От badger
К All
Дата 28.01.2005 15:30:39
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Ув. М.Быкову вопрос...

У Луганского в мемуарах описываеться как Иван Мокрый в первом боевом вылете сбил два "Мессершмидта", штурмовавших их аэродром.

Вопрос я думаю понятный - что есть в документах полка по данному вопросу?

От М.Быков
К badger (28.01.2005 15:30:39)
Дата 28.01.2005 20:47:00

ИМХО - легенда

Салют!
>У Луганского в мемуарах описываеться как Иван Мокрый в первом боевом вылете сбил два "Мессершмидта", штурмовавших их аэродром.

Летчик с такой фамилией в составе 270 иап/152 гиап никаких побед не одерживал и вообще, ЕМНИП, не значился.

Художественный вымысел-домысел, ИМХО. У Луганского вообще книга ну очень сильно "художественная" :)...

МБ

От ZaReznik
К М.Быков (28.01.2005 20:47:00)
Дата 28.01.2005 21:31:48

А если зайти с другой стороны?

Не от Ф.И.О. (поскольку в мемуарах нередко в силу каких-то причин авторы нередко что-то изменяли), а от эпизода:

- по книге С.Д. вспоминает о И.Мокром, рассказывая о Курской дуге, т.е. ск.вс.речь о лете 1943
- в эпизоде участвует комполка Телегин (не помню точно, когда он погиб)
- сам бой достаточно описан - вечером 4 Ме-109 то ли атакуют, то блокируют аэродром. Одиночный Як сбивает двоих (ну или скажет так - ему засчитывают две победы)
- летчик награжден БКЗ

От М.Быков
К ZaReznik (28.01.2005 21:31:48)
Дата 29.01.2005 01:15:44

Все равно вряд ли.

Салют!

>- сам бой достаточно описан - вечером 4 Ме-109 то ли атакуют, то блокируют аэродром. Одиночный Як сбивает двоих (ну или скажет так - ему засчитывают две победы)

Дело в том что в составе 270 иап/152 гиап "парные" победы есть только у "зубров" - Луганского, Матиенко, Шутта и др. Ну а если молодому пилоту зачли, скажем, только 1 Ме-109 - остается только гадать - слишком мало данных...

МБ

От badger
К М.Быков (29.01.2005 01:15:44)
Дата 29.01.2005 20:57:59

Re: Все равно...

>Ну а если молодому пилоту зачли, скажем, только 1 Ме-
109 - остается только гадать - слишком мало данных...

По описанию оба сбитых валялись у аэродрома и в воздухе кроме него никого другого не было на этот момент, так что по логике должны были зачесть.

Другой разговор что он сбить мог фактически один, а не два, как в описании...


От М.Быков
К badger (29.01.2005 20:57:59)
Дата 29.01.2005 21:50:27

Вообще, конечно

Салют!

отслеживание эпизодов, описанных очевидцами в мемуарах по документам - дело очень интересное и бывает полезным, но... слишком это много времени занимает.

МБ

От Alex
К М.Быков (29.01.2005 01:15:44)
Дата 29.01.2005 01:19:27

Re: Все равно...

>Дело в том что в составе 270 иап/152 гиап "парные" победы есть только у "зубров" - Луганского, Матиенко, Шутта и др. Ну а если молодому пилоту зачли, скажем, только 1 Ме-109 - остается только гадать - слишком мало данных...

Мишань, а у тебяпоявились победы 270 ИАП за июль 43-го? Помнишь, вопросик я тебе задавал?

От badger
К М.Быков (28.01.2005 20:47:00)
Дата 28.01.2005 21:06:00

Спасибо!

>Художественный вымысел-домысел, ИМХО.

Увы... Увы... Увы...

Но вообщем не удивляет, после того как у Голубев в мемуарах сбивает 2х109F над своим аэродромом на И-16, а фактически, как пояснил в свой время ув. А. Диков, там был только один сбитый, и в иных обстоятельствах :(




>У Луганского вообще книга ну очень сильно "художественная" :)

Но знаменитый бой над аэродромом подтверждаеться хоть?

Мне не видно было, что произошло дальше, но горящую машину командира полка я узнал сразу. Телегина подбили, и его самолет обреченно летел к земле. Видимо, в облаках он не заметил подкравшегося врага и получил неожиданную очередь...

Излишне говорить, что испытывали летчики нашего полка, да и других соединений, близко знавшие Федора Телегина. А нас с Федором связывала фронтовая дружба, крепче которой, как это знают только однополчане, нет ничего на свете. Я не раз потом вспоминал сон, о котором рассказывал мне Федор утром в день своего рождения и гибели. Что это было — простое совпадение или предчувствие? Не знаю. Много пришлось повидать на фронте, во многое поверить и во многом разувериться...

