От amyatishkin
К Maxim Krapivin
Дата 17.12.2004 10:59:57
Рубрики Прочее; Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Re: А.В.Ворожейкин об...

Для сравнения истребителей в бою желательно сравнить время виража на разных скоростях, скорости максимальной, пикирования, набора высоты, сколько набирает за боевой разворот, вес залпа и точность огня вооружения.
А для боя с конкретными противниками разработать тактику и обучить летчиков.
А если этого не сделано, то рассказ, что "самолет - гавно", недорого стоит.

От Maxim Krapivin
К amyatishkin (17.12.2004 10:59:57)
Дата 17.12.2004 11:25:46

Re: А.В.Ворожейкин об...

>Для сравнения истребителей в бою желательно сравнить время виража на разных скоростях, скорости максимальной, пикирования, набора высоты, сколько набирает за боевой разворот, вес залпа и точность огня вооружения.
>А для боя с конкретными противниками разработать тактику и обучить летчиков.
>А если этого не сделано, то рассказ, что "самолет - гавно", недорого стоит.

Не надо все понимать так, как Вам самому хочется.
Давайте простим ув.тов. Ворожейкина А.В. за то, что он в своих мемуарах не приводит сравнительных таблиц. Это не было его целью.
Однако, в приводимом источнике есть некоторые эпизоды, которые должны заставить составителей таких таблиц серьезно призадуматься.
Вот, например:
"Когда я вернулся на командный пункт эскадрильи, там уже были известны первые результаты прошедшего боя. Только над территорией Монголии упало более двадцати японских самолетов. Мы потеряли шесть истребителей, из них — пять «чаек», на которых погибли превосходные летчики Михаил Самойленко, Николай Лебедев, Степан Матросов и Николай Кочетков; летчик Михаил Чесноков выпрыгнул на парашюте... По сравнению с августом — это крупные потери. Такой же примерно урон мы несли в июне, когда только начинали воевать против опытного и коварного врага..."

Отношение потерянных самолетов И-16:И-153 = 1:5.
И воевали в Монголии на И-153 отнюдь не китайцы, а хорошо подготовленные советские летчики.

От badger
К Maxim Krapivin (17.12.2004 11:25:46)
Дата 18.12.2004 23:54:48

А давайте лучше...

>Давайте простим ув.тов. Ворожейкина А.В. за то, что он в своих мемуарах не приводит сравнительных таблиц. Это не было его целью.
>Однако, в приводимом источнике есть некоторые эпизоды, которые должны заставить составителей таких таблиц серьезно призадуматься.

вы не будете выборочно цитировать Ворожейкина?

Здесь, на аэродроме соседей, вместе с И-16 стояли новые самолеты И-153 — «чайки», как их называли. Мы [168] слышали о них еще в Москве. Пока моя машина заправлялась, я решил получше рассмотреть их.

«Чайкой» нельзя было не любоваться. Верхняя пара крыльев, изогнутая посередине, как у морской чайки, придавала маленькому самолету изящество и какую-то особенную легкость. Нижние крылья по размерам были меньше и служили как бы опорой для верхних. Биплан был покрашен в беловатый цвет.

— Как бьет И девяносто седьмого? — спросил я летчика — хозяина «чайки».

Он пощупал меня глазами, потом сказал:

— Бьет...

— В любом положении?

— По маневренности превосходит. На виражах, например, быстро заходит в хвост, и тут японец уже никакими приемами не выскочит. Ни вверх, ни вниз не уйдет... У земли, правда, и на средней высоте немного того... скоростенки не хватает.

— А на высоте?

— На высоте полный порядок: мотор высотный!.. Ты разве не слыхал, как мы провели на «чайках» первый бой?

Я объяснил ему, почему не в курсе новостей.

— Тут такое дело вышло! — охотно начал летчик. — Нас повел майор Грицевец. Он при тебе Забалуева спас?.. На земле мы уже договорились, что нас японцы при первой встрече могут принять за И пятнадцатые: видишь, какое сходство! Мы должны этим воспользоваться... Ну вот, летим девяткой! Грицевец впереди, правее его звено Николаева, левее — Паши Коробкова. Японцы! Первым их заметил Саша Николаев — и давай нам махать крыльями. Поняли. Японцев раза в два больше. Когда нас увидели и, видно, приняли за И пятнадцатых, бросились, как осы на мед. Мы на них... Лобовая атака не состоялась: не успели развернуться друг на друга и разошлись левыми бортами... И началась свалка... Тут они разглядели, что к чему, глаза на лоб — и врассыпную. Кто полез вверх, кто в вираж встал, кто по прямой драпает — полная кутерьма! Я к одному в хвост присосался... — И рассказчик рассек одной ладонью воздух перед собой, показывая, как он это сделал, а другой рукой, имитируя действия японца, начал проделывать каскад быстрых вертких движений. [169]

— Он туда, а я так, он вверх, а я сюда. Он на «горку», а я уж жду... И как дал из всех четырех точек!.. Из него аж ошметки полетели. И вспыхнул. Самураи горят хорошо, у них ведь бензин в крыльях... Мы в этом бою щелкали их, как орешки. Даже смех брал, как они тикали... Про нас тут легенду пустили, будто мы для приманки выпустили шасси, — так это брехня, сказки. На «чайке» с неубранными шасси набирать высоту нельзя: мотор спалишь. А выпускать да убирать их в воздухе не позволяет запас сжатого воздуха в бортовом баллоне. А потом, сам посуди, как нормальный летчик полетит в бой с неубранными шасси? Это ведь бой!. Тут фокусы не годятся.

