От assaur
К All
Дата 12.04.2004 00:46:00
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

9 июля 1943

Вот цитаты из документов 1-й ТА:
«…авиация противника 9.7.43 г. группами по 50  60 самолетов на направлении главного удара вдоль шоссе БЕЛГОРОД  ОБОЯНЬ в течение пяти часов, беспрерывно чередуясь, бомбили боевые порядки наших частей, нанося большие потери в технике и в живой силе…
…в течение 9.7.43 г. противник …на узком участке фронта, не более 3-4 км противник бросил в бой до трех ТД /400 танков/, но особенно усилил бомбардировочную авиацию, совершив в этот день на ограниченном участке свыше 2000 боевых самолето-вылетов, группами от 30 до 90 бомбардировщиков.»
Катуков в докладе по результатам этих боев писал: …9. Огромная доля потерь в танках явилась от авиации противника. Необходимо ускорить дачу корпусам собственных зенитных полков, имея в армии дополнительно, как минимум одну зенитную дивизию… (это вроде «на бога надейся, а сам не плошай»).
Как случилось, что немецкая авиация смогла буквально прорубить коридор для своих наступающих войск? Немцы продвинулись в тот день на этом направлении на 8 км, причем часть этого продвижения происходила в походных колоннах(!!!).
По Воронежскому фронту я данных не нашел, но вот Новиков (соседний Центральный фронт) написал так: «…Начиная с 7 июля в воздухе над Центральным фронтом господствовала наша авиация.»…
По сводкам:
Немецкие данные: …днем: 85 сбитых самолетов, из них истребителями — 63…
Свои потери: 1 «Мессершмитт-109», 1 «Юнкерс-87», 3 «Фокке-Вулъф-190».
Из сводки Воронежского фронта: …в 31 воздушном бою сбито 57 самолетов противника.
Какое уж тут господство?
Есть ли ответ на этот вопрос в книге Хазанова о Курской битве? (именно по 9.7.43)
С уважением.

От Nick Nytch
К assaur (12.04.2004 00:46:00)
Дата 12.04.2004 11:28:40

Re: 9 июля...

Приветствия!

Не буду состязаться с специалистом:), тем более, что Виталий все достаточно грамотно описал. Но замечается такая закономерность: в первые два дня 5 и 6 июля в условиях господства в воздухе немцев, наши истребители заявили просто неимоверное количество побед, одна 8 ГИАД, например 77 штук, затем начиная с 7 июля количество наших заявок уменьшается в геометрической прогрессии и в итоге когда немецкое наступление сходит на нет, наши дивизии в день заявляют по 10-15 побед...С одной стороны это конечно закономерно, но в принципе заставляет задуматься о проценте оверклеймов в начальные дни...

С ув.

От Горбач
К assaur (12.04.2004 00:46:00)
Дата 12.04.2004 01:39:23

Re: 9 июля...

>Вот цитаты из документов 1-й ТА:
>«…авиация противника 9.7.43 г. группами по 50  60 самолетов на направлении главного удара вдоль шоссе БЕЛГОРОД  ОБОЯНЬ в течение пяти часов, беспрерывно чередуясь, бомбили боевые порядки наших частей, нанося большие потери в технике и в живой силе…
>…в течение 9.7.43 г. противник …на узком участке фронта, не более 3-4 км противник бросил в бой до трех ТД /400 танков/, но особенно усилил бомбардировочную авиацию, совершив в этот день на ограниченном участке свыше 2000 боевых самолето-вылетов, группами от 30 до 90 бомбардировщиков.»
>Катуков в докладе по результатам этих боев писал: …9. Огромная доля потерь в танках явилась от авиации противника. Необходимо ускорить дачу корпусам собственных зенитных полков, имея в армии дополнительно, как минимум одну зенитную дивизию… (это вроде «на бога надейся, а сам не плошай»).
>Как случилось, что немецкая авиация смогла буквально прорубить коридор для своих наступающих войск? Немцы продвинулись в тот день на этом направлении на 8 км, причем часть этого продвижения происходила в походных колоннах(!!!).
>По Воронежскому фронту я данных не нашел, но вот Новиков (соседний Центральный фронт) написал так: «…Начиная с 7 июля в воздухе над Центральным фронтом господствовала наша авиация.»…
>По сводкам:
>Немецкие данные: …днем: 85 сбитых самолетов, из них истребителями — 63…
>Свои потери: 1 «Мессершмитт-109», 1 «Юнкерс-87», 3 «Фокке-Вулъф-190».
>Из сводки Воронежского фронта: …в 31 воздушном бою сбито 57 самолетов противника.
>Какое уж тут господство?
>Есть ли ответ на этот вопрос в книге Хазанова о Курской битве? (именно по 9.7.43)
>С уважением.

