От badger
К Pavel
Дата 23.09.2004 12:39:38
Рубрики Прочее; Авиатехника; 1936-1945 гг.;

Re: А ну...

>>Про качество плексигласа на Як-3/Як-9У и Ла-7.
>Уже не раз этот вопрос обсуждали, качество действительно было хуже.

На начало войны - однозначно хуже, дальше - вот так:


Под конец заседания И. В. Сталин изложил точку зрения Политбюро по некоторым вопросам боевого применения авиации. Он говорил, что на фронте камуфлируют самолеты шероховатым слоем извести, это отнимает десять километров скорости; летают на максимальной скорости с полностью открытыми "юбками" моторных капотов и створками маслорадиаторов, это тоже отнимает километров пятнадцать; под плоскостями подвесили реактивные снаряды, что отнимает минимум двадцать километров; фонарь кабины летчика в боевых условиях открыт, что также снижает скорость на двадцать — двадцать пять километров.

— Мы, — продолжал И. В. Сталин, — подготовили проект постановления, в котором обязываем авиаторов: снять с поверхностей боевых самолетов кустарное маскировочное покрытие и делать это только в заводских условиях, убрать с плоскостей истребителей эрэсы; летать на максимальных скоростях с "юбками" и жалюзи маслорадиаторов, установленными по потоку, а также с закрытым фонарем кабины. Вот вы, товарищ Стефановский, опытный летчик-испытатель, скажите, разве не так испытывают самолеты в НИИ? Как вы смотрите на наш проект постановления?

Взоры всех присутствующих обратились в мою сторону. Неожиданно заданный вопрос вначале поставил меня в тупик. Но, собравшись с мыслями, я ответил, что все мероприятия, предусмотренные постановлением, значительно повысят скорость наших боевых самолетов.

— Вот только последний пункт, — заметил я, — следовало бы, на мой взгляд, изменить — о закрытии фонаря. Это повлечет за собой значительное увеличение потерь из-за неосмотрительности летчиков в воздухе...

И. В. Сталин пристально посмотрел на меня:

— Поясните, пожалуйста.

И я стал пояснять свою мысль. Плексиглас, выпускаемый нашей промышленностью, темный, как пивная [232] бутылка. Фонарь в полете забрызгивается маслом, на солнце растрескивается, покрываясь разными узорами, и совершенно теряет прозрачность. Кроме того, фонари на наших самолетах не имеют обзора назад, их нельзя сбросить в случае аварии. На пикировании они не открываются. Летчик поврежденного в бою самолета лишается возможности покинуть неуправляемую или горящую машину. В то же время на самолетах "Кертис" Р-40, "Томагаук" имеется прекрасный фонарь. Он выполнен из отличного плексигласа, открывается в любом промежуточном положении. На самолете установлена специальная система аварийного сброса фонаря кабины в полете. На этих машинах летный состав дерется без всякой опаски и с закрытым фонарем.

Мне показалось, что мои доводы убедили всех, и я на минуту остановился. Тогда один из присутствующих руководителей министерства авиационной промышленности попросил разрешения задать вопрос:

— Вы утверждаете, что наши самолеты имеют плохой обзор, а разве обзор у немецких "мессершмиттов" лучше?

Вопрос был явно рассчитан на ликвидацию всех моих доводов.

— Да, у немецких обзор не лучше, и тем хуже для них! — ответил я с горячностью. И тут же рассказал вспомнившийся мне случай. Это произошло во время штурмовки вражеской мотомеханизированной колонны, прорвавшейся к городу Белый в период октябрьского наступления немцев под Москвой. Мне удалось тогда незаметно пристроиться к колонне вражеских машин и сбить одну из них буквально на глазах двенадцати фашистских летчиков. И ни один из фашистов, по-видимому, не заметил меня.

— Вот что значит плохой обзор у истребителя, — закончил я.

Меня не прерывали, терпеливо выслушали. И. В. Сталин тут же попросил Поскребышева соединить его с директором завода, производящего плексиглас для самолетных фонарей.

Связь сработала мгновенно. Сталин предложил директору завода резко повысить качество плексигласа.

