От valval
К All
Дата 03.05.2004 10:46:17
Рубрики 1936-1945 гг.;

Лыжное шасси

Здравствуйте. Я сейчас читаю книгу Г.Байдукова об Я.Алкснисе. В ней говорится, что тот ещё в начале 30-х гг был принципиальным протвиником "зимнего" лыжного шасси.Тем не менее, в ВВС РКККА летали с лыжными шасси о во время ВОВ. У меня возникли вопросы: как широко были распространён этот тип шасси в войсках? До какого года они использовались на фронте? Использовали ли их в других странах (в частности - в Финляндии, имеющей схождие климатические условия)?
Заранее благодарен за ответы.

От А.Мельников
К valval (03.05.2004 10:46:17)
Дата 06.05.2004 16:10:21

Немного офтоп

В марте заснял Як-52 на лыжах
http://aviaros.narod.ru/foto11.htm
Поскольку картинки с Народа не подцепляются, даю адрес всей страницы. Смотрите в нижней части.

От Александр
К valval (03.05.2004 10:46:17)
Дата 05.05.2004 12:32:35

Re: Лыжное шасси

Здравствуйте

>Я сейчас читаю книгу Г.Байдукова об Я.Алкснисе. В ней говорится, что тот ещё в начале 30-х гг был принципиальным протвиником "зимнего" лыжного шасси.Тем не менее, в ВВС РКККА летали с лыжными шасси о во время ВОВ. У меня возникли вопросы: как широко были распространён этот тип шасси в войсках? До какого года они использовались на фронте?

Применялись лыжи в 30-е весьма широко. Под каждый тип самолетов был свой тип лыж, начиная от мелких под У-2 и заканчивая мастодонтами :) для ТБ-3.

А по поводу сторонников-противников, тут смешиваются два понятия.
В начале 30-х Алкснис (как выразитель дум и чаяний ВВС :) ) был против НЕУБИРАЮЩИХСЯ в полете лыж, из-за которых при зимней эксплуатации И-16, СБ, ДБ-3 и то новое, что должно было еще появиться теряли скорость.
Когда пошли убирающиеся в полете лыжи – острота вопроса на некоторое время спала, т.к. потери в скорости были минимальные и вообщем то = колебаниям в скорости для различных серий.
Но потом пошла забота о другой "проблемке"- упрощение пилотирования. На лыжах и колесах самолет немного по разному себя вел при взлете и при посадке. Отсюда и изначальные (1939-40 г) требования о переводе на колеса круглый год. Потом к этому добавилась борьба за каждый км. скорости. Зимой 41-42 делали исключения с учетом "местных условий", в основном из-за базирования на неподготовленных площадках в условиях отсутствия аэродромной техники. В дальнейшем и техники и порядка на аэродромах стало больше, а лыжи (за единичными исключениями) если и остались то на малоскоростных, не ударных машинах, в основном на тех, которые предполагалось использовать с неподготовленных площадок.

С уважением, Александр

От Val
К Александр (05.05.2004 12:32:35)
Дата 05.05.2004 16:24:43

Re: Лыжное шасси

>В начале 30-х Алкснис (как выразитель дум и чаяний ВВС :) ) был против НЕУБИРАЮЩИХСЯ в полете лыж,

Но ведь в начале 30-х гг в нашей авиации и не было самолётов с убирающимися шасси, разве нет?

>С уважением, Александр

Спасибо за интересную и подробную информацию!

От Александр
К Val (05.05.2004 16:24:43)
Дата 05.05.2004 18:30:39

Re: Лыжное шасси

>>В начале 30-х Алкснис (как выразитель дум и чаяний ВВС :) ) был против НЕУБИРАЮЩИХСЯ в полете лыж,
>
>Но ведь в начале 30-х гг в нашей авиации и не было самолётов с убирающимися шасси, разве нет?

