От Harkonnen Ответить на сообщение
К Constantin Ответить по почте
Дата 19.09.2006 15:23:46 Найти в дереве
Рубрики Танки; Версия для печати

Кое-что об эксплуатации танков...

Написал один знакомый ,это было размещено на ГСПО, думаю кому –то будет интересно ознакомиться…

Кое-что об эксплуатации танков. Из собственной практики.
Допущения и ограничения:

1.Имел возможность «юзать» от Т-54 до … ("у нас есть такие танки!!!! но мы вам их не покажем" (с) Манго-Манго)
2.Сей пост выражает МОЕ мнение.
3.Кто не согласен – скидывайте свои (личные впечатления, а не «я где-то что-то от кого-то слышал…») посты автору публикации.
4.В новом проекте (который, надеюсь, в ближайшее время появится) они будут опубликованы с указание авторства.


--------------
Итак, начнем…

1. Т-54.
С ним (Т-54Б) мне пришлось столкнуться на сравнительно не большое время. Общее впечатление (после Т-64) – «полный аут». Но…
В умелых руках и петух снесется. Моя рота участвовала в первенстве округа на «лучшую роту по вождению и тех.подготовке». Моя подготовка механиков-водителей началась такими словами:
- Танк – это хоть и большой, но все таки кусок железа. И не нужно его бояться.
Затем я показал, как может водить «пятьдесятпятку» ротный. Результат – мои механики при спуске с макета колейного моста на грунте включали 3-ю (из пяти) передач. За что моя рота и поплатилась на проверке. Не мне оценивать решение комиссии, но кто-то сверху сказал: «Ну не могут механики на Т-54 показать лучшие результаты, чем механики на Т-64». В результате моя рота заняла «почетное» 4-е место (из 7-ми). В общем, машина, как машина. Сифонит в башне ужасно, стабил (по сравнению с Т-64) не в дугу, но ездить и стрелять можно.

2. Т-55.
Мне пришлось командовать ротой танков Т-55А. Это те, которые с КДТ «Пламя» на пушечке. Если учесть, что все машины роты отличались только последними цифрами в номере партии, то для ротного это была «лафа». Я и мой л/с твердо знал, что кнопка (рычажок) такой-то системы находится именно в этом месте и мог на ощупь его задействовать. Танк имел прицел ТШС -32 ПВМ с подстабилизацией головного зеркала. По сравнению с Т-54Б – «высший пилотаж». Даже лейтенанты «двухгодичники» на стрельбе командира роты закидывали снаряд за 8 сек. Правда, пришлось немного потренироваться.
Когда стал ЗКТЧ ТБ, пришлось ставить свои 55-ки на длительное хранение (ДХ). А на ДХ главное – что бы прибор контроля влажности не показал больше нормы. Метод герметизации «получехол» обеспечивал это надежно. В некоторой части, отвечая на пост Ирины об обслуживании и эргономике танков Т-54 (55), должен сказать, что особых напряжений при эксплуатации сих машин не возникает. Это же касается и Т-62.

3. Т-62.
Это отдельная песня из моей практики. Приехав с тремя механиками получать в город К. 10 машин для обеспечения практики студентов я получил десяток… корпусов. В связи с тем, что славная …-я дивизия перевооружалась на Т-64, до учебного парка старых машин Т-62 никому не было дела. Поскольку приказ есть приказ – «Принять 10 единиц Т-62 из учебной группы» звучал однозначно, моя команда в течении недели (Ирина, читаешь?) без особого напряга собрала десяток машин «от голой трансмиссии». Проведя пробеговые испытания после сборки, я отгрузил их на платформы и отбыл с ними в свою часть, где в дальнейшем эти машины были задействованы на сборах студентом славного Днепропетровского металлургического института им. Брежнева. Ну, а что могут сделать студенты с танками, вы, наверное, догадываетесь… И тем не менее, пока я был в этой части (еще 2 года), «шестьдесятдвойки» исправно несли свой груз.

