|
От
|
NetReader
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
23.02.2008 17:49:02
|
|
Рубрики
|
Современность; Флот;
|
|
Китти Хок вместо Горшкова?
http://www.forumavia.ru/forum/6/9/9602033184019017381201203725369_1.shtml?topiccount=10
"'Холодная война' авианосцев ("The Weekly Standard", США)
Рейбен Джонсон (Reuben F. Johnson), 22 февраля 2008
США пытаются вытеснить Россию с оборонного рынка Индии
Если слухи, циркулирующие сегодня в Индии, подтвердятся, то Соединенные Штаты могут поставить ей то, что давно обещает Россия, традиционный поставщик оружия в эту страну. Вместе с тем, Соединенные Штаты могут нанести серьезный удар российской оборонной промышленности, добавив еще один пункт в длинный список претензий, предъявляемых российской администрацией Соединенным Штатам.
В годы 'холодной войны' Индия славилась тем, что была крупнейшей и сильнейшей из 'неприсоединенных' держав, которые держались в стороне от конфронтации между Востоком и Западом. Однако, в то же время, Индия поддерживала тесные отношения с бывшим Советским Союзом, которые выходили за рамки политической конъюнктуры и торговых связей между двумя странами.
Партнеры
Бывший премьер-министр Индии Индира Ганди была одним из любимых зарубежных лидеров советского генсека Леонида Брежнева, и он с удовольствием публично выказывал свою симпатию во время ее визитов в СССР. Жители тех районов Москвы, через которые проходит главная дорога из аэропорта Внуково в центр города, до сих пор помнят, как в те времена местные партийные функционеры заставляли их выстраиваться вдоль улиц и махать индийскими флагами (днем) и фонариками (ночью), приветствуя во время официальных государственных визитов кортеж Ганди.
Индия воспользовалась своим статусом нейтрального, но благоприятствуемого государства для того, чтобы приобрести у СССР ряд образцов вооружения, бывших в то время самыми современными. В 1970-80-е годы зарождавшаяся военная промышленность Индии вовсю пользовалась услугами советских специалистов, которые предоставляли ей многочисленные современные платформы вооружения и налаживали линии по производству советской техники по лицензии - например, истребителей МиГ-27, которые собирались на заводе Hindustan Aeronautics Ltd в Насике.
Еще больше оружия Москва начала продавать Индии после краха советской империи. Экспортом Россия зарабатывала деньги, необходимые для выживания ее оборонного сектора, а Нью-Дели с удовольствием эти деньги давал. В 1990-е годы Москва продавала Индии ряд новейших систем вооружения, включая Су-30 МКИ, специализированный вариант мощного тяжелого истребителя, оптимизированного с целью повышения аэродинамических характеристик и оснащенного радаром нового поколения НИИП Н011М 'Барс', которого нет даже у российских ВВС.
В 2004 г. Россия и Индия подписали контракт на поставку индийским ВМС авианосца и корабельной версии МиГ-29 - МиГ-29К, что позволило бы Нью-Дели получить потенциал для переброски сил и средств в Индийском океане.
Поначалу казалось, что сделка идеальна для обеих сторон. Индия должна была бесплатно получить авианосец старого поколения 'Адмирал Горшков', но заплатить 700 млн. долларов за переоснащение корабля и еще 800 миллионов - за приобретение самолетов МиГ-29К и восьми вертолетов. Кроме того, Индии предложили приобрести еще 30 МиГ-29К и модернизировать ее портовые сооружения для технического обслуживания 'Горшкова' за 1,5 миллиарда долларов. Но оказалось, что программа слишком амбициозна, а, кроме того, возник ряд препятствий, угрожающих судьбе многолетнего симбиотического сотрудничества.
Московская авиастроительная корпорация РСК 'МиГ', состоящая из старого конструкторского бюро имени Микояна и ряда дочерних производственных объединений, выполнила работу над МиГ-29К на 'отлично'. Прототипы этого самолета впервые взлетели и совершили посадку на российском авианосце 'Адмирал Кузнецов' в конце 1980-х, доказав, что структура МиГ-29 обычного взлета и посадки может быть адаптирована для использования на авианосцах.
С тех пор МиГ продолжал совершенствовать эту конфигурацию, используя более современные материалы и авионику нового поколения. Изменений было сделано так много, что изначальное обозначение МиГ-29К-9.31 изменили на 9.41, причем модернизация в плане качества и летных характеристик дала почти такие же отличия, как между моделями Boeing F/A-18A/B и C/D.
Однако, несмотря на то, что МиГ в полной мере выполнил свое обещание по созданию корабельного самолета нового поколения - оснащение хвостовым гаком и т.д. - дела на авианосце шли из рук вон плохо.
Когда 'Рособоронэкспорт', российское государственное агентство по экспорту вооружения, подписало контракт на поставку авианосца, передать корабль индийским ВМС планировалось в 2008 г. По-видимому 'Рособоронэкспорт' не знал, на что идет, и летом прошлого года плохие для индийцев новости уже нельзя было скрывать. По словам российского военного аналитика Александра Гольца, 'деньги [1,5 миллиарда долларов] были выделены, но работа так и не началась'.
