От igorGri
К All
Дата 21.08.2006 06:58:32
Рубрики Авиатехника; 1936-1945 гг.;

Нашел по подвеске РС-82 на По-2

Полынин Боевыми маршрутами

http://militera.lib.ru/memo/russian/polynin/08.html

Когда враг остервенело рвался к железной дороге Москва — Ленинград, у нас особенно сильно чувствовался недостаток не только в истребительной, но и в бомбардировочной авиации. Рассчитывать на то, что ВВС фронта быстро пополнят самолетами, не приходилось. Следовало что-то предпринимать самим. И вот тогда зародилась идея использовать маленький, тихоходный связной самолет По-2 как ночной бомбардировщик. Мысль эту подал командующий ВВС фронта генерал-майор авиации Тимофей Федорович Куцевалов.

В первой половине сентября 163-й стационарной авиамастерской, находившейся в г. Торжок, поручили оборудовать несколько самолетов По-2 кассетами для сбрасывания ампул с горючей жидкостью КС. Инженеры считали, что По-2 может свободно поднять 200 кг, а это означало сто ампул. Через три дня заказ штаба ВВС мастера-умельцы выполнили, а еще через день самолет проходил уже войсковые испытания. Проводили их [178] командующий ВВС Т. Ф. Куцевалов и главный инженер ВВС фронта инженер В. Н. Кобликов.

Самолеты По-2, вооруженные ампулами с горючей жидкостью, в какой-то мере восполнили недостаток в настоящих бомбардировщиках. Но с наступлением зимы применение ампул стало невозможным. Жидкость на морозе кристаллизовалась и часто не воспламенялась.

Тогда по инициативе того же генерала Куцевалова самолет По-2 решили загружать бомбами осколочного и фугасного действия. Соответствующее оборудование на машинах установила опять же 163-я авиамастерская. Ее коллектив возглавлял инициативный инженер Краснокутский.

Затем к этой работе подключился 16-й авиаремонтный поезд под командованием инженера В. И. Кривко.

Переоборудованием «небесных тихоходов» в бомбардировщики успешно занимался и ПАРМ-35. Это единственное в своем роде ремонтное предприятие ВВС возглавлял тогда талантливый инженер Иван Григорьевич Иванов. В царском флоте он служил матросом 1-й статьи, в гражданскую войну стал военным комиссаром дивизии. Командовал этой дивизией В. И. Блюхер. ЕГ мирные годы Иванов закончил академию им. Фрунзе, стоял во главе крепости Кушка на афганской границе, потом снова учился, на этот раз в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского. Иванов был образованным человеком, прекрасным организатором. ПАРМ-35 делал прямо-таки чудеса. Туда иной раз привозили такие разбитые машины, что только в металлолом их списать. А пармовцы умудрялись их восстанавливать.

Уму, предприимчивости и энергии таких опытных инженеров и организаторов производства, как Краснокутский, Кривко, Иванов, мы обязаны тем, что самолет-тихоход мог исправно нести боевую службу. Позже у пего на крыльях разместили 10 установок PC-82 (реактивных снарядов). Надо ли говорить, как это повысило боевую мощь По-2. Не берусь судить, были ли мы в этих делах первыми в Военно-Воздушных Силах, но от нас потребовали подробно описать все нововведения и материал незамедлительно направить в Москву.

Экипаж самолета По-2 поначалу состоял из одного летчика: опасались допустить перегрузки. А одному человеку и управлять машиной, и осуществлять прицельное бомбометание [179] было сложно. В условиях ночи он с трудом справлялся с множеством обязанностей. Решили проверить, сможет ли самолет взять на борт лишних 200 кг. Получалось — может. На аэродинамику машины это не влияет. Вот тогда-то и ввели в состав экипажа штурмана, а тросы бомбосбрасывателя переключили на его кабину. Новоявленный фанерный бомбардировщик прочно занял свое место в арсенале авиационных средств борьбы и исправно выполнял свои обязанности до последнего дня войны. К нему подвешивали или 3 бомбы весом 100 кг, или же одну 250-килограммовую фугаску.

