От PTL~jumper
К All
Дата 06.07.2004 14:41:35
Рубрики Прочее; Авиатехника; Современность;

Аварийное покидание вертолетов

Джентльмены, созрел вопрос в связи с привязкой к конкретной жизненной ситуации. Недавно в родном аэроклубе случилось аварийное покидание парашютистами Ми-8 после отказа одного из двигателей (меня там, слава богу, не было), и вспомнились кадры старого фильма про летчика-испытателя Гарнаева (кажется, отца того, который сейчас летает). Так вот отрабатывались же вроде системы отстрела лопастей у вертушек (в фильме есть кадры отстрела в воздухе лопастей у Ми-4, если не ошибаюсь), чтобы даже в совсем кислых ситуациях покидание было возможно. Почему эти системы не пошли в серию? (Ка-50 не в счет).

От Alex Medvedev
К PTL~jumper (06.07.2004 14:41:35)
Дата 06.07.2004 20:21:27

Ответ от Эстела.

Дело в том, что кроме системы отстрела лопастей, в Ка-50 есть система катапультирования пилота. Причем, эта система является неотъемной, составной частью машины. Смысл ставить отстрел имеет только в том случае, если этим гарантируется спасение экипажа с Н=0. Если этого нет, то и мучаться не имеет смысла. К тому же, тогда придется отстреливать не только НВ, но и РВ. На практике, если не повреждены НВ и РВ у экипажа есть 2-3 минуты после обстрела чтобы покинуть машину. Это в том случае, если аварийная ситуация развивается линейно. Т.е. отказ следует за отказом по логической цепочке. Если же идет повреждение РВ или НВ, или же главный отказ, то из-за возникающих перегрузок, экипаж не сможет воспользоваться аварийными выходами и покинуть машину. При таком развитии ситуации, отстрел лопастей не спасет.

От Форжер
К PTL~jumper (06.07.2004 14:41:35)
Дата 06.07.2004 18:08:03

Re: Аварийное покидание...

Я так думаю, что гражданские не были заинтересованы в усложнении эксплуатации (за пиропатронами нужно следить, а 2. - наверняка есть нормы, запрещающие возить взрывчатку над головой пассажиров). Военные из-за неопределенности тактики применения вертушек изначально удовлетворились парашютами - про ПМВ в 50-ые про это не думали, ну и вошло в традицию.

От Fishbed
К PTL~jumper (06.07.2004 14:41:35)
Дата 06.07.2004 16:58:05

Re: Аварийное покидание...

ИМХО все дело так и осталось в эксперементальных разработках. Гарнаев-отец действительно испытывал систему отстрела лопастей на Ми-4. Испытания признали прошедшими успешно, но дело дальше не пошло, т.к., если не ошибаюсь, пришли к выводу, что на режиме авторотации посадка вертолета вполне возможна, а вариант падения вертолета винтом вниз признали весьма маловероятным и в этом случае отстрел лопастей мало чем может помочь экипажу.

С уважением,

От Игорь Уткин
К Fishbed (06.07.2004 16:58:05)
Дата 06.07.2004 17:10:34

и еще 3 копейки

Приветствую!
Ежели прикинуть мировую статистику обстоятельств катастроф вертолетов за весь период их эксплуатации, то можно прийти к выводу, что нафиг он и не нужен (этот самый отстрел) лопастей. Как правило, это низкие высоты, когда уже никакой отстрел не поможет. Опять же - в гражданской авиации парашюты экипажу не предусмотрены, а военные вертушки ползают над землей и высоко не забираются. Больше вертолетов гибло (ИМХО) от столкновений с землей или препятствиями на земле. "Проблема" перестает быть проблемой. Спасаться из вертолета методом его покидания в воздухе, как правило некогда.
С уважением,

От PTL~jumper
К Игорь Уткин (06.07.2004 17:10:34)
Дата 06.07.2004 17:31:21

Re: это не те 3 копейки :)

Проясняю вопрос: пишу как парашютист. Мы не гражданские и не военные, и рабочие высоты - до 4500 метров (4000 - самая ходовая). Согласитесь, это никак не "малая высота".
Как популярно объяснил один пилот Ми-8, к примеру, при отказе основной гидросистемы инструкция предписывает немедленную посадку, т.к. при отказе дублирующей гидросистемы машина становится абсолютно неуправляемой (усилие на органах управления под 200 кг) и имеет тенденцию к переходу в перевернутое падение. Поручиться за истинность не могу - что слышал. Учитывая, что с вертушек только на подмосковных дропзонах выполняется порядка тысячи прыжков за одни выходные, вопрос имеет право на существование...

