От Андрей Сергеев Ответить на сообщение
К denysenko Ответить по почте
Дата 11.07.2005 11:41:43 Найти в дереве
Рубрики ВВС; 1917-1939; Версия для печати

Вот любопытная статья про боевые действия в Антарктиде и прилегающих водах

Приветствую, уважаемый denysenko!

>а относительно норвежцев бритов откуда инфа?
>и что за бои между народами на антарктическом полуострове, можно источник?

Малоизвестные страницы истории освоения Антарктиды

С. Игнатьев

Охота на китов – одно из древнейших занятий человечества. К середине 19-го века северная популяция китов была уже в значительной степени выбита. Однако, появление парового флота, изобретение гарпунных пушек и ружей {1} и открытие высокопродуктивных районов в южных антарктических водах вдохнули новую жизнь и этот древний промысел. Опыт первой мировой войны, показал, что сырье, получаемое из этих исполинов моря, имеет стратегическое значение, не столько как продукт питания, сколько в силу уникальных свойств китового жира (ворвани), добавление которого в смазочные масла обеспечивало их морозостойкость. Этот же опыт показал крайнюю уязвимость районов китового промысла (особенно на юге) от действий рейдеров противника. Не случайно, в годы второй мировой войны антарктические воды стали зоной активных боевых действий.
Прежде чем перейти к описанию действий английского флота по защите китового промысла и английского суверенитета в антарктических водах целесообразно вернуться к началу 20-го века, когда были предприняты первые попытки раздела Антарктики. К этому времени стало ясно, что воды, окружающие Антарктический полуостров, включая море Уэдделла, острова Южная Джорджия, Десепшен, Южно-Оркнейские и Южно-Шетланские острова являются одним из основных районов откорма китов, как настоящих гладких, так и полосатиков, горбачей и кашалотов, а также многочисленного морского зверя (тюлени, морские слоны и морские котики). Все это разнообразие жизни базировалось на развитии криля {2}, который являлся основой трофической пирамиды местной экосистемы.
В завершении первого колониального раздела (конец XIX - начало XX вв.) взоры великих держав обратились на юг, где лежал ничейный "бросовый" континент. И, когда антарктический китовый промысел в этих водах начал давать существенный доход (до 50% мирового), они стали предъявлять территориальные претензии. Многочисленные национальные экспедиции этого периода имели целью получение для своих стран наибольших прав на антарктические земли. Продуктивные воды Антарктического полуострова, на запад от Земли Грейама{3} стали ареной соперничества великих морских держав. В 1903-1904 гг. эти воды посетила Французская Антарктическая экспедиция на шхуне “Франсе” (240 т), которой руководил Жан-Батист Шарко. Были открыты большинство островов Архипелага Вильгельма, находящиеся к западу от Антарктического полуострова: Бус, Ховгард, Ведел, Петерманн, Рокас, Крулс, Анаграм, Ялур, Бетбедер и Аргентинские острова, что давало возможность Франции претендовать на эти земли. Поэтому, после Французских экспедиций международная ситуация вокруг Антарктического полуострова резко обострилась. 21 июля 1908 г. Королевским Указом Эдуарда VII Англия в одностороннем порядке объявляет "зависимой территорией" (колонией) Фолклендские острова, передав под управление ее администрации значительные территории в Антарктике (в том числе Землю Грейама, Южные Оркнейские и Южные Шетландские острова). Указом Георга V от 23 марта 1917. эта территория была продлена до Южного Полюса. Этим самым было положено начало "секторальному" разделу Антарктики. Претензии предъявлялись на территории в секторе (треугольнике) с Южным Полюсом в вершине, определенными меридианами в качестве граней и конкретной широтой в основании. После первой мировой войны по аналогичному принципу были "нарезаны сектора" британским доминионам (Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз), а также Франции (1924) и Норвегии (1928), причем площадь «антарктических колоний» в десятки раз превышала площадь метрополий.
