От karlenko
К В.Кондратьев
Дата 29.09.2003 07:44:04
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Девятаева сразу же наградили!

>Это что-то новенькое в истории - приводить в качестве доказательства цитаты из художественного произведения, да еще столь одиозного автора, как М.Веллер. :(
>Честно говоря, не ожидал...
>Кстати, Девятаева, надо полагать, тоже расстреляли? А потом наградили посмертно %-)

Пардон, пардон. Пусть меня забросают камнями те, кто докажет что такого быть немогло. Хотя вряд ли это сделают те, кто реально много общался с ветеранами. Те "в минуты откровения" и не такое рассказывали.
За Веллера я, конечно, не буду расписываться, но И.Г.Богданов - отнюдь не выдуманный персонаж.
А что до Девятаева - савершенно неудачный контраргумент. Чай не в 1942г прилетел, да и не один, а с целой "командой диверсантов". Да и то каким надо быть наивным, чтоб поверить что не обошлось без "спецпроверок". Просто случаи тоже бывают разные. Да, кстати, - когда Девятаева чествовать начали?
Я бы еще согласился, если бы привели другой аналогичный пример. Помнится, читал я где-то, что кто-то на "Шторьхе" перелетел. Жаль, но подробностей я уж и не помню...

От Nikolaus
К karlenko (29.09.2003 07:44:04)
Дата 29.09.2003 22:25:01

Девятаева не наградили сразу :)

Можно найти два варианта его судьбы:

Первый - сел вместе с товарищами до 1953 года

Второй- "На машине с усиленной охраной, после многочисленных допросов их поместили в фильтрационный лагерь. После полуторамесячной проверки семерых отправили в стрелковые полки действующей армии. Девятаеву летать больше не пришлось. В победном мае 45- го его не встречали с цветами и музыкой. После войны он оказался без работы и жилья. Устроился портовым грузчиком в г. Горьком (ныне Нижний Новгород)."

по поводу 1957 года все источники единодушны:

Благодаря Королеву и его настойчивости " весной 1957 года местные и центральные газеты впервые рассказали о побеге из плена Михаила Девятаева и его друзей на фашистском самолете. Н.С. Хрущев поручил разыскать смелого летчика и доставить в Москву. Михаила приодели и привезли в столицу. Сообщения газеты подтвердились. И 15 августа того года Указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина и Золотую Звезду Героя ему вручал маршал авиации К. Вершинин."

Вот такая мутная история


От Pavel
К Nikolaus (29.09.2003 22:25:01)
Дата 29.09.2003 22:36:10

Re: Девятаева не...

>Можно найти два варианта его судьбы:
>Первый - сел вместе с товарищами до 1953 года
Скорее всего, так оно и было.
>Второй- "На машине с усиленной охраной, после многочисленных допросов их поместили в фильтрационный лагерь. После полуторамесячной проверки семерых отправили в стрелковые полки действующей армии. Девятаеву летать больше не пришлось. В победном мае 45- го его не встречали с цветами и музыкой. После войны он оказался без работы и жилья. Устроился портовым грузчиком в г. Горьком (ныне Нижний Новгород)."
Это типичный вариант повествования о репрессированных в "Брежневские" годы, типа "пережил трудные времена" и.т.д. Так писали и про Королева, и про Мясищева и многих других людях, ставших в последствии известными.
>по поводу 1957 года все источники единодушны:
>Благодаря Королеву и его настойчивости " весной 1957 года местные и центральные газеты впервые рассказали о побеге из плена Михаила Девятаева и его друзей на фашистском самолете. Н.С. Хрущев поручил разыскать смелого летчика и доставить в Москву. Михаила приодели и привезли в столицу. Сообщения газеты подтвердились. И 15 августа того года Указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина и Золотую Звезду Героя ему вручал маршал авиации К. Вершинин."
Насчет вмешательства Королева, тоже не совсем ясно.
>Вот такая мутная история
Истино так.

От Nikolaus
К Pavel (29.09.2003 22:36:10)
Дата 29.09.2003 22:42:05

Еще интересный штрих...

В 1945 году Девятаеву пришлось полтора месяца поработать с полковником Королевым... и типа все.

Королев через 12 лет и подписал представление на Героя.

Похоже давал показания, как у немцев было организовано это самое ракетное дело на секретной базе, откуда Девятаев сбежал ?

Полтора месяца?

