От
|
Димыч
|
К
|
All
|
Дата
|
11.03.2004 18:45:18
|
Рубрики
|
Авиатехника;
|
Современный военный самолет достаточно иметь - применять его уже не обязательно
АТОМНАЯ БОМБА XXI ВЕКА
Современный военный самолет достаточно иметь - применять его уже не обязательно
Современный сверхзвуковой истребитель можно уподобить атомной бомбе. Реальное применение такого оружия весьма маловероятно, однако само обладание им - важный фактор сдерживания в международной политике. И не менее важный фактор престижа. Однако истребители, в отличие от атомной бомбы, можно купить. России повезло - она оказалась с нужным товаром в нужном месте. Страны третьего мира будут покупать отечественные военные самолеты (прежде всего модификации Су-27) как минимум до 2020 г. - примерно на $1,2 млрд в год.
Только в прошлом году Россия поставила 19 самолетов Су-30МКК в Китай, 12 Су-30МКИ в Индию и по два Су-27СК и Су-30МК в Индонезию. Ежегодный объем зарубежных поставок истребителей семейства Су-27/30 - примерно $1,2-1,4 млрд, что составляет половину авиационного и почти треть всего оружейного экспорта России.
Однако успех на международном рынке истребителей семейства Су-27/30 - в некотором роде случайность. Разумеется, нельзя подвергать сомнению техническое совершенство самолета Су-27 и его модификаций. Однако, по мнению аналитиков, этому самолету повезло в том, что он вышел на рынок в очень удачный момент - когда только началась глобальная тенденция к утяжелению истребителей и переходу к многофункциональным машинам.
Из поколения в поколение
"Мы всегда шли чуть позади, - сказал "Русскому Фокусу" один высокопоставленный специалист по истребителям, попросив перед этим выключить диктофон, - но наш ответ получался уже на основе того уровня, который задавали американцы. Преимущество Су-27 получилось за счет увеличения размерности самолета".
В общем, это был стандартный советский подход времен "холодной войны" - взять тактико-технические данные самолета потенциального противника и написать свои, улучшив основные характеристики, скажем, на 10%. Это неминуемо вело к увеличению массы самолета. Однако более тяжелый самолет позволял нести и более мощный комплекс вооружений. На Су-27 бортовая электроника весит почти 2,5 т, а на американском F-15 - всего 1 т. Но это не значит, что наше оборудование "просто тяжелее" - оно способно решать и дополнительные задачи. В общем, получилась машина, превосходящая F-15.
Именно противостояние Советского Союза и США после Второй мировой войны привело к классификации истребителей по поколениям. Эта система достаточно условна, и самолеты других стран не всегда в нее вписываются. Говоря упрощенно, машина следующего поколения имеет подавляющее преимущество в бою с истребителем более раннего поколения. Среди ярких представителей первого поколения можно назвать МиГ-15 и американский F-86, второго - МиГ-21, F-104, французский Mirage III, третьего - МиГ-23, МиГ-25, F-4, четвертого - МиГ-29, МиГ-31, Су-27, F-15, F-16, F/A-18, пятого - F-22 и проектируемый F-35. В развитых странах мира на вооружении стоят самолеты поколений "3", "4" и "4+". Говоря упрощенно, "плюс" - это признак многофункционального самолета, способного применять высокоточное оружие по воздушным, наземным и надводным целям. Четких критериев для определения поколения "4++" нет, поэтому граница между четвертым и пятым поколениями становится размытой.
Многофункциональная тенденция к утяжелению
Гораздо менее условно разделение современных истребителей на классы по их максимальной взлетной массе. К тяжелым (свыше 30 т) относятся F/A-18E/F, F-15, F-22, МиГ-31, Су-30. Средними (более 20 т) считаются F-16 block 50, F-16 block 60, F/A-18C/D, F-35, МиГ-29М, французский Rafale и европейский Eurofighter. К легким (менее 20 т) относятся ранние варианты F-16 и МиГ-29, Mirage 2000, шведский Gripen и китайские истребители. Бывает, что в процессе жизненного цикла самолет тяжелеет (обычно на 20-35%), и это может перевести его из одного класса в другой. Так, в частности, произошло с МиГ-29 и F-16. Более того, именно тяжелые истребители стали основным направлением развития боевой авиации. На рубеже 90-х гг. прошлого века ассортимент закупаемых боевых самолетов принципиально изменился. Резко сократились закупки бомбардировщиков и штурмовиков, а полномасштабная разработка новых бомбардировщиков сегодня не ведется ни в одной стране. Наряду со снижением военной опасности, связанной с окончанием противостояния СССР и США, перемены в структуре закупок объясняются появлением многофункциональных боевых самолетов, способных выполнять истребительные и ударные задачи. Поэтому все современные и перспективные многофункциональные самолеты по своей конструкции близки к истребителям.
