|
От
|
Александр Антонов
|
|
К
|
А.Погорилый
|
|
Дата
|
08.08.2007 17:09:00
|
|
Рубрики
|
WWII; 1941;
|
|
Re: Спор схоластический
Здравствуйте
>Сразу вопрос - сколько быстроходных тягачей (класса "Комсомолец" и, похоже, необходимы и более тяжелые класса "Коминтерн") для такой структуры требовалось и в каком соотношении с танками. А также сколько и в каком соотношении с танками их имелось по факту.
122 мм гаубичный артполк. Вообще то после войны гаубицы М-30 грузовики таскали (полноприводные правда). Так вот, для буксировки по дорогам М-30 было достаточно ЗИС-6... но в штат каждого дивизиона конечно же можно включить пару быстроходных гусеничных тягачей (скажем СТЗ-5) для стаскивания гаубиц с дороги в "грязи" на закрытую ОП.
А сколько было? Хватало:
https://vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/1193/1193940.htm
https://vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/1198/1198530.htm
Главное было не разбазаривать парк быстроходных тягачей, а оснащать ими только артиллерию подвижных соединений. Для стрелковых же соединений и отдельных артиллерийских частей довольно было и медлительных СТЗ-3 с С-60/65.
>Без каковых тягачей вся эта структура - до первого действительно форсированного марша, в ходе которого менее подвижная артиллерия отстанет.
Танковое/моторизованное соединение без дорог наступать не способно, потому что тысячи автомашин не способны двигаться без дорог. Для буксировки же трехтонной М-30 по дорогам достаточно ЗИС-6, для перемещения с дороги на огневую позицию и обратно двух СТЗ-5 на дивизион.
Для буксировки Ф-22 или Ф-22УСВ по дорогам достаточно ЗИС-5. По грязям же на ОП эти пушки в войну вполне перекатывались силами расчетов и приданной пехоты ("по бурлацки", с помощью постромков), да так, что не отставали от передовых цепей наступающих стрелковых батальонов.
>Ну и частный вопрос - а зачем при действиях в характерных для европейского театра СССР местностях бронеавтомобили класса БА-10?
Для того что бы автоколонну моторизованного батальона во время преследования противника не останавливал на дороге единственный пулемет. Для дозора, конвоя, патруля и огневой поддержки, в том числе в населенных пунктах.
http://kz44.narod.ru/192pl.html
"...Сторожевые посты полка доложили, что на них движется сильный неприятель (пехота и броневики). Утро было холодное, над землей стоял густой туман, который очень затруднял ведение боя. В это время на всем участке обороны отряда «Хойнице» границу Польши перешла 20-я немецкая мотопехотная дивизия (4), наступавшая на левом фланге XIX танкового корпуса генерала Хейца Гудериана. Ближайшей задачей этой дивизии являлся захват города Хойнице, а в дальнейшем она должна была продвигаться через Тухольскую пустошь и город Оше на Грудзендз. Непосредственно против позиции поморских улан действовал 76-й мотопехотный полк 20-й дивизии (5) , а южнее его - 2-я мотопехотная дивизия вермахта, которая должна была прорвать пограничные укрепления на участке 35-го полка польской пехоты, а затем наступать к городу Тухоля.
Сторожевые посты 18-го уланского полка не могли сдержать натиска во много раз более сильного противника и отступили, потеряв убитыми своих командиров - подпоручиков Дембского и Московского. Немцы устремились на оборонительную линию улан, перед которой, однако, были задержаны огнем пулеметов и противотанковой пушки... 76-й мотопехотный полк, поддержанный бронеавтомобилями, возобновил вскоре свое наступление в направлении деревни Лихновы, одновременно угрожая обходом левому флангу улан... Туман начал рассеиваться, когда немецкие бронеавтомобили 20-го разведывательного дивизиона, двигаясь впереди своей пехоты, появились у охваченной пламенем деревни Лихновы. Здесь они были встречены меткими выстрелами противотанковых пушек и ружей (ПТР) уланского полка..."
>Проходимость в поле у них неудовлетворительная в любое время года, а по дорогам (кроме малочисленных с твердым покрытием) - в весеннюю и осеннюю распутицу.
1. Проходимость у них (учитывая гусеницы типа “Оверолл”) была выше чем у ЗИСов и ГАЗов транспортировавших собственно мотопехоту и ее тяжелое вооружение.
2. Активные наступательные действия подвижных соединений того времени, имевших тысячи невездеходных автомашин, в распутицу как правило были неуспешны.
"Этим беда еще не кончилась. Вечером полил сильный дождь, который вскоре сделал дороги непроходимыми; две трети частей дивизии СС “Рейх”, находившейся на марше, застряли в пути."(C) Г.Гудерин, начало сентября 1941 года
>Плюс к этому - на БА в принципе нельзя навесить удовлетворяющую хоть минимальным требованиям противоснарядного (или даже противоосколочного в смысле осколков не самого малого калибра) бронирования, вес не позволяет.
Ну так и на СУ-76М тоже "нельзя навесить...". Однако к лету 1941-го не было даже СУ-76М... а БА-6/10 были, их их можно было хоть как то использовать для решения боевых (а не боевого обеспечения) задач мотопехоты. Так что "Берите что есть"(С).
>БА-64 или что-то аналогичное - понимаю. Связь, разведка. БА-10 - нет.
Вот именно что связь, разведка - то бишь боевое обеспечение. Расточительно для связи и разведки использовать технику с пушечным вооружением в то время как её не хватает для решения боевых задач. Если бы наша мотопехота в 1941-м воевала хотя бы на полугусеничных БТРах пристойной проходимости, я бы тоже усомнился в боевой ценности бронеавтомобилей, но воевала она на грузовиках... В таких условиях и БА-10 - боевая броня. "Лучший танк, который есть"(С)
С уважением, Александр