От ИгорьД
К All
Дата 30.10.2005 00:35:44
Рубрики Прочее; Оффтопик;

К вопросу о реконструкции схем окрасок самолетов по ч/б фотам

У меня плохие новости для тех, кто думает, что можно точно расшифровать цвета окраски по ч/б фото. Посмотрел, что пишет «наука» по поводу интерпретации цветов по снимкам, и был тоже разочарован.

Оказалось, что для разных ч/б фотоматериалов существуют т.н. ступенчатые цветные таблицы, по которым определяют их цветочувствительность. На таблице цветным полосам – красной, желтой, зеленой и синей, соответствуют шкалы серых полей. При их съемке на ч/б пленку получается примерно такой результат, как этот для материалов «Орво»:



Для каждого цвета можно подобрать серый тон, соответствующий ему по светлоте. Как видно из снимка, эти серые тона практически одинаковые для всех цветов. Т.е. один серый тон на ч/б фото вполне может быть как красным, так, и синим, и зеленым, и желтым. Дело только в насыщенности.

Но это еще не все. Если снять эти ступенчатые таблицы «Орво» на пленку из другого материала, то результат с соответствием серых тонов будет другим:



Короче, если еще, вдобавок, не известен фотоматериал, на который производилась съемка, возможность расшифровки цветов без дополнительных данных становится невозможной однозначно. А когда кажется, что, например, капот самолета «точно красный», то это лишь результат субъективного восприятия.

Помнится, еще возникал вопрос, выглядит ли белый и голубой цвет на ч/б фото одинаковым. В качестве примера я приводил облака, которые невозможно снять на фоне голубого неба на ч/б пленку без светофильтра. Во всяком случае, у меня ни одной такой фотки не получилось. Поэтому заодно поинтересовался, что пишется о цветопередаче голубого цвета. В книге тоже приводится пример облаков на фоне неба.

Съемка без светофильтра:


Съемка с светофильтром:


Дословно в тексте сказано, что «облака, в лучшем случае, едва выделяются на фоне неба, если съемка проводилась без светофильтра». Т.е., если мы видим четкие облака на ч/б фото, значит, применялся светофильтр. Соответственно, все серые полутона на фото тоже «поплыли».
Ну и голубой на ч/б фото будет фактически белым.

С ув.
Игорь.

От Melnikov V.V.
К ИгорьД (30.10.2005 00:35:44)
Дата 30.10.2005 13:30:10

предположение

Все это конечно верно, но когда восстанавливают цвета, то действуют весьма осторожно. IMHO поступают так: трава и листва (летом) - зеленая, если на фото есть трава или листва то пляшут именно от нее т.е. градации серого нивелируют по этой зелени. Если точно известно (по документам), что звезды были красными или какая-то надпись была желтой то нивелировка идет и по этой составляющей и т.д. и т.п.
Так что я думаю всетаки не сразу и абы как в цвета расскрашивают, а делают это весьма осторожно.

Как пример - МиГ-3 с "красными" консолями. По воспоминаниям ветеранов таких самолетов никто не встречал, а на фотографиях красный цвет консолей не совпадал с красным цветом звезд. После различных нивелировок оказалось, что консоли скорее всего были... зелеными! Что вполне логично: консоли заменяли на новые, изготовленные и покрашенные на летний(!) сезон в зеленый(!) цвет.

Так что я думаю, что всетаи можно верить ч.б. фотографиям в цвете.

От ИгорьД
К Melnikov V.V. (30.10.2005 13:30:10)
Дата 30.10.2005 22:01:38

Re: предположение

>IMHO поступают так: трава и листва (летом) - зеленая, если на фото есть трава или листва то пляшут именно от нее т.е. градации серого нивелируют по этой зелени. Если точно известно (по документам), что звезды были красными или какая-то надпись была желтой то нивелировка идет и по этой составляющей и т.д. и т.п.

Об том и речь, что такой подход не катит. :) Из приведенных таблиц видно, что одни и те же градации серого соответствуют и красному, и зеленому, и желтому, и синему. Все зависит только от насыщенности цвета.

Единственное, что мы знаем, это - цвет звезд, но сказать по ч/б фото что-то определенное про цвет ЭБО, пилоток на ВО, или номеров, увы, не представляется возможным. Нужна дополнительная информация.

С ув.
Игорь.

