От
|
А.Н.Платонов
|
К
|
SK
|
Дата
|
24.05.2004 20:00:50
|
Рубрики
|
Авиатехника; 1945-1991;
|
Re: А кстати...
>>...кто-нибудь знает, были ли какие-то отличия между Як-9Ю и Як-9ДД?
>Як-9ДД это более позднее наименование, введенное исследователями, чтобы не путать две модификации Як-9.
>Вначале именовался Як-9Ю, затем официально назвали Як-9Д. В военных документах НКАП и завода аббревиатуры ДД не встречал.
Вот-вот, а то, что мы понимаем сейчас под Як-9Д, называлось тогда Як-9 с 25-й серии. До 25-й серии - называемый сейчас просто Як-9.
От
|
SK
|
К
|
А.Н.Платонов (24.05.2004 20:00:50)
|
Дата
|
25.05.2004 17:46:51
|
Re: А кстати...
>>>...кто-нибудь знает, были ли какие-то отличия между Як-9Ю и Як-9ДД?
>>Як-9ДД это более позднее наименование, введенное исследователями, чтобы не путать две модификации Як-9.
>>Вначале именовался Як-9Ю, затем официально назвали Як-9Д. В военных документах НКАП и завода аббревиатуры ДД не встречал.
>
>Вот-вот, а то, что мы понимаем сейчас под Як-9Д, называлось тогда Як-9 с 25-й серии. До 25-й серии - называемый сейчас просто Як-9.
И такого наименования не было тоже. Вот Як-9Д (первый с этим индексом) упоминался.
От
|
А.Н.Платонов
|
К
|
SK (25.05.2004 17:46:51)
|
Дата
|
25.05.2004 19:42:43
|
Re: А кстати...
>>>>...кто-нибудь знает, были ли какие-то отличия между Як-9Ю и Як-9ДД?
>>>Як-9ДД это более позднее наименование, введенное исследователями, чтобы не путать две модификации Як-9.
>>>Вначале именовался Як-9Ю, затем официально назвали Як-9Д. В военных документах НКАП и завода аббревиатуры ДД не встречал.
>>Вот-вот, а то, что мы понимаем сейчас под Як-9Д, называлось тогда Як-9 с 25-й серии. До 25-й серии - называемый сейчас просто Як-9.
>И такого наименования не было тоже. Вот Як-9Д (первый с этим индексом) упоминался.
Поправка - с 25-й серии строились самолеты, ныне именуемые Як-9М и, как и Як-9Д (в нынешнем понимании), они не выделялись из общей массы Як-9. По крайней мере, до конца мая 1944 года, когда было подписано "Временное техописание самолета Як-9". Интересно, что Степанец указывает: "Серийно Як-9М выпускался с мая 1944 г." Возможно, механическое присвоение индекса М произошло задним числом.
Если кратко, то вот такая "таблица перекодировки" (на май 1944 г):
Сейчас Тогда
=================================
Як-9, Як-9Д Як-9 до 25-й серии
Як-9М Як-9 с 25-й серии
Як-9ДД Як-9Д
Як-9Т Як-9Т
Як-9К Як-9-45
От
|
SK
|
К
|
А.Н.Платонов (25.05.2004 19:42:43)
|
Дата
|
28.05.2004 16:30:26
|
Re: А кстати...
>>>>>...кто-нибудь знает, были ли какие-то отличия между Як-9Ю и Як-9ДД?
>>>>Як-9ДД это более позднее наименование, введенное исследователями, чтобы не путать две модификации Як-9.
>>>>Вначале именовался Як-9Ю, затем официально назвали Як-9Д. В военных документах НКАП и завода аббревиатуры ДД не встречал.
>>>Вот-вот, а то, что мы понимаем сейчас под Як-9Д, называлось тогда Як-9 с 25-й серии. До 25-й серии - называемый сейчас просто Як-9.
>>И такого наименования не было тоже. Вот Як-9Д (первый с этим индексом) упоминался.
