От Александр
К Андрей Диков
Дата 04.03.2004 12:08:46
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.;

Re: Что такое...

Здравствуйте.

>Кто чего подскажет?
>В документах встретил фразу что-то типа "использование Туса не целесообразно".
>Что такое "ТУС" или "ТУСА"? Или что-то типа, поскольку документ рукописный.
>Машина - И-16. Возможно касабельно доп. топливных баков или горючего, ибо документ и его вывод - послеаварийный из-за нехватки топлива.

"Нет я не Маслов, я другой..." :)
но ишачком занимаюсь давно и тщательно.
По памяти я такой аббревиатуры не помнил, до своих записей и умных книжек ( типа Авиаприборы 1941 г или Справочник по авиамоторам 1943 и т.п.) добрался только вчера.
Нету ничего похожего.
Как по мне - версия "ТУС это таблица условных сигналов" самая логичная + реакция оперативного дежурного очень характерная. (Я сам был когда то связистом в погранвойсках - очень похожая и иерархия доклада и реакция). Вполне возможно, что табличка была в кабине, летчик после вынужденной ее почему то не снял, а самолет не охранялся (оставался без присмотра какое то время)

На счет "топливных" версий.
Топливомеры тогда "обзывались" бензиномерами. Соответственно сокращение к прим БЭ-бензиномер электрический и т.п.
Термометр (в смысле градусника :) ) вряд ли мог довести до вынужденной. А то что применялось для измерения температуры головок цилиндров или масла - тоже имели другую аббревиатуру.
Было такое УС - указатель скорости, который включал в себя кроме самого "приборчика" еще и трубку Пито. А трубка имела собственный подогрев. Может "термоподогрев указателя скорости" - это об этом?
Еще о всяких "термоустройствах". Подогревался воздух подающийся к карбюратору (для предотвращения образования льда в диффузоре) Но это было скорее "конструктивное приспособление", чем специальный прибор.
ТУС как "тормозное устройство" - тоже мне не встречалось. (Речь обычно шла о "тормозных колесах" или просто о тормозах)
Еще применялись утеплители трубопроводов и устройства по подогреву (утеплению) топлива. Но это только зимой.

"Кучу вариантов" :) набросал исходя из предположения, что ТУС может быть сугубо "местным" термином. К прим. кто то из начальства соизволил так назвать какую то приспособу местных умельцев и пошло...

Да и еще - а может там к прим ПУС? Т.е. пусковое устройство самолетное. Самого термина я правда тоже не встречал :) Но электроиннерционный самопуск Эклипс народ то ставил, то снимал. То нужен, то не нужен. Может сел на вынужденную - отремонтировали, а запустить не смогли и решили а ... нафик такую тяжесть на самолете таскать?

С уважением, Александр

От Андрей Диков
К Александр (04.03.2004 12:08:46)
Дата 04.03.2004 15:40:20

Re: Что такое...

День добрый!

Спасибо за подробный ответ!

Возможно действительно таблица - на это много указывает. Жаль что нет дополнительных подробностей происшествия. Пока непонятно на нашей ли территории сел - это середина июля 41-го - где-то южнее Таллина на 30-40 км. Вообще, по идее наши еще там были, но наверное могли какие-то местные бандеровцы что-то учудить.

Но летчик вернулся точно, погиб он существенно позже.


С уважением, Андрей

От Александр
К Андрей Диков (04.03.2004 15:40:20)
Дата 05.03.2004 12:30:22

Re: Что такое...

Здравствуйте.

>Возможно действительно таблица - на это много указывает. Жаль что нет дополнительных подробностей происшествия. Пока непонятно на нашей ли территории сел - это середина июля 41-го - где-то южнее Таллина на 30-40 км. Вообще, по идее наши еще там были, но наверное могли какие-то местные бандеровцы что-то учудить.
>Но летчик вернулся точно, погиб он существенно позже.

Андрей, если это действительно таблица кодированных сигналов, то ведь для ее резкого изменения вовсе не обязательно, что бы ее увидел кто то посторонний. Достаточно отсутствия ТВЕРДОЙ уверенности в том, что постороннему это нельзя было сделать. Т.е. самолет с неснятой из кабины табличкой какое то время оставался бесприсмотра.
+ дата и тип машины рождают вопрос - а там рация то вообще была? :) Может это вообще табличка сигналов свой-чужой и т.п. подаваемых из сигнального пистолета?
ИМХО - На тот момент это гораздо серьезнее, чем просто радиопозывные - отсюда и такая "быстрота реакции" оперативного.

С уважением, Александр