Медведев, все еще помнят оскорбления, перенесенные прежним Советским Союзом в течение лет правления Бориса Ельцина. Они остаются твердыми сторонниками контроля в российской сфере влияния, в которую НАТО и другие вмешиваются, увеличивая опасность.
Генеральный секретарь НАТО может осудить Россию за «непропорциональное использование силы», и быть поддержанным традиционными критиками России в рамках ЕС, как Польша и балтийские государства.
Но когда на это возлагается надежда как на что-то большее, чем благосклонные слова, Грузия, вероятно, будет разочарована европейской реакцией. Напрасно смотреть на Брюссель в ожидании практической или военной помощи в восстановлении контроля над сепаратистскими областями.