От ИгорьД
К Observer
Дата 17.03.2004 12:57:50
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.; 1945-1991;

Re: М. М....

День добрый!

>То, что М.М. Гамарис - реальная личность - сомнений нет. О нем упоминается в книге Пальмова В.В. "Штурмовики над Днепром". А в журнале "Авиация и время" №1 за 1995 г. рассазывается, как в 1961 г. он работал с группой Ан-12 на Севере.

Могу добавить, что он работал на АНТК им.Антонова, как мне говорили, до 80-х. Не знаю, жив ли он сейчас? Интервью опубликовано в газете пятилетней давности.

>Но уж что касается Лаоса - то, мягко говоря, много вопросов. И по самим событиям, и по роли в них Гамариса. Может, киевляне что прояснят?

Я сам киевлянин, но что-то прояснить, к сожалению, не могу. :( Но я думаю, автор, подготовивший интервью, уже многое прояснил, впервые разговорив ветерана на эту тему. Я с Вами согласен, что интервью вызывает огромное количество вопросов. Но, тем не менее, уже какие-то выводы сделать можно.

Например, обращает на себя внимание, что речь идет о самых настоящих боевых вылетах. Гамарис об этом четко говорит:

«Сомова знаешь?». «Знаю». «Так вот, он во Вьетнаме прекратил боевые вылеты».


Явно были боевые столкновения с американцами. Гамарис говорит об активном участии наших летчиков в БД во Вьетнаме и о потерях:

«Наши самолеты горят в небе братского Вьетнама, гибнут боевые экипажи».


Из интервью можно сделать вывод о характере военной помощи Вьетнаму:

«Наземных советских частей во Вьетнаме не было, а вот авиационные подразделения действовали активно».


Впервые названа цифра потерь:

«Главное внимание наше было приковано к Лаосу, где… …мы и несли потери. Шутка сказать 26 самолетов!»


Упомянуто о присутствии французов:

«Французы, и те угробили 25 своих машин».



Судя по всему, песня о летчике по имени Ли Си Цин явно имеет прототипа :) Т.е. летчики были советские. Иначе как бы он с ними говорил «по душам»:

«Решил начать с летчиков, поговорить по душам с летным составом».


Назван количественный состав советской авиационной группировке в Лаосе:

«Было у нас там 3 полка: полк ИЛ-14, ЛИ-2 или «Дуглас-А», был полк истребителей И-15, потом полк И-17 (так в тексте И.Д.). … И был полк вертолетов, 28 машин, три эскадрильи. … Было еще 25 самолетов АН-2 и десантный батальон, из Пскова 107-й дивизии».


Упомянуто участие в войне советских десантников:

«Они прибыли во Вьетнам для подготовки десантных операций».


А занимается ли у нас кто-нибудь темой участия советской авиации в БД во Вьетнаме? Может это интервью только для меня большая новость, а на самом деле какие-то исследования на эту тему уже опубликованы?

С ув.
Игорь.

От Fishbed
К ИгорьД (17.03.2004 12:57:50)
Дата 17.03.2004 14:28:17

Re: Вьетнам

>Явно были боевые столкновения с американцами. Гамарис говорит об активном участии наших летчиков в БД во Вьетнаме и о потерях: «Наши самолеты горят в небе братского Вьетнама, гибнут боевые экипажи».

Мне приходилось слышать рассказы летчиков, которые были во Вьетнаме. Суть примерно следующая: приказов на БОЕВЫЕ вылеты наши летчики НЕ получали. Столкновения в воздухе, которые вполне логично можно рассматривать как БОЕстолкновения, происходили случайно и в крайне невыгодных для нас ситуациях: советский летчик "вывозил" вьетнамца и не успел сесть - свалились амеры; облет самолета после регламентных работ, наведение "прохлопала" амеров - боестолкновение; перегоняли самолеты на другой аэродром - встретили амеров и т.д. Но т.с. "планово" наши летчики на боевые вылеты не летали. Именно в таких ситуациях происходили столкновения, иной раз и трагически заканчивались.