Для изучения и освоения антарктических территорий в Англии создаются Комитет по исследованию и разведке Зависимой Земли Фолклендских островов (1919) и океанографический комитет "Дискавери" (1924) {4}, которые организуют крупномасштабное изучение региона.
Но в 1925-1927 гг. о своем суверенитете над островами Британского сектора объявляет Аргентина. Он обосновывала свои претензии как “исконным правом с момента образования государства”, так и результатами экспедиций 1903-1908 гг. на корвете "Уругвай" {5}. И хотя Международный трибунал в то время признал английскую принадлежность этих территорий, Аргентина с этим решением до сих пор не согласилась. Конфликт, несколько приглушенный подписанием Антарктического договора (1959), разразился, в конечном счете, Фолклендской войной 1982 года.
К началу второй мировой войны Антарктические воды, считавшиеся основным районом китобойного промысла (здесь ежегодно промышляли до 40 китобойных флотилий {6}), с началом боевых действий оказались беззащитными от рейдеров противника. Только в декабре 1939 года в Индо-океанский сектор Антарктики, к о-вам Принца Эдуарда и Крозет, была послана подводная лодка “Олимпус” (ком. H.V. King). В начале 1941 г. к ней присоединились крейсера «Нептуне» (ком. Rory C. O'Conor) и «Австралия». Эти боевые корабли не были приспособлены к плаванию в антарктических льдах, и их деятельность свелась к краткосрочному патрулированию. К сожалению, суда, специально построенные для работ в антарктических водах, для охраны китобойных судов не привлекались. «Дискавери II» поступил в Адмиралтейство как сторожевой корабль, а «Уильям Скорсби» использовался как минный тральщик.
После капитуляции Франции (1940) немцы создали на принадлежащем ей острове Кергелен секретную базу по снабжению рейдеров, действующих в южных водах, а 1942 г, на острове планировалось разместить метео- и радиостанцию Кригсмарине. На юг были отправлены три рейдера, в том числе «карманный» линкор «Адмирал Шеер».
В начале 1941 года в антарктические воды прорвался немецкий вспомогательный крейсер "Пингвин" {7}, покинувший польский порт Гдыня 15 июня 1940 года.
Получая снабжение с транспорта "Альстертор", он 13-14.01.1941 г. в 300 милях восточнее острова Буве (Индоокеанский сектор Антарктики) захватил большую часть норвежского китобойного флота - три китобойные базы ("Оле Веггер", "Солглимт" и "Пелагос") и 11 китобойцев (только три китобойных судна избежали пленения) (Платонов, 1998).
Добыча была столь велика, что на «Пингвине» не хватило людей для призовых команд и если бы не активное содействие норвежских экипажей, часть судов пришлось бы затопить. «Пингвин» отконвоировал захваченные суда на встречу с «Адмиралом Шеером», из экипажа которого были сформированы дополнительные команды. Все три базы и 8 китобойцев (из 11) немецкие призовые команды смогли довести до портов Западной Франции. Они доставили 23000 тонн китового жира, что значительно улучшило продовольственное положение в Германии. Из захваченных китобойцев была сформирована отдельная флотилия ПЛО (Роскилл, 1970). Успешная операция «Пингвина» показала не только полную беззащитность британского китового промысла, но и неэффективность морской блокады портов Германии и оккупированной Европы. Крайне неприятным сюрпризом для англичан было активное сотрудничество с противником норвежских экипажей, которые не рассматривались немцами как пленные (после прибытия в Германию, все норвежские моряки были отпущены). И хотя "Пингвин" удалось потопить в мае 1941 г., опасность появления в антарктических водах немецких и японских рейдеров серьезно рассматривалась Британским Адмиралтейством на протяжении всей войны (немецкие подводные лодки наблюдались в антарктических водах и после мая 1945 года).