На следующий день меня вызвал на военный совет командир корпуса генерал Рязанов и приказал принять полк. Я попробовал было сослаться на молодость и неопытность, но... в армии, а тем более на фронте, в боевой обстановке, спорить не принято.

Итак, на плечи мои легли обязанности командира полка. Помимо хлопот, связанных со сложным хозяйством, каким является авиационный полк, я должен был неизменно принимать участие в боевых вылетах. Теперь за мной следили десятки глаз, ибо нигде, как в авиации, не ценится так доблесть командира полка. Как старший товарищ, он обязан быть смелее, искуснее, неутомимее других. В этом отношении он постоянный образец для подчиненных, особенно для молодых летчиков.

Из первых дней моего пребывания на этом посту мне вспоминается один довольно интересный случай.

Вместе с молодым пилотом Виктором Усовым вылетели мы на разведку, Со своим ведомым я заранее договорился, что он будет меня прикрывать, а я наблюдать за местностью и заносить все замеченное на карту.

Слетали мы с пользой. Я засек множество танков, механизированных частей и других войск. Все это немцы сосредоточивали для контрудара.

Стремясь поскорее доставить ценные сведения, мы скоро легли на обратный курс. На бреющем полете миновали линию фронта, вот-вот должен был показаться наш аэродром.

Как потом выяснилось, два немецких истребителя давно уже следили за нами. Не решаясь напасть в открытую, они тоже перешли на бреющий полет и незаметно крались позади, выбирая удобный момент. Такой момент наступил, когда мы стали заходить на посадку: я впереди, Виктор за мной.

Хорошо помню: земля все ближе, прямо перед глазами посадочный знак "Т" — и вдруг панический голос в наушниках:

— Товарищ командир, "мессеры"!

Это с земли заметили вражеских охотников. Все дальнейшее заняло какие-то секунды. Виктор Усов, облетая меня, бросается на врага и сбивает ведомого, но сам попадает под огонь ведущего. Горит "мессершмитт", горит и самолет Усова. Виктор, впрочем, успел выброситься на парашюте и удачно приземлился на своем аэродроме.

— В воздухе остались двое — я и немец. Положение у меня критическое, Я шел на посадку и уже выпустил шасси.

Как стервятник, бросился на мой самолет "мессершмитт". От верной смерти меня спас только счастливый случай. Дело в том, что при выпуске шасси самолет сильно "проседает" в воздухе. Вот это проседание и спасло меня. Я слышал, как над моей головой прошла длинная очередь. Вовремя, очень вовремя просел мой самолет!

Мимо меня промелькнул силуэт "мессершмитта".

Немец разворачивался для новой атаки. На фюзеляже вражеской машины я разглядел кокетливый пиковый туз. А, старый знакомый. Видимо, решил мстить за своих.

Получив возможность осмотреться, я убрал шасси и приготовился к отражению атаки. Немец уже зашел ко мне в хвост.

Кому из летчиков не знакомо то непередаваемо сложное чувство, когда видишь у себя на хвосте врага, врага опытного, хитрого и беспощадного, врага, который знает твое беспомощное положение и уж постарается не выпустить тебя из когтей!.. Ко всему нужно учесть, что бой происходил на глазах всего аэродрома — летчиков, техников, бойцов охраны, официанток. "Командир полка дерется!.." А у меня нарядная, вся в звездах и с дарственной надписью алма-атинцев машина. Как тут можно было осрамиться?

А "пиковый туз, как ни крути, на хвосте!..

Пулеметной очередью немец разбил мне фонарь, приборную доску, попал в пистолет и парашют. Сам я остался цел, только сильно обожгло ногу.

Итак, вторая атака немца тоже закончилась неудачей. Я уцелел. Теперь нужно было самому переходить в наступление.

Разгадав в "пиковом тузе" опытного летчика, я решил навязать ему бой на глубоких виражах. У меня уже совсем не оставалось горючего, значит, машина намного легче "мессершмитта", к тому же бой на глубоких виражах — дело давно опробованное, знакомое,

Немец, надо сказать, смело лег за мной в вираж, Наши машины неслись друг за другом, находясь почти в перпендикулярном положении к земле. Мне помогло, что мой самолет оказался легче. Повиснув у немца на хвосте, я дал длинную очередь и тоже не совсем точно: разбил ему фонарь, спинку сиденья, ранил летчика. Однако со следующего захода я влепил снаряд прямо в магнето "мессершмитта", Смотрю, "пиковый туз" снизил скорость, пропеллер у него заработал вхолостую и скоро остановился. "Мессершмитт" стал планировать.

Я удержался от соблазна расстрелять его и подождал, пока немец сядет, "Пиковый туз" посадил машину в трех километрах от летного поля.