К сожалению захват господства в воздухе нашей авиацией начиная с 7 июля вопрос очень спорный. И это самое господство определяется отнюдь не успешными действиями истребительной авиации. Для Центрального фронта с 7 июля начались достаточно успешные массированные налеты бомбардировочной и штурмовой авиации по боевым порядкам наступающих войск противника. Сорвать эти налеты немецкой истребительной авиации в период с 7 по 11 июля не удалось, что во многом сказалось на наземной обстановке. Т.е. ни наши истребители, ни немецкие не смогли обеспечить свои наземные войска от массированных ударов с воздуха даже на узком участке фронта. Что касается южного фаса, то там не было господства нашей ни истребительной ни ударной авиации, хотя самолетов 2-я ВА реально сбила больше чем 16-я ВА. 1-й бак с 6 по 11 июля включительно не действовал и вся тяжесть легла на три штурмовые дивизии. В исключительных случаях в полосу 6-й гв.А и 1-й ТА перенацеливали корпуса 17-й ВА. Но к этому времени 9-й сак из-за больших потерь был выведен из боев. Вместо него действовал лишь 3-й сак и только прибывший 1-й сак. Реально про 9.7.43 немецкие потери были не такие уж и маленькие 8 истребителей Bf.109 безвозвратно (из них 4 из III/JG52) и 2 повреждено, 2 списанных и один поврежденный FW.190 из штурмовой эскадры + один хеншель, минимум 5 сбитых Ju.87, два He.111 из 27-й и 55-й эскадр. Реально 9 июля практически впервые за все время боев штурмовики были применены массированно, правда численность сильно потрепанных двух штурмовых групп, наносивших удар утром не превышала 40 самолетов в каждой (всего в 1 шак остался 61 иисправный самолет к утру 9.7.43).
Действительно немцы вклинились на 8 километров, но надо учесть, что две атаки около 9 и 11.30 наши отбили, и толко к середине дня (около 15.00) немцы к заставили начать отход 3-й мк и 31-й тк (3 мк был фактически разбит как я понимаю), которые отошли за 309 сд, отразившую немецкие атаки около 17.00. Плотность прикрытия наземных войск зенитной артиллерией была не высока всего где то 4-5 орудий на километр фронта. Фактически если смотреть по времени для прохождения 8 километров немцам потребовалось вести бой целый день с сильно потрепанными частями 1-й ТА.
Вот такая приблизительно вырисовывается картина.

От assaur
К Горбач (12.04.2004 01:39:23)
Дата 12.04.2004 17:48:17

Re: 9 июля...

>К сожалению захват господства в воздухе нашей авиацией начиная с 7 июля вопрос очень спорный.
Спасибо за информацию.
Вопрос возник, т.к. по ассоциации вспомнилась фраза Симонова из «Живых и мертвых», когда бомбили полк Серпилина: «…своей авиации немцы предназначили роль «безнаказанных убийц»... (Извините за приблизительное цитирование).
Исходя из того, что нем. авиация свои задачи по поддержке наземных войск в р-не шоссе Белгород-Обоянь выполнила «на все сто», выходит, что несмотря на двухлетний опыт войны и многомесячную подготовку к немецкому наступлению наша авиация так и не приобрела необходимых качеств, позволявших при примерно одинаковом численном составе вести равную борьбу в воздухе. Т.е. после 4 дней боев, немцы еще были способны организовать и осуществить около 2000 самолето-вылетов «в нужное время, в нужном месте», наши же ВВС к этому времени были гораздо менее боеспособны и парировать этот удар не смогли (что говорит о качественном превосходстве немцев по всем компонентам: работа штабов, ИАС, обученность летного состава).
То есть на третьем году войны состояние наших ВВС было еще очень далеко от нормального и только подавляющее количественное превосходство позволило в будущем завоевать господство в воздухе?

От Горбач
К assaur (12.04.2004 17:48:17)
Дата 12.04.2004 18:26:30

Re: 9 июля...

Мне кажется, что вы правы в своих выводах, хотя повторюсь истребительная авиация на южном фасе, в основном 2-я ВА действовала успешнее, чем истребители 16-й ВА. Вообще лето 43-го года на мой взгляд это время становления, а не зрелости наших ВВС.