Летчик подвел меня к мотору:

— Вот, смотри: все четыре пулемета стреляют через винт. И если они хорошо работают, так все пули, конечно, при точном прицеливании, пойдут в одну точку, и за пару хороших очередей можно этого И девяносто седьмого разрезать пополам, как пилой. Ведь сто пуль в секунду! Это тебе не И шестнадцатый, у которого только два пулемета бьют в точку, а крыльевые — работают, как распылители! «Чаечка» — это, брат, высший класс и по маневренности, и по огню...

Мой собеседник был влюблен в «чайку», и его восторженность не могла не передаться мне.

При звуке ракеты, взвившейся над стоянкой, меня охватило предчувствие боя. Каждая клеточка отозвалась на призывный сигнал с такой силой, как будто я и не оставлял фронтовой аэродром. Мгновенная отрешенность от всех земных забот, все внутри напряглось в готовности к быстрым, внезапным действиям...

Я осмотрел небо. Оно было чистым, ничто не напоминало о необходимости срочного вылета. Между тем на аэродроме капризно зачихали, зафыркали, затрещали моторы, потом все это разноголосье слилось в нарастающий гул, а еще через несколько секунд уже металлический завывающий рев заполнил степь.

Три звена «чаек» начали взлет почти одновременно с эскадрильей И-16. Сразу же бросилось в глаза, что бегут они на взлете намного больше И-16. Оторвавшись от земли, «чайки» подбирали ноги сразу, словно птицы. Это придавало самолетам красоту и легкость. [170]

— Почему они так долго бегут на взлете? — спросил я техника, который заправлял горючим мою машину.

— Воздушные винты неподходящие: промышленность не успела выпустить винты с изменяемым шагом в полете. — Желая блеснуть своей осведомленностью, он добавил: — Вот скоро придут ВИШ один, винты с изменяемым шагом, тогда «чайка» почти с места будет взлетать. Я видел, как она взлетела с новым винтом. Пробежала метров сто и — в воздухе. Вполне современная машина. Им ведь не разрешают



Обе эти группы — вражеская и наша — похожи сейчас на две журавлиные стаи, парящие друг над другом. Странная, непривычная для глаза медлительность в их движении. Хорош бы я был, если бы оказался здесь, имея в баках предел горючего.

О посадке теперь нечего и думать. Я напряженно, до боли в глазах всматривался во вражескую армаду. Имея преимущество в высоте, японцы летели как бы в раздумье, не решаясь завязывать бой... В прежние времена, при численном и тактическом превосходстве, противник поступал иначе! Но чего японцы выжидают? Как пригодились бы сейчас «чайки», они бы живо спустили самураев вниз!



Ворожейкин и раньше знал что "Чайки" уступают по скорости, однако теперь на это осознание накладываються ещё и эмоции. Что не отменяет положительных качеств "Чайки" на тот момент и для тех условий, таких как центральное вооружение, большая чем у японцев высотность мотора, чего не было у И-16.

От В.Кондратьев
К Maxim Krapivin (17.12.2004 11:25:46)
Дата 17.12.2004 13:01:39

Re: А.В.Ворожейкин об...

>Не надо все понимать так, как Вам самому хочется.
>Давайте простим ув.тов. Ворожейкина А.В. за то, что он в своих мемуарах не приводит сравнительных таблиц. Это не было его целью.
>Однако, в приводимом источнике есть некоторые эпизоды, которые должны заставить составителей таких таблиц серьезно призадуматься.
>Вот, например:
>"Когда я вернулся на командный пункт эскадрильи, там уже были известны первые результаты прошедшего боя. Только над территорией Монголии упало более двадцати японских самолетов. Мы потеряли шесть истребителей, из них — пять «чаек», на которых погибли превосходные летчики Михаил Самойленко, Николай Лебедев, Степан Матросов и Николай Кочетков; летчик Михаил Чесноков выпрыгнул на парашюте... По сравнению с августом — это крупные потери. Такой же примерно урон мы несли в июне, когда только начинали воевать против опытного и коварного врага..."

Если имеется в виду бой 15 сентября, то характеристики "чаек" тут ни при чем. Просто одну из наших эскадрилий японцы застали на аэродроме врасплох и расстреляли на взлете. На ее месте могла оказаться и эскадрилья "ишаков", результат был бы тот же.
Кстати, сами японцы в этом бою потеряли не "более 20", а 9 самолетов.