От Alex
К ИгорьД (30.10.2005 22:01:38)
Дата 30.10.2005 22:08:41

Re: предположение

>Единственное, что мы знаем, это - цвет звезд, но сказать по ч/б фото что-то определенное про цвет ЭБО, пилоток на ВО, или номеров, увы, не представляется возможным. Нужна дополнительная информация.

Гы... Мы и цвет звезд знаем только приблизительно, т.е. только то, что они ДОЛЖНЫ быть красными, а не синими. А то, что они могли быть выцветшими до розового, или какими-нибудь оранжевыми - лучше и не думать:)

От ИгорьД
К Alex (30.10.2005 22:08:41)
Дата 30.10.2005 22:17:03

Так об чем и речь! :) (-)


От Alex
К Melnikov V.V. (30.10.2005 13:30:10)
Дата 30.10.2005 13:38:48

Re: предположение

>Как пример - МиГ-3 с "красными" консолями. По воспоминаниям ветеранов таких самолетов никто не встречал, а на фотографиях красный цвет консолей не совпадал с красным цветом звезд. После различных нивелировок оказалось, что консоли скорее всего были... зелеными! Что вполне логично: консоли заменяли на новые, изготовленные и покрашенные на летний(!) сезон в зеленый(!) цвет.

Угу, 50 лет "осторожного подхода" позволяли считать консоли красными, пока Драбкин не спросил Рыбалко, тот не сказал, что они зеленые, и всем стало очевидно: "Дык, блин - они же зеленые, это очевидно же!!!" :))))

Каждый видит только то, что он видит, а еще чаще - то, хочет видеть. Не важно - желтую ли окантовку звезд или красные консоли.

От М.Быков
К Melnikov V.V. (30.10.2005 13:30:10)
Дата 30.10.2005 13:35:52

Re: предположение

>Если точно известно (по документам), что звезды были красными или какая-то надпись была желтой

Вот главный и практически единственный критерий. Документы и воспоминания, содержащие информацию об окраске, причем второе - с оглядкой на возраст, память, фантазию рассказчика (а как же без этого, при всем уважении - приврать многие любят!) и т.д. Все остальное - уже в той или иной степени "от балды"...

МБ

От М.Быков
К М.Быков (30.10.2005 13:35:52)
Дата 30.10.2005 15:42:59

И насчет описаний окрасок (типа, иллюстрация)

>Документы и воспоминания, содержащие информацию об окраске, причем второе - с оглядкой на возраст, память, фантазию рассказчика (а как же без этого, при всем уважении - приврать многие любят!) и т.д.

В мемуарной литературе много где встречается, что коки самолетов 9-го гиап, начиная с Як-1, окрашивались по-эскадрильно в разные цвета. В новом издании книги про С.Амет-хана есть его фото на фоне носа Як-1. Кок самолета действительно окрашен (по идее, в желтый), но... самый-самый кончик! Едва ли 10-15 см от храповика! Так что надо учитывать и такие "тонкости"...

МБ

От deruluft
К М.Быков (30.10.2005 15:42:59)
Дата 30.10.2005 16:16:34

А что это за книга? (-)


От М.Быков
К deruluft (30.10.2005 16:16:34)
Дата 30.10.2005 16:25:56

Б.Бутаев, преиздание этого года

Вроде как сильно доработанное-дополненное, в твердой обложке, формат Б5. Но издано не очень качественно, особенно фото, что очень жаль, т.к. есть очень интересные (((...

МБ

От Alex
К М.Быков (30.10.2005 15:42:59)
Дата 30.10.2005 16:02:15

Re: И насчет...

>>Документы и воспоминания, содержащие информацию об окраске, причем второе - с оглядкой на возраст, память, фантазию рассказчика (а как же без этого, при всем уважении - приврать многие любят!) и т.д.
>
>В мемуарной литературе много где встречается, что коки самолетов 9-го гиап, начиная с Як-1, окрашивались по-эскадрильно в разные цвета. В новом издании книги про С.Амет-хана есть его фото на фоне носа Як-1. Кок самолета действительно окрашен (по идее, в желтый), но... самый-самый кончик! Едва ли 10-15 см от храповика! Так что надо учитывать и такие "тонкости"...

Если еще и предположить, что это просто некрашеный носок кока, что встречалось довольно часто, то вообще весело будет:)