От Swampy
К All
Дата 14.04.2004 16:55:12
Рубрики 1936-1945 гг.;

"Кубанский мост" и планеры Люфтваффе - ?

Доброго всем времени суток!

Не мог бы кто-либо порекомендовать источник, поделиться ссылкой или дать комментарии по поводу использования Люфтваффе планеров на Кубани в 1943 году?

Есть несколько вопросов, ответы на которые пока не могу найти:
1. Зачем требовалось применять планеры и ВТА для эвакуации вполне стабильного Кубанского плацдарма? Спешность эвакуации неочевидна, тем более, что морем гораздо проще перевозить и личный состав, и грузы - только Керченский пролив переплыть.
2. И планерные подразделения, и ВТА понесли тяжелые потери под Сталинградом. Была ли принципиальная необходимость в их переориентировании на снабжение кубанского плацдарма и эвакуацию войск? Или просто перебросили то, что было под руками?
3. И планеры, и ВТА сравнительно беззащитны при встрече с истребителями противника. Означает ли это, что у Люфтваффе не было другого способа снабжения и эвакуации? Или была уверенность в относительной безопасности их использования? Есть ли какая-либо информация об атаках истребителей ВВС РККА на планеры и транспортные самолеты Люфтваффе над Кубанью в 1943 году?

С уважением,
Swampy

От karlenko
К Swampy (14.04.2004 16:55:12)
Дата 14.04.2004 17:05:32

Re: "Кубанский мост"...

Из статьи о ГСС В.С.Левитане:

В начале февраля полк перебазировался на аэродром у Тихорецка, а 8, 9 и 10 февраля полки 217ИАД наносили удары по вражеским аэродромам Тимашевская и Славянская, с которых на планерах перебрасывались войска. По документам 166ИАП, 8 февраля на аэродроме Тимашевская летчиками полка было сожжено три FW 189 и один Не 111, еще четыре расстреляно и 9FW 189 повреждено (возможно, речь идет о десантных планерах Go242, имевших такую же как и у FW 189 двухбалочную конструкцию). Всего летчиками дивизии было заявлено об уничтожении 33-х самолетов из сорока, находившихся на аэродроме. Следующие два дня штурмовкам и бомбовым ударам подвергся аэродром Славянск. 10 февраля Левитан возглавлял группу истребителей, атаковавших аэродром в Славянске. В результате удара по аэродрому было уничтожено 6Ju 52, 2Bf 109 сбиты на взлете и еще один Ju 88 с планером сожжен в воздухе. Но из вылета в тот день не вернулись летчики Б.Артюхин и С.Окороков, сбивший Ju 88. 14 и 15 февраля из-за непогоды авиация бездействовала, взлетать с раскисших аэродромов было невозможно.


От Swampy
К karlenko (14.04.2004 17:05:32)
Дата 14.04.2004 17:19:14

Re: "Кубанский мост"...

Спасибо большое!

>В начале февраля полк перебазировался на аэродром у Тихорецка, а 8, 9 и 10 февраля полки 217ИАД наносили удары по вражеским аэродромам Тимашевская и Славянская, с которых на планерах перебрасывались войска.

То есть, немцы использовали планеры для эвакуации с фронта и боеспособных частей, в том числе?

С уважением,
Swampy

От Андрей Диков
К Swampy (14.04.2004 17:19:14)
Дата 14.04.2004 23:29:31

Re: "Кубанский мост"...

День добрый!

>То есть, немцы использовали планеры для эвакуации с фронта и боеспособных частей, в том числе?

Да наоборот, 17 А в начале 43-го нужны были подкрепления, а как их на Кубань перебросишь, если Ростов взят?

Море - тоже не всегда и не во всем панацея, ибо навигация по Черному морю в зимний период с его погодами и балльностью - не для прибрежных посудин.


С уважением, Андрей

От Swampy
К Андрей Диков (14.04.2004 23:29:31)
Дата 15.04.2004 11:23:15

Re: "Кубанский мост"...

Доброе утро!

>Да наоборот, 17 А в начале 43-го нужны были подкрепления, а как их на Кубань перебросишь, если Ростов взят?

Простите, позволю себе не согласиться. В отрывке, процитированном уважаемым karlenko, сказано вполне недвузначно: "полки 217ИАД наносили удары по вражеским аэродромам Тимашевская и Славянская, с которых на планерах перебрасывались войска". Тимашевская и Славянская - прифронтовые аэродромы и войска перебрасывают не на них, а с них. Именно поэтому я и предположил, что это была эвакуация.

С уважением,
Swampy

От Angel
К Swampy (15.04.2004 11:23:15)
Дата 15.04.2004 16:46:47

Re: "Кубанский мост"..Так откуда и куда? Давайте определимся. (-)


От Swampy
К Angel (15.04.2004 16:46:47)
Дата 15.04.2004 18:22:18

Re: "Кубанский мост"..Так...

Добрый вечер!

Есть следующая гипотеза: из Крыма на Кубань - подкрепления и грузы; с Кубань в Крым - раненых и на заключительном этапе эвакуируемые подразделения (возможно, не потерявшие боеспособность). Т.е. воздушный мост работал в обе стороны. Но, скажу честно, детальной информации по "Кубанскому мосту", поэтому могу только делать предположения.