Много раз слышал в разных гарнизонах от разных летчиков о случае, когда наш опытный летчик на УТИ МиГ-15 "вывозил" вьетнамского полковника. Налетели две пары Фантомов. Так наш летчик так "крутился" в воздухе, что все 16 американских УРов прошли мимо. Вьетнамец предупреждал нашего о пусках ракет и наш маневрировал. Дело, говорят, кончилось тем, что один Фантом разазлившись, что вчетвером не могут справиться с безоружной спаркой, сел ей на хвост и никак не отставал. УТИ МиГ-15 пошел в пике, на малой высоте вывел, а тяжелый американец уже не смог! Врезался в землю...


>Упомянуто о присутствии французов: «Французы, и те угробили 25 своих машин».

ИМХО ветеран что-то путает. Французы ушли из Вьетнама в конце 50-х. И больше туда НЕ совались. У них был свой "вьетнамский" синдром, похожий на наш "афганский". Т.е. в 60-70-е годы во Вьетнаме НЕ было французского военного персонала. Теоретически у Южного Вьетнама в начале 60-х годов были бывшие французские машины (американского пр-ва). Может быть речь идет об этих бывших французских самолетах, которые были уничтожены и на земле, и в воздухе?

>Назван количественный состав советской авиационной группировке в Лаосе:
«Было у нас там 3 полка: полк ИЛ-14, ЛИ-2 или «Дуглас-А», был полк истребителей И-15, потом полк И-17 (так в тексте И.Д.). … И был полк вертолетов, 28 машин, три эскадрильи. … Было еще 25 самолетов АН-2...

Берет меня сомнение... Граница между Вьетнамом и Лаосом существовала (да и сейчас существует) больше на бумаге... Точно сказать, что здесь Вьетнам, а через 50 метров - Лаос - трудно. Может с этим связаны такие утверждения ветерана?

Знаменитая тропа Хо Ши Мина, как известно, проходила большей своей часть по территории Лаоса и частично Камбоджи. Может наши транспортники были там задейстованы? И там понесли потери?

С уважением,


От ИгорьД
К Fishbed (17.03.2004 14:28:17)
Дата 17.03.2004 17:07:49

Re: Вьетнам

>Мне приходилось слышать рассказы летчиков, которые были во Вьетнаме. Суть примерно следующая: приказов на БОЕВЫЕ вылеты наши летчики НЕ получали. Столкновения в воздухе, которые вполне логично можно рассматривать как БОЕстолкновения, происходили случайно... ..."планово" наши летчики на боевые вылеты не летали.

Возможно. Но если предположить, что Гамарис ничего не путает, то какие другие задачи могли быть у полка истребителей МиГ-15 (позже МиГ-17)? Для обучения вьетнамцев ИМХО многовато.


>ИМХО ветеран что-то путает. Французы ушли из Вьетнама в конце 50-х. Т.е. в 60-70-е годы во Вьетнаме НЕ было французского военного персонала.

Да, но в интервью речь, ИМХО, идет все-таки о 50-х. Как выше заметил уважаемый Observer, Гамариса во Вьетнаме (Лаосе) в 1961 году уже не было. Он в это время работал уже в Киеве по тематике эксплуатации ВТА. На 50-е также указывает ИМХО и наличие полка МиГ-15. Врядли бы в 60-х их использовали.

>Берет меня сомнение... Граница между Вьетнамом и Лаосом существовала (да и сейчас существует) больше на бумаге... Точно сказать, что здесь Вьетнам, а через 50 метров - Лаос - трудно. Может с этим связаны такие утверждения ветерана?

Гамарис точно называет географическое название: Долина Кувшинов. Наверняка нахождение долины было определено по карте ИМХО. Кроме того, он подробно описывет ситуацию именно в Лаосе.

