От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV
Дата 21.06.2004 18:27:23
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; Сайт `airforce.ru`; 1936-1945 гг.;

Re: Интервью Василия...

ДОЛГУШИН: «Почему авиация погибла в Белоруссии и Прибалтике?!
В чем причена гибели - «ошибки»:
- главкома ВВС,
- штаба ВВС и
- Генерального штаба»!

БАРДОВ: «Тогда же Жуков был начальником Генштаба»?!

ДОЛГУШИН: «Да, Жуков:
I. Не подготовлен район - театр боевых, военных действий:
1) запасных аэродромов нету,
2) обеспечения материально-технического этих аэродромов нету, оборудования необходимого для обслуживания СЛ нету (и мы тогда говорили: пусть бы десяток СЛ нам недодали, а дали «пускачи» и «заправщики»! За десяток СЛ сколько можно было их наделать! СЛ-то в несколько раз дороже автомашины или бензозаправщика.

II. Cвязи никакой – ничево,

III. Перевели всю авиацию фронтовую в подчинение сухопутным войскам. Вот и получается: Вы мне писали, в какой я армии был, а я даже и не знаю, в какой я армии был! Когда нас москвичи проверяли – вроде какой-то приехал генерал из армии и показывал нам как ползать на животе. Потом встал (а перед этим дождик прошел): весь грязный… Мы как гаркнули (со смеху – В.Б.)… Он плюнул (понял, что его счас летчики пошлют и никто ползать не будет) и отошел. И я, на пример, не знаю – какой армии…

IV. Всю истребительную авиацию (ИА) «посадили» на границу в 10-20 км от границы, фактически безо всякого обеспечения и она оказалась между пограничниками и наземными войсками, а наземные войска были в тылу авиации истребительной (и даже авиация пограничников, находившаяся у д. Королино так же оказалась в тылу у ИА – В.Б.),

V. В полки, которые перевооружались, СЛ-ты с завода поставляли в ящиках. И в Белосток, в полк, который переучивался на МиГ-3 пришли в ящиках. Техники и летчики собирают, а командирам что делать: у них И-16 70 СЛ-тов и 70 ящиков МиГ-3. И получается: почти разучились на И-16 и не научились на МиГ-3»!
( БАРДОВ: «И в добавок МиГ-3 были еще «сырые», потому что (это была) новая техника»?!

ДОЛГУШИН: «Ничево, нормальная – мы же получали эти же СЛ-ты и «драться» начали: уже в начале августа мы на «МиГ-3» «драться» начали – это уже под Ельней, под Смоленском».

БАРДОВ: «Для хорошего пилота МиГ-3 был не хуже?!…»

ДОЛГУШИН: «(Нас на них как переучивали – В.Б.) …один полет по кругу, один – в зону, а 3-й полет - нас перевезли на центральный аэродром из Рязани, на
ТБ-3 – перегнать в полк – 30 СЛ-тов (МиГов – В.Б.)).

VI. Тимошенко перевел в декабре 1940 г. весь командный состав, кто не отслужил 3 года, как солдат на казарменное положение – это какой моральный урон! А в прибалтике: всех постригли и по настоящему в казармы на двухъярусные кровати! Все это моральный ущерб»!

БАРДОВ: «А как вы тогда отнеслись к этому тогда, будучи молодым летчиком»?

ДОЛГУШИН: «Сам понимаешь… А вообще:
- кто женат – отправили жен к своим в Союз,
- а нас (холостяков – В.Б.) – как жили в своих комнатах в гостиннице в Лиде – так жить и остались и разницы никакой мы не испытывали, особенно для меня и других холостяков.
Но это все - моральный ущерб»!

Бардов: а вот еще 2 наглядных примера в подтверждение слов Сергея Долгушина:
АНДРЕЕВ КОНСТАНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ
http://www.iremember.ru/pilots/andreevk/andreevk_r.htm
Архипенко Федор Федорович
http://www.iremember.ru/pilots/arkhipenko/arkhipenko_r.htm

VII. Мало того, что Тимошенко в декабре 1940 г. перевел нас на положение как солдат, так еще и сняли с СЛ-та оружейника и моториста!

БАРДОВ: “А как было до этого?”

ДОЛГУШИН: “А раньше было как - на 1 СЛ
(полагались):
- техник (это был офицер, как правило техник-лейтенант),
- механик,
- моторист и
- оружейник.
Итого на СЛ: 6 человек, потому что 4 ствола…
А тут посчитали, что:
- артиллерист свою пушку драит,
- пехота свою винтовку драит,
- а почему летчикам не драить?!
И отняли у нас! А потом – сразу же в первые же месяцы войны все ввели! Сразу же ввели: почувствовали, что идиотство натворили!
И летчики (22-го июня – В.Б.) таскали пушки.
А пушку вставить в крыло – оно же не широкое!
И вот туда пушку 20-ти кг вставить: обдерешь все руки! А там центроплан прикрыт дюралью и люк, куда пушку совать – он тоже дюралевый и все на шпильках – все руки обдерешь! А 20 кг все же всунуть”…

ДОЛГУШИН: “Говорят: Сталин виноват – (что-то) не разрешал, запрещал все»…
Никому он не мешал и могли бы все это дело вывести вовремя:
- а почему Украина с границы увела свою авиацию ночью?
Одесский военный округ всю свою авиацию вывел на запасные аэродромы. Немцы пришли утром бить, а аэродромы пустые!

БАРДОВ: «А почему Павлов приказал разоружить только один ваш полк, а 127й – нет? Непонятно, вообще, для чево это надо было… Но как я понимаю, т.к. вы слишком близко стояли от границы - чтобы не провоцировать…»

ДОЛГУШИН: «Очевидно мог бы сам Павлов ответить или Копец. Но Копец 23-го застрелился в своем кабинете, а Павлов расстрелян».

От amyatishkin
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 18:27:23)
Дата 21.06.2004 21:03:55

Re: Интервью Василия...

>VI. Тимошенко перевел в декабре 1940 г. весь командный состав, кто не отслужил 3 года, как солдат на казарменное положение – это какой моральный урон! А в прибалтике: всех постригли и по настоящему в казармы на двухъярусные кровати! Все это моральный ущерб»!

>БАРДОВ: «А как вы тогда отнеслись к этому тогда, будучи молодым летчиком»?

>ДОЛГУШИН: «Сам понимаешь… А вообще:
>- кто женат – отправили жен к своим в Союз,
>- а нас (холостяков – В.Б.) – как жили в своих комнатах в гостиннице в Лиде – так жить и остались и разницы никакой мы не испытывали, особенно для меня и других холостяков.
>Но это все - моральный ущерб»!

