От Dragoon Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.09.2005 18:23:30 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

[2СВАН]Альтернативные войны современной России-3.1(Пятница всеже:-))

В современной России,похоже,очень модными становятся книги,где авторы переписывают тот или другой фрагмент мировой истории.
По большей части—истории ХХ века,какого-то из ее ключевых узлов.Но,в отличие от европейских авторов, которые по большей части честно рассматривают все ведущие альтернативы и не вводят в ткань своих сценариев больше одного-двух нововведений
(иначе только те или другие названия остаются от реальной истории,если вдруг изменить все параметры исторического процесса),современное российское переписывание прошлого века,как правило,построено так, что в выигрыше остается Советский
Союз. Примером поэтому является книга Сергея Анисимова “Вариант “Бис”.

Ничто не сравнится со славным Пе-3

А теперь перенесемся в виртуальные воздушные бои, обрисовываемые творческой кистью Сергея Анисимова.
Вот как он описывает попытку американской стратегической авиации нанести удар по тыловым объектам сталинских войск:“Массированный дневной удар
проводился силами тяжелой бомбардировочной авиации 8-й воздушной армии США по польским и восточно-прусским портам и железнодорожным узлам.Немцы,извещенные за пять-шесть часов,пропустили стокилометровую колонну “крепостей” вдоль своего побережья,сопровождая
ее эскортом из нескольких десятков истребителей,своего рода почетным караулом.Над Данией американцев встретили Яки.Россияне поставили все на один мощный удар,стянув к северу,по-видимому,большую часть своей фронтовой авиации.“Мустанги”,которые шли в голове американской колонны,выложились полностью,проявив себя как можно лучше.Выбивая противника один за другим они сами,однако,понесли тяжелые,неожиданные потери,и на момент подхода к Борнгольму контроль над ситуацией был ими почти полностью потерян.Именно тогда на тихоходные бомбардировщики набросились похожие на английские “спитфайри” “Лавочкины” и тяжелые варианты Яков с вооружением,что включало в себя,кроме пушек,еще и реактивные снаряды.“Тандерболты” исчерпали свой боезапас пытаясь защитить ведомые ими эскадрильи,но зону отсечки над морем,как выяснилось,контролировали звенья двухмоторных ПЕ-3,и было слышно,как кричат те, кого они поймали.Россияне большими группами атаковали одну из эскадрилий из края колонны и только после полного ее уничтожения выбирали следующую
цель.Не дойдя сто километров до Кенигсберга американцы повернули назад.Всего погибло свыше полторы сотни “летающих крепостей” и “либерейторов” и намного меньше истребителей сопровождения.”
Другими словами,погром полный.Но поставим один-единственный сакраментальный вопрос:на какой высоте происходили эти бои?Если идет речь о “либерейторы В-24”,то они(в зависимости от модификации)в дневные налеты шли на высотах 8 — 9,и вплоть до 9,5 километра.
Если же идет речь о “летающих крепостях” В-17, то они днем занимали высоты от 10 до 11 и даже 11,5 километра.
На такой высоте их мог достать далеко не каждый истребитель,да и значительная часть калибров зенитной артиллерии была бессильна.
Неслучайно Люфтваффе вынуждены после начала рейдов этих американских самолетов начать срочную разработку высотных истребителей (или модификацию уже существующих).А из самолетов, которые тогда находились на вооружении Красной Армии способными подняться на высоту полета В-17 (еще и вести там маневренный бой), к тому времени были только три серийных типа самолетов:Миг-3 и особенно его специальная высотная модификация Миг-3У и полученые по ленд-лизу “кингкобры Р-63” и ЛА-5ФН (ЛА-7 только становились в серийное производство). Однако все уцелевшие к тому времени МиГи находились либо в тыловых частях противовоздушной обороны(в том числе и на Дальнем Востоке),либо в авиаучилищах.А МиГов-перехватчиков модификации “У” выпустили вообще шесть самолетов.Правда,Сталин имел возможность дать приказ выпустить больше всего этих истребителей,а поскольку их испытания завершились в начале осени в 1943 году в частях ПВО на лето в 1944 году могло быть несколько тысяч этих высотных истребителей.Однако автор “Варианта “Бис” не вспоминает МиГи как средство отбивания атак “летающих крепостей”.Не вспоминает он и о “кингкобре” которых к тому времени по ленд-лизу СССР получил около тысячи.А вот реальные противники “либерейторов” и “крепостей” ЛА-5ФН описаны очевидно удивительно:автор книги нашел у этих самолетов с двигателями воздушного охлаждения сходство с остроносыми “спитфайрами” — хотя в действительности на “спиты” значительно более похожи