>Знаменитая тропа Хо Ши Мина, как известно, проходила большей своей часть по территории Лаоса и частично Камбоджи. Может наши транспортники были там задейстованы? И там понесли потери?

Тропа Хо Ши Мина ЕМНИП опять-таки появилась в 60-х. Прочитав несколько раз интервью, я думаю, что речь идет о 50-х годах. Возможно, я ошибаюсь.

С ув.
Игорь.

От Fishbed
К ИгорьД (17.03.2004 17:07:49)
Дата 17.03.2004 17:36:31

Re: Вьетнам


>Возможно. Но если предположить, что Гамарис ничего не путает, то какие другие задачи могли быть у полка истребителей МиГ-15 (позже МиГ-17)? Для обучения вьетнамцев ИМХО многовато.

ИМХО речь должна идти о МиГ-17. За рубеж МиГ-15 поставлялись в небольших количествах, в т.ч. и в Азию. МиГ-15 были только УТИ.

Полк (если брать наш аналог) - это 30 самолетов. Скорее всего в конце 50-х у Сев. Вьетнама это была вся истребительная авиация. А задачи были как у любых ВВС. Потом появились МиГ-19 (наши и китайской сборки), а уж в середине 60-х МиГ-21ПВ-В.

> Вряд ли бы МиГ-15 в 60-х их использовали.

Использовали. Наряду с МиГ-19 и МиГ-21. На МиГ-21 летали наиболее физически подготовленные вьетнамские летчики. Менее крепкие (и откормленные) летали на МиГ-17 и -19.

>Гамарис точно называет географическое название: Долина Кувшинов.

"Кувшинов" или "Кувшинок"? ИМХО это не географическое название и едва ли есть на карте.

С уважением,

От Swampy
К Fishbed (17.03.2004 17:36:31)
Дата 17.03.2004 21:05:31

Re: Вьетнам

Добрый вечер,

>>Гамарис точно называет географическое название: Долина Кувшинов.
>
>"Кувшинов" или "Кувшинок"? ИМХО это не географическое название и едва ли есть на карте.

Это действительно Долина Кувшинов. Находится она на территории Лаоса. Место очень известное, особенно в 50-е годы - Дьен Бьен Фу расположено именно там. Поэтому название это часто встречается в книгах, посвященных Индокитаю. Любой, кто имел отношение к Вьетнаму или Лаосу обязан был слышать о ней.

С уважением,
Swampy

От Fishbed
К Swampy (17.03.2004 21:05:31)
Дата 17.03.2004 22:43:08

Извините, ни к Лаосу, ни к Вьетнаму отношения не имею. Русский я.... (-)


От Swampy
К Fishbed (17.03.2004 22:43:08)
Дата 18.03.2004 11:01:38

Re: Извините, ни...

Уважаемый Fishbed,

Нисколько не хотел Вас обидеть. Просто комментировал М.М. Гамариса. Приношу свои извинения.

С уважением,
Swampy

От Pavel
К Fishbed (17.03.2004 14:28:17)
Дата 17.03.2004 16:04:45

Re: Вьетнам

>>Явно были боевые столкновения с американцами. Гамарис говорит об активном участии наших летчиков в БД во Вьетнаме и о потерях: «Наши самолеты горят в небе братского Вьетнама, гибнут боевые экипажи».
ИМХО не было этого, слухи все...
Амеры бы давно раструбили бы на весь мир об участии советских пилотов в боях.Вот ссылочка на список побед ВВС Вьетнама с указанием имен летчиков. Ни одной русской фамилиии. Конечно, могли под псевдонимами работать, но маловероятно все это, со временем раскопали бы.
http://home.sprynet.com/~anneled/usloss.html
А вот список американских побед:
http://home.sprynet.com/~anneled/usvictor.html

> о случае, когда наш опытный летчик на УТИ МиГ-15 "вывозил" вьетнамского полковника.
Видимо один такой случай и был, растиражирован опять же слухами, ниже описание этого боя(где-то в сети нашел, ссылку потерял).Был еще потерян наш АН-2 с нашим экипажем в 1972 или 73 но над Лаосом. возил медиков. Но это "постарались" не амеры, а местные партизаны, восставшие племена мео (те самые горцы из "Апокалипсис Нау").(по словам Федора Лисицина)