После налета «Пингвина» в регионе оставалось значительное количество британских судов. Только «Южная Китобойная и Зверобойная компания» (The Southern Whaling and Sealing Co. Ltd) имела здесь 2 китобойные базы и 16 китобойцев, а компания «Южная Джорджия» (The South Georgia Co LTD) – 61 судно и обширную инфраструктуру (склады топлива, продовольствия, перерабатывающие фабрики) на островах. Для защиты китобойного флота от германских рейдеров англичане послали вспомогательный крейсер «Королева Бермуд», выполнивший эту почти авантюрную операцию.
Лайнер «Королева Бермуд» («Queen of Bermuda»){8} был мобилизован за несколько дней до начала войны. Он был вооружен семью 6-дюймовыми и 2-мя 3-дюймовыми корабельными орудиями и в октябре 1939 года зачислен в британский флот в качестве вспомогательного крейсера. Командование (после выхода на пенсию старого капитана лайнера) было поручено Джеффри Хавкинсу (G. A. B. Hawkins). Это был высокообразованный морской офицер, который пришел в королевский флот гардемарином в 1914 году и закончил войну в 1918 г. командиром корабля “Tedworth” в 1918, когда ему было всего 22 года.{9}
В 1940 году “Королева Бермуд” была переоборудована в порту Дурбан. После установки вооружения крейсер некоторое время патрулировал у берегов Южной Америки, где было много германских судов. В 1941 году крейсер был послан в море Уэдделла, чтобы защитить китовый промысел от вражеского нападения. В задачу крейсера (кроме боевого патрулирования) входило собрать британские, норвежские и аргентинские китобойные суда, рассеянные на обширной акватории, отконвоировать их в безопасные порты, уничтожить китобойную инфраструктуру, которую могли бы использовать рейдеры противника. Все это было поручено судну, абсолютно не приспособленному к плаванию в суровых антарктических условиях, с частыми штормами и туманами, ледяными полями и айсбергами, с экипажем, имеющим отдаленное представление о плавании в этих практически неописанных водах. Из старого экипажа лайнера на борту остались старший помощник (Stanley Burns), получивший чин лейтенанта Королевского флота, два штурмана (сублейтенанты), штурманские ученики (гардемарины), два механика, боцман, 8 матросов и 6 военнообязанных из обслуживающего персонала. Для 450 человек, находившихся на борту, это была «в целом очень хорошая доля, знающих судно моряков» - иронически писал капитан Дж. Хавкинс в своих воспоминаниях.{10} Штурманский состав не имел опыта плавания в водах южнее 600 ю. ш., в условиях постоянно «блуждающего» компаса. Более того, на судне отсутствовали карты и диаграммы района плавания, которые приходилось составлять уже в рейсе. И, наконец, бывший лайнер не имел ни малейших шансов в бою с настоящим боевым кораблем противника, что показала печальной судьба вспомогательного крейсера «Джервис Бей»{11}, и что не способствовало повышению морального уровня экипажа.
Плавание «Королевы Бермуд» проходило в крайне неблагоприятных условиях. Погода, большей частью была пасмурная, отличалась низкой видимостью. Часты были и туманы, особенно в Море Уэдделла. Все время было холодно, хотя судно (каюты и топливные цистерны) было утеплено, палубные надстройки и орудия постоянно обмерзали. Сопротивление воздуха (из-за высоких бортов) затрудняло сохранение курса, однажды бортовой волной курс был изменен сразу на 100. Штурман редко видел солнце (1 или 2 дня в неделю) и определение позиции судна при блуждающем компасе и самодельных картах было весьма затрудненной. К югу от о-ва Южная Джорджия был встречен паковый лед, постоянно наблюдались айсберги. Каждый день, приблизительно до 16.00 часов гардемарины были должны составлять карту всех айсбергов, находившихся в поле зрения, чтобы судно в течение ночи, находилось с подветренной стороны от них.{12}
