А вот еще статья к дате, на это раз гибели Гагарина(+)
http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?ph=1&mid=4448420
Вот такая цитата вызывает вопрос, а зачем так сложно, неужели в самом деле применяют такой маневр?
-----------------------------
Все дело в том, что переход к снижению на маневренном самолете (в отличие от бомбардировщика или транспортника, где просто дают штурвал "от себя") выполняется более сложно. Сначала делают переворот (колесами вверх), потом - ручку "на себя", и нос самолета опускается на желаемый угол. Затем еще переворот (другая половина "бочки" - колесами вниз), и самолет пикирует. Такой прием позволяет пилоту избежать неприятного эффекта отрицательной перегрузки, отделяющей его от сиденья. Но это непростой маневр, в ряде случаев именно при его выполнении происходило сваливание в штопор.
-------------------------
Павел.