===================================
В сентябре 1972 г. произошел единственный воздушный бой, в котором с вьетнамской
стороны против "Фантомов" действовал советский летчик. На двухместном
учебно-тренировочном самолете МиГ-21УС, не имевшем вооружения, вьетнамский
летчик-истребитель и советский инструктор отрабатывали технику пилотирования. На
удалении 8 км от своего аэродрома они получили предупреждение о приближении к
зоне на малой высоте звена "Фантомов". К этому времени в баках МиГа оставалось лишь
800 л топлива. Стремясь выйти из-под удара, летчик-инструктор выполнил бочку со
скольжением, чем сорвал атаку первой американской пары. Затем МиГ-21УС был
дважды атакован самолетами второй пары противника, однако на форсированном
вираже он вновь ушел из-под удара и ракеты прошли мимо. Третья атака амеиканцев
также оказалась безрезультатной, но энергичное маневрирование МиГа у самой земли с
включенной форсажной камерой съело последние остатки топлива и экипаж принял
единстренно возможное решение - катапульироваться. Во время набора высоты
двигатель самолета неожиданно остановился и в этот момент в МиГ попала ракета,
выпущенная с F-4. К счастью, экипажу удалось благополучно приземлиться на
парашютах.

C уважением, Павел.


От ИгорьД
К Pavel (17.03.2004 16:04:45)
Дата 17.03.2004 17:18:39

Re: Вьетнам

Спасибо за интересные ссылочки!

>ИМХО не было этого, слухи все...

Гамарис занимал довольно высокую должность, чтобы не владеть обстановкой. Возможно, конечно, за давностью лет он что-то путает и сгущает краски. Но речь идет, я думаю, о 50-х. Поэтому пока Вьетнам не имел боеспособных ВВС, очень вероятно, что советские и китайские летчики могли быть задействованы в северо-вьетнамских ПВО.

>Амеры бы давно раструбили бы на весь мир об участии советских пилотов в боях.Вот ссылочка на список побед ВВС Вьетнама с указанием имен летчиков. Ни одной русской фамилиии. Конечно, могли под псевдонимами работать, но маловероятно все это, со временем раскопали бы.

Гамарис пишет, что и трубили:

"Американцы, конечно же, знали, кто помогает вьетнамцам, писали об этом на весь мир. Но ни нас, ни китайцев, ни тем более вьетнамцев это нисколько не смущало".

С ув.
Игорь.

От Pavel
К ИгорьД (17.03.2004 17:18:39)
Дата 17.03.2004 17:39:28

Re: Вьетнам

>Спасибо за интересные ссылочки!
Пожалуйста!
>>ИМХО не было этого, слухи все...
>
>Гамарис занимал довольно высокую должность, чтобы не владеть обстановкой. Возможно, конечно, за давностью лет он что-то путает и сгущает краски. Но речь идет, я думаю, о 50-х. Поэтому пока Вьетнам не имел боеспособных ВВС, очень вероятно, что советские и китайские летчики могли быть задействованы в северо-вьетнамских ПВО.
Дык участие китайских летчиков вроде не отрицается, а вот об участвии СССР в войне вьетнама за независимость было бы интересно узнать, я лично здесь абсолютный ноль.В интервью как-то путано, то французы потеряли самолеты, то переходит к американцам.
>Гамарис пишет, что и трубили:
>"Американцы, конечно же, знали, кто помогает вьетнамцам, писали об этом на весь мир. Но ни нас, ни китайцев, ни тем более вьетнамцев это нисколько не смущало".
О помощи трубили, конечно, но фактов участвия сов.летчиков в боях нигде они не приводили.
Павел.

