От ДимДимыч
К All
Дата 08.07.2004 11:50:14
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

В этот день в 1941 году были присвоены первые звания ГСС

8 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР были присвоены первые в Великую Отечественную войну звания Героев Советского Союза.

«За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» высшую награду Родины получили младшие лейтенанты 158-го истребительного авиаполка 39-й истребительной авиационной дивизии командир звена Пётр Харитонов и лётчики Михаил Жуков и Степан Здоровцев, защищавшие ленинградское небо. Все трое - за тараны фашистских самолётов.
Харитонов в первом же своем бою 28 июня сбил «юнкерс», летевший в сторону Ленинграда; на следующий день Здоровцев заставил вражью машину воткнуться носом в землю, а еще через несколько дней очередной «юнкерс» после тарана Жукова утонул в Псковском озере.
Все трое вернулись на аэродром, что называется, «на честном слове и на одном крыле».
А уже 10 июля, через день после указа, в газете Юго-Западного фронта «Красная Армия» и в «Известиях» появилось стихотворение Александра Твардовского «Трое»:
Блистают зарницы
великой войны,
И вот они первые трое
Отмеченных высшей
наградой страны —
«Звездой Золотою» Героя.
В тревожное небо,
в грозовую высь,
С укатанной взлетной
площадки
Они на машинах
своих поднялись
С врагами помериться
в схватке...
Все трое с победой
вернулись они,
И день этот —
ныне вчерашний.
И новые, новые ночи и дни
Проходят в работе
бесстрашной.
И сколько еще себя
в схватках лихих
Покажут советские люди!
Мы многих прославим,
но этих троих
Уже никогда не забудем.
Увы, эти строки смогли прочесть только двое из тройки отважных летчиков.
Накануне, 9 июля, Герой Советского Союза Степан Здоровцев не вернулся с боевого задания. Он разведывал дороги, по которым двигались немецкие колонны, обстрелял вражеский аэродром, но был атакован немецкими самолетами при возвращении в свой полк и погиб.
Михаилу Жукову было суждено воевать еще полтора года. Об одной из встреч с Героем в районе Волхова оставил воспоминания военный корреспондент фронтовой газеты Абрам Буров:
«Это было 26 июня... сорок второго года. Чтобы перерезать последнюю ниточку, связывавшую Ленинград с Большой землей, гитлеровцы старались разбомбить волховский мост.
Была и другая ниточка, которую они тоже хотели разорвать. Ниточка электрического тока. По кабелю, проложенному через Ладожское озеро, он шел от Волховской гидростанции в Ленинград.
Мост и Волховская ГЭС были для немцев объектами первостепенной важности.
Они бросали на них самолеты, не считаясь с потерями. На этот раз в налете участвовали шестьдесят восемь самолетов: пятьдесят шесть бомбардировщиков и двенадцать истребителей. Я видел этот бой... Все тонуло в реве моторов, прерывистых пулеметных очередях, пронзительном свисте бомб. От тяжелых разрывов колыхалась земля. Но ажурные фермы моста, как и прежде, соединяли высокие берега Волхова, а вдали белело здание Волховской гидростанции — первенца советской электрификации! И в том, что она стояла не тронутая бомбами, было что-то символическое. Враги так и не смогли погасить ее огней.
Итог боя был внушительным — девятнадцать самолетов врагов не вернулись на свои аэродромы. В числе победителей мне назвали фамилию Героя Советского Союза Жукова.
Нашел я его возле самолета. Он лежал навзничь, положив руки под голову. Жуков коротко рассказал, как с небольшого расстояния ударил по немецкому самолету. Я не стал расспрашивать о подробностях боя. Летчик устал».
Жаль, что подробности очередного подвига Героя остались незаписанными. Михаил Жуков погиб 12 января 1943 года под Дубровкой, прикрывая наземные войска.
Иначе сложилась судьба Петра Харитонова. Через полтора месяца после присвоения ему звания Героя он вновь совершил удачный таран самолета противника. Только бил уже не винтом, а крылом, и не «юнкерс», а «хейнкель».
Из этого боя Харитонову не удалось вернуться «на одном крыле». После тарана стал разваливаться не только вражеский бомбардировщик, но и самолет Харитонова. Нашего летчика спас парашют. А за этот таран Харитонов был награжден орденом Ленина.
В газетах военного времени еще часто потом встречались заметки о подвигах Петра Харитонова. Он единственный из тройки первых Героев Великой Отечественной, кто встретил победный май 1945-го.
После войны он продолжал службу в военно-воздушных силах, а в 1955 году в звании полковника вышел в запас, работал в штабе гражданской обороны в Донецке. Пётр Тимофеевич умер 1 февраля 1987-го.
А теперь приведу последнюю строфу из того военного стихотворения Твардовского:
Запомним же русские
их имена,
Что дороги будут для внуков,
Здоровцев Степан —
командир их звена,
Пилот Харитонов и Жуков.
Призыв Александра Трифоновича нашел отклик. Уже в 1942 году по Волге ходил пассажирский теплоход «Степан Здоровцев». В Астрахани, Сталинграде и Ленинграде после войны были названы улицы в его честь, а в Астрахани установлен еще и памятник. Уроженец Ростовской области, героический защитник ленинградского неба, до войны работал на Нижней Волге.
Имя Михаила Жукова носит улица в Череповце, неподалеку от которого родился Герой, его бюст установлен в Ярославле.
Никак не увековечена по-ка только память о Петре Харитонове. И когда мы идем к 60-летию Победы, наверное, пришла пора подумать об этом. На Тамбовщине, где родился Герой, в Улан-Удэ, где до войны он работал учителем в школе, в Петербурге и Пскове — городах, которые защищал от вражеских налетов 158-й истребительный полк.
О Донецке, в котором после войны жил и умер Пётр Тимофеевич Харитонов, сегодня, к сожалению, говорить вряд ли уместно. Другая нынче страна.
Алексей ЕРОФЕЕВ, соб. корр.
Ленинградская область.
«Парламентская газета» 8 июля 2004 года № 124

