|
От
|
Андрей Сергеев
|
|
К
|
Андрей Платонов
|
|
Дата
|
10.01.2007 00:31:57
|
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
|
Можно было. Но не склалось.
Приветствую, уважаемый Андрей Платонов!
>Вот именно потому, что программа БИ (я встречал его расшифровку Березняк-Исаев, а не Ближной Истребитель) получила некоторый успех, я не вижу причин, кроме неудачного выбора приоритетов, почему бы благородным донам не получить к началу 45-го реальный истребитель с ТРД. Скажем, это могла быть машина типа МиГ-9, но с РД-1, созданная в ОКБ-155 и победившая в конкурсе, скажем, тот же Гу-ВРД.
"Березняк-Исаев" - это позднейшая неверная расшифровка, гуляющая по научпопу. В документации БИ везде означало "Ближний истребитель", конструкции Болховитинова. И с "некоторым успехом" его вопрос понятен. Когда перед войной у нас решили всерьез заняться скоростным самолетостроением на перспективу и выделить под это мощности, основными двигателями, способными обеспечить все это считались ЖРД и ПВРД, причем в комбинации - ЖРД как стартовый ускоритель, ПВРД как маршевые движки. Доводами "За" были отработанность конструкции и тех, и других, относительная простота (особенно ПВРД) и уже имеющиеся успехи в применении их, как ускорителей. Занимался этим небезизвестный Костиков, фактически монополизировавший работы по теме в проекте "302". ТРД Люльки, тем не менее, также имел серьезную производственную базу, и неизвестно, как бы развивались события дальше. Но началась война. Предложенный болховитиновцами БИ в свете предстоящих налетов вражеской авиации на крупные центры рассматривался как дешевый паллиатив "302"-й машине, на тех же принципах, пусть без ПВРД, но который вроде как можно массово выпустить "здесь и сейчас". Потому-то с ним и начали возиться, и охладели, когда стало ясно, что проблема налетов решается и обычными средствами. Кстати, ПВРД на БИ поставить таки планировали и даже продували в трубе.
Тему "302" в организационном плане Костиков провалил, в итоге при недоведенных ПВРД получили чисто ракетный вариант, облетанный в качестве планера и не сулящий каких-либо преимуществ перед существующими машинами. Костикова отстранили, программу закрыли. На этом первый этап и закончился.
Вот здесь, если бы взялись целенаправленно за продвижение ТКРД, могли бы получить уже не стендовый, а летный образец к началу 1945г, тем более, что и машины под него предлагались относительно регулярно. Но как раз тут и сработал упомянутый мной фактор, сводящийся к тезису, что "лучшее - враг хорошего". В итоге ТКРД стал только одной, и не самой важной, из тем, которые в остальном сводились к ускорителям разных типов, устанавливаемых с минимальными переделками на серийные машины - ЖРД на Яки, Пешки, облегченный Су-6, ПВРД вешались на "Лавочкины". С ВРДК была отдельная интересная история. Все это еще отягощалось "перетягиванием каната" между разными ведомствами, что не прибавляло организационного единства работам.
Итог - ускорители мало что дали, к началу 1945-го появился и был испытан только стендовый образец нового люльковского двигателя. Дальше пошло освоение трофеев.
С уважением, А.Сергеев