|
От
|
Андрей Сергеев
|
|
К
|
Cyberian Valenok
|
|
Дата
|
30.12.2006 00:53:43
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Вот здесь о северных типах русских судов
Приветствую, уважаемый Cyberian Valenok!
http://www.rustrana.ru/print.php?nid=15754
О поморском типе ладьи:
В XVI-XVII веках, несмотря на широкое использование кочей, поморы для прибрежного плавания вдоль Кольского полуострова и в Белом море продолжали строить и ладьи. Эти суда также имели ледовые обводы корпуса, но существенно отличались от кочей в устройстве надводной части. Ладьи, видимо, были двухпалубными судами, хотя вторая палуба была не сплошной, а имелась лишь в носовой и кормовой частях. Это подтверждается сведениями из исторических документов, где отмечается, что на ладьях были носовой и кормовой «чердаки».
Палубы ладей обивали корьевым слоем, доски наружной обшивки конопатили просмоленным жгутом. Один из иностранцев, побывавший на Русском Севере, писал в 1618 году о ладьях: «Мачты и паруса, как и на гравензенских баржах. На мачтах обыкновенно вешают вымпела с бубенчиками и соколиными колокольчиками; руль толстый и длинный. На мелких местах тихо передвигаются шестами. У Лапландского берега они идут под парусом только при полном ветре».
О размерах поморских ладей свидетельствует запись в судовой приемной книге 1695 года: «С Пинеги Волдокурского погоста крестьянин Антошка Пыхунов сделал в Дом (Холмогорский архиерейский дом -прим. авт.) ладью новую - двинянку на трех колодах из своего сухого соснового лесу, а мерою: от корга до корга 11 саженей с локтем, а поперек в матерых набоях 4 сажени, а сажень мера щепяная 2,5 аршина, а в глубину два аршина с четвертью, и упруги, и курицы положил добрые, как водитца, а все сделал наготове, и конопать, и смоли, и скобы, и гвозди, и сколы, и рогожная прядь - и к тое лодье все кладено домовое, казенное».
В приведенном отрывке размеры ладьи даны в саженях маховых, равных, вероятнее всего, 176,4 см. Значит, длина ладьи между штевнями равна примерно 20 м, ширина около 7 м, а глубина трюма - 1,62 м. В отличие от коча эта ладья строилась на трех килевых балках (колодах), ее длина и ширина больше, чем у типового коча, примерно на 2 м. И высота борта с учетом надстроек была, видимо, больше, чем у коча.
Именно более солидные размеры и большая грузоподъемность могли предопределить использование в конструкции корпуса трех килевых балок. По оснащению ладьи не отличались существенно от кочей: на них размещали также 2 промысловых карбаса, похожее парусное вооружение и рулевое устройство, но по грузоподъемности они явно превосходили кочи.
С уважением, А.Сергеев