От Seeker
К igorGri (21.08.2006 06:58:32)
Дата 23.08.2006 00:03:02

Вот еще по вооружению По-2

Н.А. ШМЕЛЕВ
Огонь с неба


Получил признание, как боевой самолет, наш У-2. Особенно после некоторого усовершенствования его. Позади штурманской кабины пробили "окошечко", в которое вставили металлический цилиндр. В него вмещалось 5 - 6 мелких осколочных бомб. Это уже усиливало огневую мощь У-2.


Наши У-2 к этому времени еще раз модернизировали. На каждом из них вместо кустарного приспособления для подвески бомб имелись уже шесть настоящих балок-бомбодержателей: четыре - под крыльями и две - под фюзеляжем.
Для повышения точности бомбометания установили прицелы. Словом, из "кукурузника" сделали что-то похожее на бомбардировщик. Груз в 200 - 300 килограммов тоже - не шутка. Пусть это меньше, чем берет "пешка" - пикирующий бомбардировщик Пе-2, зато вылетов с подскока можно сделать в два - три раза больше. А цели //44// - рукой подать: на переднем крае фашистов куда больше, чем в прифронтовом тылу. Воевать можно и очень даже серьезно!
Первое, что мы сделали, когда подошли к самолету вместе с Николаем Султановым, осмотрели подвеску двух стокилограммовых бомб. Фугаски прочно покоились на держателях.
- Хорошо приладили! - похвалил штурман оружейного мастера сержанта Василия Сукачева, силе которого мы очень все удивлялись.
Высокий, почти двухметрового роста, с широкими плечами, Василий Сукачев запросто брал стокилограммовую бомбу и подвешивал ее на бомбодержатель.


В начале апреля 1943 года наш полк перебазировался в Яковлевск. Впервые за все время войны мы оказались далеко в тылу. Когда приближался вечер, как-то не верилось, что не надо лететь на задание, и можно спокойно спать.
Здесь мы узнали, что Александра Алексеевича Воеводина отзывают в распоряжение командующего ВВС Красной Армии, а полк отныне возглавит майор Михаил Иванович Шевригин.
Воеводину приказано было сформировать новую 313-ю ночную ближнебомбардировочную дивизию. Через несколько дней он приехал к нам и объявил, что наш полк составил костяк новой дивизии. Опять вместе! Это была приятная новость.
В конце месяца мы слетали за новенькими машинами. Теперь они назывались не У-2, а По-2, по имени конструктора Н. Н. Поликарпова. Самолеты значительно отличались от старых, прежде всего мощностью двигателя. На них установили настоящее бомбардировочное оборудование, пулемет, бомбоприцел. Пилотажные и навигационные приборы имели отличное фосфорическое свечение. Это уже были машины, созданные с учетом опыта войны. Передавая экипажам боевые самолеты, заводские рабочие крепко пожимали нам руки и просили бить врага с новой силой. Особенно запомнился мне смуглолицый слесарь Алеша Рахматулин.
- Лейтенант, смотри какой это самолет! - подведя к новенькому По-2, стал объяснять он.- Четыреста килограммов бомб свободно поднимет. Не бойся за машину - бери полтонны, да крепче бей фрица. Будь здоров, браток!