Движение в сторону многофункциональности во многом стимулировано и экономическими факторами. По мере перехода от поколения к поколению стоимость разработки самолета возрастает в 2-3 раза, что неминуемо вынуждает сокращать число типов. Франция и ФРГ планируют переход на один тип истребителя, Великобритания и Италия - на два типа. США сокращают число типов тактических истребителей с пяти до трех, а впоследствии и до двух. Россия тоже разрабатывает один тип истребителя для замены трех типов.
К началу 2003 г. доля тяжелых истребителей среди самолетов четвертого поколения в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии составила 37%, а после завершения всех действующих программ перевооружения, по прогнозу американской консультационной компании Teal Group Corporation, превысит 50% (эти рынки наиболее перспективны для России, поскольку на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится около 40% текущего объема всех мировых продаж боевых самолетов, вдобавок некоторые страны ограничены в закупках западной техники по политическим причинам). Лидером продаж среди четвертого поколения остается средний истребитель F-16 - более 37%, тогда как на долю тяжелых Су-27/30 пока приходится 23%. Однако в перспективе доля Су-27/30 достигнет примерно 35%, а доля F-16 упадет до 26-28%. Это доказывает, что тяжелый Су-27 и его модификация Су-30 оказались в самом русле современных тенденций рынка истребителей, хотя во времена разработки этого самолета вряд ли кто мог подумать о его успехе на рынке.
Мировой рынок
По данным лондонского International Institute for Strategic Studies, в мире насчитывается около 23 000 истребителей. Срок службы современного боевого самолета - 30-35 лет, поэтому ежегодные темпы обновления должны составлять 650-750 машин. Однако прогнозируемые закупки - примерно 300 самолетов в год. Впрочем, сокращение производства отчасти компенсирует ростом средней стоимости истребителя - за 10 лет она поднялась на 30-40%.
По прогнозу Teal Group, в 2003-2012 гг. в мире (за исключением Китая, который, к сожалению, не поддается прогнозам американских аналитиков) будет выпущен 2961 истребитель на общую сумму $132,2 млрд. За предыдущее десятилетие, с 1993 по 2002 г., было произведено 2835 истребителей, а объем продаж составил $102,8 млрд. Прогноз динамики рынка истребителей представлен на рис. 1.
Сегодня в мире разрабатывается и выпускается примерно 20 типов реактивных истребителей, каждый из которых имеет до 6 основных модификаций. Однако реальные перспективы имеют не более 10 моделей. Ряд стран, например Япония, Индия и Тайвань, продвигают свои истребительные программы, однако из-за высокой стоимости эти самолеты неконкурентоспособны на мировом рынке. Прогноз сбыта истребителей, разработанный Teal Group в 2003 г., представлен в таблице 1. В строке "Другие программы" объединены самолеты с ограниченным или нулевым прогнозируемым экспортом.
Необходимо отметить, что стоимость современного истребителя трудно определить однозначно. Каждый контракт имеет свои особенности (офсетные программы, в ходе которых часть средств, полученных по контракту, реинвестируется в экономику страны-покупателя, комплектация оружием, подготовка пилотов, кредиты), которые затрудняют сравнительный анализ. В таблице приведены оценки, из которых исходила Teal Group при подготовке этого прогноза. При этом по Су-27 и Су-30 представлена усредненная оценка - в рамках последнего по времени контракта на поставку Су-30МКМ в Малайзию стоимость в пересчете на один самолет превышает $50 млн. А программа по созданию F-35 с момента старта уже успела подорожать в семь раз - до $38 млрд вместо запланированных $5 млрд, и это наверняка скажется на конечной стоимости самолета.
Доли различных типов в общем числе выпущенных в течение 2003-2012 гг. истребителей и в объеме продаж представлены на диаграммах на стр. 36.
Teal Group не включила в свой прогноз и российские истребители семейства МиГ-29. Это некорректно, поскольку в ближайшее десятилетие за рубеж будут поставляться как легкие фронтовые истребители МиГ-29, так и средние многофункциональные МиГ-29М/М2/К. В частности, самолеты этого типа закупит Индия для авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". По оценкам Центра анализа стратегий и технологий, в ближайшее десятилетие РСК "МиГ" поставит на экспорт примерно 70-80 машин семейства МиГ-29 на сумму свыше $2 млрд.
Что предлагает Россия
К сожалению, перспективы российских истребителей на международном рынке выглядят гораздо успешнее, чем внутри страны. ВВС России не закупают серийные истребители с 1994 г. С 2001 г. в небольших объемах финансируется модернизация Су-27, однако планы, озвученные год назад главкомом ВВС Владимиром Михайловым, фактически оказались сорванными. По его словам, в течение 2003 г. ВВС должны были получить 20 модернизированных Су-27СМ. В реальности их оказалось всего 5. До 2005 г. намечалось модернизировать 20-25% техники фронтовой авиации - чтобы реализовать эти планы, надо модернизировать сотни самолетов, что весьма маловероятно.
Отсутствие внутреннего заказа вредит и экспортному потенциалу российских истребителей. "Я категорически против экспорта техники, которая не эксплуатируется в нашей армии, - заявил в частной беседе один очень высокопоставленный работник "Рособоронэкспорта". - И вовсе не из-за того, что мы можем чересчур вооружить непредвиденного противника, а потому, что мы начинаем обкатывать новые образцы на иностранных заказчиках, им это может не понравиться, и в перспективе они совсем откажутся от наших услуг".