От Fishbed
К Pavel (17.03.2004 16:04:45)
Дата 17.03.2004 16:20:06

Re: Вьетнам

>Амеры бы давно раструбили бы на весь мир об участии советских пилотов в боях.Вот ссылочка на список побед ВВС Вьетнама с указанием имен летчиков. Ни одной русской фамилиии. Конечно, могли под псевдонимами работать, но маловероятно все это, со временем раскопали бы.

Дык и я об том же. По настоящему БОЕВ с нашим участием не было. Были случайные встречи, которые иной раз для нас кончались печально. По всей видимости потери были и наших летчиков. Но самолеты падали на территории Сев. Вьетнама. Летчики, если катапультировались, то над своей территорией. При всем желании у амеров не было НИКАКОЙ возможности "получить" сбитых летчиков. Ну, а если б удалось, то уж шуму было бы не меньше, чем после KAL 007.

С уважением,

От Константин Чиркин
К Fishbed (17.03.2004 16:20:06)
Дата 17.03.2004 22:33:56

Re: А не могло быть как в Корее?

Вышинский в ООН,оправдывался.В Корее воюют русские китайской национальности.Не могло-ли такое пройти и во Вьетнаме?

От Ilya~Buffalo
К Константин Чиркин (17.03.2004 22:33:56)
Дата 18.03.2004 00:19:42

Re: А не...

У меня здесь знакомый летчик, на F-105 провел 186.5 боевых вылетов во Вьетнаме. Он рассказывает, что наши таки да летали. Они их слушали, да и по повадкам и агрессивности легко узнавали. Он в этом абсолютно убежден.
С уважением,
Илья

От Форжер
К Fishbed (17.03.2004 16:20:06)
Дата 17.03.2004 17:46:14

Годы берут с вое

Ветеран явно запутался в датах и времени, отсюда и все эти И-15 и И-17.
Реально в Лаосе в конце 50-ых и в начале 60-ых работали транспортники (причем по моему Ил12, а не Ил-14, и Ан-2). Боевых частей не было и не могло быть хотя бы потому, что вьетнамцы долгое время больше ориентировались в своих взаимоотношениях с США на Китай. Наши сильно обожглись в Корее и явная поддержка в корейском варианте могла привести к началу войны. что мы чуть не получили в 1951-53 гг. Поэтому вся поддержка была на уровне советников и техники.

От assaur
К Форжер (17.03.2004 17:46:14)
Дата 17.03.2004 20:51:38

Re: Годы берут...

>Боевых частей не было и не могло быть
Если речь не об авиации и не зенитчиках: знаменитый Ф. Конюхов в телеинтервью описывал свое возвращение с войны во Вьетнаме (как я понял что-то вроде разведподразделения, он - рядовой состав).
В аэропорту их взвод (в гражданке, конечно) встретился с таким же подразделением американцев. Они упорно рассматривали друг друга, догадываясь что были противниками.

От Fishbed
К assaur (17.03.2004 20:51:38)
Дата 17.03.2004 22:46:33

А в каком аэропорту случилась такая занимательная встреча? (-)


От assaur
К Fishbed (17.03.2004 22:46:33)
Дата 17.03.2004 23:12:57

Re: Не сочинял же он... (-)


От Fishbed
К assaur (17.03.2004 23:12:57)
Дата 18.03.2004 09:45:16

Re: Не сочинял

Вообще-то человеческая память - материя своеобразная и иной раз весьма ненадежная.

Давайте рсссуждать логически:
Если наш спецназ возвращался в Союз из Вьетнама, то через какой аэропорт? ИМХО Ханой, может быть, что мало вероятно, Сайгон (Хо Ши Мин). Могли ли амеры оказатьсяв Ханое? - Однозначно НЕТ! В Сайгоне - практически невозможно, т.к. весь американский персонал (в т.ч. морпехи, которые охраняли амеровское посольство) убежал на вертолетах их Сайгона за несколько часов до вступления туда Вьетконга (эта история широко описана).