«Королева Бермуд» оставила Порт Стэнли на Фолклендских Островах 20 января 1941 года и взяла курс на Южную Джорджию. Переход в Антарктику был очень коротким и тяжелым. За два дня крейсер прошел бурные воды Cape Buller, Black Head, Cape Saunders and Jason Island и в бухте Cumberland East Bay обнаружил танкер «Thorshammer» (12215 т). 23 января, возле Leith Harbour, он встретил китобойную базу «Ernesto Torniquist» (6547 т). После этого крейсер взял курс на юго-восток, чтобы обойти острова Clerke Rocks и Green Island, открытые еще Джеймсом Куком. 24 января 1941 г. «Королева Бермуд» взяла юго-западный курс и, обходя айсберги, к 05.30 25 января дос-тигла Южной Джорджии. После этого, гидрографами крейсера был проведен короткий поиск в неописанной части Cumberland East Bay, где был открыт остров Cooper {13}. В полдень 26 января, «Королева Бермуд» приблизительно в 150 милях к юго-западу от Южной Джорджии легла на курс к Южно-Оркнейским островам. После прохождения через лед и айсберги капитан Хавкинс с расстояния 40 миль к 13.45 27 января, увидел пики, ледник и утесы Laurie Island. Вечером этого дня крейсер подошел к станции «Оркадас» {14}. Это первая постоянная метеорологическая станция, расположенная южнее 600S. Не получив ответа на радиозапрос Азбукой Морзе, крейсер пытался высадить на берег вооруженный десант, но из-за плотного льда от этого пришлось отказаться. 28 января 1941 года «Королева Бермуд» патрулировала у мыса Фарадей. Это было беспокойное время, на неприветливом побережье, несовершенно нанесенном на карту, со штормами, айсбергами и паковым льдом.
Продолжив 29 января поиск китобойных судов, капитан Хавкинс обнаружил китобойную базу «Southern Empress» (12398 т) в районе 640S и 470W. На следующий день, приблизительно на 100 миль западнее крейсер встретил еще одну китобойную базу (фабрику) «Svend Foyn» (14795 т). Следующие 12 дней были потрачены по поиск китобойцев в районе, ограниченном координатами 64-650S и 48-500W, где холодное течение моря Уэдделла, сталкиваясь с поднятиями морского дна, создавала идеальные условия для охоты на китов. Убедившись в отсутствии кораблей противника в районе, капитан Хавкинс (в нарушение инструкций) разрешил китобойцам продолжать промысел. Крейсер, сопровождаемый тремя китобойными базами и танкером, обеспечивал промысел в течение этого срока. После чего, эта небольшая флотилия сместилась еще южнее островам Острова Джеймса Росса и заливу Erebus и Terror. Промысел китов был продолжен в северной части моря Уэдделла вплоть до 3 марта. После чего, китобойные базы и китобойцы были направлены на север, в безопасные порты.
Сама «Королева Бермуд» получила указание взять курс на Южно-Шетландские острова и острову Десепшен, где уничтожить все, что может быть полезным противнику. Крейсер должен был заминировать проливы между островами и удобные для стоянок бухты, уничтожить склады угля, нефти и продовольствия, созданные до войны китобойными судами. 4 марта «Королева Бермуд» в неблагоприятных условиях вошла в неописанный пролив возле острова Port Foster. Это был узкий (всего в два раз шире крейсера), пролив с сильным подводным течением, в который впервые вошло судно такого тоннажа. Капитан Хавкинс отмечал, что: "Вход в пролив был очень узкий со скалой в середине канала. Мы не имели карты устья, кроме двухдюймового квадрата на большой карте. Но капитан одного из обрабатывающих судов дал мне рисунок и совет о том, как войти в пролив. Это было нелегко. Когда мы отошли от острова, то вход был блокирован маленьким айсбергом, и мы были должны ждать, пока он не отдрейфовал прежде, чем мы вошли. Все было чрезвычайно трудно". Крейсер сжег склады с углем на 5 брошенных китобойных станциях, взорвал фундамент и отливные трубы нефтяных цистерн, он которые он только пробил, но оставил нетронутыми. Эти действия проводились партиями саперов, которые высаживались с судна под прикрытием вооруженных матросов. Иногда нефтяные цистерны приходилось уничтожать артиллерийским огнем. Были заминированы наиболее удобные для стоянок бухты и проливы между островами (выставлено 163 мины). 8 марта крейсер вернулся в Порт Стэнли (Фолклендские острова), где принял почту и продовольствие.
