От Fishbed
К assaur
Дата 20.03.2004 23:56:49
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

А можно поподробнее

>…Прокопенко честно заслужил не только портрет с благодарностью за дважды спасенную в небе жизнь боевого товарища....

Кого и как Федор Федорович дважды спас в небе?

>Номерной знак летчика-аса? Был такой или это ошибка журналиста?

Ни разу не приходилось слышать. Может журналист спутал с жетоном с личным номером летчика? Но такие жетоны ИМХО появились лишь в 50-е годы.

С уважением,

От assaur
К Fishbed (20.03.2004 23:56:49)
Дата 21.03.2004 09:20:29

Re: А можно...


>Кого и как Федор Федорович дважды спас в небе?
rsva.ru


Четырнадцать тысяч часов без земных впечатлений
Прокопенко Ф., Сталин В., Луцкий В. Федор Прокопенко мог стать слесарем. Если бы в 1931 году, в четырнадцатилетнем возрасте, его после школы-семилетки приняли в фабрично-заводское училище. Не приняли, ибо был он тогда маленького роста и не мог дотянуться до слесарных тисков. Федор Федорович Прокопенко дотянулся до неба. И стал живой легендой отечественной военной авиации. Свидетелем, участником и Героем ее истории.

Более четырнадцати тысяч часов провел в небе летчик-ас — заслуженный военный летчик СССР Прокопенко. И до сих пор летает во сне… Впрочем, земных его впечатлений, если разделить их усредненно, хватило бы на сотни обычных, не геройских судеб…

Он, <сталинский сокол>, в небе спас жизнь сыну Сталина, но не смог спасти его от земных корыстных лизоблюдов… Теряя сознание и кровь, на жестоком морозе он долгие часы полз от разбитого истребителя к своему фронтовому аэродрому, чтобы потом, после <палаты безнадежных> и почти двух месяцев <вытяжки>, с тройным переломом позвоночника и пробитой головой, вернуться в полк и окончить войну в небе над Берлином. Но никогда не ползал и не вытягивался ради карьеры. Шестнадцать лет он прослужил на генеральских должностях, но окончил военную службу в 1976 году с двадцатипятилетним кадровым только полковничьим стажем…

Звезда Героя за фронтовые подвиги (включая шестнадцать сбитых вражеских самолетов) нашла его лишь 8 мая 1995 года. Ее из рук московского мэра Юрия Лужкова он получил с трехцветной муаровой лентой на планке. Но на следующий день, шагая по Красной площади в строю ветеранов-победителей, он был уже Героем Советского Союза, который, собственно, и защищал всю свою военную жизнь. Ленточку над золотой звездой он заменил на красную…

Федор Федорович раскладывает фотографии, на которых — славная история страны и ее разнородной авиации. Фотовиньетки с лицами выпускников и преподавателей различных аэроклубов и школ, групповые снимки, запечатлевшие людей очень знаменитых и скромных героев Великой Отечественной, послевоенных лет… Большой портрет генерал-лейтенанта авиации Василия Иосифовича Сталина, датированный 1946 годом, подписан: <Жизнь — это Родина. Спасибо за жизнь. За жизнь обязан тебе>.

Вглядываясь в фотографии, Прокопенко надевает очки:

— Зрение уже не то — один глаз после операции видит, да и тот — не совсем порядочно. Но, знаете, физически себя чувствую — я бы взлетел!

И это отнюдь не кокетство. После своего восьмидесятилетия — с разрешения руководства КБ Миля — Федор Федорович собирался подняться в воздух, управляя вертолетом. К сожалению, тогда не получилось из-за личных обстоятельств: умерла жена, за ней — дочь… Но все, кто знает Прокопенко уверены, что он сможет взлететь и в девяносто. Кстати, он до сих пор работает — ведущим инженером опытного конструкторского бюро Московского вертолетного завода имени Михаила Леонтьевича Миля. Не просто приходит на работу — по-настоящему работает! И с Милем он работал…

Прокопенко Ф. Ф. (на снимке второй слева) на тактических В 1933 году в Сибирском городе Тайга, где Прокопенко заканчивал школу-семилетку, был организован первый в Сибири железнодорожный аэроклуб — со звеном самолетов У-2.

— Когда я стал курсантом аэроклуба, путевку в жизнь как летчику мне дала женщина — Валентина Ивановна Мащеева — одна из первых летчиц в Сибири. По выпуску — нас было четырнадцать человек — меня наградили значком <Ударник сталинского призыва> и оставили инструктором.