12 июля войска Брянского фронта перешли в наступление. Снова началась боевая работа нашего полка.
В районе населенного пункта Алтухово гитлеровцы закопали в землю танки, оборудовали дзоты, в лесу вырыли множество блиндажей и окопов. Нам было приказано: "Выжигать танки, орудия и живую силу!".
Что значит - "выжигать танки, орудия?" Каким образом? Вначале мы ничего не понимали.
- Удивительно! - воскликнул, пожимая плечами, штурман Скочеляс.
Начальник химической службы полка старший лейтенант Здельник повел нас в лес, на поляну, где, по его словам, находился "выжигатель" танков.
- Это, наверное, что-то вроде огромной паяльной лампы. Или еще что-нибудь посильнее! - произнес Скочеляс.
Ребята, готовые поддержать шутку товарища, засмеялись.
На лесной поляне замаскированная в кустах высилась наглухо закрытая машина. Два солдата стояли у ведра, наполненного серыми металлическими шарами, похожими на детские мячи. //130//
Здельник взял один из "мячиков" и, отойдя подальше, бросил в дальний конец поляны. Тотчас же на месте падения взвился яркий столб пламени. Мы невольно отпрянули, почувствовав обжигающий жар.
Через пять минут пламя погасло, оставив черную выжженную землю.
- Это ампулы с самовоспламеняющейся жидкостью "КС", - пояснил старший лейтенант. - Как видите, маленькие, но очень мощные.
Под вечер все летчики и штурманы собрались у самолета. Здельник показал как заряжаются ампулами басы 1, как следует их сбрасывать.
- Но, товарищи, я должен вас предупредить о сугубой осторожности, - сказал Здельник. - Если самолет будет прыгать на разбеге, ампулы могут столкнуться, разбиться и загореться.
- Ходить на цыпочках треба, - уточнил Скочеляс.
Здельник продолжал:
- Будьте осторожны над линией фронта и в тылу врага. //131//
Предупреждение Здельника очень озадачило. Все цели противник прикрыл сильным огнем зенитных пулеметов. Более того, при появлении По-2 враг открывает огонь из винтовок, автоматов, ручных пулеметов.
- Ты бы лучше бомбы сделал из ампул, - посоветовал инженер эскадрильи Степан Садовой... - Да и оболочка покрепче нужна, чтобы пули не брали. А то...
Вечером 14 июля нам впервые предстояло вылететь с новыми бомбочками.
Штурман моего звена ярославец Виктор Солдатов, высокий широкоплечий лейтенант, решил перед вылетом осмотреть подвеску басов. И не зря. Подозвав техника по вооружению, худенького и низенького Невлера, он сказал:
- Отлично, батенька мой. Только правый бас на взлете, при первом же ударе оторвется. Там замок закрыт не полностью.
С новым оружием шутки плохи. Это поняли все. К вылету готовились очень тщательно.
Через час экипажи уже были в воздухе. Направлялись в район Алтухово. Ночь темная, внизу ни огонька.
Переговариваюсь со штурманом:
- Как настроение?
- Боевое! А у тебя?
- У меня тоже. Только вот самочувствие неважное.
- А что?
- Басы волнуют.
- А-а - протянул штурман и добавил:
- А ты, Николай, о них не думай. Пусть думают фашисты...
Да, враг еще сопротивляется. Фашисты, как кроты, закопались в землю и думают, что теперь никто их не найдет и не выкурит из нор. Выкурим!
Мои размышления прерывает штурман:
- Впереди изгиб Оки, под нами Будовицы.
- Вижу.
В этот момент небо над Алтухово словно раскололось, лопнуло, и в пролом хлынул поток ослепительного света. В воздухе повисла мощная осветительная бомба, которую сбросил экипаж Супонина. Всё на земле стало видно, как на ладони.
Вторая эскадрилья ночных бомбардировщиков сбросила на цель первые ампулы с "КС". Через минуту //132// десятки огненных букетов расцвели на земле. Красиво "сыграли" наши басы!
Другая волна самолетов сбросила в районе цели осколочные бомбы. Зенитчики врага открыли огонь.
- Прошли устье Пугры. Возьми чуть правее! - кричит штурман и нетерпеливо спрашивает: - Скоро, что ли?
Убираю газ, планирую. Тихо заходим с востока на Алтухово. Слева и справа - тысячи светящихся точек. "Только бы не попали! Только бы не по басам!"
И вдруг слышу голос штурмана:
- Что ты там бормочешь, молишься что ли?
Справа зажглись два прожектора.
Надо иметь большую выдержку и много терпения, чтобы сидеть на бочке с динамитом, каким сейчас был наш самолет, и видеть, как тысячи пуль проходят рядом. Ведь каждая из них может попасть и тогда... Вдруг пулеметная очередь прорезала левую плоскость. "Сейчас вспыхнем", - подумал я. Потом пришла на память поговорка: "Всякая пуля грозит, но не всякая разит".