>
>Поправка - с 25-й серии строились самолеты, ныне именуемые Як-9М и, как и Як-9Д (в нынешнем понимании), они не выделялись из общей массы Як-9. По крайней мере, до конца мая 1944 года, когда было подписано "Временное техописание самолета Як-9". Интересно, что Степанец указывает: "Серийно Як-9М выпускался с мая 1944 г." Возможно, механическое присвоение индекса М произошло задним числом.
>Если кратко, то вот такая "таблица перекодировки" (на май 1944 г):
>
>Сейчас Тогда
>=================================
>Як-9, Як-9Д Як-9 до 25-й серии
>Як-9М Як-9 с 25-й серии
>Як-9ДД Як-9Д
>Як-9Т Як-9Т
>Як-9К Як-9-45
>
Если говорить за "Тогда" то машины на заводе 153 звали 9 и 9Д. Основное отличие емкость баков 305 и 480. Причем последние появились в серии позже Т-шки и выпускались даже в меньшем количестве поначалу.
До своего второго пришествия Як-9Д заводом обзывались как 9Ю и 9ТД. Потом приказ НКАП поставил все на место.
Универсальный фюзеляж дал целую кучу наименований. Например 9-20, 9-37, 9-45 (М, Т (опять), К впоследствии)
От
|
А.Н.Платонов
|
К
|
SK (28.05.2004 16:30:26)
|
Дата
|
28.05.2004 20:05:56
|
Re: А кстати...
>>Если кратко, то вот такая "таблица перекодировки" (на май 1944 г):
>>
>>Сейчас Тогда
>>=================================
>>Як-9, Як-9Д Як-9 до 25-й серии
>>Як-9М Як-9 с 25-й серии
>>Як-9ДД Як-9Д
>>Як-9Т Як-9Т
>>Як-9К Як-9-45
>>
>Если говорить за "Тогда" то машины на заводе 153 звали 9 и 9Д. Основное отличие емкость баков 305 и 480. Причем последние появились в серии позже Т-шки и выпускались даже в меньшем количестве поначалу.
>До своего второго пришествия Як-9Д заводом обзывались как 9Ю и 9ТД. Потом приказ НКАП поставил все на место.
>Универсальный фюзеляж дал целую кучу наименований. Например 9-20, 9-37, 9-45 (М, Т (опять), К впоследствии)
Когда "тогда"? По состоянию на май 44-го в документе "Самолет Як-9. Временное техническое описание" (за подписью Яковлева) указывалось именно так, как я отразил в табличке. Этот самолет, именовавшийся Як-9 с 25-й серии имел 480 кг горючего, вооружение 20+12.7, сдвинутую назад кабину. Серийные модификации, существовавшие на то время, и их отличия описаны в приложениях:
Приложение 1
САМОЛЕТ Як-9Т
Самолет Як-9Т — одноместный истребитель, является модификацией самолета Як-9. Изменение
конструкции вызвано установкой крупнокалиберной пушки.
На самолете установлен мотор водяного охлаждения ВК-105ПФ и трехлопастный винт ВИШ-105СВ
постоянного числа оборотов.
Вооружение самолета состоит из крупнокалиберной пушки 11-П, стреляющей через полый вал
редуктора мотора, и одного крупнокалиберного синхронного пулемета УБС. Управление огнем —
электропневматическое. Перезаряжание — пневматическое (рис. 82).
По конструкции самолет Як-9Т представляет собой одномоторный одноместный моноплан с
низкорасположенным крылом, убирающимися шасси и костылем.
С установкой крупнокалиберной пушки в конструкцию серийного самолета Як-9 внесены
следующие незначительные изменения: 1) установлен другой винт (ВИШ-105СВ вместо ВИШ-61П),
2) изменена пушечная установка.
Приложение 2
ОТЛИЧИЕ САМОЛЕТОВ Як-9 ПОСЛЕДНИХ СЕРИЙ и Як-9Т ОТ САМОЛЕТОВ Як-9 ПЕРВЫХ СЕРИЙ
1. Самолеты Як-9 по 24-ю серию включительно выпускались фюзеляжами типа Як-7, имевшими за
кабиной летчика запасной отсек с полом. Самолеты Як-9Т с первого номера выпускались без
запасного отсека и с кабиной, смещенной назад на 400 мм (из-за габаритов пушки). В связи со
смещением кабины крыло с валом ручного управления Як-9Т отличалось от крыла Як-9 (рис. 84).
