От ИгорьД
К All
Дата 19.05.2004 13:02:43
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; Сайт `Моделизм на airforce.ru`; 1936-1945 гг.;

Что за самолет это мог быть?

День добрый!

В хорошо всем известном мемуаре Скоморохова Н.М. «Боем живет истребитель» (М.: Воениздат, 1975) на стр. 208 упоминается трофейная машина:

"Был у нас трофейный "Икар". Я на нем частенько летал. Погрузив два баллона со сжатым воздухом, три канистры бензина, я отправился на выручку. У "Икара" особенность: для увеличения оборотов мотора ручку газа нужно давать не от себя, а тянуть назад. Я к этому быстро приспособился. Но, оказалось, до первого особого испытания, которое случилось именно тогда, когда я шел на посадку. На планировании передо мной совершенно неожиданно появились телефонные провода. Я отдал сектор газа от себя, чтобы взмыть вверх. Но вместо этого нырнул под провода и с плюхом приземлился.
Заправили мы с Борисом самолет, взлетели. Он в полку рассказывал: "Вот мастак наш командир, как Чкалов, увидел провода — под них, и все тут". Я же со страхом думал о том, что мне здорово повезло: ошибка могла стоить жизни".

По этим скудным данным, которые можно почерпнуть из книги, я попытался идентифицировать этот аппарат, но определить машину не смог.

Пока есть только выводы, которые можно сделать из отрывка:

1. Самолет, скорее всего румынский, т.к. за название самолета «Икар» пилоты полка могли ошибочно принять наименование румынского авиазавода ICAR, набитое на заводской табличке, либо самолет мог иметь название IAR, созвучное с «Икар», и в конце-концов полк Скоморохова прошел через Румынию.

2. Самолет, как минимум, двухместный, т.к. написано, что взлетели вдвоем.

3. Машина не немецкая, не польская и не чешская, т.к. сектор газа работает «по-итальянски» «на себя» (интересно, как было на румынских самолетах?).

4. Машина не скоростная, т.к. в противном случае, Скоморохов на ней бы не полетел забирать пилота с места вынужденной посадки.

5. Самолет был достаточно маленький, чтобы проскочить под проводами, но имел довольно объемный грузовой отсек, судя по тому, что в него загрузили.

Может у нас есть корифеи, которые по этим данным могли бы идентифицировать машину? :)

С ув.
Игорь.



От Владимир Трофимов
К ИгорьД (19.05.2004 13:02:43)
Дата 20.05.2004 00:23:55

Re: Что за...


Привет!

>1. Самолет, скорее всего румынский, т.к. за название самолета «Икар» пилоты полка могли ошибочно принять наименование румынского авиазавода ICAR, набитое на заводской табличке, либо самолет мог иметь название IAR, созвучное с «Икар», и в конце-концов полк Скоморохова прошел через Румынию.

Это югославский Рогожарский ИК-3

>2. Самолет, как минимум, двухместный, т.к. написано, что взлетели вдвоем.

Выпущено 1 прототип и 12 серийных машин по 6 в серии,
среди которых была одна двухместная ИК-3/2.
На 11 машинах мотор Hispano-Suiza 12Ycrs
На одной немецкий Daimler-Benz DB 601A


>4. Машина не скоростная, т.к. в противном случае, Скоморохов на ней бы не полетел забирать пилота с места вынужденной посадки.

Скорость у земли 421 км/ч, на высоте 4500 м 527 км/ч.


>5. Самолет был достаточно маленький, чтобы проскочить под проводами, но имел довольно объемный грузовой отсек, судя по тому, что в него загрузили.

10,3 х 8,0 х 3,25 м

>С ув.
>Игорь.

Со взаимным уважением,
Владимир Трофимов


От Сергей Зыков
К ИгорьД (19.05.2004 13:02:43)
Дата 19.05.2004 22:18:08

Re: Что за...

возможно польский RWD-13 если они производились по лицензии ICARом.
но сами RWD-13-е в Румынии имелись.

>3. Машина не немецкая, не польская и не чешская, т.к. сектор газа работает «по-итальянски» «на себя» (интересно, как было на румынских самолетах?).
Дык может в Румынии традиционно сектор газа по итальянски "на себя"
применялся на всех машинах. Поменять "полюса" несложно на любом лицензионном самолете под свою традиционную схему

От karlenko
К ИгорьД (19.05.2004 13:02:43)
Дата 19.05.2004 16:07:52

ИАР-27 или НАРДИ.305

И тот, и другой массово использовались в румынских ВВС для самых разных задач. Оба были двухместные, ИАР-27 что-то типа "Майлз Магистр", НАРДИ.305 (итальянский) имел как открытую, так и закрытую кабину с гаргротом (соответственно мог иметь грузовой отсек). Я больше склонен принять эту версию. А "Икаром" могли и "от фонаря" обозвать...

Дмитрий

От ИгорьД
К karlenko (19.05.2004 16:07:52)
Дата 19.05.2004 18:30:49

Re: ИАР-27 или...

>И тот, и другой массово использовались в румынских ВВС для самых разных задач. Оба были двухместные, ИАР-27 что-то типа "Майлз Магистр", НАРДИ.305 (итальянский) имел как открытую, так и закрытую кабину с гаргротом (соответственно мог иметь грузовой отсек). Я больше склонен принять эту версию. А "Икаром" могли и "от фонаря" обозвать...