После кратковременного отдыха и ремонта уже 12 марта 1941 года крейсер прибыл в антарктические воды, где прикрывал охоту трех баз («Lancing», «Thorshammer» и «Southern Empress») и 8 добывающих суден. В районе 620S и 520W были встречены многочисленные айсберги (61 айсберг в течение одной послеполуденной вахты), а на следующий день (63030'S) – мощный паковый лед. 25 марта 1941 г. «Королева Бермуд» достигала самой южной точки своего плавания - 66004'S. После этого беспрецедентного похода, на акватории практически не нанесенной на морские карты, «Королева Бермуд» и конвоируемые ею суда прибыли на о-в Кинг Джордж, где на хорошо защищенной бухте находилась британская база с мощной радиостанцией и администрацией. Оттуда были отправлены на север китобойцы «Sigfra», «Narval», «Foca» и «Busen 9».

5 апреля, крейсер встретил, возвращающие с промысла китобойные базы и отконвоировал их во Фритаун через опасные воды (суда двигались непрерывным противолодочным зигзагом). Во Фритауне капитан Хавкинс получил новое назначение {15}, а командование над крейсером принял А. T. C. G. Peachey.
Хотя судовые журналы обрабатывающих судов и китобойцев были утеряны, анализ уцелевших материалов (боевой журнал крейсера) показал результативные места охоты за китами в это время, что крайне важно для промысловой статистики. Это беспрецедентный (из-за негодности корабля к выполнению поставленных задач) случай полного господства на море Королевского военно-морского флота.
Среди мер по борьбе с рейдерами противника предполагалось и создание в Антарктике наблюдательных постов с целью получения регулярных метеопрогнозов из Антарктики в 1941 г. Британское Адмиралтейство создает в Порт Стэнли Бюро погоды, трансформировавшееся в 1943 г. в Антарктическую Службу Зависимой Земли Фолклендских Островов. Именно этому учреждению и было поручено развертывание сети наблюдательных постов на островах и антарктическом побережье. Это должны были быть небольшие (5-7 зимовщиков) базы, которые выполняли бы стандартные метео- и радионаблюдения и вели наблюдения за появившимися крейсерами противника.
Но в начале сороковых годов произошли события, ускорившие создание английских научных станций. Практически одновременно (1940) Аргентина и Чили объявили о своем суверенитете над территориями Британского сектора {16}. В начале 1941 г. Аргентина посылает экспедицию на военном транспорте "Примеро де Майо" {17}, которая посетила о. Десепшен и установила на нем аргентинский флаг. В январе 1943 г. английские военные моряки со вспомогательного крейсера "Кэрнарван Кэстл" уничтожают бронзовую табличку о суверенитете Аргентины и вновь поднимают над островом Десепшен британский флаг. Но в феврале 1943 г. очередная экспедиция "Примеро де Майо", в свою очередь, уничтожает британские эмблемы. Эта конфронтация, продолжавшая и после войны, сопровождалась взаимным уничтожением станций, арестом зимовщиков, патрулированием военных кораблей.
С ноября 1943 г. для закрепления британского суверенитета над антарктическими территориями Адмиралтейством проводилась секретная операции "Табарин" {18}. Она заключалась в создании наблюдательных станций на стратегически важных участках побережья, в том числе и на спорных Аргентинских островах. Эти базы должны были обеспечивать наблюдения за рейдерами противника и собирать метеорологическую информацию. В течение 1943-1944 гг. экспедиции на мобилизованных исследовательских судах "Дискавери", "Фиц-Рой" и "Уильям Скорсби" построили станции на островах Венски (база "А", ныне “Порт Локрой”) и Десепшен (база "В"). На них уже в сезон 1944 года были оставлены зимовщики. В 1945 г. в бухте Хоп (Земля Грейама) с тюленебойной шхуны "Игл" была организована еще одна станция - база "D".