От Андрей Диков
К ДимДимыч (08.07.2004 11:50:14)
Дата 08.07.2004 11:53:37

Re: В этот...

День добрый!

Только любопытно, что сам Жуков рассказывал (и это есть в советских книжках), что сам он самолет не таранил, а только преследовал. И самолет сам, зацепив крылом за воду, рухнул в Псковское озеро. Поэтому часто эпизод трактуется как "вогнал самолет в озеро".


С уважением, Андрей

От Сергей Зыков
К Андрей Диков (08.07.2004 11:53:37)
Дата 08.07.2004 19:57:27

не надо изобретать

Вот фрагмент интервью с летчиками Здоровцевым, Харитоновым и Жуковым. Все остальные сочинители, судя по вашим цитатам, переписывали и передумывали эпизод на свой лад



Какие тяжелые эти последние метры! Бомбардировщик старался уйти. Ему даже удалось оторваться от истребителя. Только Здоровцев тут же догнал его, едва успев убрать газ, чтобы не столкнуться. Уравнял скорость. Потом коротким толчком заставил свой истребитель клюнуть «юнкерс» в хвост.
Истребитель вздрогнул, а от руля поворота бомбардировщика полетели обломки. Ему теперь не так просто было развернуться, однако держаться в воздухе он мог.
Здоровцев еще раз подвел истребитель к хвосту «юнкерса». Удар... Бомбардировщик провалился. А может быть, это лишь показалось, потому что истребитель резко бросило в сторону. Удержав его от падения, летчик осмотрелся. Внизу белели два парашюта.
— А «юнкерс» уже дымился на земле, — сказал Здоровцев, заканчивая свой рассказ. — Теперь я мог позаботиться о себе. Машина моя летела «прихрамывая». Толку от мотора было мало, работал он, как игрушечная ветрянка, почти вхолостую. Выручила большая высота. Самолет стал планером. Так и скользил до самого аэродрома.

Мы приготовились слушать младшего лейтенанта Жукова. Но он отшутился:
— Присоединяюсь к предыдущим ораторам. Только я вогнал «юнкерс» не в землю, а в озеро. Да еще до этого отогнал двух, которые пытались бомбить наши войска. С истребителями тоже встречался. Пока наши бомбардировщики били по танковой колонне, дрался с «мессершмиттами». В общем, воевал так же, как и они... — Жуков кивнул в сторону Харитонова и Здоровцева. Затем поднес ко рту травинку, которую все время вертел в руках, откусил и, совсем по-мальчишески дунув, далеко стрельнул кусочком упругого стебелька. — А насчет тарана я лично думаю, что удивляться не следует. Техника техникой, но на войне и врукопашную надо уметь схватиться. Таран — это вроде рукопашной в воздухе.
На этом беседа закончилась. Присутствовавший при разговоре фотокорреспондент предупредил, что скоро снова приедет, чтобы снять героев с Золотыми Звездами.
— Приезжайте, — ответил Здоровцев, — но, чур, и нам по карточке. Нашим женам небось тоже интересно посмотреть, как мы выглядим со звездами.




От Claus
К Сергей Зыков (08.07.2004 19:57:27)
Дата 09.07.2004 10:06:02

Написать что угодно могут. Для примера посмотрите что писал Покрышкин

Написать что угодно могут. Для примера посмотрите что писал Покрышкин про таран совершенный молодым летчиком ( вроде Островским) в книге "Небо войны", что писал он же в книге "Познать себя в бою" и что писал об этом эпизоде ведомый Покрышкина Голубев.

Презабавная картина получается, и что характерно во всех случаях разная.

От Андрей Диков
К Сергей Зыков (08.07.2004 19:57:27)
Дата 09.07.2004 00:21:03

Re: не надо...

День добрый!

>Вот фрагмент интервью с летчиками Здоровцевым, Харитоновым и Жуковым. Все остальные сочинители, судя по вашим цитатам, переписывали и передумывали эпизод на свой лад

Если приведу контрпример застойного периода, возьмете слова обратно?


