От Гарри
К All
Дата 30.10.2005 14:17:17
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Штрафные экипажи авиаразвечиков. Показалось интересным (+)

Запомнился один из полетов на ермолаевском двухмоторном бомбардировщике Ер-2. Я был аэрофоторазведчиком. Экипаж самолета был подобран интересно – командир экипажа имел 10 лет за то, что неправильно посадил бомбардировщик ТБ-3, в результате чего тот бомбардировщик утонул. Штурман тоже имел 10 лет – случайным выстрелом убил девушку-цыганку. И вот с этим штрафным экипажем, потому что разведсамолеты часто сбивались противником, мы занимались аэрофоторазведкой.
Наша дивизия бомбила цель, а мы должны были подлететь уже после бомбардировки и все сфотографировать. Когда подлетели – один наш полк еще продолжал работу. И мы, чтобы «погасить время», пошли на еще один круг. Вдруг рядом взрыв! В самолете запахло порохом. Смотрю – левый двигатель загорелся! Летчик бросил самолет вниз. Я попытался вползти в кабину летчика, но парашют на груди мешал. Незадолго до этого погиб техник по ночному фотографированию – он отстегнул парашют и когда самолет загорелся, все выпрыгнули кроме него… Когда уже наш самолет цеплял крылом воду, дело было над речкой, летчику все-таки удалось вывести машину.
Штрафникам не выполнить задание было нельзя. Второй суд и – конец! Штурман говорит: «Сейчас сбросим две боевые бомбы, а потом сделаем еще заход и сфотографируем». После сбрасывания бомб, самолет выполняет противозенитный маневр, а вот фотографировать надо в горизонтальном полете и риск быть сбитым очень велик. Зашли на цель, одна уцелевшая зенитка открыла по нам огонь, и слышны были удары снарядных осколков по хвосту самолета. Зашли еще раз, сбросили две фотобомбы…
Когда, выполнив все-таки задание, мы летели к своему аэродрому, это около 5 часов полета – я стоял на коленях и молился…
9 мая 1945 застал меня на полевом аэродроме под Берлином. На спецмашине съездили и в сам Берлин. Потом был получен приказ перебазироваться на Дальний Восток. Начиналась война с Японией.
http://www.pobeda-60.ru/main.php?trid=3150


От ИгорьД
К Гарри (30.10.2005 14:17:17)
Дата 30.10.2005 22:24:43

Что-то очень знакомое

>
http://www.pobeda-60.ru/main.php?trid=3150

Похоже, что это глава из книги С. А. Крылова "Записки ночного фотографа".

С ув.
Игорь.


От Гарри
К ИгорьД (30.10.2005 22:24:43)
Дата 31.10.2005 10:28:59

Так точно. С.А.Крылов.:) (-)


От М.Быков
К Гарри (30.10.2005 14:17:17)
Дата 30.10.2005 18:53:46

Это не штрафники в полном смысле слова

Они не служили в штрафных частях - просто впаяли срока и оставили в части служить дальше. Обычная практика для летчиков. Если чел не погибал и воевал нормально - судимось, как правило, снималась.