Амеры вполне могли быть в Бангкоке или в других аэропортах ЮВА. Но могли ли оказаться там наши в 70-е годы? Уж слишком далеко они отклонились от маршрута, да и опять же третьи страны - "сателиты империалистов"...

Теоретически можно предположить, что эта встреча была где-то в транзитном аэропорте: Сеул, например, но как там могли оказаться наши?

С уважением,

От Swampy
К Fishbed (18.03.2004 09:45:16)
Дата 18.03.2004 12:24:31

Re: Не сочинял

Добрый день!

В принципе, есть значительный шанс, что произошла легкая путаница во времени и пространстве :-) .

Что касается советского персонала во время Второй войны во Вьетнаме: абсолютно точно известно, что в ДРВ были наши расчеты ЗРК (как минимум, в 1966-68 гг.). Это подтверждается и официальными источниками. У меня двое знакомых "зенитчиков" побывавших во Вьетнаме - один, правда, был ранен при первом же налете и быстро вернулся на родину. Оба знакомых говорят о летчиках ВТА и "Аэрофлота", матросах торгового флота, советниках и т.д. Но - ни один ничего не знает и в принципе не слышал об участии советских летчиках во вьетнамской войне. Известно, что наши военные летчики появились во Вьетнаме уже после 1975 года - на авиабазе Камрань.

Что касается спецназа и т.п. Если он и был во время войны во Вьетнаме, то, боюсь, нам о нем все равно не расскажут. Кроме того, если говорить о подразделениях спецназа ГРУ, то многие источники свидетельствуют, что боеготовыми его подразделения стали лишь в начале 70-х. С другой стороны, известно, что в 1989 году в Лаос были направлены полковник С.Голов (Начальник КУОС КГБ СССР) и полковник В. Кикоть (бывший командир отряда «Омега» - внеструктурного подразделения ГСН «Вымпел» в Афганистане). Их задачей была разработка рекомендаций по борьбе с местными повстанцами и оказание помощи в создании лаосского спецназа (надо же, в Лаосе даже спецназ есть...).

Что же касается различных мифов об участии наших военнослужащих в боевых действиях за рубежом, то отличное собрание всевозможных сказок и небылиц в свое время нашел вот здесь:
http://smp.by.ru/page-11-4.htm . Приятного просмотра.

С уважением,
Swampy

От Fishbed
К Swampy (18.03.2004 12:24:31)
Дата 18.03.2004 12:39:51

Re: Не сочинял

>В принципе, есть значительный шанс, что произошла легкая путаница во времени и пространстве :-) .

Скорее всего. Вечером пошлю Вам мылом "свежий" пример "коррозии" человеческой памяти.

>Что касается советского персонала во время Второй войны во Вьетнаме: абсолютно точно известно, что в ДРВ были наши расчеты ЗРК (как минимум, в 1966-68 гг.).

Абсолютно так.

>Но - ни один ничего не знает и в принципе не слышал об участии советских летчиках во вьетнамской войне. Известно, что наши военные летчики появились во Вьетнаме уже после 1975 года - на авиабазе Камрань.

ЕМНИП в "Авиации и Времени" были опубликованы воспоминания нашего летчика-советника, который обучал вьетнамцев во Вьетнаме ДО 1975 г. Поищу дома.


>Что касается спецназа и т.п.

Под "спецназом" я имел в виду широкое понятие - разведрота ВДВ и т.д. В отличие от "пехоты" - МСП.

>Что же касается различных мифов об участии наших военнослужащих в боевых действиях за рубежом

Спасибо за ссылку!

С уважением,


P.S. Не с Вами (ох уж эти ники!) ли мы переписывались относительно Ил-28 на Кубе? Имеется развитие событий.

От Swampy
К Fishbed (18.03.2004 12:39:51)
Дата 18.03.2004 12:49:12

Re: Не сочинял

>Скорее всего. Вечером пошлю Вам мылом "свежий" пример "коррозии" человеческой памяти.