Спасибо! Попробую проверить еще вариант с итальянцем. Но больше других все-таки была бы вероятна машина завода ICAR.

С ув.
Игорь.

От karlenko
К ИгорьД (19.05.2004 18:30:49)
Дата 20.05.2004 08:40:22

Re: ИАР-27 или...

>Спасибо! Попробую проверить еще вариант с итальянцем. Но больше других все-таки была бы вероятна машина завода ICAR.

Это какой такой ICAR? Может все-таки I.A.R.?

От ИгорьД
К karlenko (20.05.2004 08:40:22)
Дата 20.05.2004 15:05:54

I.C.A.R.


>Это какой такой ICAR? Может все-таки I.A.R.?

Завод все-таки назывался I.C.A.R. (Intreprinderea de Constructii Aeronautice Romanesti), а I.A.R. - это название аппаратов, которые строили оба завода, как S.E.T., так и I.C.A.R.

С ув.
Игорь

От karlenko
К ИгорьД (20.05.2004 15:05:54)
Дата 20.05.2004 16:59:18

Re: I.C.A.R.

Как там по теории: из всех равных версий выбирается наиболее реальная. Т.е., я бы лично все же склонился к НАРДИ, чем к другим, более раритетным машинам. НАРДИ у румын было сотни две, остальных упомянутых здесь - единицы. Могу вечером уточнить, если это кому интересно.

От ИгорьД
К karlenko (20.05.2004 16:59:18)
Дата 20.05.2004 18:35:24

А чех?

>Как там по теории: из всех равных версий выбирается наиболее реальная. Т.е., я бы лично все же склонился к НАРДИ, чем к другим, более раритетным машинам. НАРДИ у румын было сотни две, остальных упомянутых здесь - единицы. Могу вечером уточнить, если это кому интересно.

А могли быть у румынов чешские машины?

От Алексей Матвиенко
К ИгорьД (19.05.2004 13:02:43)
Дата 19.05.2004 15:42:26

А ведь была фирма Ikarus, кажись венгерская...

но не автобусы делала :-), а самолеты. Вот Ikarus IK-3 в памяти всплыло.

От Алексей Матвиенко
К Алексей Матвиенко (19.05.2004 15:42:26)
Дата 19.05.2004 15:46:26

А-а..., соврал. Фирма югославская.

http://www.airwar.ru/enc/fww2/ik3.html

От Алексей Матвиенко
К Алексей Матвиенко (19.05.2004 15:46:26)
Дата 19.05.2004 15:50:05

Конечно это не ИК-3, но возможно...

...что-то из их ассортимента?

От ИгорьД
К Алексей Матвиенко (19.05.2004 15:50:05)
Дата 19.05.2004 18:33:45

Re: Конечно это

>...что-то из их ассортимента?

Да, вариант "Икар" - "Ikarus" первое, что приходит в голову. Но подходящих под описание машин, среди строящихся югославским "Икарусом" я не нашел.

С ув.
Игорь.

От Dr~Moro
К ИгорьД (19.05.2004 13:02:43)
Дата 19.05.2004 13:48:13

Может быть IAR-39? (+)

Трёхместный многоцелевой биплан (разведка, связь и т.п).

http://www.airwar.ru/enc/spyww2/iar37.html

С уважением,
Сергей.

От alchem
К ИгорьД (19.05.2004 13:02:43)
Дата 19.05.2004 13:42:47

Если румын - то возможно IAR.37 (-)


От AR
К ИгорьД (19.05.2004 13:02:43)
Дата 19.05.2004 13:42:23

Re: Что за...

Игорь, как вариант пока только румынский ИАР.37/38/39 приходит в голову. А к какому периоду войны и к какоц местности относится повествование? С ув. АР

От ИгорьД
К AR (19.05.2004 13:42:23)
Дата 19.05.2004 15:16:43

Re: Что за...

>Игорь, как вариант пока только румынский ИАР.37/38/39 приходит в голову.

Да, очень похоже, но есть сомнения, основанные на том, что эти машины строил завод SET, а не ICAR. Я больше склоняюсь к тому, что за название машины было принято название завода.

>А к какому периоду войны и к какой местности относится повествование?

Это уже лето 1944 года, а полк находится в Югославии на аэродроме в 50-км от Белграда.

С ув.
Игорь.

От AR
К ИгорьД (19.05.2004 15:16:43)
Дата 19.05.2004 16:00:09

Re: Что за...

>Это уже лето 1944 года, а полк находится в Югославии на аэродроме в 50-км от Белграда.

Тогда скорее всего прав Лёша Матвиенко и эо что-то из продукции юговской фирмы Icarus, остьается прошерстить, было ли у них что-то подходящее.

От Алексей Матвиенко
К AR (19.05.2004 16:00:09)
Дата 19.05.2004 16:06:54

Тогда можно предположить....

...что это мог быть просто "фирменный" самолет, в принципе какой угодно, который нес на борту название фирмы. Ну, это как версия. А вообще, кто еще кроме французов, делал управление газом шиворот-навыворот?