>Приветствую!
>Ежели прикинуть мировую статистику обстоятельств катастроф вертолетов за весь период их эксплуатации, то можно прийти к выводу, что нафиг он и не нужен (этот самый отстрел) лопастей. Как правило, это низкие высоты, когда уже никакой отстрел не поможет. Опять же - в гражданской авиации парашюты экипажу не предусмотрены, а военные вертушки ползают над землей и высоко не забираются. Больше вертолетов гибло (ИМХО) от столкновений с землей или препятствиями на земле. "Проблема" перестает быть проблемой. Спасаться из вертолета методом его покидания в воздухе, как правило некогда.
>С уважением,

От hunter019
К PTL~jumper (06.07.2004 17:31:21)
Дата 06.07.2004 18:08:54

надо уточнить, когда например Ми-8 пошел в серию

Эта машина для таких высот и не очень-то планировалась. Это же транспортно-боевой, значит и летает с огибанием поверхности...
если испытания отстрела велись после того, как ми-8 был запущен в серию - тогда яснее-ясного, кто будет ломать серию???
Да и статистика опять же свое слово сказала - нафиг тот отстрел, если уж начнет вертушка кувыркаться, и отстрел не поможет. Пример из динамики. При отсреле рулевого винта нос вертолета относительно вертикальной оси идет вправо, относительно продольной оси тоже вправо, и идет вниз. вот такое сложное движение. Но иногда и отсюда успевают выскочить - в основном ком экипажа, которого выбрасывает из кабины. У правака шансов мало, падает. Пример из жизни трижды афганского вертолетного полка (ныне бригады) г.Александрия Украина
А парашютисты - по сравнению с армейской авиацией это капля в море, в основном в тот период бросали с Ан-2

От Константин Чиркин
К hunter019 (06.07.2004 18:08:54)
Дата 06.07.2004 18:48:44

Re:Если интересно,два примера-из жизни;-))))

Приветствую.1)Личный.Вертолётчиков мы называли смертниками.Потому что считали,что при сбитии они погибают.Но осенью 1985года недалеко от аэродрома Баграм сбили Ми-8(слухи были разные:от сбития ПЗРК до внутреннего взрыва,до этого они перевозили афганских десантов),момент взрыва я не видел,но через секунду максимум две,после воскликов товарищей,обернулся.Вертолёт сначала падал как ему положено-беспорядочно.(Поясняю:кверх тормашками)Затем (время не запомнил)перешёл в пикирование и выше раскрылось три парашюта.(борттехник погиб при взрыве).2)Сосед,бывший вертолётчик про систему отстрела лопастей отзывался оччень пренебрежительно.Если кто желает могу уточнить:задавайте вопросы.Их у меня в доме двое.


От PTL~jumper
К Константин Чиркин (06.07.2004 18:48:44)
Дата 06.07.2004 20:57:19

Re: Re:Если интересно,два...

"Вертолёт сначала падал как ему положено-беспорядочно.(Поясняю:кверх тормашками)Затем (время не запомнил)перешёл в пикирование и выше раскрылось три парашюта"
***************************************************
Вот бы кого из них спросить, как принималось решение на покидание, учитывали ли они при этом пространственное положение вертолета, или сигали не глядя. И в какой момент, собственно, отделились.

От Константин Чиркин
К PTL~jumper (06.07.2004 20:57:19)
Дата 07.07.2004 18:29:37

Re: Так ведь это и так ясно,прыгнули после перевода машины

Приветствую.пилотом в пике.Единсвенно,я не уточнял как это возможно.

От Игорь Уткин
К PTL~jumper (06.07.2004 17:31:21)
Дата 06.07.2004 17:33:43

Понял. Эт другое дело. Имелось в виду все, акромя этого.-) (-)