С уважением,
Swampy

От karlenko
К Андрей Диков (14.04.2004 23:29:31)
Дата 15.04.2004 08:32:38

Re: "Кубанский мост"...

>Да наоборот, 17 А в начале 43-го нужны были подкрепления, а как их на Кубань перебросишь, если Ростов взят?

>Море - тоже не всегда и не во всем панацея, ибо навигация по Черному морю в зимний период с его погодами и балльностью - не для прибрежных посудин.


Да и по земле в такую распутицу быстро не перебросишься. Вот и решились на авантюру...

От Angel
К Swampy (14.04.2004 16:55:12)
Дата 14.04.2004 17:02:45

Странно это все

>1. Зачем требовалось применять планеры и ВТА для эвакуации вполне стабильного Кубанского плацдарма?
Десантные планеры, как известно, в основном применяются в одну сторону и в основном единоразово.
Это что ж получается? Сначала они в одну сторону уже прилетели (на Кубань), а потом их использовали, чтоб назад с Кубани эвакуироваться?
Удивительно. И кто ж такие чудеса видел на Кубани, да еще и во множественном числе - "планеры"?
ЧуднО.

От Swampy
К Angel (14.04.2004 17:02:45)
Дата 14.04.2004 17:14:47

Re: Странно это...

>Это что ж получается? Сначала они в одну сторону уже прилетели (на Кубань), а потом их использовали, чтоб назад с Кубани эвакуироваться?

Похоже, что именно так они их и использовали, как ни странно. Косвенно об этом свидетельствует история применения He 111Z: "...их направили в Багерово в Крыму для организации "кубанского моста" в составе 1-го воздушного флота. Здесь наконец-то состоялись их первые боевые вылеты. За последующие два месяца ими были эвакуированы тысячи раненых. He 111Z часто взлетали, неся 30 человек раненых, и ещё 100 было в буксируемом Ме.321. Впервые здесь использовали и буксировку двух планеров Go.242". (
http://www.kurierweb.com/Publications/Article/Odno.htm)

>Удивительно. И кто ж такие чудеса видел на Кубани, да еще и во множественном числе - "планеры"?

К сожалению (или к счастью), лично не довелось наблюдать. :-) Но, по-видимому, Luftlandegeschwader 1 (LLG 1) там была в полном составе: "...были переброшены в январе 1943 г на керченский полуостров для организации "кубанского моста". К этому времени эскадра в своем составе имела следующие полки, оснащенные DFS.230: I/LLG 1 с Do.17 в качестве буксировщиков, II/LLG 1 и III/LLG 1 c буксировщиками He.45, He.46 и Hs.126. В течении боев на Кубани с января 1943 г по октябрь планерные эскадрильи понесли тяжелые потери, особенно в зимние месяцы из-за плохой погоды, так как не обладали соответствующим оборудованием и опытом". ( http://base13.glasnet.ru/wol/dfs/230.htm)

>ЧуднО.

Полностью согласен с Вашей оценкой.

С уважением,
Swampy

От Angel
К Swampy (14.04.2004 17:14:47)
Дата 14.04.2004 18:52:24

Re: Странно это...

>В течении боев на Кубани с января 1943 г по октябрь планерные эскадрильи понесли тяжелые потери,
На Кубани "по октябрь"? Странно.
А вот по другим данным: После капитуляции 6-й Армии оба полка попали на Кубань,откуда их отвели в середине весны и направили на другие участки Восточного фронта и в Западную Европу.
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/01/18.htm
Это ближе к истине.
>особенно в зимние месяцы из-за плохой погоды, так как не обладали соответствующим оборудованием и опытом".
Причем, потери, ИМХО, с пассажирами на борту.
>>ЧуднО.
>Полностью согласен с Вашей оценкой.
ЧуднО
С уважением,
Angel

От Swampy
К Angel (14.04.2004 18:52:24)
Дата 14.04.2004 19:32:36

Re: Странно это...

>На Кубани "по октябрь"? Странно.

По-видимому, ошибка. Если основываться на информации с
http://www.ww2.dk , то все подразделения LLG 1 отвели в Германию еще в апреле.

>А вот по другим данным: После капитуляции 6-й Армии оба полка попали на Кубань,откуда их отвели в середине весны и направили на другие участки Восточного фронта и в Западную Европу. http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/01/18.htm Это ближе к истине.

Ну, почему же? По данным все того же http://www.ww2.dk (конечно, не идеал, но я бы доверял информации сайта) на Кубани были все подразделения LLG 1 - кроме III/LLG 1, направленной в Прибалтику - и только I Gruppe LLG 2. Причем только последняя часть была вооружена He 111. В рассматриваемый период Stab/LLG 1 и I/LLG 1 имели Do 17, II/LLG 1 - Avia 534, а IV/LLG 1 - Avia 65. Поэтому в данном случае я бы не стал использовать "Войну в воздухе" как достоверный источник, тем более что это лишь не вполне удачный перевод книг Osprey, о точности которых на Форуме ходят легенды.

С уважением,
Swampy