В 1935 году я попадаю в ОШПА — Ульяновскую летную школу ОСОАВИАХИМа. Уже с приличным налетом инструктора-летчика. Программа мне давалась легко. Освоил самолет Р-5. В 1936 году окончил эту Объединенную школу пилотов и авиатехников. Там меня снова оставили летчиком-инструктором. 10 января 1937 года мне присвоили первое офицерское звание — лейтенанта запаса. В этой школе, что памятно, я познакомился с курсантом Елизаветой Степановной Аксеновой, которая в 1938 году стала Прокопенко. Вместе мы прожили 60 лет…

В 1938 году меня перевели в Великие Луки — в аэроклуб на должность командира звена. Оттуда перешел в Подольский аэроклуб, где моя жена была начальником учебно-летного отдела и инструктором. Хорошим инструктором: среди ее воспитанников — четыре Героя Советского Союза. Например, генерал-лейтенант авиации Базанов, Панов… Сама она не попала на фронт только потому, что у нас была грудная дочь…

А знаете с чего начался мой путь в истребительную авиацию? В 1938 году на обложке журнала <Самолет> я впервые увидел изображение истребителя И-16. Тогда это был сильнейший в нашей стране истребитель. Именно на нем, кстати, с началом войны и пришлось прикрывать Севастополь. Так вот, когда в Подольске председатель экзаменационной комиссии, перед тем, как оценивать курсантов моих групп, проверил мою технику пилотирования, то задал вопрос: <Что ты тут делаешь? Ты же истребитель. Пойдешь в истребители?> За живое задел. А как я могу пойти в училище, будучи офицером, хотя и в запасе? Он говорит, побеседуем, мол, с комиссией, а ты сам промолчи насчет офицерского звания. Так я попал курсантом в Качинское летное училище, основанное еще под Петроградом великим князем Александром — вначале в качестве теоретического учебного заведения. Стал старшиной эскадрильи.

Конечно, инструкторы быстро догадались, что я офицер. На проверке техники пилотирования выложился… Но так до конца и оставался курсантом. Сдал все на <отлично> и вторично получил лейтенанта. Узнал, что оставляют летчиком-инструктором. А я хотел в строй. Но начальник училища комбриг Василий Иванович Иванов говорит, этого, мол, старшину четвертой эскадрильи, который помнит фамилии двухсот сорока своих курсантов и быстрее всех бегает кросс, не отпускать. В общем, остался я в училище командиром звена с присвоением звания старшего лейтенанта. И вскоре началась война…

Прокопенко Ф. Ф. В ночь с 22 на 23 июня 1941 года над нашим лагерем на малой высоте прошел Ю-88. Там восемь домиков в линеечку. И он ровно так кладет бомбы. Но с перелетом в 250 шагов. Если бы не перелет — на этом бы война для нас закончилась.

Через несколько дней на базе училища был создан полк на И-16, который прикрывал Севастополь. Старший лейтенант Прокопенко тогда совершил около десяти боевых вылетов. Один из них мог оказаться последним.

Ему так хотелось достать немца. Но на высотомере — 6200 метров, кислорода в кислородном оборудовании <ишачка> нет, а до <юнкерса> еще минимум полтора километра. Кислородное голодание быстро уложило летчика в приятный сон — истребитель вошел в крутой штопор. Проснулся он, когда до воды оставалось не больше полукилометра. И вывел машину из падения.

12 июля 1941 года училище передислоцировали в Красный Кут, а Федор Прокопенко стал командиром экспериментального звена: летчики пересаживались с И-16 на Як-1. Из двухсот сорока человек он отобрал тридцать лучших и начал переучивание… В это же время Василий Сталин как начальник инспекции ВВС, одновременно командовавший авиационной группой, формировал 434-й истребительный авиаполк (номер перешел от части, разбитой на Ленинградском фронте). Девятерых летчиков из Качинского училища, в основном — командиров звеньев, взяли в этот полк. Среди них был и Прокопенко.

Некоторые <историки> <подсчитали>, что полк, долетевший с боями до Берлина, за всю войну уничтожил 34 самолета противника. Федор Федорович Прокопенко поясняет, что, действительно, столько вражеских машин и было сбито. За один день — в сталинградском небе. А всего — 534 самолета. После сталинградских боев полк стал 32-м гвардейским. В авиагруппу же входило еще два полка.

