От assaur
К All
Дата 15.02.2004 08:30:39
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

5 сбитых в 1941 на «Ишаке»

Понимаю, что точка отсчета: 5 сбитых - «ас».
Но 5 побед в 41-м это не 5 побед в 45-м.
Летчики, хлебнувшие сполна в 41-42, со своими «скромными» счетами в многотысячной таблице незаметны. Нельзя ли как-то выделить этих, в большинстве своем погибших, людей? Отдельный список, разбивка по годам?

От ZaReznik
К assaur (15.02.2004 08:30:39)
Дата 16.02.2004 18:55:22

на «Ишаке», на "Чайке", на "МиГаре"...

>Понимаю, что точка отсчета: 5 сбитых - «ас».
>Но 5 побед в 41-м это не 5 побед в 45-м.
>Летчики, хлебнувшие сполна в 41-42, со своими «скромными» счетами в многотысячной таблице незаметны. Нельзя ли как-то выделить этих, в большинстве своем погибших, людей? Отдельный список, разбивка по годам?
ИМХО - вроде как лишнее это (как для многотысячной таблице). С другой стороны, ведь постоянно по каким-то конкретным периодам / типам самолетов и др. делают выборки асов (в самых разных ВВС), то вполне уместны будут например коротенькие списки типа "10 лучших пилотов в 1941 / в 1942 / в 1943 / в 1944 / в 1945". Однако (еще одно ИМХО) - даже в списке за 1941 асы с 5 победами будут смотреться весьма скромно - было немало сов.летчиков, у которых боевые счета достигали к концу 1941 10 и более побед (ЕМНИП были даже 15, насчет 20 не помню)

От assaur
К ZaReznik (16.02.2004 18:55:22)
Дата 16.02.2004 23:47:50

Re: на «Ишаке»,


>то вполне уместны будут например коротенькие списки типа "10 лучших пилотов в 1941 / в 1942 / в 1943 / в 1944 / в 1945".
Я, несколько сумбурно, хотел высказать мысль, которая к таблице не имеет прямого отношения, а именно - на опыте и жертвах летчиков начального периода войны выросла мощь наших ВВС, а их имена нам почти неизвестны.
Особенно имена штурмовиков, у истребителей есть хоть какой-то привлекательный критерий - кол-во сбитых.
А у штурмовиков наиболее полно представлены в доступной литературе лишь ГСС. Но в штурмовой авиации Героев в первой половине войны было немного: в 1941 году — 2 человека, в 1942 — 27, в 1943 — 39. Итого за два с половиной года войны 69 человек. И около 800 за оставшиеся полтора года, многие из которых начали войну в 43, 44, а то и в 45.
Вот и получается, что нам видна только верхушка айсберга, как и в той таблице по истребителям.

От karlenko
К assaur (16.02.2004 23:47:50)
Дата 17.02.2004 09:01:01

Хм, штурмовик - сила!

>А у штурмовиков наиболее полно представлены в доступной литературе лишь ГСС. Но в штурмовой авиации Героев в первой половине войны было немного: в 1941 году — 2 человека, в 1942 — 27, в 1943 — 39. Итого за два с половиной года войны 69 человек. И около 800 за оставшиеся полтора года, многие из которых начали войну в 43, 44, а то и в 45.
>Вот и получается, что нам видна только верхушка айсберга, как и в той таблице по истребителям.

А сколько штурмовиков (чистых, на Ил-2) было в 1941? Ведь тогда роли штурмовиков больше истребители выполняли.
Массово-то полки на Ил-2 пошли с весны 1942г, - полки, дивизии. А до этого воевали кто как мог. Иногда на один штурмовик давали две эскадрильи истребителей сопровождения. Но чаще ШАПы действовали малоэффективно. И гибли в большинстве по дури. Пилоты молодые, в бой рвались, снижались до предела. Оттуда и потери. Я не от себя сочиняю - говорю со слов участников. Вон только 503ШАП воевал в 1941г в два захода по 20 дней...

Дмитрий

От assaur
К karlenko (17.02.2004 09:01:01)
Дата 17.02.2004 16:06:26

Re: Согласен, но...


>А сколько штурмовиков (чистых, на Ил-2) было в 1941?
Согласен. Но думаю, что большие потери были не из-за дури самих пилотов, а большей частью из-за дури командиров, и даже не комполка, а выше. Видимо бронированный самолет ввел многих авианачальников в заблуждение в отношении его уязвимости и их бросали необдуманно в самые горячие места. А при такой работе сколько мог продержаться в строю 20-ти самолетный полк? Да и система комплектования с выводом полков в тыл не позволяла быстро накапливать боевой опыт. Летчики с боевым опытом часто месяцами пребывали в тылу, в то время как на фронт шли полки абсолютно без боевого опыта и набирались ума-разума опять с нуля методом кровавых проб и ошибок.
Самих то самолетов было произведено в 1941 неожиданно много (кажется около 800), но использовали их явно безграмотно. Например 230-й шап уже кажется осенью 42-го был разменян на немецкий бронепоезд. Ушла на задание группа из 12 самолетов. Рядовых летчиков не было, только от комзвена и выше. Дело свое сделали, но ни один самолет не вернулся. А полк без единого ведущего уже не полк.
О неправильном применении самолета Ил-2 косвенно говорит и тот факт, что у многих летчиков-истребителей начального периода было огромное количество вылетов на штурмовку, но выживаемость при этом была гораздо выше чем у чистых штурмовиков.
Петр.

От ZaReznik
К assaur (17.02.2004 16:06:26)
Дата 17.02.2004 17:00:12

чой-то вы уж слишком далековато ушли от темы ;)

Тут бы до списка "от 5 побед и выше" дожить, а вам уже и роспись по количеству боевых вылетов среди штурмовиков подавай