Рис. 85. Внешние различия самолетов Як-9.
А - Як-9 по 24-ю серию вкл. Прямая мачта антенны. Большая крышка над запасным отсеком. Две
верхних крышки капота. Одна откидная панель фюзеляжа.
Б - Як-9Т. Наклонная мачта антенны. Небольшая крышка лючка для подхода к рации. Три верхних
крышки капота. Две откидных панели фюзеляжа. Ствол пушки выходит за габарит храповика.
В — Як-9 с 25-й серии. То же, что у Як-9Т, только ствол пушки за габариты храповика не
выходит.
Для унификации, взаимозаменяемости и упрощения эксплоатации самолеты Як-9 с 25-й серии
выпускаются с такими же фюзеляжами и крыльями, как на самолетах Як-9Т.
Таким образом в настоящее время различие между самолетами Як-9Т и Як-9 сведено к
минимуму (рис 85): различны только винты, положение заглушек на Р-7А и установка вооружения
(см. приложение 1).
В связи с унификацией увеличилось количество взаимозаменямых агрегатов самолетов.
------------------------------------------------------------------------------
Название агрегата Самолеты
Як-9 с 25-й серии Як-9Т Як-9 по 24-ю серию Як-7Б
==============================================================================
Фюзеляж с моторной Взаимозаменяем Невзаимозаменяем Невзаимозаменяем
рамой и капотом
Крыло с элеронами " " "
и щитками
Оперение " Взаимозаменяемо Взаимозаменяемо
Шасси " " "
Костыльная уста- " " "
новка
Маслобак " Невзаимозаменяем Невзаимозаменяем
Средние бензобаки " " "
Крайние бензобаки " Взаимозаменяемы "
Расширительный бачок " " "
Винт Невзаимозаменяем " Взаимозаменяем
Радиаторы Взаимозаменяемы " "
------------------------------------------------------------------------------
Приложение 4
МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТА Як-9
Самолет Як-9 МПВО
Самолеты, предназначенные для МПВО, отличаются от серийных самолетов Як-9 электро- и
радиооборудованием.
На самолетах установлен комплект РПК-10, а в левом крыле установлена фара ФС-55 с
выключателем на левой панели доски приборов. Сигнализация шасси, кроме двух зеленых ламп,
имеет еще две красные.
Самолет Як-9-45
Самолет Як-9-45 отличается от самолета Як-9Т тем, что на ней устанавливается пушка 111п,
что вызвало небольшие изменения в патронном ящике и отсутствие храповика для запуска
автостартером. На месте храповика установлена втулка с опорным подшипником. Уменьшение
числа патронов и увеличение их веса изменило полетный вес самолета.
Самолет Як-9Д
Самолет Як-9Д отличается от самолета Як-9 (с 25-й серии) увеличенным запасом горючего.
Самолет имеет восемь бензобаков, в том числе один расходный. Все баки, кроме двух крайних,
протектированы. Для установки крайних баков соответствующим образом усилено крыло.
Добавлены узлы крепления центрального бака. Кран слива горючего установлен на расходном
бачке и выведен в заднюю часть туннеля водорадиатора. Схема бензинопровода имеет пожарный
кран и обратные клапаны на расходном бачке. Для управления пожарным краном на левом пульте,
рядом с рычагом переключения скоростей нагнетателя, установлен рычаг с красной рукояткой. В
связи с установкой центрального бака поставлен новый гильзозвеньесборник. Маслобак
поставлен с самолета Як-9 (до 24-й серии); для его крепления к каркасу фюзеляжа приварены
новые ушки, а для подхода к заливной горловине задняя часть левой боковой крышки капота
сделана откидной на шомполе.
На самолете установлен комплект РПК-10. Полетный вес полной нагрузкой увеличился.