МБ

От hunter019
К М.Быков (30.10.2005 18:53:46)
Дата 31.10.2005 08:03:47

Штрафникам - ОТВЕТСТВЕННЕЙШИЕ задания

ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК № 170549 КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ
ЗАПАДНОГО И КАЛИНИНСКОГО ФРОНТОВ, ВВС КРАСНОЙ АРМИИ О
МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРИЧИН НЕДОПУСТИМО ВЫСОКОГО
ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ САМОЛЕТОВ
Копии: командующим войсками фронтов, 7-й Отдельной и воздушными армиями, представителям Ставки
4 августа 1942 г. 21 ч 50 мин
По докладу командующего ВВС Красной Армии т. Новикова, из числа 400 истребителей, выделенных для участия в операциях Калининского и Западного фронтов, за четыре-пять дней операции до 140 самолетов вышло из строя.
По тому же докладу, при полном отсутствии авиации противника в первый день боя и при тройном превосходстве над противником в последующие дни, наши боевые потери составляли 51 истребитель, 89 истребителей считаются вышедшими из строя по техническим неисправностям.
Считая невероятным такой недопустимо высокий процент самолетов, вышедших из строя в течение 4—5 дней по техническим причинам, Ставка усматривает здесь наличие явного саботажа, шкурничества со стороны [341] некоторой части летнего состава, которая, изыскивая отдельные мелкие неполадки в самолете, стремится уклониться от боя.
Безобразно поставленный в авиачастях технический надзор и контроль за материальной частью, а также за выполнением боевых заданий летчиками, не только допускает, но и способствует этим преступным, нетерпимым в армии явлениям.
Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:
1. Немедленно через ответственных и опытных лиц проверить каждый в отдельности вышедший из строя самолет, выяснить истинные причины неисправностей и непосредственных виновников их.
2. Летный состав, уличенный в саботаже, немедленно изъять из частей, свести в штрафные авиаэскадрильи и под личным наблюдением командиров авиадивизий использовать для выполнения ответственнейших заданий на самых опасных направлениях и тем самым предоставить им возможность искупить свою вину.
3. Безнадежных, злостных шкурников немедленно изъять из авиачастей, лишить присвоенного им звания и в качестве рядовых бойцов направить в штрафные пехотные роты для выполнения наиболее трудных задач в наземных частях.
4. О получении, результатах проверки и принятых мерах по выполнению настоящего приказа, со списком летного состава, направленного в штрафные эскадрильи и пехотные роты, донести.
Ставка Верховного Главнокомандоватш
И. СТАЛИН
А. ВАСИЛЕВСКИЙ
ЦАМО. Ф. 148а. Оп. 3763. Д. 107. Л. 220—222. Подлинник.Русский архив. Великая отечественная: Ставка ВГК. Документы и материалы. 1942год. Т.16 (5-2). М.: Терра. 1996.
[х] – номера страниц, в конце текста на странице
[342]

НАЧАЛЬНИКАМ ШТАБОВ ФРОНТОВ, ВОЕННЫХ ОКРУГОВ И ОТДЕЛЬНЫХ АРМИЙ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ ПРИГОВОРОВ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Копии: Главному военному прокурору. Председателю военной коллегии Верховного Суда СССР, начальникам главных и центральных управлений НКО
19 сентября 1943 г.
Женщин-военнослужащих, осужденных за совершенные преступления, в штрафные части не направлять. Тех из них, которые за совершенные ими преступления осуждены военными трибуналами с применением второго примечания к ст. 28 Уголовного Кодекса РСФСР, направлять в части действующей армии.
Женщин-военнослужащих за преступления в порядке, указанном в приказе НКО № 0413, в штрафные части также не направлять, ограничиваясь строгими дисциплинарными взысканиями, а при невозможности разрешить дело в дисциплинарном порядке — предавать суду военного трибунала.
АНТОНОВ КАРПОНОСОВ
№ 1484/2/орг
ЦАМО Ф, 48а. Оп. 3408. Д. 18. Л. 107. Подлинник.
[331]
Русский архив. Великая отечественная. Генеральный штаб в годы Великой Отечественной войны: Документы и материалы. 1943год. Т.23 (12-3). М.: Терра. 1999.

От assaur
К hunter019 (31.10.2005 08:03:47)
Дата 31.10.2005 09:55:25

Re: Спасибо. А в сети эти сборники полностью есть?

Я старался из Терры особо для себя интересные покупать. А эти как-то проскочили мимо.

От hunter019
К assaur (31.10.2005 09:55:25)
Дата 31.10.2005 10:56:51

В сети нет, но я сканю то, что по авиации и просто интересно (-)


От Alex
К М.Быков (30.10.2005 18:53:46)
Дата 30.10.2005 19:01:51

Re: Это не...

>Они не служили в штрафных частях - просто впаяли срока и оставили в части служить дальше. Обычная практика для летчиков. Если чел не погибал и воевал нормально - судимось, как правило, снималась.

ИМХО - здесь мог присутствовать некий элемент "пряника": "слетаешь к черту в зубы - получишь индульгенцию", а совсем не "кнута", как часто думают: "ты ущербный - вот и лети туда, мля".

Я сильно сомневаюсь, что возвращение с невыполненного задания с горящим движком - подсудное дело...