А как летчикам - объяснили, что такой приказ может поднять боеспособность? Например сократить время вылета в разы?


>Архипенко Федор Федорович
>
http://www.iremember.ru/pilots/arkhipenko/arkhipenko_r.htm

Во у Архипенко помню, что 22.06 он оказался дежурным по аэродрому, и больше никакого начальства. Может как раз еще ближе надо было к самолетам всех держать? И на более строгом режиме?

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 18:27:23)
Дата 21.06.2004 18:35:20

Re: Интервью Василия...

БАРДОВ: 10 мая 1941 г. истребительные полки были передислоцированы в летние лагеря:
- 122-й ИАП перелетел к границе на аэродром возле
д. Новы Двyр, в 7-10 км западнее Гродно (сейчас это первый, ближайший населенный пункт на территории Польши, если из Гродно ехать к границе по дороге ведущей на юго-запад – В.Б.),
- 127-й ИАП - на восток от Скиделя, в район д. Лесище,
- 16-й СБАП по словам Долгушина «так и остался стоять в г. Желудке», но на самом деле перешел на полевой аэродром у д. Черлена.

БАРДОВ: не так давно я получил от КОСТИ_ЦАМО
отксеренную копию его выписки в РГВА из "Описание аэродромов и посадочных площадок участка 11-й САД" на 26.12.40 года» (РГВА, ф.35074, оп.1, д.36, лл.362-410). Там имеется «аэродром Новы-Двур - "3-4 км севернее Нв.-Двур,
53-41 с.ш., 23-38 в.д.; размер 1 х 1 км. Помещения штаба можно иметь в г.дв. Бобра-Велька. Может быть использован как посадочная площадка для самолетов связи и разведчиков" (такая информация в этом документе по всем аэродромам)».

БАРДОВ: "А где и как вы жили в лагерях"?

ДОЛГУШИН: «В палатках на краю аэродрома».

БАРДОВ: «Да, но вы же офицеры были»!

ДОЛГУШИН: «Ну и што?! В палатках все».

БАРДОВ: «И как солдаты жили?!»

ДОЛГУШИН: «Все в палатках по 6 человек».

БАРДОВ: «А когда «рабочий день» заканчивался вы как офицеры могли пойти куда-то за пределы части по своим делам»?

ДОЛГУШИН: «Ну а куда там пойти?! Если пройти 1,5 км до станции Новы Двур»…

БАРДОВ: С.Ф. видимо имеет в виду, что тогда там была ж/д станция. Сейчас ее и самой железной дороги там вроде нет, по крайней мере на атласе Гродненской обл. А с нашей стороны эта ж/д ветка говорят была разобрана лет 30 назад и сейчас на ее месте автодорога – В.Б.).

ДОЛГУШИН: «…там был клуб.
Но (за неделю – В.Б.) так налетаешься, что думаешь: черт с ним, с этим клубом»!

БАРДОВ: «А скажем в Гродно в увольнительные не пускали (тем паче что до окраины современного города было всего около 7-10 км)»?

ДОЛГУШИН: «Нет, нет».

БАРДОВ: «Даже офицеров»?!

ДОЛГУШИН: «Да некогда было! Мы летали чуть ли не каждый день»!

БАРДОВ: «Включая субботу и воскресенье»?!

ДОЛГУШИН: «Ну, в воскресенье был выходной, а в субботу – летали.
Я начал войну имея налет 240 часов, это за 1940-1941 г. Летал: высоту освоил, строй, маршрут, ночь и (Макаров) тоже самое».

БАРДОВ: «А как по наземным целям вас учили работать? Что представляли собой тренеровки «работы по наземным целям – как у вас это было? На истребителях по наземным целям вас учили «работать»»?

ДОЛГУШИН: «Да».

БАРДОВ: «А что это представляло собой»?

ДОЛГУШИН: «Бывало так:
- подвесные баки одевались,
- уходишь, по маршруту идешь,
- на высоту на «потолок»,
- оттуда спускаешся,
- заходишь на полигон,
- отстрелялся из пушек,
- а потом – по конусу из пулеметов
- и садишся».

БАРДОВ: «Интересно, а где ваш полигон был»?

ДОЛГУШИН: «На северо-востоке г. Лида была какая-то площадка. А в Новом Дворе – тоже самое, севернее какая-то поляна была, недалеко – километра 2,5.

От assaur
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 18:35:20)
Дата 21.06.2004 19:26:52

Re: Caps Look как был так и остался

Очень интересно, но хочется прочитать все сразу не собирая файл. Можно одним куском в копилку?
С уважением.

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 18:35:20)
Дата 21.06.2004 19:22:22

Re: Интервью Василия...

>ДОЛГУШИН: «На северо-востоке г. Лида была какая-то площадка. А в Новом Дворе – тоже самое, севернее какая-то поляна была, недалеко – километра 2,5.
Вечером в субботу 21 июня 1941 года нас разоружили: приказали снять пушки, пулеметы, боекомплект и поместить в каптерки.
Я с ребятами своими посоветовался и мы сняли пушки и пулеметы – мы вынуждены были.
А (к ним еще – В.Б.): 2 ящика (боеприпасов – В.Б.) в лентах от пушек ШВАК и 2 от пулеметов».

ДОЛГУШИН: «Утром 21-го числа такое состояние было: СНЯЛИ ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ!!!
И мы спросили: «Кто такой идиотский приказ издал»?! А командир полка Николаев разъяснил командирам эскадрилий (а те в свою очередь нам), от кого такой приказ-то идиотский: «Это приказ командующего Белорусским военным округом Д.Г.Павлова», на кануне приезжавшего на аэродром «Новы Двур» вместе с командующим ВВС округа генералом-майором И.И.Копцом».

