От ДимДимыч
К All
Дата 11.05.2004 14:55:41
Рубрики Люди и авиация; 1945-1991;

Снова о "Нормандии-Неман"

Подскажите, где глянуть фото того памятника Як-3 ???

Статья в "Парламентской газете"
---
№ 1455 за 08.05.2004
Рубрика: Боевое братство
Автор: Вадим ДОЛГАНОВ, соб. корр. Кольмар.

НОРМАНДИЯ ВЫШЛА ИЗ НЕМАНА
В Европе окончание Второй мировой войны отмечают 8 мая. И только в одном месте, небольшом эльзасском городке Кольмар, День Победы приходится на 9 мая.
От автобана, ведущего из Страсбурга к швейцарскому Базелю, сворачивает узкая лента муниципальной дороги. Она почти упирается в ярко зазеленевшие склоны Вогез. На их фоне бросается в глаза памятник почти такой же, как можно встретить где-нибудь возле Иванова, Орла или Смоленска. На постаменте - Як-3 времён Великой Отечественной. И названия этих русских городов.
Немногочисленные наши соотечественники, периодически добирающиеся сюда, сначала недоумевают: при чем здесь советский истребитель? Эльзас Красная Армия ведь не освобождала. Чуть поодаль глухой забор, запретная зона. Воинская часть. То и дело слышится рев стартующих современных самолетов, сверхзвуковые "Миражи" французских ВВС, расчерчивая небо, уходят в синеву. Ежедневные полеты, напряжённая боевая учёба.
И лишь два раза в году - осенью и весной - затихает на время военный аэродром, замирают на стоянках "Миражи", широко раскрываются ворота. А из центра соседнего городка Кольмара организуют даже чартерные автобусные маршруты для всех желающих. Одетые в парадную форму галантные офицеры ВВС превращаются для многочисленных гостей в экскурсоводов. Они хорошо знают историю своей части, имена её создателей, боевой путь и с удовольствием рассказывают об этом.
Мне довелось впервые попасть сюда пару лет назад. Это был день особый и праздник особый. Отмечали шестидесятилетие этого действующего полка французских ВВС. Его главными героями стали немногочисленные убелённые сединами ветераны, на лацканах пиджаков которых красовались советские боевые награды. Они и сегодня, в День Победы, в Кольмаре. И не беда, что большинство из них не говорит по-русски. Эти люди искренне считают себя бойцами Красной Армии. Им не нужны экскурсоводы. О "яках" могут рассказать сами лучше других, ведь летали, сражались на этих машинах. И об Иванове могут рассказать, о Смоленске и Орле. Там начался путь авиаполка, о котором потом написали множество книг, сняли несколько художественных и документальных фильмов в России и Франции. "Нормандия-Неман" - знаменитое, овеянное славой название.
Первые четырнадцать добровольцев, добравшиеся окольными путями в воюющую против фашизма Страну Советов. Боевое крещение весной 43-го. Орловско-Курская дуга, где уже наводили ужас на врага французские асы на краснозвездных "ястребках". В оформлении гарнизона современного полка "Нормандия-Неман" есть что-то от советских воинских частей. Карта боевого пути на плацу, небольшой мемориальный музей. На стендах - французские и советские награды времён Второй мировой, фотографии французов - Героев Советского Союза. Их было четверо, а удостоенных других наших наград - около ста.
Нынешние лётчики, молодые тренированные ребята, знают поимённо многих своих предшественников, потому и экскурсоводами в праздники становятся охотно. Рассказывают о первом командире "Нормандии" майоре Пуликене, о русском генерале Захарове, в состав дивизии которого входила французская эскадрилья, ставшая со временем полком. Фотографии генерала здесь же. Современные лётчики ценят, что был Захаров настоящим командиром, мог не только задания ставить, но, сев в кабину истребителя, вылететь в бой вместе со своими побратимами.
А ещё расскажут вам в Кольмаре о дружбе настоящего парижского маркиза Мориса де Сейна с колхозником из Днепропетровской области Владимиром Белозубом. Пилот и механик - их объединила война. От механика зависела жизнь лётчика перед боем. Маркизу де Сейну в солнечный день 44-го вдруг неожиданно пришлось сделать выбор ценой в собственную жизнь. Полк тогда перебазировался, и механиков посадили в "яки", явно не предназначенные для перевозки пассажиров. На беду в самолёте де Сейна лопнул бензинопровод, и топливо заливало лицо пилоту. Приказ с земли был предельно коротким: оставить повреждённую машину. Маркиз поступил по-иному, пытаясь спасти не себя, а механика Белозуба, у которого парашюта не было.
Нынешнее поколение лётчиков полка "Нормандия-Неман" с удовольствием вспоминает, как два года назад они совершили на своих "Миражах" бросок на Восток, как приземлились в Липецке, где расквартирована "советская часть" международной эскадрильи. В праздничный день они показывают посетителям фотографии - современные французские лётчики в кабинах сверхзвуковых Мигов и Су. А вот о грустном говорить, конечно, не станут. О том, как ждали и не дождались здесь, в Кольмаре, на 60-летие полка своих российских коллег. Тяжба, учиненная тогда печально известной фирмой "Нога", не дала возможность лётчикам Липецкого авиацентра нанести ответный визит. К счастью, это уже позади, и французы мечтают полетать крылом к крылу над Эльзасом вместе с россиянами. Уверены, что этот час не за горами.
И ещё об одном эпизоде современной истории полка "Нормандия-Неман" в Кольмаре вспоминать не любят. Как политики попытались втянуть французских военных в югославскую авантюру. Тогда из России прозвучало заявление председателя совета ветеранов "Нормандии-Неман" Николая Туниева. Его опубликовала столичная газета "Паризьен", напомнив: часть была единственной во Франции, сражавшейся в годы Второй мировой вместе с советскими воинами против гитлеризма. И надо ли в таком случае перечёркивать историю? - задавалась вопросом газета. Французская общественность возмутилась. "Нормандию-Неман" вернули в Кольмар. Но стоит ли вспоминать об этом в праздник?
#Распахнуты ворота воинской части. Усыпан цветами постамент памятника краснозвёздному "Яку". Красуются на главной аллее военного городка слова одного из командиров "Нормандии-Неман", Франсуа де Жоффра о том, что наша дружба, скреплённая кровью в годы войны, будет вечной. И никогда не забудет человечество о подвиге простых советских и французских лётчиков, ежедневно рисковавших своей жизнью ради будущих поколений землян.