Самолет дрогнул. Басы раскрылись, ударив дверками по перкалю. Ампулы полетели на цель.
Я мигом развернул самолет и со снижением пошел на северо-восток. 1000, 800, 600 метров.
Даю полный газ. Скорость около 200 километров в час. Расчалки воют. Мой штурман ликует:
- Попали! Попали! Горит!
Белесая полоса дыма стекала в низину. Я тоже радовался. Ведь неплохо, "сыграл наш небесный оркестр" на своих басах!
На аэродром возвратились благополучно. На КП летчики оживленно докладывали о выполнении задания. Заместитель начальника штаба капитан Тимофеев еле успевал записывать.
Летчики, штурманы наперебой рассказывали друг другу, техникам, мотористам об огромных взрывах и пожарах.
В землянку вошел Скочеляс. Обычно он первым долгом снимал с головы меховой шлем и в одном шелковом подшлемнике подходил к Тимофееву докладывать. Сегодня изменил привычке.
- Где Здельник? - возбужденно спросил Михаил.
Увидев начхима, Скочеляс шагнул навстречу:
- Михаил Ефимович! Новое оружие - сила! //133//
После доклада летчики и штурманы вышли покурить.
Папиросный дымок сизоватой ленточкой вился над ними. Скочеляс под впечатлением только что пережитого начал:
- Все мы, можно сказать, артисты, ребята. И я ничуть не преувеличиваю. И ты, Шурик, и ты, Витя, и ты... Помню до войны китайцы в цирке показывали аттракцион. Девушка становилась к стенке. Ее напарник, страшный, весь в черном, брал большой блестящий нож и, отойдя метров на пять, бросал в девушку. Нож вонзался в стенку около ее левого уха. Два - три сантиметра правее - и нож был бы в щеке.
- Брось, - перебил Самсонов, - такого не бывает...
- Если говорю, значит бывает, - пробасил Михаил и продолжал: - Черный берет второй нож, целится и тоже кидает. Нож вонзается рядом с правым ухом. Так он метал десятка полтора ножей, и все втыкались в щит вокруг девичьей головы. А девушка даже глазом не моргнула.
Скочеляс громко затянулся, выдохнул дым и продолжал:
- Я всю жизнь восхищался мужеством артистки. Вот и сегодня вспомнил ее. Ведь между нами есть общее. В нее кидали ножи, в нас стреляли из автоматов, пулеметов, орудий. Поэтому я считаю всех нас артистами высокого класса.
Все засмеялись, услышав неожиданное сравнение.
- И чтоб стать артистами в бою, надо пройти Рамушево, Омычкино, Налючи, Старую Руссу!
- Демянск, - вставил Пахомов.
В памяти ожили бои на Северо-Западном фронте. Да, там прошли хорошую школу на пути к мастерству. Начались разные воспоминания.
- Ребята, разрешите сделать поправку? - обратился ко всем Михаил Егоров. - Под Старой Руссой фашистские зенитчики и прожектористы были куда увереннее, чувствовалось, что рука у них не дрожала...
- Верно, Миша! Очень верно! - заметил Скочеляс. - А вот под Брянском фриц уже не тот. Ослабли поджилки!
Тут подошел командир эскадрильи Б. И. Вандалковский и с ходу прервал Скочеляса:
- Всем к самолетам! Проверьте подвеску бомб и басов! //134//
И снова вылет.
Горело все: и танки, и орудия, и землянки, и склады. Зарево пожара было видно за семьдесят километров.
Вскоре в полк доставили новинку - термитные бомбы. Новые бомбы удобнее, чем ампулы с "КС". Термитные шарики, которыми начинялись бомбы, находились в прочной обтекаемой оболочке. Разрывались они на высоте 100 - 300 метров и поражали значительно большую площадь, чем ампулы. Затем появились реактивные снаряды, почти такие же как и на "катюшах".
И проверку нового оружия комдив Воеводин доверил в первую очередь экипажам нашего полка.
Сотни ослепительных шариков опустились на цель. Через минуту разорвались еще бомбы. Это бомбили экипажи Орлова, Супонина, Сербиенко.
- Добавим, - крикнул мне штурман Солдатов. Самолет дрогнул. Спустя немного на землю полетели огнистые брызги-шары. В стане врага стелился густой дым.
Войска Брянского фронта, взломав оборону врага, перешли в наступление. Мы радовались успехам боевых друзей на земле и старались как можно больше помочь им с воздуха. Как раз в эти дни у нашего экипажа родилась мысль увеличить бомбовую нагрузку. Самолеты у //135// нас - новые, на них можно взять больше бомб, чем предусмотрено расчетами. Когда доложили о своих намерениях командиру полка майору Шевригину, он разрешил подвесить 450 килограммов бомб, хотя до этого больше 350 килограммов никто не поднимал.


