|
От
|
Сергей Зыков
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
09.07.2006 11:43:18
|
|
Рубрики
|
Армия;
|
|
Банников "Антропология экстремальных групп" - читал кто?
Константин Л. Банников
АНТРОПОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ГРУПП
(Москва, РАН, 2002)
Армейская тема — одна из самых болезненных в нашем обществе. О насилии, унижении и бессмыслице, являющихся неотъемлемой частью казарменной жизни, говорится и пишется много. Но книга кандидата исторических наук Константина Банникова — это практически первая серьезная попытка исследования этиологии заболевания.
Ученые давно заметили, что в замкнутых и репрессивных сообществах — сектах, монастырях, в тюрьме, в армии — сквозь толщу более или менее современных наслоений легко пробиваются реликты архаического мировосприятия. А российская армия — именно тот крайне замкнутый социум, экстремальный и вроде бы отрезанный от обыденной жизни, где эта архаика расцветает буйным цветом. Банников, пользуясь собственным опытом воинской службы в 80-е годы и проведенными им в конце 90-х полевыми исследованиями в разных частях армии, анализирует солдатскую жизнь с точки зрения культуролога и специалиста по традиционным мифологиям. В область его исследования входят все стороны армейского быта. Он рассматривает календарное мироощущение солдат, неразрывно связанное с прохождением армейской иерархической системы («духи» — «черпаки» — «деды», над которыми «царят» глухие или опасные, но всегда оторванные от человеческой сферы божества — офицеры), и проводит аналогию между «пропиской» (то есть поркой ремнем с тяжелой пряжкой или битьем табуреткой) и архаической инициацией — ритуальной «смертью» и следующим за ней «воскресением». В книге анализируется семантика и семиотика ношения формы и изготовления «сакрального» дембельского наряда. Размышляет о почти мистическом отношении солдат к пище и об армейской мифологии секса. Важное достоинство книги — в ней содержится множество образцов солдатского литературного творчества, картинки из «дембельских альбомов» и интереснейшие фотографии.
Книга очень ценная. Хотя и не прибавляющая оптимизма. Исследование Банникова показывает, что реформа армии — задача еще более трудная, чем обычно считается. Для того, чтобы превратить ее в современные вооруженные силы, нормального финансирования и соблюдения законов недостаточно. Даже перевод ее на добровольческие начала вовсе не обязательно решит проблему. Дело в другом — необходимо изменить сознание, причем не только военнослужащих, а всего общества, породившего армию, которую мы имеем.
тут лежит
http://lit.lib.ru/d/dedovshchina/bannikov-01-antropolog.shtml
http://ecsocman.edu.ru/db/msg/115235
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ
имени Н.Н.Миклухо-Маклая
Исследование проведено при поддержке Фонда Джона и Кэтрин Макартуров грант N 99-57242
К.Л. Банников
АНТРОПОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ГРУПП
Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .....7
Введение ...........9
"Индивидуальность" и "рядовой". Социальная структура экстремальных групп ...24
Время как социообразующая категория. - Социальные страты и система отношений прав и обязанностей. - Взаимное соглашение субъектов и объектов доминантных отношений.
Социальная мобильность и переходная обрядность….42
Ритуал инициации. - Аккультурация и системы ценностей.
Нравы и добродетели. …47
Статус и поведенческий комплекс. - Метаморфозы общечеловеческих ценностей.
"Ландшафт" армейского жизнеобеспечения ….57
Столовая. - Баня. - Санчасть и госпиталь. - Специализированные подразделения. - Боевые задачи. - Гауптвахта и дисбат Труд и теневая экономика в армии Труд. - Деньги. - "Работорговля".
Знаки и символы иерархии в системе жизнеобеспечения……105
Социально-знаковая трансформация военной формы. - Знаковая организация пространства.- Статусная знаковость в системе питания.
Архетипы и социальность. К проблеме семиотики насилия……130
О феномене архетипа. - Символизм физиологизма: образ тела и образ мира. - Орган самца как символ власти. - Экскременты в головном уборе как семиотический этюд. - Образ антипода в мобилизации социальных систем, или что такое чмо? - "Любить оружие". - Социальность и сексуальность. - Татуировки. - Символизм волос: статус, подавление, протест. - Архетипы речевой коммуникации. - Архетипы пищевой коммуникации. - Сон как архетипическое состояние.
Инфантильность и насилие........ 186
"Армейские маразмы": от диктатуры абсурда к культуре абсурда..……191
Социальный, этологический, семиотический аспекты смеха. - Ритуальное смехотворчество. - Юмор, пафос и абсурд
Искусство и социальная идентичность в армейском контексте……………….205
Атрибуты и индустрия дембеля. - Дембельский альбом.
"Якоря культуры" в культурном вакууме……216
Письма и переписка. - Рационализация деятельности. - Образование. - Аутсайдность.
Экстремальные группы в гражданском сообществе ……236
Военная история как фактор национальной идентичности. - Каналы трансляции армейских доминантных отношений в гражданское обшество. - Экстремальные группы и большая политика. - Восприятие иноэтничности. - Образ армии в общественном сознании и проблемы ее профессионализации.
Заключение …… 273
Приложения ……278
Дневники, интервью, письма, воспоминания, документы. - Образ фольклора
Библиография ..356
Summary…….363