БАРДОВ: думаю нужно немного пояснить читателям форума, что собой представлял как человек и командир И.И.Копец. Вот цитата из книги СКРИПКО Н.С.: «Иван Иванович Копец, 34-летний генерал-майор авиации, был отличный и храбрый летчик. Однако приобрести необходимый опыт командования крупным авиационным объединением он еще не успел. Службу в ВВС И. И. Копец начинал, как и многие другие. Окончив курс обучения в школе военных летчиков, в течение семи лет он успешно летал в строевых авиачастях. Затем как доброволец-интернационалист участвовал в боях в Испании и командовал там истребительной авиационной эскадрильей. За личную храбрость и отличия в воздушных боях с немецкими и итальянскими фашистскими летчиками и франкистскими мятежниками он был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. По возвращении из Испании в 1938 году командир эскадрильи И. И. Копец сразу же был назначен на высокий пост заместителя командующего ВВС Ленинградского военного округа, а вскоре — командующим ВВС Западного особого военного округа, насчитывавшего в своем составе почти 2000 самолетов! Став командующим, И. И. Копец в штабе не засиживался, часто бывал на аэродромах вверенных ему частей, занимаясь преимущественно контролем переучивания летчиков на новых самолетах. Особенно часто он посещал авиаполки 9-й смешанной авиационной дивизии. Прилетал генерал И. И. Копец на несколько часов один на истребителе И-16, без офицеров штаба, специалистов служб, [55] которые ездили отдельно по своим планам. Естественно, в одиночку обеспечить полноценный и действенный контроль боевой подготовки частей было просто невозможно. Упущения в организации управления авиацией дали себя знать в первые же минуты войны.
Когда вспыхнула война, в Минске отсутствовал начальник штаба ВВС округа (фронта) полковник С. А. Худяков (впоследствии маршал авиации), который обладал большим опытом и организаторскими качествами. Он находился в Москве, в госпитале. После перенесенной хирургической операции 23 июня С. А. Худяков вернулся в Минск. До его приезда обязанности начальника штаба временно исполнял его заместитель по тылу полковник П. М. Тараненко, который недостаточно знал авиасоединения и части, их боевые возможности, не имел надлежащей практики в оперативной работе.
Не получая донесений от авиационных дивизий из-за нарушения связи и управления, штаб ВВС Западного фронта необоснованно считал, что армейская авиация действует по составленным в мирное время планам прикрытия. В действительности же этого не было».

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 19:22:22)
Дата 21.06.2004 19:32:50

Re: Интервью Василия...

ДОЛГУШИН: «Состояние такое…»

БАРДОВ: «Все равно, что голый остался»?!

ДОЛГУШИН: «Конечно! Истребители без боекомплекта и без оружия! /7/ »
«Впрочем, многое и до этого дня делалось будто «по заказу» (немцев – В.Б.):
- было уменьшено число мотористов и оружейников до одного на звено,
- начат ремонт базового аэродрома в г. Лида,
- не были подготовлены запасные площадки…»/4/
В это же время: на Украине половину авиации с границы сняли вечером 21-го (июня – В.Б.) и увели в тыл на запасные аэродромы…»

ДОЛГУШИН: «Теперь, Одесса: всю авиацию (командующий округом – В.Б.) вывел на запасные аэродромы и немцы «пришли» (прилетели – В.Б.) бить по аэродромам, а они пустые. (Поэтому) это идиотство - ссылаться на Сталина (что Павлов отдавал такие вредительские приказы боясь репрессий с его стороны – В.Б.): командующие Киевским и Одесским округами не побоялись и авиацию спасли”.

ДОЛГУШИН: “Теперь смотрите, какое безобразие было
(у нас в округе и у наших соседей – В.Б.):
- в Белостоке на И-16 летали - дивизия. И вдруг прямо в Белосток присылают на эти 2 полка (истребители – В.Б.) Миг-3 в ящиках - перед самой войной!
- такое же положение было в Кишиневе, но там хоть успели их…
А для того чтобы собирать их:
- ящики нужно было к аэродрому подвозить, разбирать,
- собирать самолеты, облетывать и
- переучивать(пилотов В.Б.).
Вот какое идиотство! Что, Сталин:
- разрешал это,
- запрещал (действовать грамотно – В.Б.)
- или так решил?!
Это идиотство рождалось в главном штабе ВВС, в управлении и в Генеральном штабе: всю истребительную авиацию “посадили” на границу, прямо “на нос” к немцам, не обеспечив ее запасными аэродромами, в частности в Белоруссии. Ведь у нас не было ни одного запасного аэродрома. Надо же было понять – зачем истребители “сажать” в 15 км от границы?!
(Когда мы впоследствие, уже во время войны готовились – В.Б.) к наступлению - и то так не “сажали”. Ну отдельные случаи были – и то так не “сажали” – под артиллерию. А тут, когда на кануне, все ясно, каждый день летают разведчики их… Мы сбить их не можем – запрет сбивать их. Они “уходят” свободно, хотя мы рядом идем с ними, а сбить нельзя.
Мессершмиты-109 и –110 смотрели за аэродромами, а Юнкерсы-88 и Хейнкели-111 по тылам “ходили”. В частности в районе Гродно все эти строившиеся наши укрепления (долговременные огневые точки Сопоцкинского 68-го укреп-района/3/)они и разведывали все это дело”/1/.

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 19:32:50)
Дата 21.06.2004 19:34:32

Re: Интервью Василия...

БАРДОВ: А теперь давайте почитаем официальную версию истории начала боевого пути и трагической гибели 122-го ИАПа, на которую ссылаются все современные исследователи этого вопроса (взять хотя бы того же Дмитрия Хазанова) – книгу маршала Скрипко «По целям ближним и дальним», основанную как сказано в примечаниях к книге «на документах ЦАМО»

СКРИПКО (
http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
«Однако почему нас не прикрывали истребители?
Как действовала армейская авиация?
В ночь на 22 июня 1941 года командир 11-й смешанной авиадивизии полковник
П.И.Ганичев и штаб [67] находились на командном пункте, размещенном в бетонированном бомбоубежище на окраине аэродрома Лида».

ДОЛГУШИН: «Нет, там никаких бетонных небыло – ничево небыло».

БАРДОВ: «А где находился штаб дивизии»?

ДОЛГУШИН: «В Лиде, в самом городе».

СКРИПКО ( http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
«Шли командно-штабные учения».

ДОЛГУШИН: «Небыло никаких учений».

БАРДОВ: точнее, С.Ф. имеет в виду, что рядовых летчиков в известность об этом никто не ставил, потому они о этих учениях ничего и не знали.