Пока, впрочем, перспективы выглядят неплохо. По прогнозу Teal Group, в предстоящее десятилетие будет продано 348 Су-27/30 на сумму $11,48 млрд. Возможно, эта сумма несколько занижена из-за неверной оценки стоимости Су-30МКК/МКИ. Что касается числа самолетов, гендиректор АХК "Сухой" придерживается более оптимистичной оценки - 450-500 боевых самолетов "Су".
Из поставленных самолетов этого семейства примерно 60% составляют Су-27, но действующие контракты предусматривают в основном поставки Су-30. Это двухместный боевой вариант Су-27, первоначально спроектированный как перехватчик, но показавший огромный потенциал развития в сторону многофункционального истребителя. Совершенствование Су-30 ведется в направлении создания на его базе самолетов поколения "4+" и "4++", также идет модернизации ранее построенных истребителей. В целом рыночная ситуация для Су-30 до 2015 г. выглядит относительно благоприятной. Наибольшие перспективы имеют самолеты Су-30МКК/МКИ. Несмотря на сходство названий, фактически это два разных самолета, и продвигаются они на разные рынки. Главная особенность рынка Су-30МКК - отсутствие конкуренции с западной авиационной техникой, поскольку для Китая существуют политические ограничения на поставку вооружений и военной техники. Позиции Су-30МКК также выглядят предпочтительными в тех случаях, когда заказчик обращается с просьбой о срочной поставке самолетов. Самолет выпускает Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО, 74,5% акций принадлежит АХК "Сухой"), которое имеет неиспользуемые производственные мощности и заделы. А поставка самолетов линии Су-30МКИ требует согласования с партнерами по международной кооперации. Для основных рынков Су-30МКИ характерна жесткая конкуренция с истребителями Франции (Mirage 2000 в Индии) или США (F/A-18E/F в Малайзии). Для компенсации их преимуществ (льготные условия поставки, кредитование, офсетные программы, а также более эффективная система послепродажного обслуживания) корпорация "Иркут" и "ОКБ Сухого" вынуждены использовать фактор технического превосходства. Для его достижения приходится использовать передовые российские решения (радиолокатор с ФАР) или иностранную аппаратуру (прежде всего фирмы Thales Avionics).
Пятое поколение
Сегодня истребителями пятого поколения обладают только США. Перспективная российская разработка пока находится на стадии эскизного проекта. Его официальное название - ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), а внутрифирменное обозначение в "ОКБ Сухого" - Т-50. Ожидается, что это будет истребитель, занимающий промежуточное положение между средним и тяжелым классом.
Все истребители поколения "5" изначально создаются как многофункциональные. Им должна быть присуща малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Бортовая электронная аппаратура машин пятого поколения способна в реальном масштабе времени взаимодействовать с наземными, воздушными и космическими источниками разведывательной информации, или, иными словами, органично включаться в цифровое боевое пространство.
Боевая эффективность истребителя во многом определяется его радиолокационной станцией (РЛС). Современный радиолокатор способен работать по воздушным, наземным и надводным целям. В рамках перехода от четвертого поколения к пятому истребители вместо РЛС с механическим сканированием (параболическая или щелевая антенна) оснащаются радиолокаторами с электронным сканированием (фазированная антенная решетка - ФАР). Такая РЛС способна одновременно обнаруживать цели, сопровождать их и наводить на них управляемое оружие.
Традиционные характеристики самолетов - потолок и скорость - не имеют прежнего значения и не могут служить признаками нового поколения. Абсолютное большинство истребителей третьего, четвертого и пятого поколений имеет сверхзвуковую максимальную скорость. Часть самолетов пятого поколения, по-видимому, будет иметь крейсерскую сверхзвуковую скорость. Часть самолетов поколения "4+" (Су-30МКИ) и все истребители пятого поколения обладают сверхманевренностью.
Будущее российского проекта не безоблачно, поскольку средств ВВС и АХК "Сухой" для реализации программы недостаточно. Принято решение о привлечении к программе других стран, но ни с одним из традиционных партнеров России договоренность пока не достигнута.
Впрочем, в начале февраля вице-премьер Борис Алешин высказал любопытный тезис о том, что "переход к авиатехнике пятого поколения будет носить эволюционный характер". По планам "ОКБ Сухого" самолет пятого поколения будет подготовлен для поставок на экспорт в 2012-2013 гг. Но в свете слов Бориса Алешина и достаточной условности самого понятия "поколение" будет не очень важно, какого именно поколения самолет. Главное - сохранить конкурентоспособность на рынке. По прогнозу Teal Group, России удастся сохранить уверенные позиции примерно до 2020 г. Дальше загадывать трудно, поскольку, возможно, начнется эра беспилотной боевой авиации.
Алексей Синицкий
Деловой журнал "Русский Фокус"
http://www.russianfocus.ru/