После окончания войны функции Адмиралтейства были переданы Управлению колоний, а антарктические земли получили название "Зависимые территории Фолклендских островов" (FIDS - Falkland Islands Dependencies Survey). Операция по созданию станций продолжалась. В сезон 1946-1947 гг. экспедиционные суда "Фиц-Рой", "Вильям Скорсби" и "Трепасси" основывают три станции - база "С " (о. Лори), база "Е" (о. Стоингтон) и база "F" (о. Винтер), а в 1948-1949 гг. Великобритания создала в Антарктике еще три базы ("Y", "G" и "Н"). Британские военные корабли, патрулируя акваторию ФИДС, регулярно посещали эти станции с целью сбора почты. По существовавшему международному праву собственностью государства считался пункт, где действуют правительственные учреждения, например, почта. Начальники станций по совместительству были почтмейстерами, и каждая станция имела свои почтовые штемпеля и марки. Традиция наличия на антарктических станциях почтовых учреждений сохраняется до сих пор. И хотя большинство созданных в спешке станций функционировали не продолжительное время, некоторые из них, например, база "F" , превратились в стационарные научные центры. В противодействие английским претензиям Аргентина, а затем и Чили в 1947-1951 гг. на спорных островах организуют три стационарные станции и 6 "рефухио" (от исп. - "убежище") в качестве запасных продуктовых баз. 4.03.1948 г. эти страны подписывают совместную Декларацию "о совместной защите Южноамериканской Антарктики". В ответ на эти действия Англия послала в этот район дополнительные военные корабли, что поставило конфликтующие стороны на грань вооруженного столкновения. Попытки разрядить обстановку привели к подписанию трехсторонней военно-морской декларации от 18 марта 1949 г., которая запрещала посылку военных кораблей в воды южнее 600 ю.ш. Декларация обновлялась каждый год вплоть до момента подписания Антарктического Договора.

ЛИТЕРАТУРА

Голицын В.Б. Антарктика: Международно-правовой режим. М.: Международные отношения, 1983.
Дерюгин К.К. Советские океанографические экспедиции. П.: Гидрометеоиздат. 1968.
Ивашин М.В., Попов Л.А., Цапко А.С. Морские млекопитающие (справочник). М.: Пищевая промышленность, 1972.
Масленников Б. Морская карта рассказывает. М.: Воениздат, 1986.
Платонов А.В. О германский вспомогательных крейсерах во второй мировой войне // Цитадель. 1998. №2(7). СЧ. 55-64.
Роскилл С. Флот и война. Т. 1. М.: Воениздат, 1967.
Роскилл С. Флот и война. Т. 2. М.: Воениздат, 1970.
Трешников А Ф. История открытия и исследования Антарктиды. М.: Гос. изд. геогр. лит. 1963.
Jones G.E. Protecting the Whaling Fleet during World War II // British Antarctic Survey Bulletin. 1974. No 38.
Rodriguez H. , Arguindeguy P.E. Buques de la Armada Argentina 1852-1899/ Sus Comandos y Operation. Buenos Aires, 1958.
Ushuaia su Museo Maritimo. Maritime Ethnography and Naval Archaelogy. Ushuaia: Zagier & Urruty Publ., 2000.

БЛАГОДАРНОСТИ

Автор благодарен заместителю директора УАЦ, доктору физ-мат. первому начальнику УАС «Академик Вернадский» наук Г.П. Милиневскому, за возможность ознакомиться со своими материалами по истории станции директору Мuseo Maritimo de Ushuaia (Tiera del Fuego) Dr. Carlos Pedro Vairo за помощь в поиске первичных материалов, а также коллегам по зимовке за исправления и ценные замечания.

ПРИМЕЧАНИЯ:

{1} 2-х дюймовая гарпунная пушка была изобретена Свейном Фойном в 1867 г. Снабженная компрессором "Spes at Fids" она позволяла добывать малых полосатиков (Balaenoptera acutorostrata), которые ранее тонули после забоя. Производилась в Норвегии серийно. Гарпунное ружье производилось германской фирмой H.G. Gordes (Bremenhaven) и представляло ружье системы "Маузер", стреляющее гарпуном с 4 крючьями на 50-метровом лине.