AIRWAR.RU: «Под непонятный гул, доносившийся от проходившей в 17 км границы, летчики с немногочисленным техперсоналом торопились поставить на самолеты вооружение…»

ДОЛГУШИН: «В воскресенье 22-го июня часа в 2-2.30 (ночи – В.Б.) раздалась сирена: тревога! Ну, по тревоге собрались: схватили чемоданчики, шлемы, регланы... Прибежали на аэродром:
- техники моторы пробуют,
- а мы начали таскать пушки, ПМ-ты, боеприпасы…
И летчики таскали пушки (ШВАК). А пушку вставить в крыло – оно же не широкое! И вот туда пушку 20-ти кг вставить: обдерешь все руки! А там центроплан прикрыт дюралью и люк, куда пушку совать – он тоже дюралевый и все на шпильках – все руки обдерешь! А 20 кг все же всунуть”…

Бардов: можно представить, чего это стоило 20-летнему Сереге Долгушину, особенно если учесть, что дэ-факто тогда он был мальчишкой, вроде Буби Хартмана, далеко не шварценегерского роста и телосложения. Но вообще-то 20 кг – это вес крупнокалиберного авиапулемета. А 20-мм пушки весили от 40 до 45 кг. Отличить пулемет от пушки можно хотя бы по калибру и тут спутать что-то сложно. Скорее всего молодой здоровый парень Серега Долгушин образца 1941 года не различал веса в 20 и 40 кг.

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 19:34:32)
Дата 21.06.2004 21:15:25

Re: Интервью Василия...

БАРДОВ: «А вы говорили, что в полку было 72 пилота, 72 И-16 и все они были в исправном состоянии на 22-е июня»?

ДОЛГУШИН: «Все! Все были в исправном состоянии!

СКРИПКО (
http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
«Около 3 часов утра по телефону позвонил начальник штаба 122-го истребительного авиаполка, ближе других находившегося к государственной границе:
— Со стороны границы слышен сильный шум танковых моторов...»

ДОЛГУШИН: «Все это ерунда! Никакой связи небыло: ни радиосвязи, ничево!
В это время уже Огоньков взлетел в Лиду, штоб доложить командиру дивизии, какое положение в полку. А все (вышесказанное Скрипко – В.Б.) это «липа»»!

СКРИПКО ( http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
«Затем последовал новый доклад:
— Слышим нарастающий гул большой группы самолетов, объявлена боевая тревога! Командир полка и все эскадрильи полка выруливают для взлета на перехват противника».

ДОЛГУШИН: «Все это «липа»! А начали подниматься в районе уже где-то в 6.30-7.00 часов – пока пушки и ПМ поставили:
аэродром был большой, но взлетать можно было с запада на восток или с востока на запад - с севера на юг взлетать не хватало. А нам в субботу пригнали Пе-2 с 16-го (бомбардировочного – В.Б.) полка – показать».

БАРДОВ: «Чтобы своего не сбить в случае чего»?!

ДОЛГУШИН: «Ну да. А ведь Пе-2 и Ме-110 можно перепутать. И перепутывали. А в чем разница:
- у 110-го стабилизатор прямой,
- а у Пе-2 – «чайкой» - вот и вся разница).
И вот, когда уже начался рассвет - начал брезжить и когда начало светать, вдруг над аэродромом пронесся двухкилевой СЛ. Прошел над аэродромом и вдруг сзади него очередь раздается прямо по стоянкам».

(БАРДОВ: «Т.е. со стороны заднего стрелка 110-го» ?!

ДОЛГУШИН: «Да, на 110-м стоял ПМ (из которого) штурман стрелял и он из кабины (и) бил).
Мы никак не поймем: что, учения, что ли начались?!
Созвонились…(?), а там уже раненные у них.
Ну, поняли, что война. Но как война? Не разберемся!
Перед этим (СЛ-ты) разрулили. Весь летный состав таскает. Я доложил командиру эскадрильи капитану Емельяненко: «Звено готово»! Он вызвал командиров звеньев. Собрались, сидим и вдруг видим:
со стороны Белостока идет звено СЛ-тов с водяным охлаждением (восьмерка Ме-109 – В.Б.), но (до них) еще далеко (было, когда их увидели – В.Б.) а шли они тысячах на трех (м)…
Прилетели и начали штурмовать, но машины мы уже разрулили и рассредоточили».

БАРДОВ: «А они и бомбы подвешивали под 109-е»?

ДОЛГУШИН: «У них были «ракУшки». Что из себя представляла эта (кассетная бомба – В.Б.): штырь, а на верху шарик. Они:
1) помещались в контейнеры и крепились под плоскостями – специально для штурмовки по живой силе и по СЛ-там.
2) затем они из контейнера выбрасывались
3) и когда втыкались в землю - лепестки раскрывались, (они) взрывались и разбрасывали осколки. И когда взрываелись – квакали как лягушки.

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 21:15:25)
Дата 21.06.2004 21:33:29

Re: Интервью Василия...

AIRWAR.RU: «Вскоре самолеты были готовы и когда в 4.20 над аэродромом появились Me-109, Сергей услышал: "Долгушин со звеном - в воздух!"
Один И-16 уже горел».

СКРИПКО (
http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
«Объявив боевую тревогу другим частям дивизии, полковник П. И. Ганичев на И-16 вылетел на аэродром 122-го истребительного авиаполка».

ДОЛГУШИН: «Все это «липа»: Ганичев сидел в Лиде»!

СКРИПКО ( http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
«122-й полк в составе 53 самолетов И-16 и И-153»

ДОЛГУШИН: «Нет! КАКИХ И-153?! ИДИОТСТВО! ИДИОТСТВО: ну ему (по видимому адьютанты для Скрипко – В.Б.) написали, вот и все, понимаешь. Идиоты»!

БАРДОВ: «И главное, что в открытой печати (т.е. в и-нэте) кроме этого никаких данных больше нет и все (даже современные независимые исследователи вроде Дмитрия Хазанова) ссылаются на эту «липу». Вот почему я и захотел к Вам приехать и показать, что у нас люди знают о вашем полку и чему нас учат (на уроках истории о том как у нас война начиналась)».

ДОЛГУШИН: «Теперь будешь знать»!

СКРИПКО ( http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
122-й полк в составе 53 самолетов И-16 и И-153 находился в воздухе: истребители шли на перехват врага. На аэродроме осталось 15 неисправных самолетов. Они-то и подверглись атакам фашистской авиации.
В развернувшемся воздушном бою даже на устаревших самолетах летчики 122-го авиаполка сбили 4 фашистских бомбардировщика До-215, несколько Ме-109. Это был первый воздушный бой . Бомбардировщикам гитлеровцев не удалось нанести организованный удар по аэродрому. Атакованные советскими истребителями, они беспорядочно сбросили свои бомбы несколько в стороне на второстепенном обьекты и ушли назад».

ДОЛГУШИН: “(Дорнье – В.Б.)-215 сбивали. (Но) с бомбардировщиками только дрались над мостами, (а) над аэродромом нас не бомбили - нас штурмовали”.