как раз остроносые Яки.И что интересно:Сергей Анисимов не забыл о ракетах под крыльями тяжелых Яков,но сделал вид,что эскортные “мустанги”(Mystang ІV) не имели под своими крыльями по десятку противосамолётных ракет. Так же автор “выпустил”из поля зрения,что практический потолок полета “мустангов” достигает почти 13 км,а следовательно их никто из советских самолетов,кроме отсутствующих в описанном воздушном бое “кингкобр”,не мог достать.А если бы и достали—скорость “мустангов”
на больших высотах на 50 км/ч.превышала скорость ЛА-5ФН и на 80 км/ч.—скорость тяжелых ЯК-9У.Другими словами,реальный воздушный бой при участии описанных самолетов был бы похожим на воздушные бои в 1941 году, когда І-16 и І-153 были бессильными против значительно более быстрых “мессеров”.
Что же касается одного из драматических поворотов описываемого Сергеем Анисимовим воздушного боя,а именно:“Тандерболты” исчерпали свой боезапас,пытаясь защитить ведомые эскадрильи,но зону отсечки над морем, как выяснилось контролировали звенья двухмоторных ПЕ-3,и было слышно,как кричат те,кого они поймали.”. Но характеристики ПЕ-3(последний вариант,ПЕ-3М, разработанный летом 1944 году—максимальная скорость 545 км/ч.,практический потолок—9,5 км)—несоизмеримы с характеристиками тогдашнего эскортного варианта истребителя “тандерболт”(Р-47J—максимальная скорость
—816 км/ч.,практический потолок—14,1 км;другой вариант,Р-47М,в описываемое время только стал на конвеер).И кстати боекомплект “тандерболтов” был вдвое,а у некоторых самолетов—втрое больше по количеству патронов на один тяжелый пулемет(всего этих пулеметов было восемь),чем в ЯК-9У.Поэтому “исчерпать боезапас” в бое с противником который летит ниже тебя на три километра и на сто или двести километров в час медленнее,просто невозможно.И даже,исчерпав
боезапас,пилоту “тандерболта” стать беззащитной жертвой ПЕ-3 не удастся.
Собственно,таким фактом является и специальность фронтового командования Люфтваффе.Так вот это командование,зная о запланированном ударе стратегической авиации США по советским тыловым позициям и,соответственно об уровне готовности “сталинских соколов” к отпору этого удара, непременно попробовало бы воспользоваться случаем взять реванш у красных.Ведь в том реванше,который неминуемо возник бы в воздухе на большом пространстве, и тем более — на аэродромах где взлетали и садились бы сотни истребителей,возникают просто-таки идеальные условия для действий “воздушных охотников”.Так вот немцы не поднимали бы в воздух свои реактивные МЕ-262 как “почетный эскорт”,о чем пишет Сергей Анисимов,не были они настолько тупыми.Сотня этих истребителей и истребителей-бомбардировщиков(скорость вблизи земли за 800 км/ч.,на высоте — за 850 км/ч.)при условии хорошей поставки горючих со стороны новых союзников,то есть британцев и американцев(реально немецкая реактивная авиация 1944 — 1945 лет очень часто сидела на земле именно через нехватку горючего),способна,учитывая уровень мастерства пилотов на протяжении дня за несколько вылетов в водовороте растянутого на сотни километров воздушного боя и на подступах к аэродромам
“завалить” в воздухе и сжечь на земле до полутысячи советских истребителей прибавив своих струй к общему вихрю событий—из тех 2000,которые,по книге,приняли участие в боях с “летающими крепостями”.
А между тем бомбардировщики и штурмовики Люфтваффе, воспользовавшись тем что советская истребительная авиация бы была задействована в тяжелых боях с американцами,свободно ударила бы по аэродромам
“сталинских соколов”.Так вот день 13 ноября в 1944 году,который по замыслу автора книги,стал “черным днем” авиации США в случае подобного реального столкновения стал бы для советской авиации катастрофой,масштабами приближенной до 22 июня
в 1941 году.
Сергей ГРАБОВСЬКИЙ,
заместитель главного редактора журнала “Современность”
http://fleet.sebastopol.ua/morskaderzhava/index.php
С ув.