От Горбач
К Игорь Уткин
Дата 18.03.2004 17:03:13
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Еще один аспект, какие есть соображения?

А помните у Захарова:

"Если представить себе, что в сорок первом году летчика наводили на цель, выкладывая на земле стрелы из полотнищ, то отпадет необходимость пояснять, что значило для нас появление радиолокационных установок с радиусом действия до 110 километров. В частности, мы получили возможность руководить с земли воздушными патрулями. До этого частенько бывало так, что патруль находился в своем секторе, а по соседству, буквально в нескольких километрах, — противник, и наши летчики его не видели. У меня однажды на этой почве произошел небольшой инцидент с представителем одной из наземных частей.

Шло совещание, в ходе которого несколько командиров наземных соединений высказывали претензии в адрес летчиков-истребителей. Некоторые замечания были выражены в такой форме, которая не могла не задеть меня;

Наши истребители слишком часто осторожничают, — заметил один командир.

— Как это "осторожничают"? — спросил я.

— Очень просто, — заявил полковник, — побаиваются немцев и избегают боя. Немцы идут нас бомбить, а наши истребители проходят рядом и не принимают никаких мер.

— Быть этого не может, — сказал я.

— Сколько раз было! — упорствовал полковник. — Я видел, что и другие командиры наземных частей склонны поддержать эти претензии.

— Что же, — стал я уточнять, — наши летчики, завидев немцев, меняют курс?

— В том-то и дело, что не меняют, — с иронией отвечал мой собеседник. — Идут себе стороной, как и шли, а немцы — у нас над головой...

— Может быть, — говорю,— расстояние между нашими летчиками и немцами большое?

— Может, и бывает километров пять... — сказал полковник.— А что такое пять километров для летчика? Даже десять? Видно же все! И тех и наших! — А облака бывают между ними?

Я задавал всякие вопросы и чувствовал, что это вызывает досаду, как попытка уклониться от прямого ответа.

Но мне надо было разобраться основательно, чтобы отвергнуть необоснованные претензии. Сам я не зная ни одного случая, когда истребители 303-й дивизии видели бы немецкие бомбардировщики над нашим передним краем и не атаковали бы их. [226]

— Ну, бывает, найдет облачко-другое, — заметил полковник, не понимая важности такой детали. — Но мы-то видим и наших и тех!

— А как вы их видите? — задал я последний вопрос.

— То есть что значит "как"? Поднимай голову и смотри, пока не надоест... Когда он воет (полковник имел в виду пикирующий бомбардировщик Ю-87), тут хочешь не хочешь, а увидишь. Он еще только со своего аэродрома взлетает, а я его, сукина сына, уже слышу, — невесело усмехнулся командир наземной части.

— Значит, — говорю, — вы сначала слышите, а потом видите?

— Конечно.

— Ну вот, — сказал я, — а летчик-истребитель, кроме гула мотора, не слышит ничего. Даже разрывов снарядов, которыми по нему бьют, не слышит!..

Полковник был немало удивлен. Как многие люди, далекие от авиации, он никогда не задумывался об этом. Наш разговор привлек внимание, и я подробно пояснил, что видит летчик, находящийся в кабине самолета. Только видит, но не слышит. Объяснил, в чем заключается ограничение в секторе обзора, объяснил, что когда самолеты идут параллельными курсами, да еще в неважную погоду, да на разных высотах, и при этом между ними болтается "облачко-другое", то летчик тут абсолютно ни при чем: увидеть противника в таких условиях часто бывает просто невозможно. Хотя с земли действительно видно и тех и других. Я вспомнил, сколько раз в сорок первом году наши летчики искали противника в воздухе в те минуты, когда он разносил наш аэродром. И мы почти видели хвост последнего взлетевшего истребителя и ничего не могли сделать, чтобы навести летчиков на немцев... "


От assaur
К Горбач (18.03.2004 17:03:13)
Дата 18.03.2004 17:28:49

Re: Эти тоже ничего не понимали?