Бардов: «А артиллерия не обстреливала вас через границу?».

Долгушин: «Нет: граница всего 15-17 километров, а потом, артилерия была занята (стрельбой – В.Б.) по пограничникам».

БАРДОВ: «Короче, абсолютно все получается
(это не соответствует действительности – В.Б.)?!

Долгушин: «Все: со 122-м полком (ничего этого – В.Б.) не было».

Бардов: «И (главное, что все) это – официальная версия».

Долгушин: «Ну так, мало ли што напишут: вот они (помощники маршала – В.Б.) ему написали, а он (Скрипко – В.Б.) «подмахнул», не зная ничего. Што Скрипко мог знать?! Может в документах пытались найти или еще что-то. А сам то он в этом деле НИ-ЧЕР-ТА не соображал! Все! Не было этого!
Все что здесь указано – не было этого»!

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 21:33:29)
Дата 21.06.2004 21:36:46

Re: Интервью Василия...

ДОЛГУШИН: «Так вот: приходит 8-ка (“Bf-)109” и начинается…
Передо мной взлетел заместитель командира нашего полка капитан УханЕв (В.М. – по книге Скрипко).
А шестерка (Bf-109f уже была – В.Б.) над аэродромом (АД). Стал «драться» над аэродромом. У него подбили мотор: мотор коптил у него. Он «зашел» (на посадку – В.Б.) и сел.

БАРДОВ: «А у Уханева тоже пушечный был И-16»?

ДОЛГУШИН: «Нет, пулеметная машина: 4 ПМ-та.
Уханев приземлился (а потом на машине поехал в полк и в Лиду приехал на машине. Потом я его встретил в 1942 году. После войны он был командиром полка… Американцы пролетели, что-то несработало там и ево уволили. Жив ли он сейчас или нет – не знаю).
А у меня-то звено готово!
Емельяненко говорит: «Долгушин, взлетай»!
В 4.20 я подбегаю к ребятам, смотрю: одна машина горит моя в звене. Остались 2 – моя и Сережки Макарова. Я говорю: «Сергей, взлетай»!
А он почему-то: или пересосал двигатель или перезалил - никак у него не запускается.
(И вот), когда (Уханев) приземлился, я (свой И-16 – В.Б.) запустил и пошел на взлет – я последний взлетал.
И на взлете меня и поймали: я как мишень был из под них взлетая».

КРЮКОВ: «Он оказался одним из немногих, кому удалось подняться в воздух».

БАРДОВ: “Т.е. получается, что в первые часы (из полка Уханев) поднялся первым, а за ним взлетели Вы и взлететь удалось (из всего полка) только двум самолетам на этом первом вылете (полка), когда его шестерка (Ме-109) сбила. Так получается”?

ДОЛГУШИН: “Да я уже почти и не помню ничево. Трудно, понимаете…”

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 21:36:46)
Дата 21.06.2004 21:45:48

Re: Интервью Василия...

www.airwar.ru: «Летчик начал разбег, но плохо прогретый мотор его самолета не тянул, поэтому в конце полосы пришлось развернуться и взлетать в противоположном направлении. Здесь-то, без скорости, с еще неубранными шасси, его атаковали "мессера" и стали расстреливать как на полигоне. Самолет получил 16 пробоин, но не был сбит, и Сергей Долгушин начал свой первый бой…»/4/.

БАРДОВ: «А я слышал, что Вы дошли при взлете до конца аэродрома, почувствовали, что не тянет мотор..»

ДОЛГУШИН: «Так он холодный! Пришлось развернуться и взлетать в обратную сторону, паралельно. Ну и пока я рулил и взлетал – мне 16 пробоин влепили».

БАРДОВ: «А они из ПМ-тов по Вам били»?!

ДОЛГУШИН: «Да, из ПМ-тов».

БАРДОВ: «А почему они пушки по Вам не применяли
– они же разнесли бы…(Вас в пух и прах – В.Б.)»?

ДОЛГУШИН: «А на тех «(Bf-)109»-х пушек то не было. Были пулеметы: обычные и… Я не помню даже, были ли на них крупнокалиберные».

БАРДОВ: НЕБОЛЬШОЙ КОМЕНТАРИЙ. По немецким источникам (Пр.Гроэхлер) Ме -109 Е выпуска 1941 года времен похода на Восток, ввиду отсутсвия на Советских самолетах протектироованных баков и бронирования имели в большинстве пулемет МГ-151/15 калибром 15 мм стрелявший через полую втулку винта (который был примерно аналогом нашего БСа), в отличие от групп на Западе, где применяли пушки МГ-151/20. Главное преимущество – больший боекомплект, что в некоторых случаях себя оправдало, но в случае Долгушина спасло ему жизнь ибо если бы пара 109-х ударила по нему из своих 4-х пушек и 4-х ПМ, он бы своими 16-ю пулеметными пробоинами явно не отделался и мне бы уже ничего не рассказал. Во всяком случае, если бы немцы знали, какого летчика они упустили, явно не пожалели бы на него своих 15-мм-вок, которые 8-мм бронеспинку Долгушина легко пробивали. Либо на момент обстрела Долгушина они свой боекомплект 15-мм-вок уже израсходовали.

БАРДОВ: «А били они по Вам со всех стволов»?

ДОЛГУШИН: «Они пикировали, а я – взлетаю и «бегу». А когда оторвался… А ведь еще нужно было 42 оборота сделать (рукояткой – В.Б.) чтобы «ноги» убрать вверх».

БАРДОВ: «Так у вас что не было даже (автомата уборки шасси – В.Б.)?!

ДОЛГУШИН: «Не было: снимаешь со стопора и крутишь. И около земли идешь и левой ручкой держишь: 16-17 секунд времени занимало».

БАРДОВ: «Я слышал – 42 тугих оборота»?!

ДОЛГУШИН: «Ну не так то уж и туго, но тем не менее… А около земли идти на (высоте – В.Б.) 1,5-2 м и в одной руке держать машину (ручку) – это тоже…
Во всяком случае удовольствие ниже среднего.
Когда я:
- отрвался (от земли – В.Б.),
- «ноги» убрал,
- «газы» убрал
- и взлетел –
они («109» – В.Б.) меня «бросили»
(не стали преследовать – В.Б.) - мною не занимались, а шестерка их (3 пары - В.Б.) была над аэродромом».

www.airwar.ru: «В этот первый день задания сменяли одно другое: прикрыть мосты в Гродно, сходить на разведку к границе, перелететь на другой аэродром, вернуться...»