{2} Криль - обобщенное название крупных пелагических эуфаузиевых раков (преимущественно Euphausia superba Dana), образующих большие скопления в антарктических водах. Основная пища китов. Имеет промысловое значение.
{3} «Земля Грейама» - устаревшее британское название Антарктического полуострова. С 1961 г. под этим названием на англоязычных картах обозначается только северо-западная часть этого полу-острова, а его южная часть получила название Земля Пальмера.
{4} В задачи Комитета по исследованию и разведки Зависимой земли Фолклендских островов входило навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства в регионе. В 1943 г. Комитет вместе с бюро прогнозов Адмиралтейства вошел в состав Антарктической Службы Зависимой земли Фолклендских островов, в 1962 году преобразованную в Британскую Антарктическую службу (БАС). Комитет имел в своем распоряжении экспедиционные суда “Трепасси” и “Фиц-Рой” (в честь Роберта Фиц-Роя, основателя метеорологической службы в британском флоте, в 1831-1836 гг. - капитана знаменитого Бигля").
Комитет «Дискавери» был учрежден для наблюдения использованием морских ресурсов Фолклендских островов и Британского сектора Антарктики. Комитет проводил океанографические исследования в интересах китового промысла. Перед войной Комитет располагал двумя экспедиционными судами, универсальным исследовательским судном “Дискавери II” (в честь судна экспедиции Р. Скотта) и китобойным судном "Уильям Скорсби" (в честь известного китобойного капитана, автора классических трудов о китах Атлантики) для мечения китов. В 1949 г. Комитет вошел в состав Национального Океанографического Института.
{5} “УРУГВАЙ”. Аргентинский военный корвет (фактически канонерская лодка) был построен в Англии (Birkenhead) в 1874 г. Принимал участие в боевых действиях в сентябре 1874-1878 годов. С 1903 г. – в составе гидрографической службы Аргентинского флота. В феврале 1903 г. спас состав шведской экспедиции Отто Норденшельда, высадившийся на берег, после гибели экспедиционного судна «Антарктик». В 1903-1905 гг. обслуживал Французскую Антарктическую экспедицию капитана Ж. Шарко на судне "Франсе". Кроме участия в работе указанных выше экспедиций, в 1929-1935 гг. обеспечивал самостоятельные исследования в антарктических водах (Expedicionarios al Polo Sur) и создание аргентинских станций (la Campana Antarctica) в 1942-1944 гг. – всего 12 антарктических плаваний. В настоящее время (с 6 июня 1967 года) сохраняется как музейное судно в Морском музее Буэнос-Айреса. 26 географических наименований карте Антарктики связаны с экспедициями корвета “Уругвай”.
Водоизмещение 550 т. Длина 46,36 м, ширина 7.63 м, осадка 5,4 м. Паровая машина 475 НР. Парусное вооружение 612,28 кв. м. Скорость 6/11 уз. Дальность плавания 1500 миль при автономности 97 суток. Вооружение (1903): 2 - 120-мм орудия Амстронга. Экипаж: 114 чел (в том числе 16 офицеров).
{6} В середине 30-х годов среднегодовое производство ворвани в Антарктике достигло 600000 тонн в год, для чего 232 китобойца (преимущественно английские и норвежские) добывали более 40000 китов в год.
{7} "ПИНГВИН" (рейдер № 33 или рейдер "F") - Германский вспомогательный крейсер (ком. - кап. I ранга Э. Крюдер). Бывшее грузопассажирское судно "Кальденфельз" пароходства Ганза". Действовал в антарктических водах Тихого и Индийского океанов. За время крейсерства (22.06.1940-8.05.1941) захватил или потопил 28 судов союзников, еще 5 судов погибло на выставленных им минах. Потоплен в артиллерийском бою английским крейсером "Корнуолл" 8.05.1941 г. (Роскилл, 1967).