— Сколько вам потребуется времени для перестройки производства? — спросил Сталин. — Полгода? Даю вам месяц сроку. И чтобы новый плексиглас был не хуже, чем [233] на "кертисе" и "томагауке". — Трубка с легким звоном легла на место.

— А вы, товарищ Яковлев, — обратился он к Александру Сергеевичу, — немедленно улучшите обзор фонаря кабины назад и сделайте на нем аварийный сброс. Нам же, товарищи, — заключил И. В. Сталин, — придется изменить проект постановления, оговорить в нем, что для приобретения навыков полетов с закрытым фонарем кабины обязать летчиков закрывать его в полете вне сферы действия истребителей противника.

Вскоре качество плексигласа было улучшено, формы фонаря на всех серийных самолетах изменены и сделано приспособление для аварийного сброса. Так просто и быстро решился очень важный вопрос борьбы с новыми фашистскими самолетами.


Стефановский Петр Михайлович
Триста неизвестных

http://militera.lib.ru/memo/russian/stefanovsky/15.html

От Динамик
К badger (23.09.2004 12:39:38)
Дата 28.09.2004 11:40:26

Опс! По мановению волшебной палочки ;-)

>Вскоре качество плексигласа было улучшено, формы фонаря на всех серийных самолетах изменены и сделано приспособление для аварийного сброса. Так просто и быстро решился очень важный вопрос борьбы с новыми фашистскими самолетами.

Стоило вождю потребовать сделать плекс не хуже чем у американцев и тут же за месяц сделали! О как! ;-)

"Не верю!" (Станиславский)

От Константин Чиркин
К Динамик (28.09.2004 11:40:26)
Дата 28.09.2004 18:31:38

Re: Кстати,а когда у нас стали сдвижные части фонарей делать

Приветствую.из плекса,вместо целуллоида?

От badger
К Динамик (28.09.2004 11:40:26)
Дата 28.09.2004 14:42:45

Re: Опс! По...

>Стоило вождю потребовать сделать плекс не хуже чем у американцев и тут же за месяц сделали! О как! ;-)

А где там указано что именно за месяц сделано?
Там сформулированно:

"Вскоре качество плексигласа было улучшено"



>"Не верю!" (Станиславский)

Я и не требовал что вы верили, и честно говоря - если бы вы поверили - весьма этому удивился бы :D

От Динамик
К badger (28.09.2004 14:42:45)
Дата 28.09.2004 16:49:02

Re: Опс! По...

>>Стоило вождю потребовать сделать плекс не хуже чем у американцев и тут же за месяц сделали! О как! ;-)
>
>А где там указано что именно за месяц сделано?

Дык вождь лично потребовал:
"— Сколько вам потребуется времени для перестройки производства? — спросил Сталин. — Полгода? Даю вам месяц сроку. И чтобы новый плексиглас был не хуже, чем [233] на "кертисе" и "томагауке". — Трубка с легким звоном легла на место."

>Там сформулированно:
>"Вскоре качество плексигласа было улучшено"

А "вскоре" это когда? ;-)

От badger
К Динамик (28.09.2004 16:49:02)
Дата 28.09.2004 17:54:49

Re: Опс! По...

>Дык вождь лично потребовал:
>"— Сколько вам потребуется времени для перестройки производства? — спросил Сталин. — Полгода? Даю вам месяц сроку. И чтобы новый плексиглас был не хуже, чем [233] на "кертисе" и "томагауке". — Трубка с легким звоном легла на место."

Где там укзано что за месяц сделали? Что требовал Сталин я читал.


>А "вскоре" это когда? ;-)

Видимо менее полугода, которые запрашивались.

От Динамик
К badger (28.09.2004 17:54:49)
Дата 29.09.2004 09:17:18

Re: Опс! По...

>>А "вскоре" это когда? ;-)
>
>Видимо менее полугода, которые запрашивались.

Т.е. точно не знаете.
Запрашивался месяц. Не удивлюсь, что с проблемой справились только к концу войны. Как и с многими другими.