БАРДОВ: «А какое Вам дали официальное задание»?

ДОЛГУШИН: «Никакого: прсто «Взлетай!» и все».

БАРДОВ: «А напарник (С.Макаров) не взлетел вообще»?

ДОЛГУШИН: «Сразу не взлетел, но потом все-таки мотор завел и улетел вместе с полком на аэродром 127-го ИАПа».

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 21:45:48)
Дата 21.06.2004 21:52:30

Re: Интервью Василия...

БАРДОВ: «А напарник (С.Макаров) не взлетел вообще»?

ДОЛГУШИН: «Сразу не взлетел, но потом все-таки мотор завел и улетел вместе с полком в Черлену».

СКРИПКО (
http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
“ Командир авиадивизии, объективно оценив обстановку, убедившись, что месторасположение аэродрома, находящегося рядом с границей, для нас невыгодно, принял решение оттянуть авиачасть несколько в глубину. Во главе 122-го авиаполка он прилетел на аэродром Лида, где находился его командный пункт”.

ДОЛГУШИН: “Ничево: он (комдив – В.Б.) как был в Лиде, так и остался. И умер там. Ничево этого небыло. Это все чушь”!

БАРДОВ: “А как было насчет средств ПВО”?

ДОЛГУШИН: «Была машина со счетверенными «Максимами», но ее сразу же расстреляли.
Перед этим была у нас комиссия с Москвы: на Ли-2».

БАРДОВ: «И он так и стял на аэродроме»?!

ДОЛГУШИН: «Стоял на аэродроме – так они и Ли-2 тоже, в первую очередь сожгли и они на машине уехали – вся их комиссия московская».

БАРДОВ: «А Вы не знали, кто был там в составе этой комиссии»?

ДОЛГУШИН: «У меня где-то есть эти данные: возглавлял ее полковник, начальник оперативного управления ВВС. Фамилия его… Знал я его прекрасно, но вот забыл»!

БАРДОВ: «А им удалось оттуда вырваться на машине? Они выжили»?

ДОЛГУШИН: «Они до Минска на машине, в Минске сели на поезд и уехали. В том числе и Михал Нестерович Якушин».

БАРДОВ: «Который воевал в Испании»!

ДОЛГУШИН: «Да, да, да. Он был инспектором ВВС и в этой комиссии был: он со мной летал на спарке - проверял.

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 21:52:30)
Дата 21.06.2004 21:57:51

Re: Интервью Василия...

www.AIRWAR.RU: “Виртуальный авиационный справочник. ЯКУШИН МИХАИЛ НЕСТЕРОВИЧ
(1910-1999): в 1938 году он был назначен в Главную Инспекцию ВВС РККА. 22 июня 1941 года Михаил Якушин, будучи в составе инспекционной группы Генерального штаба, прилетел на один из аэродромов 11-й Смешанной авиационной дивизии в районе Старого Двора. Там размещался истребительный авиаполк под командованием Николаева.
Узнав о нападении Германии на СССР, он приказал командиру полка перебазировать половину самолетов на запасной аэродром в районе Лиды, и тем самым сохранил часть техники.
Его однокашник по летному училищу командир 9-й Смешанной Авиационной Дивизии генерал-майор Сергей Черных ( тоже участник войны в Испании ) успел вывести из-под удара противника только летно-технический состав своей дивизии - почти все самолеты были уничтожены на земле
(Герой Советского Союза С.А.Черных был расстрелян 27 июля 1941 года вместе с группой других военачальников, обвиненных в провале начального периода войны).
В то время, когда на аэродромах уже горели советские самолеты, командиры частей еще находились под гипнозом сурового предупреждения - не поддаваться на пограничные провокации со стороны немцев. Проявление личной командирской инициативы было равносильно тому, что добровольно предстаешь перед военным трибуналом. Тем весомее выглядит поступок Якушина, рискнувшего нарушить этот приказ и вывести часть техники из под удара, пусть даже ценой собственной жизни».

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 21:57:51)
Дата 21.06.2004 22:03:33

Re: Интервью Василия...

ДОЛГУШИН: «Я походил (полетал – В.Б.), посмотрел и:
- пошел (полетел – В.Б.) на границу и когда «ходил» и смотрел над границей - наткнулся на немецкий связной самолет фирмы Физлер – «Штрох» (в переводе с немецкого - «Аист» подкосный высокоплан, обычно использовавшийся как легкий пассажирский СЛ для перевозки командования. Немцы и Хартман в частности, называли его «наш авиаджип» – В.Б.).
Я дал одну очередь и он «воткнулся»,
- потом «пошел» на Скидель. Залетел – там никого нету,
- над Гродно прошел...».

БАРДОВ: «А скидельский аэродром был уже разбомблен»?

ДОЛГУШИН: «Пустой: они же сидели в Черлене».

БАРДОВ: «Нет – они «сидели» в Лесище под Скиделем – у них был лесной аэродром, который немцы не засекли и за целый день его не обнаружили».

ДОЛГУШИН: «Нет: 127-й полк сидел в Чер-ле-не! Это около местечка Мосты. Вот там они сидели, возле Мостов на И-153».

БАРДОВ: «И когда Вы «прошли» над Скиделем – никого там не обнаружили»?!

ДОЛГУШИН: «В Скиделе я просто прошел (над …)…
Я знал, где 127-й полк «сидит» – в Черлене.
Вернулся. Командир эскадрильи (к-н Емельяненко – В.Б.) говорит:
«Мы улетаем - полк улетает в Черлену (вот почему я и знаю – С.Д.). Ты давай заправляйся и прилетай туда».
Полк взлетел (и улетел – В.Б.)…»

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 22:03:33)
Дата 21.06.2004 22:05:26

Re: Интервью Василия...

СКРИПКО
(
http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
«Когда к аэродрому, где и базировался 16-й скоростной бомбардировочный авиаполк, приблизились фашистские самолеты… Защищая товарищей по оружию, заместитель командира 122-го истребительного авиаполка капитан В.М. Уханев один атаковал шестерку Ме-110, приближавшихся к аэродрому 16-го скоростного бомбардировочного авиаполка. На истребителе, вооруженном двумя (точнее - четырьмя – С.Д.) легкими скорострельными пулеметами ШКАС, внезапной атакой он сбил вражеский Ме-110 и расстроил группу германских самолетов, сбросивших бомбы не прицельно. Пополнив боеприпасы и дозаправившись горючим, капитан Уханев вновь вылетел в бой.
Также отважно и умело сражался с гитлеровцами капитан К. Ф. Орлов и другие истребители».