Подлинник приказа НКО № 0685 от 9 сентября 1942 г. имеет необычное оформление. Его тексту предшествует докладная записка Г. К. Жукова, А. А. Новикова и Г. М. Маленкова И. В. Сталину, переданная по телеграфу и заверенная в НКО майором Самсоновым. Сталин подписал прилагаемый к докладной записке проект приказа (без правки и перепечатки) перед фамилиями авторов. При издании приказа (как приказа НКО) оставлена только подпись Наркома обороны И. Сталина. Ниже приводится текст данного документа.
ДОНЕСЕНИЕ тов. СТАЛИНУ И. В.
Совершенно секретно Экз. № 1
В течение последних шести-семи дней наблюдали действие нашей истребительной авиации.
На основании многочисленных фактов пришли к убеждению, что наша истребительная авиация работает очень плохо. Наши истребители даже в тех случаях, когда их в несколько раз больше, чем истребителей противника, в бой с последними не вступают. В тех случаях, когда наши истребители выполняют задачу прикрытия штурмовиков, они также в бой с истребителями противника не вступают и последние безнаказанно атакуют штурмовиков, сбивают их, а наши истребители летают в стороне, а часто и просто уходят на свои аэродромы.
То, что мы вам докладываем, к сожалению, является не отдельными фактами.
Такое позорное поведение истребителей наши войска наблюдают ежедневно. Мы лично видели не менее десяти таких фактов. Ни одного случая хорошего поведения истребителей не наблюдали.
Считаем, что нужно пересмотреть существующую систему поощрения и награждения летчиков истребителей за боевые вылеты.
На фронтах извратили понятие о боевом вылете. Боевым вылетом считают всякий полет на поле боя независимо от того, вел ли летчик-истребитель бой с противником или нет. А это привело к тому, что наши истребители не ищут встречи с противником, уклоняются от боя и бросают на произвол своих штурмовиков и бомбардировщиков.
Несмотря на такое позорное поведение наших истребителей, фронты засчитывают им их вылеты как боевые.
Вносим предложение: впредь считать боевым вылетом только тот вылет, при котором истребитель вел воздушный бой с противником. В случае же, если истребитель сопровождал штур-мовиков или бомбардировщиков, денежное вознаграждение и поощрение давать только при благополучном возвращении на свои аэродромы штурмовиков и бомбардировщиков.
Считаем целесообразным издать от имени Ставки следующий приказ... [далее идет текст приказа, получившего № 0685].
Жуков, Маленков, Новиков.
(ф. 4, оп. 11, д. 72, л. 273-276. Подлинник). -Док. № 241.

О Хрюкине: командующий 8-й ВА, генерал-майор, ГСС, 32 года.
Армия сформирована в июне 42-го, в принципе даже нет надежного костяка. Свежие только что сформированные полки держатся две-три недели. Опереться не на кого, асов готовых никто не пришлет. Отсюда вывод: надейся только на себя, расти кадры, воспитывай бойцов. Отсюда и стиль приказов: доходчивый, понятный каждому, неформальный.
Почитайте на Милитере Анфиногенова «Мгновение-вечность». Не пожалеете. Там как-раз о Сталинграде и Хрюкине.

От Игорь Уткин
К assaur (18.03.2004 17:28:49)
Дата 18.03.2004 17:39:33

Re: Эти тоже...

Приветствую!
>Почитайте на Милитере Анфиногенова «Мгновение-вечность». Не пожалеете. Там как-раз о Сталинграде и Хрюкине.
Если Вы ко мне, то Афиногенова я читал, я вообще стараюсь читать все, где хоть один раз упоминается имя командарма (прямо или косвенно). К огромному сожалению, никак не могу добыть в любом виде. хоть в электронном очень редкую книгу 50-х годов "Командарм Хрюкин". Узнать о нем все - вторая моя задача.
И спасибо огромное за милитеру, обязательно почитываю. Вот к примеру:
"Зашел в один из дней А. Г. Рытов к П. Ф. Жигареву, который был тогда советским авиационным атташе в Китае. Видиг, Павел Федорович крайне сердит и отчитывает за что-то Тимофея Хрюкина. Тот стоит, понуро склонив голову и теребя карандаш в руках.
— Нет, ты только полюбуйся на него, — с укоризной в голосе говорит Рытову Жигарев, указывая на Хрюкина. — Растерял всех своих летчиков и сам только случайно остался живым.
Заложив руки за спину, Павел Федорович еще раз пробежал от с гола до двери и обратно, разгневанный остановился перед Хрюкиным:
— Где теперь искать ваших летчиков, где? Потом отошел от него и, обращаясь к Рытову, распорядился:
— Все. К чертовой матери! Отправить его в Москву.
Комиссар пока еще не понял, что же все-таки произошло, а поэтому не спешил высказывать свое мнение. Хрюкин был ему известен как очень опытный летчик и хороший командир. Слыл он за храбреца, и подчиненные его уважали. Рытов спросил Жигарева о причине гнева.
Несколько поостыв, Павел Федорович сказал:
— Этот молодец завел двенадцать самолетов за облака и там растерял их, как беспечная наседка теряет цыплят в крапиве.
— А куда он их собирался вести? — спросил Андрей Герасимович.
— Разве не знаешь? Тоже мне комиссар, — переводя разговор на шутливый лад, продолжал Жигарев. — У Нанкина скучились японские военные корабли. Вот и задумали ударить по ним. А вышел конфуз...
Оказалось, Хрюкин не учел, что в этот район его летчики ни разу не ходили. Попав в облака, они растеряли друг друга. Домой нашли дорогу только три экипажа. Остальные приземлились где попало. Было от чего вскипеть Жигареву и потерять дар речи даже такому храброму человеку, как Хрюкин.
— Тимофей Тимофеевич, — осторожно попытался заступиться за Хрюкина комиссар группы советских добровольцев, — дал, конечно, маху. "Не зная броду, не суйся в воду", — гласит народная пословица. Наказать [412] его, может быть, и следует. Но ведь сделал он это не но злому умыслу. Хотелось как лучше, а получилось...
— Хотел, хотел... Из добрых побуждений кафтана не сошьешь, — стоял на своем Жигарев.
— Да ведь и мы с вами, Павел Федорович, немножко виноваты. Погоду знали, подготовку летчиков тоже. Однако вылет не запретили, наоборот, подбадривали: давай, давай...
— А у него на плечах своей головы нет, — кивнул Жигарев в сторону Хрюкина.
— Как нет? — заметив перемену к лучшему, Рытов уже решительнее встал на защиту Хрюкина. — Есть, да еще какая — забубенная!
-----------------
Его тогда "отбили", пожалели. Он же в последующем за такие вещи какл своих подопечных немилосердно.