Насчет "начала 30-х" - думаю тут надо делать поправку на то, что это все написано даже не в мемуаре, а в книге из серии ЖЗЛ или им подобных. Т.е. показывается какой замечательный и ПРОЗОРЛИВЫЙ был человек :). Отсюда и начало=первая половина, а неубирающиеся=убирающимся.
Для литературы подобного класса это обычное явление.
Натяжка вроде небольшая - 1934 это еще "начало" 30-х, 1935 (до его середины) это первая половина. :)
И-16 и СБ это 1934, ДБ-3 это кажется начало 1935, а неубирающиеся лыжи военным окончательно разонравились уже к 1935 году.

С уважением, Александр

От Val
К valval (03.05.2004 10:46:17)
Дата 04.05.2004 16:21:29

Большое спасибо!

Правильно ли я понял, что зимой 42-43гг на фронте лыжные шасси уже не применяли?
Кстати - а немцы их применяли, или же в России они всегда летали "с колёс"?

От Finder42
К Val (04.05.2004 16:21:29)
Дата 05.05.2004 11:21:57

Re: Большое спасибо!

>Правильно ли я понял, что зимой 42-43гг на фронте лыжные шасси уже не применяли?
Вроде на Севере применяли на МБРах (и возм. ГСТ), которые базировались на аэродромах Беломорского театра.

От Тезка
К Val (04.05.2004 16:21:29)
Дата 05.05.2004 11:18:47

Re: Большое спасибо!


Привет

> Правильно ли я понял, что зимой 42-43гг на фронте лыжные шасси уже не
применяли?

У-2 связные летали под Мурманском зимой 1942-43г. Как минимум один точно.

> Кстати - а немцы их применяли, или же в России они всегда летали "с
колёс"?

Насколько мне известно - не применяли.



От Константин Чиркин
К Val (04.05.2004 16:21:29)
Дата 04.05.2004 18:55:15

Re:Смотрел как-то журнал "Флюгцойг",там были фото опытных,но далее не пошли. (-)


От amyatishkin
К valval (03.05.2004 10:46:17)
Дата 03.05.2004 23:07:32

Re: Лыжное шасси

>Использовали ли их в других странах (в частности - в Финляндии, имеющей схождие климатические условия)?
В Норвегии на Гладиаторах стояли лыжи, что сильно облегчало их базирование по сравнению с английскими Гладиаторами.
Думаю, лыжи вполне приемлимы для организации групп на аэродромах подскока. Просто у нас в 42 требовали выжать каждый км/ч, почему и отказались.

От Razin
К amyatishkin (03.05.2004 23:07:32)
Дата 07.05.2004 21:44:25

Ре: Лыжное шасси

>>Использовали ли их в других странах (в частности - в Финляндии, имеющей схождие климатические условия)?
Вложил в копилку файл q.jpg- ето P51 на лыжах.
Наслаждайтесь, пожалуйста!

От Тезка
К valval (03.05.2004 10:46:17)
Дата 03.05.2004 22:03:48

Re: Лыжное шасси

Привет

>У меня возникли вопросы: как широко были распространён этот тип шасси в
войсках? До какого года они использовались на фронте?

Как минимум до весны 1942г.

>Использовали ли их в других странах (в частности - в Финляндии, имеющей
схождие климатические условия)?

Да. Использовали в Зимнюю войну и во время ВМВ. В книге Кескинена и Стенмана
есть дововльно много фото, например фото Бленхейма на лыжах весной 1942г.
Если надо то могу выслать, но скан тяжелый.

> Заранее благодарен за ответы.



От AR
К Тезка (03.05.2004 22:03:48)
Дата 07.05.2004 12:34:18

Re: Лыжное шасси

>>Использовали ли их в других странах (в частности - в Финляндии, имеющей
>схождие климатические условия)?

>Да. Использовали в Зимнюю войну и во время ВМВ.