Я перевел дух. Хотя бой длился всего каких-нибудь семь минут, усталость была страшная. Горючего в баке не осталось ни капли.

Сверху вижу, как к немецкому самолету подбежали наши ребята, сбитый летчик вылез из машины и отдал пистолет.

Когда я сел, пленного уже привели к землянкам. "Пиковый туз" оказался плечистым, сильным парнем лет двадцати восьми. На груди его красовалось четыре креста, Из короткого допроса, который учинили тут же, выяснилось, что немца зовут Отто. Воюет он давно, сражался с французскими, английскими, польскими летчиками. За все время сбил семьдесят самолетов. Из них больше тридцати — русских,

— Ах ты, гад! — прошептал кто-то.

За подвиги на русском фронте Гитлер наградил "пикового туза" "Дубовыми листьями к рыцарскому кресту — знак высшей воинской доблести в немецкой армии. Награды фюрера, однако, Отто еще не успели вручить — он ждал ее со дня на день...

На следующее утро к нам на аэродром приехал маршал Конев в сопровождении группы генералов. Приезд маршала застал нас врасплох. Но мы быстро привели все в порядок, и я встретил гостя рапортом.

— Благодарю, благодарю, — проговорил маршал, изучая меня живыми, прищуренными глазами. — Просто молодец!

— Служу Советскому Союзу, товарищ маршал Советского Союза!

— Хорошо, хорошо. Значит, что же — есть еще возможность увеличить счет? — спросил Конев, выслушав рассказ о поединке над аэродромом.

— Так точно, товарищ маршал Советского Союза.

Потом мы все прошли к сбитому немецкому самолету и сфотографировались.

Тут же, на поле аэродрома, маршал сказал командиру корпуса генералу Рязанову:

— Я бы хотел иметь сегодня же документ о представлении капитана Луганского ко второй Звезде Героя.

Уставным "слушаюсь" командир корпуса принял к исполнению приказ маршала.

Радостную весть о присвоении мне звания дважды Героя Советского Союза принес техник Иван Лавриненко. Запыхавшись от бега, ввалился он ко мне в землянку:

— Товарищ капитан... Товарищ... Присвоили! Сам слыхал. Сейчас только.

Я не вытерпел и побежал на радиостанцию. Да, ребята слышали указ. Они шумно обступили меня. Поздравления, объятия. Молодецкие шлепки по спине. Требование отметить событие, сейчас же, не откладывая…

Утром пришли поздравительные телеграммы — от маршала Конева, от генералов Рязанова, Алексеева, Баранчука. Телеграммы читали всем полком,

— Гляди, Батя-то какой разразился! — сказал кто-то из офицеров, тронутый длинной, очень теплой телеграммой Алексеева.

— Ну, ребята, — сказал я, — сегодня, пожалуй, устрою себе выходной. Вы уж без меня поработайте.

— Еще бы!

— Конечно!

— Но вечером... О, вечером ты не отделаешься так, как вчера. Так что готовь к вечеру настоящий праздник.

И очередной боевой день начался.


http://militera.lib.ru/memo/russian/lugansky/05.html




От М.Быков
К badger (28.01.2005 21:06:00)
Дата 29.01.2005 01:10:37

Похоже, да.

Салют!

>Но знаменитый бой над аэродромом подтверждаеться хоть?

Это, скорее всего, эпизод 25.07.43, когда Луганскому и Усову засчитано 2 сбитых Ме-109 в р-не Шопино в 8.20. Виктор Усов, кстати, стал асом - не менее 9 личных побед (это был его 1-й сбитый).

МБ

От Alex
К М.Быков (29.01.2005 01:10:37)
Дата 29.01.2005 01:20:39

Re: Похоже, да.

>Это, скорее всего, эпизод 25.07.43, когда Луганскому и Усову засчитано 2 сбитых Ме-109 в р-не Шопино в 8.20. Виктор Усов, кстати, стал асом - не менее 9 личных побед (это был его 1-й сбитый).

Кстати, жив еще, вроде бы, тьфу-тьфу...

От badger
К Alex (29.01.2005 01:20:39)
Дата 29.01.2005 20:59:03

У него наверно можно спросить и про эпизод с Мокрым и про бой с Луганским

>Кстати, жив еще, вроде бы, тьфу-тьфу...

Наверно массу интересного может человек рассказать...

От Alex
К badger (29.01.2005 20:59:03)
Дата 30.01.2005 09:13:41

Re: У него...

>Наверно массу интересного может человек рассказать...

Спросить-то оно можно... У меня товарищ с ним летом общался, а за спиной стояли и шипели сын с женой ветерана. В общем, пришлось по-быстрому линять, а уж о фото каких-либо даже речь не шла. Шуганый у нас народ, недобрый:)