От Владимир Трофимов
К All
Дата 07.02.2004 20:20:53
Рубрики 1936-1945 гг.;

Кто-то слышал об этом?

Приветствую!
Известен факт, что во время обороны Одессы при
проведении Григорьевской десантной операции в
Чабанке была захвачена батарея дальнобойных орудий.
На стволах каждой пушки краснофлотцы написали
"Больше по Одессе стрелять не будет". Эти пушки
потом провезли по улицам города ко всеобщей
радости его жителей. Но один человек рассказал
мне что вместе с пушками собирались провезти
самолет - румынский истребитель IAR-80 б/н 33,
на котором написали "Больше Одессу бомбить
не будет". Этот самолет в исправном состоянии
захватили при освобожении хутора Гильдендорф.
Перед показом на нем был совершен полет. Кто
пилотировал, пока неизвестно. Через считанные
минуты после взлета самолет взорвался в воздухе.
Кто-нибудь может подтвердить или опровергнуть
эту информацию?
Спасибо.
Владимир Трофимов

От karlenko
К Владимир Трофимов (07.02.2004 20:20:53)
Дата 07.02.2004 23:17:27

еще одна красивая байка?



Есть такая хорошая румынская книга об ИАР-80/81, где более чем на 300 страницах описывается история этого истребителя, включая описание боев день-за-днем и таблицы потерь по датам и номерам машин.
В книге нет упоминаний ни о каких потерях ИАР-80 до конца сентября, ни о потере машины с номером 33 вообще.
Странно также, что фотографии пушек хорошо известны, а вот фото самолета (куда более колоритный объект) - не известны.
И если самолет взорвался - должен был погибнуть летчик. Лететь на трофее мог только кто-то из состава 69ИАП (или прикомандированный из ВВС ЧФ), но все сентябрьские потери - только боевые. Ни о каких катастрофах записей в документах не содержится...
Однако, всяк слух проверять надо. Допускаю, что это мог быть не ИАР-80, а ИАР-39, который действительно был захвачен спустя четыре дня после операции. Смолет был практически исправен.

Дмитрий

От Владимир Трофимов
К karlenko (07.02.2004 23:17:27)
Дата 08.02.2004 17:00:20

: еще одна красивая байка?

>Есть такая хорошая румынская книга об ИАР-80/81,
>В книге нет упоминаний ни о каких потерях ИАР-80 до конца сентября, ни о потере машины с номером 33 вообще.

По румынским данным первым потерянным IAR-80 был б/н 23 slt. Vasile Claru 12 июля 1941 г. По другим данным это
был самолет slt. Gaston Dan 27 июня 1941 г. На конец августа было потеряно 3 самолета.
До конца года было потеряно 21 IAR-80.
Допустим, "мои" румыны врут, а "Ваши" нет. Григорьевская операция проводилась 22-23 сентября. Значит, все потери произошли в октябре-декабре?

Владимир Трофимов

От karlenko
К Владимир Трофимов (08.02.2004 17:00:20)
Дата 08.02.2004 20:36:04

все верно, но...

>>Есть такая хорошая румынская книга об ИАР-80/81,
>>В книге нет упоминаний ни о каких потерях ИАР-80 до конца сентября, ни о потере машины с номером 33 вообще.
>
>По румынским данным первым потерянным IAR-80 был б/н 23 slt. Vasile Claru 12 июля 1941 г. По другим данным это
>был самолет slt. Gaston Dan 27 июня 1941 г. На конец августа было потеряно 3 самолета.
>До конца года было потеряно 21 IAR-80.
>Допустим, "мои" румыны врут, а "Ваши" нет. Григорьевская операция проводилась 22-23 сентября. Значит, все потери произошли в октябре-декабре?

Ну, "наши", "ваши" - румыны они и есть румыны. Но неча на румын пенять - в наших архивах иногда сдуреть можно.
К сожалению, законы математики в истории неприемлемы. Т.е., если известно какое-то общее число (потерь) за определенный период, то по координатной сетке "время-количество" найти неизвестое невозможно. Это просто будет похоже на гадание.
Признаю, - я немного некорректно выразился насчет отсутствия потерь ИАР-80 "до конца сентября". Я имел ввиду именно сентябрь месяц, поскольку речь шла о Григорьевской операции.
По общим же потерям не все предельно ясно. В одних источниках указывается 20, в других - 21. В упоминавшейся книге их действительно 21. Причем, потери перечисляются по номерам. Однако это еще ничего не значит. Например, №№6 и 37, числящиеся в этой книге потерянными в период с 22.6.41 по 31.12.41, в общем списке потерь по номерам списаны в 1947 и 1942г соответственно. И таких нестыковок в книге хватает. Но от этого книга не теряет своей ценности в информативном плане. По остальным 19 машинам все более-менее сходится: 7 - потеряно в боях (из них 2 - от ЗА), остальные - в авариях и столкновениях (по 2 самолета сталкивались в июле и октябре). Не все понятно с причиной потери №76 - но это уже сказывается мое незнание румынского языка. Я только понял однозначно, что машина потеряна явно не в бою.
Нашел я по тексту книги и упоминание, относящееся к №33. Эта машина в списках потерь не числится, но в рапортах за 5 сентября написано: "№33 pilotat de Slt.Av.Mara Mihai a fost lovit de ACA, reuseste sa ajunga la aerodrom.". Больше нигде по тексту №33 не упоминается.

Дмитрий

От Владимир Трофимов
К karlenko (08.02.2004 20:36:04)
Дата 08.02.2004 22:10:38

Принял к сведению. Буду рыть дальше. (-)