ДОЛГУШИН: «Орлов – это был командир эскадрильи, хорошо воевал. Погиб под Белым. Ево история такая: ево в 1937-м г. выгнали из армии. Я не знаю причину.
А в 1940 г. ево вновь призвали. И он пришел и стал заместителем, а через месяц стал командиром эскадрильи».

БАРДОВ: «А Вы знали о том, что ему в эти первые часы и дни удалось сбить»?

ДОЛГУШИН: «В такой суматохе што… Только когда на земле, вижу: взлетает, а што там в районе Гродно – што там делалось – никакой же связи и общения нету.
2 эскадрильи тут стоят, все это далеко друг от друга. Поэтому рядом даже эскадрильи (когда) стоят – и то не знаешь, што, как. Поэтому информации небыло никакой.

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 22:05:26)
Дата 21.06.2004 22:10:50

Re: Интервью Василия...

ДОЛГУШИН: "(Когда полк взлетел и улетел в Черлену), мы заправляли мою машину (И-16) и пытались без аккумулятора ее запустить (потому что аккумулятор нужно было беречь)…»

БАРДОВ: «А как же вам без аккумулятора удалось ее запустить»?!

ДОЛГУШИН:
«1) был такой стартер на полуторке - «хобот» такой: он соединялся с маховиком винта и крутился. И таким образом запускали,
2) а можно было запустить: Эклипс как на Ли-2 оттянуть, от аккумулятора, раскрутить болванку – эклипс, а потом соединить и эклипс крутит винт.
Это так как было на Ли-2: на «62»-х моторах».

БАРДОВ: «А результаты налета «109»-х»?

ДОЛГУШИН: «Очень незначительные».

БАРДОВ: «А интересно, когда немцы аэродром заняли, или просто обошли его и пошли дальше»?

ДОЛГУШИН: «С Нового двора я улетал почти что последним и когда я взлетал, то танки уже действительно были».

БАРДОВ: «А, Вы с воздуха уже видели танки шедшие…»

ДОЛГУШИН: «Уже танки границу перешли»…

КОСТЯ_ЦАМО-БАРДОВУ: «…пришлю тебе на немецком языке ксерокс куска из "Истории 481 пп 256-й ПД" немцев (добытый как оказалось доцентом ГрГУ С.Пивоварчиком через своих польских коллег – В.Б.). Этот полк прорвался передовым отрядом, в котором была тяжелая артиллерия и штурмовые орудия, через Скеблево, Курянку далеко на юг, вышел к этому аэродрому и подавил и перестрелял 39 (а по другим немецким же сведениям - 19) самолетов прямо на земле».

КОСТЯ_ЦАМО-БАРДОВУ: «Ты хотел написать, что 256 ПД прорвалась не без пехоты, а без танков? На самом деле у неё (как и у других дивизий на гродненском направлении) были небольшие импровизированные передовые мотоотряды, в которые входило по нескольку танков, самоходки, пушки. Вот эти-то нахальные отряды и наводили "тень на плетень".

С.ПИВОВАРЧИК: «Дивизии этой у меня нет - я отдал Косте свой экземпляр, а из Польши еще не привез».

БАРДОВ: что же это получается? Если по Долгушину «полк взлетел и за день потерял машин 5, а порядка 60 машин к концу дня в Лиде были еще живы», кого же «подавил и перестрелял передовой отряд 481 п. п-ка немцев», причем от 20 до 40 СЛ?!

КОСТЯ_ЦАМО: «А вот ещё один документ, который я выудил в свое время в ЦАМО - политдонесение 11-й САД о боях дивизии с 4 до 10-30 часов 22.6.41 г.
(телеграфная лента, наклеенная на бланке):
"Из г. Лиды... 22/6. 14/50. Минск. Нач. УПП ЗапОВО дивкомиссару Лестеву
(это тот - который погиб под Москвой, Жуков, кажется его упоминает с большой теплотой – К.Р.) 22.6.41 с 4.15 до 5.50 четыре бомбардировщика противника произвели налет на г. Лиду.
Разбит поезд Белосток-Ленинград...
5.05 противник произвел налет на аэродром Новый Двур. Сгорело 2 самолета.
Количество выбывших самолетов не установлено.
10 самолетов И-16 перебазированы в г. Лиду.
9.50 до... 37 самолетов Ю-88 произвели налет на аэродром Черлены. Самолеты СБ полка горят. Подробности и потери неизвестны.
127 иап с 3.30 до 12.00 произвели 8 боевых вылетов в р-не Черлена-Гродно... Сбито 2 До-215. Потери - один ст. политрук.
6.20-11.00 2 АЭ 127 ИАП 15 самолетовылетов.
10-45 вели возд. бойв районе Черлены-Гродно с 27-30 самолетами До-215.
Сбитых нет...
05.20 до 10.50 третья АЭ 127 ИАП 8 вылетов.
До 10.30 воздушный бой с ДО-215 в р-не Черлена... /потерь/ нет.
06.45 до 10.50 4-я АЭ 127 ИАП 11 самолетовылетов.
10.20 до 10-30 воздушный бой с группой... районе Черлены. Сбит один До-215. Потерь нет. 12-30."
> Это все дословно, часть ленты осыпалась с бланка».

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 22:10:50)
Дата 21.06.2004 22:17:36

Re: Интервью Василия...

ДОЛГУШИН: «Прилетаю в Черлену, а там оказалось, что немцы аэродром только разбомбили – еще дым (шел – В.Б.) от воронок.
Я прошел над КП, мне показали: «Иди в г. Лиду»!
Прилетел в Лиду. А в Скиделе и в Лиде делали бетонную полосу, поэтому самое основное направление аэродрома, под бетонную полосу было (отведено – В.Б.) - там камней с обоих сторон полосы было полным-полно. Поэтому (свободного места чтобы – В.Б.) там сесть оставалось… (очень мало – В.Б.). Взлетное поле перекопано и в связи с тем, что там строили бетонную полосу, там осталась узкая полоса, на которую и днем-то сесть было особо не где, а ночью... Но (в принципе днем сесть там было – В.Б.) не так уж сложно, когда умеешь летать.
Я сел. Смотрю: командир дивизии (п-к Ганичев - В.Б.) подходит ко мне. Я ему рассказал (обо всем – В.Б.) – связи то никакой нет»!

БАРДОВ: «А это примерно был полдень 22-го июня»?