От А.Мельников
К ДимДимыч (11.05.2004 14:55:41)
Дата 12.05.2004 12:15:03

Re: Снова о...

>На их фоне бросается в глаза памятник почти такой же, как можно встретить где-нибудь возле Иванова, Орла или Смоленска. На постаменте - Як-3 времён Великой Отечественной. И названия этих русских городов.

В Иванове нет Як-3. Фотографию памятника я Дмитрию для "Мемориала" посылал, но что её там до сих пор нет. Памятник представляет собой стилизованный пропеллер из нержавейки (его делали на 308 АРЗ) с бронзовой табличкой. Стоит он на удице им. полка "Нормандия-Неман".

От Д.Срибный
К А.Мельников (12.05.2004 12:15:03)
Дата 12.05.2004 13:12:28

Re: Снова о...

Приветствую!

>В Иванове нет Як-3. Фотографию памятника я Дмитрию для "Мемориала" посылал, но что её там до сих пор нет.

Усе будет. Ложусь в 2-3 ночи, все Мемориал верстаю :-)
А мои письма к тебе спам-фильтр твоего провайдера рубит на корню :-(

С уважением, Дмитрий

От А.Мельников
К Д.Срибный (12.05.2004 13:12:28)
Дата 13.05.2004 11:34:24

Re: Снова о...

Привет, Дима!

>А мои письма к тебе спам-фильтр твоего провайдера рубит на корню :-(

У меня на Народе ещё ящик есть, только я его редко смотрю:
aeroram@narod.ru