Мутнейшее дело :)

От Pavel
К Nikolaus (29.09.2003 22:42:05)
Дата 29.09.2003 23:32:44

Re: Еще интересный

>В 1945 году Девятаеву пришлось полтора месяца поработать с полковником Королевым... и типа все.
Королев полковником не был, по военному билету инженер-капитан, однако, на время пребывания в Германии была выдана форма полковника, их называли "филичевыми" полковниками, по аналогии с эрзац-табаком.
>Королев через 12 лет и подписал представление на Героя.
Возможно, но вопрос темный.
>Похоже давал показания, как у немцев было организовано это самое ракетное дело на секретной базе, откуда Девятаев сбежал ?0

От Pavel
К Nikolaus (29.09.2003 22:42:05)
Дата 29.09.2003 23:29:39

Re: Еще интересный

>В 1945 году Девятаеву пришлось полтора месяца поработать с полковником Королевым... и типа все.
Королев полковником не был, по военному билету инженер-капитан, однако, на время пребывания в Германии была выдана форма полковника, их называли "филичевыми" полковниками, по аналогии с эрзац-табаком.
>Королев через 12 лет и подписал представление на Героя.
Возможно, но вопрос темный.
>Похоже давал показания, как у немцев было организовано это самое ракетное дело на секретной базе, откуда Девятаев сбежал ?
И, что он мог дать. В Свинемюнде, вроде как Фау-1, в основном испытывали.Родное гнездо Фау-2-осторов Узедом,в конце 1942 года производство развернули в Пенемюнде и Фридрихсгафене.Заводы по сборке находились в Винер-Нойштадте, еще можно упомянуть Бад-Лутерберге, Кохель, Нордхаузен(при нем лагерьДора-Миттелбау).И вроде как в Свинемюнде Королев не был.
>Мутнейшее дело :)
Это точно.

От Nikolaus
К Nikolaus (29.09.2003 22:42:05)
Дата 29.09.2003 22:47:07

А что кстати делал полковник (-)


От Nikolaus
К Nikolaus (29.09.2003 22:47:07)
Дата 29.09.2003 22:48:56

LOL глюк: А что кстати делал полковник Королев в 1945 году? (-)


От Antipode
К karlenko (29.09.2003 07:44:04)
Дата 29.09.2003 18:28:01

Re: Девятаева сразу...

А разве их всех (8 человек) не посадили? А наградили уже в 50-х, при Миките

От Alex Medvedev
К Antipode (29.09.2003 18:28:01)
Дата 29.09.2003 18:45:51

Нет их сразу съели....