Еще один российский военный комментатор Павел Фельгенгауэр описал ситуацию еще более прямолинейно - одна из его статей об авианосце озаглавлена: 'Продано: лимон за полтора миллиарда долларов' (Sold: The $1.5 Bln Lemon).
'Горшков' примерно равен по размеру американскому авианосцу и изначально его летная палуба была спроектирована для приема самолетов вертикального взлета и посадки, аналогичных знаменитым 'Харриерам' (Harrier), стоящим на вооружении корпуса морской пехоты США и Королевских ВМС. В годы 'холодной войны' русским ответом на 'Харриер' стал Як-38, самолет настолько ненадежный и опасный, что его прозвали 'фабрикой вдов'.
Для приема Миг-29К 'Горшкову' нужно удлинить полетную палубу, установить аэрофинишер, аналогичный используемым на американских и французских авианосцах, а также заменить сложную в обслуживании паровую движительную систему дизельной энергетической установкой. Оказалось, что за оговоренную цену сделать все это сложно, поэтому для завершения работы 'Рособоронэкспорт' требует теперь еще 1,2 миллиарда долларов. Главнокомандующий ВМС Индии адмирал Суриш Мехта (Sureesh Mehta) намекнул в интервью индийской прессе, что это не что иное, как шантаж индийцев, которые настолько глубоко погрузились в программу, что отступать уже поздно.
И тут в дело вступают Соединенные Штаты. По данным многочисленных индийских источников, в ходе своего визита в Нью-Дели в конце февраля министр обороны США Роберт Гейтс (если сломанное во вторник плечо не изменит его график) представит письмо за подписью президента США Джорджа Буша, в котором тот предлагает Индии лучшую сделку, чем та, которой она уже четыре года пытается добиться от России. Индийским ВМС якобы будет предложен подлежащий списанию авианосец CV 63 'Китти Хок' (Kitty Hawk), который они получат бесплатно, если согласятся купить для него 65 новейших истребителей Boeing F/A-18E/F Super Hornet.
Если это правда - и если Нью-Дели пойдет на это - то результатом может быть не только крах контракта на приобретение российского авианосца и МиГ-29К. Индийские ВВС мучительно решают, кому отдать пальму первенства в тендере на приобретение почти 200 новых истребителей: в числе шести претендентов и Boeing и РСК 'МиГ'. Заказ на поставку 200 истребителей - это нечто неслыханное, ничего подобного не было уже более двадцати лет. В наше время более привычна продажа 12, 20 или 40 истребителей, так что для экспортеров это очень лакомый кусок.
Если ВМС Индии согласятся принять на вооружение F/A-18E/F, то, с точки зрения логистики, было бы естественно, если бы так же поступили и ВВС. Таким образом, конкурс закончился бы, не начавшись. Это стало бы огромным ударом для РСК 'МиГ', предлагающего коренным образом модернизированный вариант МиГ-29, который получил обозначение МиГ-35. Знаменитому российскому авиаконцерну, возможно, будет нелегко остаться на рынке военных самолетов.
Не далее, как в декабре Boeing заключил с индийским концерном HAL аутсорсинговое соглашение на 1 миллиард долларов. Согласно контракту, рассчитанному на 10 лет, индийцы будут делать отдельные узлы истребителей F/A-18E/F, вертолетов Chinook CH-47 и других систем вооружения Boeing. Такой стимул плюс передача авианосца может оказаться предложением из разряда тех, от которых невозможно отказаться.
Надо полагать, реакция Москвы будет далеко не радостной. Сегодня американцы вообще и президент Буш в частности не очень популярны среди российского населения и, как правило, на них возлагают вину за все беды страны - как в советские годы на евреев. Недавно один московский коллега сказал мне, что 'популярная болезнь - валить все на США - практически достигла масштаба эпидемии. На днях я слышал, как пожилые люди, пенсионеры, говорят о высоких ценах в Москве - и, разумеется, о том, что виноваты американцы'.
Вероятно, Кремль подхватит настроения людей на улице и официально заявит, что американцы интригуют с целью лишения России индийского рынка вооружений, на котором она присутствует много лет. Boeing - основной поставщик самолетов ВМС США - будет обвинен в раздаче миллиардов долларов в виде заказов, а ВМС США - в передаче 'Китти Хока', что позволит Соединенным Штатам распространить свое влияние и сделать индийские ВМС интегрированным компонентом военно-морского присутствия США в Индийском океане.
'Американский империализм поднимает голову - мы должны быть готовы дать ему отпор', - это мы, вероятно, услышим от Дмитрия Медведева, который вне всякого сомнения станет новым президентом России. А возможно, что Владимир Путин, уходящий в отставку с поста президента страны и уже застолбивший за собой место премьер-министра, решит использовать свое новое положение в качестве орудия продвижения внешнеполитических целей России.
В любом случае, Москва, испытывая крайнее возмущение, будет искать всевозможные способы его выражения. А это значит, что следует ожидать ухудшения отношений и новых пролетов российских бомбардировщиков Ту-95 над авианосными ударными группами США. Все это будет похоже именно на то, чем оно и является - возвращением к поведению в духе 'холодной войны' и мышлению, стоявшему за ним.
Рейбен Джонсон - постоянный автор онлайн-версии журнала Weekly Standard."