|
От
|
Дмитрий Козырев
|
|
К
|
Эрг
|
|
Дата
|
23.12.2005 10:03:21
|
|
Рубрики
|
Флот; 1917-1939;
|
|
А вот из классики :)
Мальчики подолгу шатались по берегу, сидели на пристани, качались на
привязанных лодках. Скоро и Женя начал различать пароходы издали. Выяснилось,
что пароходы только для непонимающих похожа один на другой. На самом деле у
каждого были свои особенности. Так, пароходы общества "Русь" гудели, словно
шаляпинский бас в граммофоне береговой чайной. На трубе "русинских" пароходов
белел круг с буквой "Р". Задняя мачта стояла не на корме, а на верхней палубе.
И лодка висела не на мачте, как у всех, а была подвешена горизонтально над
кормой.
"Самолетские" пароходы были окрашены в розовый цвет, имели вокруг трубы
красную полоску и широкую белую линию вдоль всего борта. Большей частью они
назывались по именам писателей: "Гончаров", "Крылов", "Мельников-Печерский",
"Тургенев". "Тургенева" можно было узнать издали по стеклянному колпаку над
рубкой первого класса и золотой звезде на носу. На "Тургеневе" ездил по Волге
сам царь. (Царь, видимо, ничего не понимал в пароходах. Иначе бы он выбрал
"Кавказ и Меркурий".)
Если розовый пароход был короче обыкновенного, значит, это был "Самолет"
второй линии, ходящий не ниже Саратова. Тогда он мог называться "Князь
Серебряный", "Иоанн Калита".
Пароходы общества "Волга" - "Вольские", как называл их Тошка, -
распознавались по особому знаку на полукруглом кожухе колеса и имели голос
заливчатый, как у певчего в Троицкой церкви. Назывались эти пароходы
аристократически: "Графиня", "Княгиня", "Царица" и так далее.
Были еще и презренные, грязные "купцы", пароходы Купеческого общества. Они
не имели никаких особых признаков, и это тоже было их отличием.
Были пароходы старого Американского общества - "зевеки", как их называли
на Волге. У них колеса были не сбоку, как у всех пароходов, а сзади, и были
похожи эти пароходы на плавающие водяные мельницы. Назывались они "Ориноко",
"Миссури". Названия однотипных пароходов можно было угадать по количеству
пожарных ведер на крыше. По волжской традиции количество ведер соответствовало
числу букв в названии. Редкой и особенной удачей считалось увидеть пароход
"Фельдмаршал Суворов" или теплоход общества "Кавказ и Меркурий" с круглым
окном. "Фельдмаршал Суворов" был в то время последним и единственным
двухтрубным пассажирским пароходом на Волге, а полукруглые окна в роскошных
салонах первого класса были лишь на теплоходах самой последней стройки -
"Петрограде", "Царьграде".
- Теплоход, - загадывали мальчики, увидев издали приближающуюся белую
громаду. - Волны сзади идут - значит, не колесный. За капитанской рубкой белая
трубочка - значит, не "Бородино"...
- Спереди палуба приподнятая, - перебивал Женю Тошка.
- Круглое окно, - восклицал Женя, - восемь ведер!
- "Э-р-з-е-р-у-м"! - решали оба.
И подходил "Эрзерум".
Л. Кассиль "Вратарь Республики"