Итог по этим танкам .
Это были ПОСЛЕДНИЕ танки СССР, к которым можно было подойти «с ломом и кувалдой». Замена любого агрегата не требовала высокой квалификации и могла быть проведена в полевых условиях. Центровочные приспособления типа ЦП-7 и ЦП-8 для центровки агрегатов МТО вполне заменялись опытом и глазомером зампотеха. Не смотря на то, что «гитара» в данных машинах является базовой для всех других агрегатов МТО, она тоже менялась без повторной центровки двигателя и КП. И машины доходили с ними до капремонта. Кстати, на Т-62 я впервые понял, что такое «гитара» свистит. Слышал один раз, но запомнил крепко.

4. Моя любовь – танк Т-64.Четыре года учебы и столько лет эксплуатации в должности командира взвода учебно-боевых танков в танковом батальоне обеспечения (ТБО) наложили свой отпечаток.
Первое впечатление от танка – и неужели это все можно выучить за полгода? Кнопки, тумблера, переключатели… Оказалось, что можно.
Опустим учебу, вернемся к эксплуатации.

1.Двигатель 5ТДФ.
Подобного безобразия (прошу внимания – 1976 год!) я не видел. Гарантия наработки – 50 часов. Штабеля движков в парке и очередь машин, ожидавших их замены.
НО…
Это ведь ТБО! Здесь машины гробились «аж бiгом». Все завесило от механика-инструктора. В моем взводе была 64-ка об. 432, которая ушла в капремонт (10 000 км) на РОДНОМ двигателе и РОДНЫХ коробках передач. Осталось добавить, что инструктор на ней был прапорщик. И это не единичный случай.
Да, движок «болеет» перегревом. 15 мин перегрев – и через неделю он запускается только комбипуском, а через две недели – только с «галстука». Согласен в этой части.

НЕ НУЖНО ДОВОДИТЬ ОППОЗИЬНЫЙ ДВИЖОК ДО ПЕРЕГРЕВА!
Они очень болезненно это воспринимают.

2.Вооружение.

Пришлось стрелять из танков с ТПД-2 и 1Г-43. Земля и небо. Поэтому я соглашусь с постами (видел в сети не однократно), что 50% стоимости танка – это СУО. А собственно по пушке 2А46, то приходилось слышать такое мнение: «В качестве памятника ее автору нужно изготовить пушку в натуральную величину из золота». Это лучшая характеристика надежности и точности боя данной танковой артсистемы. Присоединяюсь полностью.

3.Прочее.

Это первый основной танк, где применен механизм заряжания.
Это первый танк, который начал бегать на многотопливном движке.
Это первый танк (серийный после Т-10М) с независимой линией прицеливания.
Это первый танк, получивший в БК ракету.
Это тот танк, который после прохождения модернизации, конкурентоспособен до сей поры.
Вот такая вот ода «шестьдесятчетверке» получилась, извините…

5. Танк Т-72.
Скажу прямо – в части ремонтопригодности от Т-64 он отстал. Временные показатели на замену деталей (узлов) или на их ТО побольше. Тут я согласен с сообщениями, показанными в теме. Не согласен только с одним. А именно – с плавностью хода. На МОЙ взгляд, никогда Т-72 не ходил плавнее Т-64. И что бы там не делали в части торсионов и амортизаторов, этот недостаток не устранен. По сравнению с Т-64 «семьдесятдвойка» утюг утюгом.
О вооружении говорить много не буду. После установки хотя бы ТПД-К1 получилась вполне приличная машина. О дальнейших «наворотах» скромно умолчу.

6. Семейство Т-80.
Мое мнение – на турбину нужно обучать с нуля. Некоторые навыки вождения, присущие дизелю, к турбине не подходят. А хоть и с большим опытом эксплуатации, переучиваться не легко. Но ничего, освоил.
Поскольку вооружение на этих танках одинаково, то скажу, в общем. Введение ряда мероприятий в пушку 2А46М, в СУО и КУВ танка позволяют мне считать его лучшим танком.

7. Т-90
Коротко – ему присущи недостатки по корпусу от Т-72 и преимущества Т-80 по башне.

Вот такой вот МОЙ опыт эксплуатации бронетехники.