ДОЛГУШИН: «Да, примерно было где-то в районе 11.30-12.00. Я ему доложил, а 2 девятки сели тоже передо мной на этот аэродром, потому что в Черленах отбомбили – сесть нельзя».

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 22:17:36)
Дата 21.06.2004 22:42:13

Re: Интервью Василия...

СКРИПКО (
http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
“Но вскоре и над этим аэродромом (в г.Лида) появилась группа фашистских бомбардировщиков. Но приказу комдива звенья наших истребителей атаковали врага…(“Загорелся один Ю-88. Однако гитлеровцы все же прорвались к аэродрому Лида — на летное поле посыпались вражеские бомбы” – продолжение “скрипкинской чуши”, которую С.Ф. даже не дал мне дочитать до конца – В.Б.)”.

ДОЛГУШИН: “Ничево этого небыло! Над Лидой небыло боев – мы не вели боев над Лидой”!

СКРИПКО ( http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
“Полковник П. И. Ганичев не внял просьбам подчиненных, не ушел в бомбоубежище, где находился его командный пункт…”

ДОЛГУШИН: “Все это дело – ничево небыло! На аэродроме ангары были, а метров 500 от ангаров, было 3-х этажное здание, где находился медпункт и штаб полка. И там вот подвалы были. И вот (когда мы вернулись из Черлены ночью с 22-го на 23 июня – В.Б.) нас с аэродрома поселили в эти подвалы. И из этих подвалов и увезли нас, а никакого:
- командного пункта,
- бетонного заграждения.
Просто были ангары и камни, где начали сторить бетонную полосу с обоих сторон”.

СКРИПКО ( http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
“ Ганичев … даже не захотел лечь на землю, когда начали вокруг рваться бомбы. Тяжело раненный в живот осколками, по дороге в госпиталь он скончался”.

ДОЛГУШИН: “Никаких осколков небыло – просто от обстрела пулями. Бомбежки небыло. Бомбы никто… (из немцев не сбрасывал – В.Б.). Ме-110 штурмовали из пулеметов передних: у него же 6 “дудок” впереди – 2 пушки и 4 ПМ. Вот этим он и бил – ни одной бомбы небыло. И пуля ему в живот попала, а Михайлову (его заместителю) в ногу (только я не знаю, кость пробили или нет, но больше я его не видел и с нами он не уезжал и куда он делся – не знаю)”.

СКРИПКО ( http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
“ Вскоре [68] получил ранение и вступивший в командование дивизией подполковник Юзеев”.

ДОЛГУШИН: “Никто не вступал: командир полка наш Николаев был жив и здоров и вместе с нами находился. И вместе ехали в Москву, из Москвы в Рязань и только в Монино разошлись. Он с полком с 2-мя эскадрильями ушел под Белый, а мы отдельной эскадрильей ушли в Царево Заимище, во главе с Семеновым”.

БАРДОВ: “А вот этого подполковника Юзеева Вы знали”?

ДОЛГУШИН: “Нет – абсолютно”/9/!

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 22:42:13)
Дата 21.06.2004 22:46:21

Re: Интервью Василия...


Скрипко
(
http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
«В сложной напряженной боевой обстановке 11-ю смешанную авиадивизию возглавил подп-к Гордиенко, командовавший до этого 127-м ИАПом. Получив донесение от поста ВНОС о том, что немецкие СЛ-ты держат курс на аэродром, где базировался 16-й СББАП, Гордиенко поднял 127-й ИАП на перехват. В районе н/ пунктов Черлена, Мосты и Гродно, летчики этого полка дерзко атаковали группы СЛ-тов противника и сбили 4 бомбардировщика, 3 истребителя, потеряв 4 свои машины.
Немецкие бомбардировщики, сопровождаемые истребителями (численностью от 10 до 30 СЛ неоднократно подвергали налетам все 6 аэродромов 11-й смешанной авиадивизии».

БАРДОВ: «А у вас в дивизии 6 аэродромов было»?

ДОЛГУШИН: «Да, каких 6?! 4 аэродрома»!

БАРДОВ: «А в г. Лида, когда Вы приземлились, не было следов бомбежки»?!

ДОЛГУШИН: «Нет, нет, нет. Командир дивизии сказал: «Разрулите машины»!

БАРДОВ: «А что значит «разрулите машины»?

ДОЛГУШИН: «Мы стояли около ангаров, «в линейку» (выстроенные в одну линию – В.Б.) . А («разрулить» означало – В.Б.) отрулить к камням на другую сторону аэродрома и рассредоточить 30-50 м друг от друга. Я:
- раскрутил ручкой эклипс (болванку),
- вскочил в кабину,
- соединил - мотор запустился
- и почти с поднятым хвостом я на ту сторону перерулил,
- развернулся,
- стал,
- выключил мотор
- и отошел к камням (метров на 30) покурить,
- сел, курю.
И вот, когда наши к камням туда (где делали бетонную взлетную полосу) подруливали, нагрянули Ме-110 и застав там наших на рулежке начали бить по всем, которые рулили на полосе аэродрома.
А самолетов на рулежке было еще много».

От amyatishkin
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 19:34:32)
Дата 21.06.2004 21:00:11

Re: Интервью Василия...

>- а мы начали таскать пушки, ПМ-ты, боеприпасы…
>И летчики таскали пушки (ШВАК). А пушку вставить в крыло – оно же не широкое! И вот туда пушку 20-ти кг вставить: обдерешь все руки! А там центроплан прикрыт дюралью и люк, куда пушку совать – он тоже дюралевый и все на шпильках – все руки обдерешь! А 20 кг все же всунуть”…

>Бардов: можно представить, чего это стоило 20-летнему Сереге Долгушину, особенно если учесть, что дэ-факто тогда он был мальчишкой, вроде Буби Хартмана, далеко не шварценегерского роста и телосложения. Но вообще-то 20 кг – это вес крупнокалиберного авиапулемета. А 20-мм пушки весили от 40 до 45 кг. Отличить пулемет от пушки можно хотя бы по калибру и тут спутать что-то сложно. Скорее всего молодой здоровый парень Серега Долгушин образца 1941 года не различал веса в 20 и 40 кг.

Как известно, во время войны должности оружейников часто были заняты девушками. Эти девушки подвешивали бомбы и в 100, и в 250 кг, меняли и заржали и пулеметы , и пушки в 20, 23, 37 мм.
Как вы или Долгушин считаете - эти девушки сильно превосходили его по телосложению? И тоже не различали веса в 20 и 40 кг?