От assaur
К Игорь Уткин (18.03.2004 17:39:33)
Дата 18.03.2004 18:21:31

Re: Эти тоже...

К огромному сожалению, никак не могу добыть в любом виде. хоть в электронном очень редкую книгу 50-х годов "Командарм Хрюкин". Узнать о нем все - вторая моя задача.
Книжка о Хрюкине из серии «Герои Советской Родины», Политиздат, где-то 70-х годов это не то?
Я тут подбираюсь к библиотеке санатория ВВС в Марфино. Санаторий строил еще В.Сталин. Там кто только не лежал. Возможно что есть и подаренные авторами книги.
По хорошему там должны быть фонды от 50-х годов и т.д.
О психологии командиров такого ранга как Хрюкин однозначно судить не приходится. Наверное было всякое. Но характерно то, что плохого о нем я не читал.
А о роли связи он говорил еще в 1940 году на Совещании: …Очень большое значение имеет радиосвязь наземного командования с авиацией. Ее нужно иметь авиационному командованию и наземному. Связь необходима, а как таковая она у нас даже по штату отсутствует. Сейчас связь должна быть обязательна и именно радиосвязь. Это самое главное...

От Игорь Уткин
К assaur (18.03.2004 18:21:31)
Дата 18.03.2004 18:31:12

Re: Эти тоже...

Приветствую!
>К огромному сожалению, никак не могу добыть в любом виде. хоть в электронном очень редкую книгу 50-х годов "Командарм Хрюкин". Узнать о нем все - вторая моя задача.
>Книжка о Хрюкине из серии «Герои Советской Родины», Политиздат, где-то 70-х годов это не то?
Нет, нет, уважаемый Observer знает в какой библиотеке (кажется Академии Жуковского) оан есть точно. Но выносить оттуда вроде как ни-ни. Это середина 50-х годов. Там тираж был всего чуть-ли не 3 000 зкз.
>Я тут подбираюсь к библиотеке санатория ВВС в Марфино. Санаторий строил еще В.Сталин. Там кто только не лежал. Возможно что есть и подаренные авторами книги.
>По хорошему там должны быть фонды от 50-х годов и т.д.
Вот это теплее. Все может быть. Очень редкая книга. (Правда о содержании ничего не могу сказать)
>О психологии командиров такого ранга как Хрюкин однозначно судить не приходится.
Нет, все меня не интересуют. Меня интересует только ОН.
>Наверное было всякое. Но характерно то, что плохого о нем я не читал.
А я читал. Ну да ладно, какая разница. Нам же ничто не мешает в конце концов оставаться при своем мнении о нем? Расцвет Плюрализьмы, однако...
>А о роли связи он говорил еще в 1940 году на Совещании:
Эх, в том то и дело, что об этажерке (эшелонировании) и о связи и еще о самолетах реактивных со скоростями 1000 км/час говорили много до войны. А вот потом оно все сгинуло куда-то в 41-м. Загадка природы.

От Игорь Уткин
К Горбач (18.03.2004 17:03:13)
Дата 18.03.2004 17:25:47

Соображения мои полностью соответсвуют выводам документа

Приветствую!
"Итоги весенних (1943г.) воздушных сражений 4-й ВА"
Вот выдержка. Последняя фраза (предложение) в ней ключевая.
"Практика боевых действии показала и подтвердила, что радио является основным средством управления истребителями в воздухе.
Управление боем со стороны командира группы по радио может быть обеспечено только при отличной радиодисциплине всего летного состава. В процессе боя командовать по радио имеет право только командир группы.
В групповом бою отлично действующая радиосвязь для летчика равносильна пулемету."