>>ВЯ использовалась на ЛаГГ-3...
>Не в качестве аргумента в пользу какой-либо из позиций в этом споре - пока весьма мало находится реальных подтверждений, что ВЯ сколько-нибудь массово ставилась на ЛаГГ. Похоже, речь может идти об отдельных машинах внутри отдельных серий. В архивах Родионова можно, например, найти датированные 1942 годом петиции Волкова и Ярцева и др. лиц к руководству о высоких качествах пушки и о необходимости ставить ВЯ на ЛаГГи - а данные контрольных испытаний ЛаГГов в это же время и позже в составе вооружения содержат ШВАК. Эта непонятка меня самого заинтересовала, так как в популярной литературе вооружение ЛаГГа пушкой ВЯ представляется как стандартная, массовая вещь...
"Первый ЛаГГ-З 8-й производственной серии сошел со сборочной линии в конце 1941 года. Некоторые машины этой серии были вооружены не 20-мм пушкой ШВАК, а 23-мм пушкой ВЯ-23,
также размещенной в развале блока цилиндров. ЛаГГи, вооруженные "крупнокалиберной" пушкой, не получили каких-либо отличительных обозначений. По мере выпуска на самолеты ставили
то ШВАК, то ВЯ-23, в зависимости от того, какая пушка имелась в распоряжении.
ВЯ-23 имела начальную скорость снаряда 905 м/с и теоретическую скорострельность 370-500 выстрелов в минуту. Внешне ЛаГГи, вооруженные ВЯ-23 отличались от обычных истребителей
более длинным стволом, торчащим из ступицы винта. В общем, 23-мм пушку получило довольно небольшое количество самолетов, хотя ВЯ-23 хорошо себя показала в борьбе с небронированными и легко бронированными целями.
...
Весной 1942 года один из советских ЛаГГ-З 8-й серии совершил вынужденную посадку на территории государства Манчукно в районе Чиамуса. Самолет попал в руки японцев. Трофейный
самолет был вооружен 23-мм пушкой ВЯ-23 и нес стандартный камуфляж (верхние поверхности - темно-зеленый и оливковый, нижние поверхности светло-синий)."