От Вадим Воскобойников Ответить на сообщение
К Вомбат Ответить по почте
Дата 01.08.2007 20:24:51 Найти в дереве
Рубрики Прочее; WWII; Армия; Версия для печати

Re: Парад Победы,...

Уважаемые ALL,
>Есть ли данные - что за конь, как звали, какому подразделению принадлежал, куда потом делся?

Вот почитайте

Белый конь Великой победы

Издание: Ахалтеке-Ифнорм 2005
Автор: Инна Суходольская


К середине XX века кавалерия отслужила свое. И, тем не менее, Сталин ежегодно требовал ее присутствия на парадах в конном строю. Хотя ему давно уже советовали выезд военачальников проводить не верхом, а в машинах, он всегда отказывался, произнося: «Не будем отменять хорошую традицию». Он строго и бережно сохранял этот красивый ритуал – военные парады в Москве. Во-первых, он хорошо понимал, что выезд полководца верхом на коне производит куда более сильное эмоциональное воздействие на войска и всех окружающих, чем выезд на автомашине, как бы она не блестела. А во-вторых, верховой выезд символизировал героику революции и гражданской войны, участником которых был сам Сталин.

Не так-то просто проехать верхом по брусчатке по Красной площади под гром военного оркестра, произвести все необходимые по протоколу передвижения, поэтому многие военачальники старательно избегали подобного участия в парадах. Нужно было умело и крепко сидеть в седле, правильно управлять конем, строго соблюдать темп и скорость движения манежным галопом для того, чтобы секунда в секунду, одновременно, на виду у всех встретиться перед Мавзолеем и точно выполнить по времени график объезда войск; уметь в строго определенном месте остановить коня и, после приветствия, мгновенно двинуться дальше тем же манежным галопом до следующей точки. После смерти Сталина в одночасье было решено заменить лошадей автомобилями и избавиться от трудностей и волнений при объезде войск, требовавшего смелости, настоящего умения и отваги от проводящих его полководцев, какими были: А. И. Антонов, Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский, И. Х. Баграмян и герои гражданской войны – К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, С. К. Тимошенко, И. В. Тюленев и другие. Именно им было доверено принимать и проводить парады, имеющие такое символическое значение для страны.

Маршал Жуков принимает парад

За всю историю парадов Сталин только дважды оказался недоволен поведением лошадей под военачальниками. Он никогда не вмешивался в порядок проведения и не диктовал условий по выбору мастей лошадей для парада. Один-единственный раз, именно в Парад Победы, он сказал Г. К. Жукову, чтобы тот проехал на необычной лошади, серебристо-белой масти, которая с незапамятных времен символизирует Победу и Славу. Он придавал такое значение именно этому моменту, утверждающему главную роль Великой страны в Великой Победе, что уже позже, в 1947 году, не разрешил Буденному выехать на очередной парад на белой лошади.

Парад Победы, проведенный на Красной площади Москвы 24 июня 1945 года, вошел в историю не только нашей страны, но и в мировую историю как яркая демонстрация силы и могущества Советского Союза, как триумф доблести и героизма его народа и Вооруженных сил.

жер. Араб, сер., 1930г.р.

Для маршала Г. К. Жукова и его адъютанта генерала П. П. Зеленского были подобраны две сияюще-белые лошади, а для маршала К. К. Рокоссовского и его ординарца – две темные, караковые. Под Рокоссовским был крупный и нарядный высококровный Полюс (от Партфоора) конного завода имени К. Е. Ворошилова из Сальских степей. Адъютант Рокоссовского, подполковник Клыков, ехал на тракененском Орлёнке.

Кто же были белые лошади Великой Победы, в особенности роскошный конь под маршалом Жуковым? Дело в том, что вопрос этот не так очевиден. Когда в конюшню Манежа Советской Армии приехал генерал А. И. Антонов, в денниках стояли всего три белые лошади. Первые две – Целебес и Цветок, полубратья по отцу Цилиндру стрелецкой крови, Терского конного завода. Оба жеребца были прекрасно выезжены, но для главнокомандующего все же были несколько мелковаты. Ординарцу Жукова был назначен Целебес. А для маршала пришлось срочно искать более фактурную и крупную лошадь. После упорных поисков в кавалерийском полку на Хорошевском шоссе столицы наткнулись на подходящего жеребца по кличке Кумир. Его привезли в Манеж и дали попробовать под седлом Г. К. Жукову, который прекрасно владел приемами верховой езды. С этого момента в истории белой лошади под великим маршалом начинается путаница и умолчания. Профессор И. Ф. Бобылев многократно повторял, что по происхождению Кумир был арабо-доно-кабардинец из Терского конного завода. Осталось покрытым мраком, куда же делась столь знаменитая лошадь вскоре после парада Победы. Больше о ней никогда, никто ничего не слышал. В 80-х годах, когда возникли споры о лошади под главнокомандующим, и к Бобылеву впрямую обратились с вопросом, то получили ответ, что после парада было много суеты, не уследили, как и по каким документам Кумир ушел с конюшни. Это в сталинские-то времена незаметно рассосалась лошадь принимавшего Парад Победы?