От Claus
К Динамик (28.09.2004 11:40:26)
Дата 28.09.2004 12:46:28

Re: Опс! По...

>Стоило вождю потребовать сделать плекс не хуже чем у американцев и тут же за месяц сделали! О как! ;-)

Может и не за месяц, но наличие каплевидного фонаря и системы его аварийного сброса, начиная с Як-9 сомнений не вызывает. По качеству плексиглаза - существует довольно много фоток Яков и Ла в полете, где через фонарь (закрытый) четко видно лицо пилота. По вашему такое при некачественом плексиглазе?

>"Не верю!" (Станиславский)

От Динамик
К Claus (28.09.2004 12:46:28)
Дата 28.09.2004 16:52:01

Re: Опс! По...

>>Стоило вождю потребовать сделать плекс не хуже чем у американцев и тут же за месяц сделали! О как! ;-)
>
>Может и не за месяц, но наличие каплевидного фонаря и системы его аварийного сброса, начиная с Як-9 сомнений не вызывает. По качеству плексиглаза - существует довольно много фоток Яков и Ла в полете, где через фонарь (закрытый) четко видно лицо пилота. По вашему такое при некачественом плексиглазе?

А вы четко можете определить, достаточно ли сия прозрачность для летчика в боевых условиях?

Вобщем-то, меня поразило другое. Почему же тогда Сталину не позвонить тем же моторостроителям и не потребовать качественных моторов, шоб не хуже чем у американцев? ;-))

От Claus
К Динамик (28.09.2004 16:52:01)
Дата 29.09.2004 12:45:09

Re: Опс! По...

>А вы четко можете определить, достаточно ли сия прозрачность для летчика в боевых условиях?

Я думаю, что если черты лица летчика четко видны с расстояния , как миниум метров 50, если не 100. То он находясь меньше чем в метре от стекла, должен через него без проблемм видеть.

>Вобщем-то, меня поразило другое. Почему же тогда Сталину не позвонить тем же моторостроителям и не потребовать качественных моторов, шоб не хуже чем у американцев? ;-))

Гы. Так в сравнении с американским жидкосником (аллисоном) ВК-105 вполне прилично выглядел, а для истребителя возможно и предпочтительнее (из за возможности пушку ставить). Да и М-82 в сравнении со звездами вполне на уровне.

От ZaReznik
К Claus (29.09.2004 12:45:09)
Дата 29.09.2004 18:05:22

Re: Опс! По...

>...Да и М-82 в сравнении со звездами вполне на уровне.
Енто потому что т-щ Сталин был не в курсах чё ж там такое, например, на Р-47 да на F6F винт крутило. А как узнал, то разгневался страшно, буянить стал...Приказал, быренько самолетик с двиглом скопировать. И шо ви думаете? Таки скопировали, получив АШ-73 :)))))

От badger
К Динамик (28.09.2004 16:52:01)
Дата 28.09.2004 17:57:38

Re: Опс! По...

>А вы четко можете определить, достаточно ли сия прозрачность для летчика в боевых условиях?

Гм, помоему описание было вполне четкое:

Плексиглас, выпускаемый нашей промышленностью, темный, как пивная [232] бутылка. Фонарь в полете забрызгивается маслом, на солнце растрескивается, покрываясь разными узорами, и совершенно теряет прозрачность.

Или вы считаете что у летчика зрение устроено иначе чем у обычного человека?


>Вобщем-то, меня поразило другое. Почему же тогда Сталину не позвонить тем же моторостроителям и не потребовать качественных моторов, шоб не хуже чем у американцев? ;-))

Так и требовали. Тех же ВК-107 например. С той только разницей что моторов не смогли дать - а плекс смогли.

От ZaReznik
К Claus (28.09.2004 12:46:28)
Дата 28.09.2004 13:56:00

Re: Опс! По...

>системы его аварийного сброса, начиная с Як-9 сомнений не вызывает.

Гм.. а вон упоминавшийся Микоян пишет, что боялись заклинивания сдвижной части фонаря и все равно снимали. И вроде как речь ведет именно о Як-9 (1942-весна 1943)