Большое спасибо, будет очень интересно. Ситуация-то вполне понятная. Один из моих "зенитчиков" упорно называет B-52 "Суперфортрессом".

>P.S. Не с Вами (ох уж эти ники!) ли мы переписывались относительно Ил-28 на Кубе? Имеется развитие событий.

Да-да, это именно я. Просто давно не возвращались к этой теме.

С уважением,
Swampy

От Fishbed
К Swampy (18.03.2004 12:49:12)
Дата 18.03.2004 14:18:34

Re: Не сочинял

> Один из моих "зенитчиков" упорно называет B-52 "Суперфортрессом".

Хм-хм... Дык "Стратофортресс" выговорить по русски - язык сломаешь!


До связи,

С уважением,

Сергей Исаев

От Observer
К Fishbed (17.03.2004 16:20:06)
Дата 17.03.2004 17:45:34

Re: Гамарис

Гадать можно сколько угодно.
Чтобы разобраться, для начала надо узнать биографию Гамариса. Кто же он был такой, чтобы во Вьетнаме "курировать" аж четыре полка. Как минимум - комдив, сего вовсе не следует из интервью.
Может, через АНТК есть какой канал информации?

От Pavel
К Observer (17.03.2004 17:45:34)
Дата 17.03.2004 18:04:30

Re: Гамарис

>Гадать можно сколько угодно.
>Чтобы разобраться, для начала надо узнать биографию Гамариса. Кто же он был такой, чтобы во Вьетнаме "курировать" аж четыре полка. Как минимум - комдив, сего вовсе не следует из интервью.
>Может, через АНТК есть какой канал информации?
В запас он ушел полковником.
Вот две цитаты о нем из статьи:
Андрей Ю. Совенко, Вячеслав М. Заярин/ Киев
"АН 12 – портрет в зрелом возрасте."
http://www.airwar.ru/other/aiv/aiv1995_01/1.html
========================
По мере освоения летным составом «двенадцатые» привлекались к транспортным перевозкам в интересах армии и народного хозяйства. Так, с целью снизить негативные последствия предательства Пеньковского, отряд из 35-и Анов под командованием М.М.Гамариса несколько месяцев летал в Заполярье, производя передислокацию воинских частей. Когда потребовалось срочно перебросить из Красноярска в Норильск восьмитонные строительные компрессоры, для перевозки задействовали АН- 12. В то время полезная нагрузка самолета ограничивалась 12т, однако командовавший группой подполковник Шарафутдинов проявил инициативу - приказал грузить на борт по два компрессора. Перелет прошел благополучно, и разрешенная нагрузка Ан-12 была увеличена до 16т.
===================================
Но даже когда техника отказывала, летчикам зачастую удавалось вполне благополучно завершить полет. В 1961 г. экипаж Гамариса облетывал Ан-12, предназначенный для поставки в Индию. При заходе на посадку сработала сигнализация невыпуска правой ноги шасси. Была ночь. Командир провел машину над вышкой руководителя полетов. В свете прожектора с земли увидели: стойку заклинило в полувыпущенном положении. Набрав высоту 3000 м и летая по кругу, экипаж приступил к выполнению действий, предусмотренных инструкцией на этот случай. На земле тоже не дремали: в течение часа была поднята на ноги инженерно-авиационная служба всех уровней, вплоть до главного инженера ВТА В.В.Филиппова, которого нашли в театре. Филиппов связался с Антоновым. Сообща выработали решение: если стойка не выходит, садиться на грунт с убранным шасси. Но экипажу хотелось сохранить прекрасно сделанную экспортную машину, поэтому топором и ломом был прорублен пол в районе ниши шасси, куда залез привязанный за пояс борттехник и обмотал стойку десантным тросом. Второй конец троса закрепили на лебедке, с помощью которой и удалось довыпустить стойку. За этот поступок молодой офицер был награжден орденом «Красной Звезды», а брать на борт лом стало среди, экипажей АН-12 доброй традицией.
===================
Павел.