С уважением, Андрей

От ДимДимыч
К Андрей Диков (08.07.2004 11:53:37)
Дата 08.07.2004 12:20:32

ага...

День добрый!
Да, но засчитали как таран...
Интересно, а самолет немецкий из озера достали, или он там так и лежит?

>Только любопытно, что сам Жуков рассказывал (и это есть в советских книжках), что сам он самолет не таранил, а только преследовал. И самолет сам, зацепив крылом за воду, рухнул в Псковское озеро. Поэтому часто эпизод трактуется как "вогнал самолет в озеро".


>С уважением, Андрей

От Андрей Диков
К ДимДимыч (08.07.2004 12:20:32)
Дата 08.07.2004 12:33:25

Re: ага...

День добрый!

>Да, но засчитали как таран...
>Интересно, а самолет немецкий из озера достали, или он там так и лежит?

У меня вообще есть некоторые сомнения, что лежал ли он там в принципе. Возможно просто ушел от Жукова в дымке на снижении.


С уважением, Андрей

От ДимДимыч
К Андрей Диков (08.07.2004 12:33:25)
Дата 08.07.2004 12:37:08

О! Интересный поворот событий!


Привет Андрей!
Это ж получается, что Жуков записал себе вероятную победу?
Вот бы проверить!

От М.Быков
К ДимДимыч (08.07.2004 12:37:08)
Дата 08.07.2004 17:19:29

С таранами вообще сложно

Салют!

Поскольку примерно половина их подтверздалась (или придумывалась) спустя какое-то (иногда весьма продолжительное) время после события. К примеру, таран Горовца - это чистая сказка... Получается примерный расклад, что из 100% известных таранов, освещенных в литературе типа "На грани возможного" и проч. на самом деле не имела место быть... НО зато примерно столько же таранов каким-то образом прошли мимо "замполитского ока" и совершенно не известно, причем подтвержденные и отраженные в документах!
Такие вот "тараннве выкрутасы".

МБ

От Андрей Диков
К ДимДимыч (08.07.2004 12:37:08)
Дата 08.07.2004 13:07:45

Re: О! Интересный...

День добрый!

>Вот бы проверить!

Да не в том дело. Субъективно могло показаться, таких случаев навалом - он стрелял, стрелял, юнкерс снижался-снижался, да и исчез. Куда ж он мог деться как не в озеро упасть?

Каберов вон вообще железно был уверен, что они сбили финский СБ и даже описал в красках падение того самолета.


С уважением, Андрей

От Hedger
К Андрей Диков (08.07.2004 13:07:45)
Дата 08.07.2004 14:24:02

Re: О! Интересный...


>Каберов вон вообще железно был уверен, что они сбили финский СБ и даже описал в красках падение того самолета.


>С уважением, Андрей

Добрый!
Я как раз его книгу перечитывал вчера - действительно в красках, и шасси невыпущенное особенно запомнилось...А что - документы финские не подтверждают?
С уважением, Саня.

От Андрей Диков
К Hedger (08.07.2004 14:24:02)
Дата 08.07.2004 14:34:11

Re: О! Интересный...

День добрый!


>Я как раз его книгу перечитывал вчера - действительно в красках, и шасси невыпущенное особенно запомнилось...А что - документы финские не подтверждают?

Нет. Я читал послеполетный рапорт финна о той встрече. Самолет не был даже поврежден. Ушел в облака.


С уважением, Андрей

От Hedger
К Андрей Диков (08.07.2004 14:34:11)
Дата 08.07.2004 16:57:02

Re: О! Интересный...

>День добрый!


>Нет. Я читал послеполетный рапорт финна о той встрече. Самолет не был даже поврежден. Ушел в облака.


>С уважением, Андрей

А, если не секрет, зачем он там один, да еще неисправный шлялся? Не указана в рапорте цель?
С уважением,Саня.

От Андрей Диков
К Hedger (08.07.2004 16:57:02)
Дата 08.07.2004 17:43:40

Re: О! Интересный...

День добрый!

>А, если не секрет, зачем он там один, да еще неисправный шлялся? Не указана в рапорте цель?

Он не шлялся, а выполнял рутинную разведку Балтийского моря - они ж едва ли не каждый день летали.

Насчет неисправности - у меня нет сведений с финской стороны, что он был неисправный. А вообще, было бы странно для них, чтобы они это допустили. Летали у них сбэшки успешно и до и после.


С уважением, Андрей

От Hedger
К Андрей Диков (08.07.2004 17:43:40)
Дата 08.07.2004 19:06:26

Re: О! Интересный...

>День добрый!

>Он не шлялся, а выполнял рутинную разведку Балтийского моря - они ж едва ли не каждый день летали.

>Насчет неисправности - у меня нет сведений с финской стороны, что он был неисправный. А вообще, было бы странно для них, чтобы они это допустили. Летали у них сбэшки успешно и до и после.

Спасибо!
Может уже в полете вывалилось...

>С уважением, Андрей