Рассказывая о своих взаимоотношениях со Сталиным, Федор Федорович уточняет, что не он был в Качинском училище основным инструктором Василия, а Константин Маренков. С Прокопенко же курсант Сталин осваивал самолет И-16.

— Да, грязи на Василия Сталина вылито очень много…

После того, как он освоил И-15, заявил: <Пока не освою И-16 никуда из училища не уйду!>. Вот тогда-то он попал в нашу эскадрилью. Я с ним летал четыре или пять раз на УТИ-4. И-16 он, надо сказать, осваивал классически, отлично. В марте 1940 года лейтенант Сталин успешно освоил И-16 и окончил Качинское училище. Уходит в 16-й истребительный авиационный полк в Люберцы. Перед началом войны он уже капитан — на курсах командиров авиаэскадрилий в Липецке. Кому это надо?.. А в 1942 году — полковник Сталин. Начальник инспекции Военно-Воздушных Сил. С этого периода и до конца войны я его хорошо знаю — все его плюсы и минусы. И подножки он мне ставил, и помогал. Как к летчику он ко мне относился с уважением, но как человека временами мог ненавидеть. Почему? Потому что я ему не давал безобразничать…

Я всегда старался придерживаться поговорки <Будь подальше от царей — голова будет целей>.

Собственно, ведь и инспекция ВВС была создана подхалимами — для Василия. Кому она как таковая нужна в войну?.. Другое дело, что он создал авиагруппу и сам воевал. Почему он мне подписал портрет? Потому, что мы вместе летали, и я дважды выбивал у него из-под хвоста противника. Много летать ему не давали — уговаривали, мол, не надо, Василий Иосифович; у вашего отца старший сын погиб… Он соглашался, а сам своевольничал — летал. У него — три сбитых самолета. Два Ме-109 я видел лично.

Прокопенко честно заслужил не только портрет с благодарностью за дважды спасенную в небе жизнь боевого товарища, но и все свои награды — полученные и затерявшиеся. Орден Ленина, три — Красного Знамени, три — Красной Звезды… Есть у него и номерной знак летчика-аса — за шестнадцать сбитых самолетов.

В конце войны он, фактически будучи инвалидом, сменил истребитель на тихоходный По-2, но остался в своей истребительной дивизии — старшим штурманом. Войну майор Прокопенко окончил в Берлине.

Майор запаса Прокопенко устроился начальником Подольского аэроклуба. В 1947 году его как-то вызвал к себе председатель ОСОАВИАХИМа Кобелев, и после беседы направил на медицинскую комиссию. Результат прохождения той комиссии оказался феноменальным: Федора Федоровича признали годным к летной работе без ограничений! Сказались тренировки, коими Прокопенко лечил и закалял травмированное тело. Но главным, все-таки, был могучий здоровый дух сибиряка. Правда, как признался Федор Федорович, по поводу остроты зрения он схитрил: выучил побуквенно всю контрольную таблицу…

В том же году Федор Прокопенко и его пилоты (все бывшие боевые летчики-истребители) на десяти самолетах Як-11 участвовали в параде в честь Дня Воздушного Флота. В сентябре 1947 года его вторично призвали в кадры военной авиации — с присвоением звания подполковника.

Его всегда тянуло непосредственно в строй. И он почти добился назначения на транспортный авиаполк, командиром, когда… судьба вновь свела его с Василием Сталиным в здании штаба на столичном Ленинградском проспекте. На этот раз Василий Иосифович предложил Федору Федоровичу осваивать… вертолеты.

— Предлагая осваивать мне, истребителю, новую винтокрылую технику, Василий поступил мудро: дал билет на футбол. И я, попрощавшись, пошел на московский стадион <Динамо>.

Именно там он впервые увидел, что может вертолет. Машина появилась над стадионом неожиданно и, стрекозой зависла над самым центром футбольного поля. Из вертолета по длинной лестнице сошел человек с цветами для футболистов… Вскоре приказом Главного маршала авиации Вершинина Прокопенко был назначен заместителем командира отдельного полка вертолетов Ми-1. В 1951 году на базе полка создали Центр по переучиванию летного состава на вертолеты — Федор Федорович стал его начальником. И молодым полковником. С тех пор его жизнь связана с винтокрылой авиацией. За это время он освоил, пожалуй, все типы милевских машин, лично подготовил сотни высококлассных специалистов (только на <своем> Ми-24 — сорок два человека) и вообще внес неоценимый вклад в становление и развитие боевой винтокрылой авиации. Впрочем, этот вклад по достоинству оценили: сначала, например, в Афганистане, а затем — в Чечне. Причем, эффективность боевого применения авиации, которую ныне называют армейской, вряд ли попытается оспорить кто-либо из воевавших там…

Анна Севастьянова.