«Пингвина» подвела немецкая дисциплинированность. 8 мая 1941 года, после потопления (накануне) танкера, он был обнаружен в Индийском океане корабельным самолетом с британского крейсера «Корнуолл». Отлично замаскированный под норвежское судно, «Пингвин» вначале не вызвал подозрения у английских летчиков, но потом их смутило, что никто из экипажа не вышел на верхнюю палубу поприветствовать дружественный самолет — такая дисциплина могла быть только на военном корабле! Через несколько часов крейсер настиг "норвежца", вскоре погибшего от взрыва собственных мин, в которые попал 203-мм снаряд с «Корнуолла» (Платонов, 1998).
Водоизмещение 13651 т.; вместимость 7600 брт.; дизель; скорость максимальная 18 уз; дальность плавания (12 уз) 60000 миль. Вооружение: 6 - 150 мм орудий, 4 торпедных аппарата, 2 самолета, 300 якорных мин.
{8} Лайнер «Queen of Bermuda» построен в 1933 году в Англии (Vickers Armstrong, Barrow; 1933), принадлежал компании Furness Withy & Co. Ltd. и обслуживал австралийско-южноафриканскую линию. Водоизмещение 22 575 т; основные размерения 555,4 x 76,7 x 39,0 фт.; две паровые турбины 4,274 h.p. Разобран в 1967 г.
{9} Между войнами, капитан Дж. Хавкинс был прикомандирован в свиту Принца Уэльса во время его посещения Южной Африки и Родезии. Перед началом войной Дж. Хавкинс был откомандирован в Адмиралтейство, где заведовал операционной и картографической группой в отделе по борьбе с вражескими рейдерами и подводными лодками. Имел большой опыт плавания в Северном море.
{10} Information from Admiral Sir Geoffrey Hawkins (цит. По Jones, 1974).
{11} «Джервис Бей». Вспомогательный крейсер (бывший одноименный лайнер, 14164 брт). Потоплен в артиллерийском бою 5 ноября 1940 г. карманным линкором «Адмирал Шеер», прикрывая конвой НХ-84, который фактически спас своей гибелью.
{12} Information from Admiral Sir Geoffrey Hawkins (цит. по Jones, 1974).
{13} Hydrographic Department, 1961. p. 100, 104 and 111(цит. по Jones, 1974).
{14} Аргентинская станция "Оркадас" (60°45'S; 44°43'W) - самая старая научная станция в Антарктиде, которая функционирует без перерыва с момента создания в апреле 1903 г. Британской Антарктической экспедицией В. Брюса на судне "Южный крест".
{15} Адмирал сэр Джеффри Хавкинс, M.V.O., D.S.C., C.B., ушел в запас сразу после войны, прокомандовав H.M.S. “Victoria”, прослужив в Адмиралтействе и на базе в Мальте. Причины, побудившие подать в отставку моряка имевшего опыт плавания в антарктических и арктических (русские конвои) водах остались невыясненными.
{16} Операции аргентинского флота 1942-1944 гг. по установлению суверенитета над антарктическими островами носит название “Антарктической компании” (la Campana Antarctica).
{17} “10 DE MAYO”. Транспорт аргентинского флота. Построен в Англии в 1894 году. В 1896 году транспорт доставил в Ушуаю первых 14 каторжников из Буэнос-Айреса. До 1945 года, когда судно было затоплено в Монте Хермозо, оно использовалось для снабжения аргентинских станций на Огненной Земле (Tierra del Fuegro) и в Антарктике. Принимал участие в экспедициях к Южно-Оркнейским островам (1925-1930) и “Антарктической компании” 1942-1944 гг.
Водоизмещение 1640 т. Длина 61,2 м; ширина 8,7 м. Скорость до 17 уз. Паровая машина. Вспомогательное парусное вооружение.
{18} По названию известного парижского ночного клуба “Бал Табарин”, чтобы подчеркнуть действия флота в условиях полярной ночи.

С уважением, А.Сергеев