Совершенно верно - добавить хотел бы, что не на всех типах и чем дальше в войну, тем меньше. Крому Бленхейма, на лыжи ставились некоторые Гладиаторы (в т.ч. шведы-добровольцы из F.19 в Зимнюю), Фоккеры C.V и C.X, D.XXI (и с Бристолем, и с Уоспом), а также Брюстера 239 и машины "второй линии", такие как Юнкерс К.43, Лайсендер, наши трофейные И-16 и др. А, скажем, 109Г и Ю-88, полученные ближе к концу войны, на лыжи не ставились.

С ув. АР

От Тезка
К AR (07.05.2004 12:34:18)
Дата 07.05.2004 12:51:43

Re: Лыжное шасси

Привет

> Совершенно верно - добавить хотел бы, что не на всех типах и чем дальше в
войну, тем меньше. Крому Бленхейма, на лыжи ставились некоторые Гладиаторы
(в т.ч. шведы-добровольцы из F.19 в Зимнюю), Фоккеры C.V и C.X, D.XXI (и с
Бристолем, и с Уоспом), а также Брюстера 239 и машины "второй линии", такие
как Юнкерс К.43, Лайсендер, наши трофейные И-16 и др.

Почти все фото есть. Еще видел непонятное фото Рипоны зимой. Качество
отвратное, так что там не понять то ли она на родных поплавках, то ли на
лыжах. Скорее первое, но чем черт не шутит.



От AR
К Тезка (07.05.2004 12:51:43)
Дата 07.05.2004 13:27:50

Re: Лыжное шасси

>Еще видел непонятное фото Рипоны зимой. Качество отвратное, так что там не понять то ли она на родных поплавках, то ли на лыжах. Скорее первое, но чем черт не шутит.

Черт не шутит :) - таки были Райпоны на лыжах! Как и Юнкерс К.43, их снимали с поплавков и ставили на лыжи. Дорнье 22, емнип, тоже.



От hunter019
К valval (03.05.2004 10:46:17)
Дата 03.05.2004 21:32:33

Re: Лыжное шасси

Привет, Валера!
В документах учета мат части 11 сад встретил такое, что в октябре-ноябре 1941г расчет по И-16 велся отдельно по колесным и отдельно по "лыжным".

От Александр
К hunter019 (03.05.2004 21:32:33)
Дата 05.05.2004 12:35:54

Re: Лыжное шасси

Здравствуйте.

>В документах учета мат части 11 сад встретил такое, что в октябре-ноябре 1941г расчет по И-16 велся отдельно по колесным и отдельно по "лыжным".

Вот это интересно. Только вопрос – в каком контексте это делалось. Дело в том, что в до 37-38 года И-16 эксплуатировались только с неубираемыми лыжами, потом появились убираемые в полете и соответственно под них пошли капоты с выштамповками. А в начале 40 го года вышел приказ об отмене применения лыжного шасси и переводе на круглогодичную эксплуатацию с колес. Соответственно, очень скоро пошли в серию И-16 с капотами без выштамповок под лыжи. Как следствие – в частях могли быть одновременно типы с капотами позволяющими эксплуатировать с убирающимися лыжами и те которые могли летать только с неубирающимися или с колес. Отсюда может быть и разделение в учете.

С уважением, Александр

От hunter019
К Александр (05.05.2004 12:35:54)
Дата 05.05.2004 15:29:21

Тип И-16го не указывался, даже мотор... Просто количество. (-)


От Александр
К hunter019 (05.05.2004 15:29:21)
Дата 05.05.2004 18:40:45

Судя по всему - этого и не надо было.

Очень похоже, что ключевая фраза это "в октябре-ноябре 1941г". Т.е. народ готовился к зимней эксплуатации техники с неподготовленных аэродромов.
А на И-16, на сколько мне известно, применялось только по одному типу убирающихся и неубирающихся лыж. Т.е. главное в отчете-заявке было указать сколько каких лыж необходимо. А на какой тип ишачка их будут ставить это снабженцев уже не интересовало.