От Gran
К Seeker (23.08.2006 00:03:02)
Дата 23.08.2006 17:29:31

Вопросы и интересует 765 нбад

Приветствую!

>Н.А. ШМЕЛЕВ
>Огонь с неба
А на сети, часом, нет где-нибудь этой кн ?
С описания какого периода начинается кн и есть ли какие-либо упоминания р.Дон ?
>В начале апреля 1943 года наш полк перебазировался в Яковлевск. Впервые за все время войны мы оказались далеко в тылу. Когда приближался вечер, как-то не верилось, что не надо лететь на задание, и можно спокойно спать.
А про какой N нбап и нбад идет речь? В кн. есть N или NN нбап/бад?

>Здесь мы узнали, что Александра Алексеевича Воеводина отзывают в распоряжение командующего ВВС Красной Армии, а полк отныне возглавит майор Михаил Иванович Шевригин.
>Воеводину приказано было сформировать новую 313-ю ночную ближнебомбардировочную дивизию. Через несколько дней он приехал к нам и объявил, что наш полк составил костяк новой дивизии. Опять вместе! Это была приятная новость.
Далее все по 313 нбап ?

С уважением, Виктор.

От Seeker
К Gran (23.08.2006 17:29:31)
Дата 23.08.2006 21:35:13

Ответы...


> А на сети, часом, нет где-нибудь этой кн ?

Этой книжки нет, есть другая - Шмелев Н. А. С малых высот. -
http://militera.lib.ru/memo/russian/shmelev_na/index.html

Вот список его мемуаров:
Шмелев Н. А. В бой на штурмовиках.
Шмелев Н. А. В лучах прожекторов. - см. "С малых высот" - дополненное издание 710-й НБАП (По-2), 707-й ББАП (По-2).
Шмелев Н. А. Небо доброе и злое..
Шмелев Н. А. С малых высот.
Шмелев Н. А. Словно родные братья. Рассказы о боевых друзьях..

Шмелев воевал, в основном, в 707-м НБАП (впоследствие ШАП). Интересный мужик:

****
Герой Советского Союза полковник Шмелев Николай Александрович родился 17 ноября 1922 года в деревне Блудово Кольчугинского района Владимирской области.
После окончания средней школы и аэроклуба в г. Москве, в 1940 г. был направлен на учебу в военную авиационную школу. Затем работал летчиком-инструктором в авиационной школе.
В Великой Отечественной войне участвовал с 1 декабря 1941 года по 9 мая 1945 года. Был в боях под Москвой на Западном фронте, затем на Северо-Западном под Старой Руссой и Новгородом, под Орлом и Брянском, на 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах. В составе войск 17 Воздушной армии 3-го Украинского фронта принимал участие в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии, где и закончил боевой путь. За период боевых действий совершил 902 боевых вылета. Из них 780 — на самолетах ПО-2 и 122 на штурмовике ИЛ-2. За годы войны десять раз был сбит и горел в воздухе. В послевоенное время получил высшее военное образование.
В 1961 году уволился из рядов Советской Армии по состоянию здоровья.
***

Показательно, что Героя он получил только за 122 вылета ни Ил-2, а вот видимо, считалось что ~700 боевых на По-2 для этого недостаточно.

Книжка в копилке, по сравнению с другими книжками она как-то полнее выглядит.




От Gran
К Seeker (23.08.2006 21:35:13)
Дата 24.08.2006 10:10:04

Cпасибо ! (-)