От В. Кашин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 31.07.2007 16:59:14 Найти в дереве
Рубрики Армия; Версия для печати

Пришло время для возрождения казахстанской оборонной промышленности

Добрый день!



М.Пшембаев: Пришло время для возрождения казахстанской оборонной промышленности
11:08 31.07.2007
Исходя из трех процентов

Пришло время для возрождения отечественного производства и развития оборонной промышленности страны.

Машиностроение является одной из ведущих отраслей во всех развитых государствах мира. Развитие этой отрасли характеризует уровень развития государства, научно-технического потенциала страны, применения инновационных технологий. Развитие машиностроительной отрасли является первостепенной задачей для многих государств, поскольку именно сейчас в мировом сообществе наблюдается тенденция к использованию наукоемких производств.

На сегодняшний день эта отрасль широко развита в США, Германии и Японии. Во многих странах Юго-Восточной Азии машиностроение успешно развивается благодаря использованию последних достижений в области инновационных технологий и своевременной поддержке государства. Доля же развивающихся стран в мировом выпуске такой продукции составляет всего 10 процентов. В этих государствах развитие таких производств, как металлообработка и сборка машин, зависит от поставок комплектующих из развитых стран. Хорошо поставлено машиностроение в некоторых странах СНГ, например, в России, Украине и Белоруссии.

К сожалению, в нашей стране развитие этой отрасли оставляет желать лучшего. Объем производства по сравнению с 90-ми годами упал в пять раз. Сейчас в Казахстане доля выпускаемой машиностроительной продукции от общего объема производства составляет лишь 3 процента. В то время как в Японии она составляет - 50, в Германии - 48, в Швеции - 42, в США - 40, а в Китае - 25 процентов.

Вместе с тем и качество выпускаемой машиностроительной продукции неконкурентоспособно. Причин этому много. Мне хотелось бы обратить особое внимание на некоторые из них, а именно: закрытие научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, увольнение первоклассных специалистов, а также состояние и износ оборудования.
До развала СССР в Казахстане было 1600 различных машиностроительных предприятий. Сейчас осталось около 70-80, из которых 12 выпускают продукцию для горно-металлургической промышленности, 15 - для автомобильного сектора экономики, 13 - для оборонной промышленности.
На сегодня одним из положительных моментов становления производства является развитие нефтегазовой отрасли страны, поскольку наряду с данным процессом развивается и нефтегазовое машиностроение - выпуск нефтегазовой продукции, произведенной в соответствии с международными стандартами. Сегодня мы уже можем говорить об использовании IT-технологий и нанотехнологий для развития машиностроения этой отрасли.

К сожалению, наряду с успехами внедрения новых технологий в нефтегазовое машиностроение развитие оборонной промышленности все еще остается одной из нерешенных проблем, хотя в любом государстве локомотивом производства является именно оборонная промышленность.
От развития оборонной промышленности напрямую зависит безопасность государства. Это стратегическая и актуальная проблема. Вместе с тем это и инновационные технологии, и высокоэффективная техника, и оборудование, и ведущие специалисты, и новые рабочие места, а также диверсификация машиностроительной отрасли и дополнительные поступления в бюджет.

Насколько мне известно,
>в ближайшее время ожидается объединение компании "Казинжиниринг" и "Казспецэкспорт". Я считаю, это своевременное решение. Для дальнейшего развития оборонной промышленности необходимо также и создание государственного холдинга.
Без сомнения, для обеспечения безопасности государства необходимо проведение модернизации технического перевооружения, обновление парка вооружения и военной техники. В этой связи, я думаю, мы имеем все условия для выпуска некоторой оборонной продукции. К примеру, у нас есть Петропавловский завод тяжелого машиностроения (ПЗТМ) - предприятие, которое долгие годы во времена СССР выпускало продукцию для нужд оборонной промышленности, а сейчас занимается выпуском сложного оборудования для нефтегазового сектора.

Насколько я знаю, на предприятии сохранена материально-техническая база и имеются высококлассные специалисты. Если правительство уполномочит ПЗТМ выпускать оборонную продукцию, все необходимое для этого на заводе имеется. Многие ссылаются на то, что для удовлетворения нужд оборонной промышленности легче и проще приобретать готовые комплектующие. Но, во-первых, готовая продукция намного дороже, а во-вторых, для дальнейшего технического обслуживания и ремонта возникнет необходимость опять обращаться за рубеж.

Итак, для дальнейшего развития машиностроительной отрасли экономики прежде всего необходима поддержка со стороны государства, налоговые льготы и преференции. Сейчас налог на добавленную стоимость составляет 14 процентов. Я считаю, что снижение НДС окажет огромную поддержку отечественному машиностроению.

Еще одной существенной поддержкой могла бы стать передача машиностроительным заводам земли, на которой они построены, на безвозмездной основе. А также, на мой взгляд, разработка и создание машиностроительного кластера, это еще один инструмент для достижения поставленной задачи.
С этими и другими рекомендациями представители Союза машиностроителей обратились к главе правительства и надеются на положительное решение. Так как создание конкурентоспособной экономики и конкурентоспособной продукции невозможно без развития машиностроительной сферы применительно к сегодняшним реалиям.

№ 138 (16286) от 31.07.2007
Мейрам ПШЕМБАЕВ, председатель правления Союза машиностроителей Казахстана, Астана

Источник - Экспресс-К
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1185865680
Отправить ссылку другу
С уважением, Василий Кашин