От RusDeu Ответить на сообщение
К ПРОФИ Ответить по почте
Дата 06.04.2006 00:47:57 Найти в дереве
Рубрики WWII; Память; Искусство и творчество; Версия для печати

Терминологический вопрос

>и жадности немцев, желающих получить портреты от художника за шоколадку,

Как-то не встречал и в мемуарной литературе, и в личных встречах с узниками ГУЛАГа, когда там заключенный из "нацменьшинств" что-то рисовал, мастерил, строил - в общем шестирил для ВОХР-овцев, начальства или для вольнонаемных - чтобы эти бывшие з/к з/к так обобщенно говорили: жадные русские. Даже в воспоминаниях поволжских немцев, побывавших в трудовых лагерях и над которыми куролесились все кто только хотел, практически не попадаются такие обобщения: эти жестокие, злые, грязные, подлые, жадные, трусливые ... русские (евреи, украинцы...).

Пишут/говорят конкретно: ЭТОТ опер, замполит, офицер, сержант, мастер, вольнонаемный, санитар, повар, начальник подразделения..., с которыми ветеран или быв. узник сталкивался, являлся сволочью и душегубом. Или: этот конкретно русский, еврей , татарин..., с которыми приходилось иметь дело автору, были жестокими и беспринципными людьми.

Потому как такого рода обобщения сами по себе или чистые пропагандизмы, или отражение ксенофобных и расистских установок. Потому как даже в экстремальных лагерных условиях находилось место солидарности и человеческой поддержке как со стороны лагерных работников, так и вольнонаемного персонала и местного населения. Кому-то повезло больше на хороших, совестливых людей, кому-то меньше. Но таковые и в этих специфических условиях находились.

Во время войны еще можно как-то понять такой примитивизм ("все немцы - банда грабителей и убийц", "все русские - насильники"), но сегодня пользоваться этими штампами по меньшей мере несерьезно. Инфантильность мысли, ИМХО.