От Fishbed
К assaur (21.03.2004 09:20:29)
Дата 21.03.2004 14:37:39

Несовершенство человеческой памяти

Угу, читал...

>Он, <сталинский сокол>, в небе спас жизнь сыну Сталина, но не смог спасти его от земных корыстных лизоблюдов…

Вот еще на эту тему:

1) С.Ф. Долгушин, в начале 1943 года командир 1-й АЭ 32-го гв. авиаполка,которым командовал В.Сталин: "Василий полком командовал старательно, прислушивался к нам, более опытным летчикам: ведь хорошо летать и хорошо воевать - это не одно и то же. Как командир полка он по своему усмотрению мог делать боевые вылеты в составе любой эскадрильи, но чаще летал почему-то в составе моей. В течение февраля-марта 1943 года мы сбили несколько самолетов врага. С участием Василия - три.
Причем первым в этих случаях атаковал их он, именно после его атак эти самолеты теряли управление, а мы их уже потом добивали. По нашим летным законам их можно было засчитывать Василию, но он их считал «сбитыми в группе». Я однажды сказал ему об этом, но он махнул рукой и сказал коротко: «Не надо!»
5 марта 1943 года в составе другой эскадрильи нашего полка он сбил самостоятельно ФВ-190. Но я этого боя не видел. Однажды в бою он допустил ошибку, характерную для молодых летчиков, хотя был уже «стариком» (В.Сталину в это время было 22 года). Погнался за «фоккером», в горячке оторвался от ведомого Володи Орехова и был атакован шестеркой. Всей эскадрильей мы его выручали; вернулись на аэродром. Василий был полковник, а я капитан, он - командир полка, а я - комэск, правда, по возрасту он моложе был: я родился в сентябре 20-го, а он - в марте 21-го. В авиации у нас чинопочитание не очень развито. Отвел я его в сторонку и устроил свой «разбор полетов»: отматерил его как следует. БИТЬ ПРАВДА НЕ СТАЛ. (выделено мною - F.) Потом спросил у него: «Все понял?» Он ответил: «Все! Пошли на ужин». Вообще-то мы все его уважали, любили и даже немного гордились, что нами командует Сталин». - Сухомлинов А.В. Василий, сын вождя. -М.: Совершенно секретно, 2001. - С. 99

Вопрос: могло ли тогда, в начале 1943 г., комэску Долгушину прийти в голову мысль избить полковника, командира полка, сына самого Сталина?!

2)Ф.Ф. Прокопенко, летчик 32-го гв. ИАП: "Шел воздушный бой. Василий со своим самолетом «пропал». Кричу по радио своему ведомому Шульженко: «Коля! Командир где?» Тот мне отвечает: «А х... его знает». Материться в воздухе Василий (Сталин) разрешал. Смотрю, справа от меня метрах в 200 такая картина. Летит «худой», за ним - Василий, а за Василием еще один «худой». И море огня. Василий метров со 150 бьет по первому «мессеру», а второй - наверное, такой же «опытный», как и Вася, тоже метров со 150 бьет по Василию.
Никто ни в кого, конечно, попасть не может. Хотя первый «мессер» пошатывается. Видимо, Вася его «зацепил». Про себя думаю: «Эх, молодежь! Разве так надо воевать?» Скорость у «мессера» больше, чем у Як-1. Второй «мессер» Василия догоняет. Тут уже не до шуток. Точно так же убили Володю Микояна. Кричу Шульженко:
- Коля! Командира справа зажали. Пошли вверх на 70.
Коля меня понимал с полуслова. Дали боевой разворот вправо на 70° с созданием максимальной перегрузки, а тут и этот «мессер», что Василия атакует, у меня внизу под носом, метров 50. Ну, здесь я и дал по нему короткую очередь. По кабине. Чтобы не мучался. Это ведь только молодежь по хвосту бьет. А мы, старики, работаем навернякаПрокопенко тогда было 27 лет). Уже после войны (в 1946 году) Василий в ОДНОЙ КОМПАНИИ (выделено мною - F.)подарил мне свою фотографию, на которой написал: «Спасибо за жизнь. Жизнь - это Родина». Почему он (Василий Сталин) мне подписал портрет? Потому, что мы вместе летали, и я дважды выбивал у него из-под хвоста противника. Много летать ему не давали - уговаривали, мол, не надо, Василий Иосифович; у вашего отца старший сын погиб… Он соглашался, а сам своевольничал - летал."
- Сухомлинов А.В. Василий, сын вождя. - М.: Совершенно секретно, 2001. - С. 100-101


