От И15
К karlenko
Дата 20.07.2005 19:49:00
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.;

Re: и так

>Это две разные разницы - освоение в боевой обстановке или в тылу. Тому масса примеров. Например, 299ШАП принимал и осваивал Ил-2 в течение июля-августа 1941г, но в итоге был все же выведен в тыл для переформирования и переучивания.
>Еще пример - полки, имевшие "двойной" состав техники. Например, 4 и 55-й полки. На МиГах в них летали только опытные летчики, остальные освоили новую технику уже гораздо позже.

Безусловно, освоение в тылу и на фронте разные вещи, но не это главное, поскольку из слов автора получается, что если у нас было бы в Западных округах (условно)
не 1000 И-16, 1000 И-153 и 500 И-15бис,
а 1000 МиГ-3, 1000 Як-1 и 500 ЛаГГ-3
то всё было бы для нас гораздо хуже, поскольку новые типы самолетов были бы не освоены.
Мало этого, обескураживают слова автора про этот тезис, что «сейчас его повторяют без тени сомнения, едва ли не на каждом углу»
Я с такой точкой зрения не согласен. Ибо при нормальном варианте самолеты не только поступают в части, но и параллельно идет их освоение личным составом, т.е. большинство лётчиков эти машины успеет освоить. Вариант же, что вся эта масса новых самолетов прибудет на аэродромы внезапно, и летчики 22.06.41 первый раз в жизни их увидят, естественно является абстрактным, но получается, что и утверждение автора имеет хоть какой то смысл при стечении именно этих абстрактных обстоятельств, т.е. по сути утверждение автора абстрактное.

С уважением.
Сергей

От SK
К И15 (20.07.2005 19:49:00)
Дата 21.07.2005 11:41:08

Вопрос

по существу:
Много ли вам уважаемые коллеги потребуется времени, чтобы освоить спортивный велосипед, при условии, что вы уже умеете ездить на обычных велосипедах? 1-2 пробных поездки? А чтобы участвовать в гонках?
Это справедливо и для нового для летчика типа самолета.
Несколько полетов, чтобы освоить, и побольше, чтобы набраться опыта боевых действий.
А если вы уже участвовали в гонках, но на другом типе гоночного велосипеда, то сколько времени займет пересесть на другой тип? Те же 1-2 пробных поездки и 1-2 гонки.
Так что суть проблемы не в освоенности новых типов летчиками, а в отсутствии боевого опыта (плюс еще много разнообразных факторов, которые по закону Мерфи наложились один на другой).
СК

От karlenko
К SK (21.07.2005 11:41:08)
Дата 21.07.2005 11:57:33

не совсем

И-16 все-таки имел общие черты с новыми типами (тоже моноплан).
Но управление новыми типами все же требовало специальной подготовки, особенно взлет-посадка. Это не говоря даже о бипланах.
Или переход на реактивную технику тоже можно сравнить с пересадкой на новый велосипед?

От SK
К karlenko (21.07.2005 11:57:33)
Дата 21.07.2005 15:43:08

Re: не совсем

>И-16 все-таки имел общие черты с новыми типами (тоже моноплан).
>Но управление новыми типами все же требовало специальной подготовки, особенно взлет-посадка. Это не говоря даже о бипланах.
Вообще программа переучивания на любой аппарат одного вида (истребитель, например, или с УТ-2 на истребитель) занимает как раз те знаменитые, не раз тертые, часы налета и количество полетов у молодых пилотов ВОВ, пришедших из ЗАПов. Первоначальное обучение длится гораздо дольше.
Что касается освоения взлет-посадки, так не зря молодых людей просеивают через мелкое сито профотбора, прежде чем начать их обучать летному делу. Основное здесь у летчика - запомнить правильную картинку набегания земли в процессе снижения и посадки. Поэтому не зря во всех инструкциях забито раз и навсегда куда летчик должен смотреть с высоты начала выравнивания. Запомнив правильную картинку и заходя очередной раз на посадку, пилот управляя самолетом старается "загнать" тот вид из кабины, который он непосредственно наблюдает в запомненный шаблон. Причем скорость набегания картинки здесь не очень важна - важен процесс изменения угла визирования (т.е. именно управление снижением). Вспомните моменты в мемуарах, описывающие приседание учлетов на крыле своего аппарата или на крыше ангара и т.п. для отработки данного элемента посадки.
Трудно это описать словами. Один мой сослуживец говорил так: как увижу боковым зрением, что горизонт начал загибаться вверх, значит под колесами 10-15 см и пора добирать ручку. Мне данное явление за всю мою летную практику удалось наблюдать всего пару раз (видно не туда смотрел). Поэтому пилотов инструкторы именно натаскивают на запоминание правильной картинки.
>Или переход на реактивную технику тоже можно сравнить с пересадкой на новый велосипед?
Можно и нужно. Не надо идеализировать профессию летчика. Такие же особенности, принципы работы и поведение, как и у любого оператора (прокатного стана, велосипеда и т.д.). Единственное различие, что думать надо еще на земле (самолет летит быстро), да и на обочину не съедешь в случае чего.
СК