жер. Араб под седлом Левина

До 80-х годов все старые конники – кто знал, кто помнил, кто был уверен, что по Красной площади Жуков ехал на знаменитом ахалтекинце Казбеке. Это настолько не вызывало ни у кого сомнения, что когда в 1983 году из уст Бобылева и Туркина появилась кличка Кумир, то это вызвало массу недоумений. Большую роль в расследовании сыграла сотрудник Музея коневодства МСХА имени К. А. Тимирязева Ю. Н. Кузнецова, став одним из заинтересованных исследователей. На собранные ею материалы мы и будем, в основном, опираться. Она успела застать в живых и самого Бобылева, и других свидетелей интересующих нас событий. В частности, известный спортсмен и тренер Н. А. Ситько, выступавший на лошадях Терского конного завода (Цесар и др.) подтвердил, что все лошади этого завода имели на бедре крупное горячее тавро – большую письменную букву «Т» с волнистой верхней перекладиной, которая на белых лошадях смотрелась отчетливо черной. Ни на одной фотографии, ни с одного бока, как и по словам очевидцев, на коне Жукова тавра не было. (Отметим, ахалтекинцев никогда не таврили). Александра Михайловна Левина, к этому времени вдова заслуженного мастера спорта Елизара Львовича Левина, выступавшего на Казбеке на Всесоюзных и других крупных соревнованиях, также как и бывший директор Луговского конного завода В. В. Иванов, была абсолютно уверена, что это Казбек участвовал знаменитом параде.

Кто же такой этот таинственный Казбек, что за история вокруг его имени?

Ахалтекинский жеребец Араб, серой масти родился в 1930 году в Туркмении в колхозе им. К. Е. Ворошилова от Аг Ишана и Ата Гуш. Он был участником легендарного пробега Ашхабад – Москва, совершенного в 1935 году, после которого, по прибытии в Москву, был подарен С. М. Буденному. С этого года, поступив на своеобразную службу в Советскую Армию, он перестал носить кличку Араб и стал Казбеком, поскольку до сих пор в войсковых соединениях лошадям для удобства учета присваивают клички по году поступления в часть, в 1935 году это была буква «К». Счет спортивных успехов Араба-Казбека начался с 1938 года и продолжился до 1947 года, когда он, уже 17-летний, на Всесоюзных соревнованиях выиграл свой последний конкур на «Кубок СССР». Надо отдать должное его выносливости, крепости конституции и мастерству его тренера Е. Л. Левина, который развил в Арабе-Казбеке многочисленные таланты. Араб всегда был первым и в дистанционных пробегах, и в преодолении препятствий и в «Первенстве строевой лошади», были и такие соревнования, куда входили конкур, манежная езда и полевые испытания; с удовольствием выполнял элементы высшей школы верховой езды.

В 1947 году его отправили в Казахстан, в Джамбулский конный завод в качестве производителя. И здесь он проявил свой талант, став основателем собственной линии в породе, оставив много отличных лошадей, в том числе великолепного продолжателя линии, феноменального Абсента – чемпиона и призера по выездке трех Олимпийских игр.

В 1945 году Арабу-Казбеку было 15 лет. На фотографии той поры видно, что это прекрасно обмускуленная, крепкая, довольно крупная, совершенно белая лошадь. Правда, очень мало похожая на ахалтекинца, разве что с более высоким выходом шеи и, по свидетельству очевидцев, на красивых движениях. Что касается малой похожести на ахалтекинца: не секрет, что в породе имеется несколько внутрипородных типов, в том числе и массивный, к которому Араб и принадлежал.

Именно Казбек (Араб) был той самой третьей белой лошадью, стоявшей перед парадом в конюшне Манежа. И. Ф. Бобылев в своей книге «Всадники с Красной площади» (М. 2000г.) признает как это, так и то, что С. М. Буденный был весьма высокого мнения об этом жеребце. Несколькими страницами позже автор признается, что в Манеже периодически возникали интриги из-за наиболее интересных лошадей, а потом называет Казбека рядовой офицерской лошадью, что никак не вяжется с его послужным списком. Мы не знаем, почему Казбека сразу не показали главнокомандующему, но по данным других свидетелей грубоватый кавалерийский Кумир не очень понравился Жукову, и он пошел по конюшне смотреть других лошадей. Когда по его указанию ему подседлали серебристого ветерана, и тот под умелой рукой повел себя, как положено достойной, действительно хорошо выезженной лошади, Жуков сразу остановил свой выбор на нем. Жукову вообще нравились ахалтекинцы. И есть большая вероятность, что именно на Казбеке ровно в 10 часов утра в день парада через Спасские ворота Кремля выехал на Красную площадь этот выходец из легендарной Красной Кавалерии, командовавший в прошлом от конного эскадрона до кавалерийского корпуса, а ныне принимающий Парад Победы Великого народа.

Не будем забывать, какое тогда было время – ошибка в выборе коня для главнокомандующего, его неудовольствие могли стоить сотрудникам Манежа работы, а может и более того. Может быть поэтому какие-то факты были изменены, а сам Кумир быстро исчез из поля зрения.

Это вторая и, видимо, самая обоснованная версия о белой лошади маршала. Существуют и несколько других, не имеющих пока под собой документального подтверждения или опровержения. Так, в журнале «Огонек» за 1986 г. №28, стр. 13 Ю. Христинин в статье «Конь маршала» пишет о терской лошади по кличке «Цепкий», Т. Пономарева в брошюре «Арабские лошади на Ставрополье», «Кавказская здравница», 1988г. пишет: «Эталоном терской породы можно назвать белоснежного жеребца «Символа», на котором маршал Жуков принимал на Красной площади исторический парад Победы, а в газете «Сельская жизнь» за 1988 г. лошадью маршала назван некий «Салют».

Может быть, Кремлевские архивы хранят все-таки правду о таком значительном историческом факте, как Белая Лошадь Великой Победы. Может быть, кому-то удастся найти эти данные и раз и навсегда назвать своим именем Прекрасный Символ под седлом Большого Полководца.

С Уважением, Вадим http://www.rkka.ru/iuniform