Вопрос: получается, что Василия Сталина выручал не только Прокопенко, но и Долгушин со своей 1-й АЭ. А сколько боевых вылетов сделал в то время - февраль-март 1943 г. - Василий Сталин?

3) Степан Микоян: "Вопреки некоторым публикациям, я должен сказать, что Василий до этого (до февраля 1943 г., когда В.Сталин стал командовать 32-м гв ИАП) на фронте бывал только наездами в качестве начальника Инспекции и в боевых вылетах не участвовал. Помню боевой вылет (всего их было, кажется, два), в котором решил участвовать Василий. Летчики пошли в район линии фронта большой группой, и там был бой. В группе были и прикомандированные к полку «ветераны» - полковники и подполковники. Возвращаясь, они не нашли аэродром из-за ухудшившейся погоды и сели в Старой Торопе, перелетев домой на следующий день. После этого на Василия записали один из сбитых в бою самолетов.
Меня на самую линию фронта Василий не пускал. Как он мне после войны сказал, по указанию своего отца, которое он дал, отругав Василия, после того, как вслед за Тимуром Фрунзе погиб мой брат, а потом и Леонид Хрущев." - Микоян С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя. - М.: Техника-молодежи, 2002. - С. 96

И еще из Степана Микояна: "В большой комнате избы, в которой жил он, еще двое командиров и я, (когда В.Сталин командовал полком, а Степан Микоян служил в этом же полку) вечерами собирал командиров эскадрилий и других «приближенных» летчиков, часто бывал и инженер полка Марков, по прозвищу «гвардии Петрович». Часами сидели за столом, ели и, конечно, пили. Чтобы как-то повлиять на них, частенько я объявлял, что уже поздно и шел спать. Но это редко помогало, и лежа в кровати, я долго еще слышал полупьяные разговоры. Рано утром мы все шли на аэродром, а Василий мог и поспать." - Там же, С. 100.

Т.е., если согласиться с Степаном Микояном, то в каждом боевом вылете Василия Сталина его кто-то спасал: или Ф.Ф. Пркопенко или С.Ф. Долгушин со своей эскадрильей.

>Звезда Героя за фронтовые подвиги (включая шестнадцать сбитых вражеских самолетов) нашла его лишь 8 мая 1995 года.

Гм-гм... Звание Героя РФ Ф.Ф. Прокопенко было присвоено Указом № 428 от 27 марта 1996 года!

> Ее из рук московского мэра Юрия Лужкова он получил с трехцветной муаровой лентой на планке. Но на следующий день, шагая по Красной площади в строю ветеранов-победителей, он был уже Героем Советского Союза, который, собственно, и защищал всю свою военную жизнь. Ленточку над золотой звездой он заменил на красную…

Это уже фантазии журналиста. 9 мая 1996 года, как известно,парада с участием ветеранов не было.

>Некоторые <историки> <подсчитали>, что полк, долетевший с боями до Берлина, за всю войну уничтожил 34 самолета противника.

Что за глупость!!!! Где ссылки на "историков"!?

> Федор Федорович Прокопенко поясняет, что, действительно, столько вражеских машин и было сбито. За один день — в сталинградском небе. А всего — 534 самолета.

По официально считалось, что 32-й гв. ИАП сбил за время войны 501 самолет.

В любом учебнике по психологии говорится об ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ человеческой памяти. Со временем и с годами человеческая память отсеевает негативное (для самого человека) и усиливает позитивные и положительные (для этого человека)аспекты прошедших событий. Память более чем 80-ти летних ветеранов (Ф.Ф. Прокопенко - 1916 г.р., С.Ф. Долгушин - 1920 г.р.), глубоко и искренне мною уважаемых, демонстрирует обычную (для любой человеческой памяти)избирательность.

С уважением,