От andrew~han Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 01.08.2007 17:00:09 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

Статейка из РГ про Синеву


"Булава" в мечтах, "Синева" - на старте. Российская Газета. 28 июля 2007

В канун Дня ВМФ принято на вооружение детище ракетного КБ имени Макеева

Известная поговорка про журавля и синицу почти буквально иллюстрирует подписанный президентом России указ о принятии на вооружение Военно-морского флота стратегического ракетного комплекса "Синева". Созданный в Государственном ракетном центре "КБ им. академика В.П. Макеева", он знаменует собой важный эволюционный шаг в развитии стратегических ядерных сил морского базирования.

В канун Дня ВМФ, отмечаемого по традиции в последнее воскресенье июля, известие о выходе такого указа появилось на официальном сайте Федерального космического агентства.

Что представляет собой "Синева"? По сути это глубоко модернизированный и усовершенствованный комплекс Р-29РМ с ракетами на жидком топливе РСМ-54, которыми оснащались стратегические подводные лодки второго поколения. Построенные на Севмаше по проекту 667 БДРМ санкт-петербургского ЦКБ МТ "Рубин" в 1981-1992 годах, они были известны лишь узкому кругу посвященных под тактическими номерами да по секретным номерам заводского заказа. А с недавних пор у них появились и открыто упоминаются имена собственные: "Верхотурье", "Екатеринбуг", "Тула", "Брянск", "Карелия", "Новомосковск".

На каждом из них, по словам генерального директора - генерального конструктора ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева" Владимира Дегтяря, изначально размещалось по шестнадцать пусковых установок РСМ-54 с четырьмя ядерными блоками на каждой из ракет. При стартовой массе в 40 тонн такая машина была способна забросить "полезную нагрузку" весом в 2,8 тонны на расстояние до 8300 километров. И по этому параметру (так называемый "энергомассовый показатель") превосходила аналогичные американские ракеты "Трайдент-1" и "Трайдент-2". Серийное производство ракет было освоено на Красноярском машиностроительном заводе и велось до 1996 года.

В перспективе на смену РСМ-54 должна была прийти твердотопливная ракета РСМ-52 "Вариант" или, как ее стали называть в дальнейшем, ракета "Барк". Проектные работы в макеевском КБ начались еще в 1986 году. Однако из-за ограниченного финансирования, считает Владимир Дегтярь, они неоправданно затянулись, и первый испытательный пуск удалось провести только в 1994 году. К сожалению, он закончился неудачей - как и два последующих. Причем 19 ноября 1997 года, в День Ракетных войск и артиллерии, на морской полигон у деревни Ненокса в Архангельской области специально пригласили тогдашнего министра обороны Игоря Сергеева. И, как на беду, ракета взорвалась вскоре после старта прямо на глазах у маршала...

Было ли последовавшее за тем решение импульсивной реакцией или в расчет принимались экономические, технологические и военно-политические резоны, судить не беремся. Но факт остается фактом: макеевскому КБ и их новому комплексу перекрыли кислород. А саму "тему" и финансирование передали Московскому институту теплотехники, который вызвался разработать "с нуля" твердотопливную МБР для подводного старта, унифицированную с их же наземным "Тополем-М". Ракете дали громкое название "Булава" и пообещали оснастить ею подводные ракетоносцы четвертого поколения - "Юрий Долгорукий" и следующие за ним РПКСН "Александр Невский" и "Владимир Мономах".

В Миассе, где прописалось и скоро отметит свое 60-летие ракетное КБ "с морской ориентацией", тяжело переживали такой поворот событий. Но рук не опустили. Там словно предвидели, что в ожидании обещанной "Булавы" останутся безоружными и пойдут на иголки не только пять из шести тяжелых подводных крейсеров типа "Тайфун" (проект 941), но и корабли второго поколения, ракеты для которых перестали производить. Перешагнув через обиды и амбиции, уральцы принялись за разработку трехступенчатой РСМ-54 "Синева".

- Принципиальное отличие этой машины от ее предшественниц в том, - делился в открытой печати Владимир Дегтярь, - что у нее изменены размеры ступеней, установлено десять боевых блоков, повышена защищенность комплекса от электромагнитного импульса, установлена система преодоления ПРО...

Как следует из его же признаний, "Синева" вобрала в себя уникальную систему спутниковой навигации и вычислительный комплекс, которые предназначались для "Барка". Для того чтобы расконсервировать свернутое высокотехнологичное производство на Красноярском машзаводе и перейти к серийному производству новой старой ракеты, из казны потребовалось выделить 160 миллионов рублей. Но зато теперь есть чем вооружить ракетоносцы проекта 667 БДРМ, которые обретают вторую жизнь после ремонта и модернизации на северодвинской судоверфи "Звездочка" и друг за другом возвращаются в боевой состав ВМФ. Как отмечают эксперты, по своим тактико-техническим характеристикам и боевым возможностям они сравнялись с кораблями третьтего поколения, а по некоторым позициям даже превзошли их. И могут с успехом выполнять возложенные задачи еще как минимум 10-15 лет.

По сути, это та самая синица, которую имеет в своем распоряжении Россия как морская ядерная держава. Других ракетных козырей у наших подводников попросту не осталось, а широко разрекламированная "Булава" - пока что журавль в небе. Хоть и на твердом топливе.

Справедливости ради напомним, что летные испытания "Синевы" завершены еще в 2004 году. Однако в последующем, на учениях Северного флота, произошло несколько досадных сбоев - в частности, при пуске ракеты с подводной лодки "Новомосковск", когда за этим наблюдал президент и Верховный Главнокомандующий.

Время на переэкзаменовку, данное тогда военным морякам и ракетчикам, несколько затянулось. Но 9 сентября 2006 года атомный подводный крейсер "Екатеринбург", оснащенный ракетным комплексом "Синева", произвел пуск ракеты с Северного полюса. Все боевые блоки, по утверждению военных, успешно поразили цели.

Похоже, этот пуск в совокупности с другой информацией, поступающей главе государства, и дали основание президенту Путину санкционировать постановку "Синевы" на вооружение российского ВМФ. Руководитель ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева" Владимир Дегтярь поздравил коллектив своего предприятия и смежников с этим знаменательным событием. А мы, в свою очередь, поздравляем военных моряков, кораблестроителей и их друзей-ракетчиков с победой здравого смысла и, пользуясь случаем, - с днем ВМФ.