кстати по поводу наказаний вот пример офигеть каких суровых наказаний

27 апреля 1943 г. вышел ПРИКАЗ № 0318 О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ЛИДИРОВАНИИ САМОЛЕТАМИ Пе-2 1-го БОМБАРДИРОВОЧНОГО АВИАКОРПУСА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ 3-го ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАКОРПУСА
Для переброски 3-го истребительного авиакорпуса с Воронежского фронта на другой фронт командиру 1-го бомбардировочного авиакорпуса было приказано выделить в качестве лидеров 16 лучших экипажей на самолетах Пе-2.
Перебазирование началось 16.4.43 г. В результате преступно халатного отношения к делу со стороны экипажей и их начальников 7 экипажей из 16 потеряли ориентировку, из них экипаж 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-й гвардейской дивизии: летчик-лейтенант Зотов, штурман эскадрильи старший лейтенант Каримов — предательски привели группу истребителей вместо Ростова в Таганрог, занятый противником, где, став в круг, предложили производить посадку. Несмотря на открытый противником артиллерийский огонь из ЗА, 3 самолета Як-1 во главе с командиром эскадрильи 291-го полка Егоровым произвели посадку в Таганроге и попали в руки врага. 3 самолета Як-1 были сбиты ЗА противника на кругу аэродрома и там же горящие упали. Остальные 4 самолета с преступником-лидером вернулись на аэродром Ростов. 3 экипажа: летчик 854 бап 293 бад младший лейтенант Малеев, штурман корабля старший сержант Сероглазое, летчик того же полка старший сержант Данилов, шутрман звена лейтенант Малышко и летчик 81-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 1-й гвардейской авиадивизии (стажер Омской школы летчиков) лейтенант Назаров при штурмане звена лейтенанте Лаврове — все трое потеряли ориентировку в самых простых условиях и привели свои лидируемые ими группы истребителей вместо аэродрома Мил-лерово в Чертково, где и произвели посадку в поле, разбив 2 Як-7б, 1 Пе-2 и 1 Пе-2 катастрофа.
Экипаж 82-го гвардейского авиаполка 1-й гвардейской авиадивизии лейтенант Рыбалко со штурманом эскадрильи капитаном Сербковым заблудили и привели свою группу истребителей не на аэродром Миллерово, а в станицу Вешенская, где и произвели посадку в поле, разбив один самолет Як-7б.
Экипаж 804 бап 293 бад: лейтенант Поляков, штурман звена младший лейтенант Жариков, лидируя группу истребителей из Обоянь в Россошь, потеряли в воздухе группу и вернулись на аэродром вылета, а истребители самостоятельно благополучно прибыли в Россошь.
Экипаж 854 бап: летчик-лейтетант Лысенко со штурманом звена лейтенантом Крыловым заблудили и завели группу истребителей вместо Ростова в район между Ростовом и Таганрогом.
Истребители, видя блуждение лидера, бросили последнего и самостоятельно вернулись в Ростов, где и произвели посадку, а горе-лидер пришел вслед за истребителями.
Расследованием на месте этого возмутительного факта заместителем командующего воздушными силами Красной Армии генерал-полковником авиации Ворожейкиным установлено:
Командиры дивизий: 1-й гвардейской — полковник Добыш и 293-й — полковник Грибакин никакого участия в подборе выделяемых экипажей на ответственное задание не приняли. Не поставили перед лидерами задачи, не проверили их и не проинструктировали. Штурманы: авиадивизии 1-й гвардейской — майор Ян-ченко, 293-й — майор Аксенов и 1 бак — майор Савченко никакой работы по поднятию в дивизиях и в корпусе штурманского дела не ведут. Люди ожирели от безделья и превратились в безответственных чиновников.
В корпусе и дивизиях потеря ориентировки не является исключением. Еще в январе месяце 1943 г. на Волховском фронте из-за потери ориентировки три группы возвратились с боевого задания на свои аэродромы с бомбами, не найдя цели. Три группы из-за потери ориентировки бомбили незаданные цели.
8.4.43 г. на Воронежском фронте 8 Пе-2 81-го гвардейского авиаполка 1-й гвардейской авиадивизии в результате потери ориентировки* сбросили бомбы на деревню, занятую нашими войсками, в 15 км от линии фронта и в 40 км от заданной цели. Бомбы упали в поле и только 3 из них — в деревню.
Казалось бы, что для командиров дивизий и командира корпуса, штурманов дивизии и корпуса это неблагополучие должно было послужить большим сигналом.
Необходимо было немедленно мобилизовать все силы для упорной работы по изжитию обнаруженных недостатков, но никто из них ровно ничего не сделал, чтобы срочно выправить этот крупнейший недочет. Наоборот, и большие и маленькие начальники занялись самовосхвалением друг друга, в результате процветающее в корпусе и дивизиях безделье привело к зазнайству штурманов. Корпус, находясь на Воронежском фронте свыше месяца, даже района предстоящих действий не облетал, а командующий 2-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации Красовский мер к этому никаких не принял, состояния корпуса не знает, им не занимается и не готовит корпус к боевой работе на фронте.
В корпусе и дивизиях вошло в систему при полетах в группе ориентироваться одному ведущему, все остальные штурманы представляют собою мертвый и неполезный груз.
Во всех этих безобразиях при перелете вина ложится и на самих истребителей, которые шли за лидером с завязанными глазами, но которые обязаны были и каждый из них во всех случаях любого полета ориентироваться самостоятельно.
И если бы истребители ориентировались в исключительно простом происходящем перелете, тогда бы не было никаких блужданий, потерь в людях и самолетах.
Приказываю:
1. Командиру 1-й гвардейской авиадивизии полковнику Добыш и командиру 293-й авиадивизии полковнику Грибакину за плохую подготовку в штурманском отношении дивизий, за самоуспокоенность, слабую дисциплину и отсутствие требовательности объявить выговор и предупредить, что если они в срок до 15 мая не выправят штурманских и бомбардировочных недочетов, то оба будут сняты с занимаемых должностей, понижены в звании и назначены с понижением.
2. Штурманов дивизий: 1-й гвардейской — майора Янченко и 293-й — майора Аксенова за исключительно слабую штурманскую подготовку дивизий снизить в военном звании до “капитан” с испытательным сроком до 1 августа 1943 года, после чего командиру 1 бак донести мне о их работе со своим заключением.
3. Штурману корпуса майору Савченко за слабую штурманскую подготовку дивизий объявить выговор и предупредить о неполном служебном соответствии.
4. Штурманов полков: 854-го авиаполка — капитана Лопатина и 82-го гвардейского — капитана Скоробогатова за слабую штурманскую подготовку полков снизить в военном звании до “старший лейтенант” с испытательным сроком до 1 августа 1943 г., после чего командиру 1 бак представить мне доклад о их работе со своим заключением.
5. Штурмана корабля 854-го полка старшего сержанта Сероглазова откомандировать в 1-й штурмовой авиакорпус рядовым стрелком на Ил-2. Пусть штурмовики его научат ориентироваться, а командиру 1 шак генерал-лейтенанту авиации тов. Рязанову донести мне о работе Сероглазова к 1 июля 1943 г.
6. Штурмана эскадрильи 82-го гвардейского авиаполка капитана Сербкова за посадку группы в Вешенская вместо Миллерово, что произошло в результате его распущенности и халатности, снизить в военном звании до “старший лейтенант” и назначить штурманом звена.
7. Летчика 82-го гвардейского авиаполка Зотова и штурмана эскадрильи Каримова арестовать и предать суду военного трибунала.
8. Командира 82-го гвардейского авиаполка майора Анисимова за плохую подготовку полка арестовать на 15 суток с удержанием за каждые сутки ареста 50% зарплаты и предупредить, что, если полк к 15 мая окажется неподготовленным в штурманском отношении, то он будет снижен в звании и назначен с понижением.
Не налагаю взыскания на врид командира 854-го полка капитана Королева только потому, что он командует полком всего лишь один месяц, но требую в самый кратчайший срок поднять подготовку полка на должную высоту во всех отношениях.
9. На остальных виновников командиру 1 бак наложить взыскания своей властью.
Обращаю внимание командира 1 бак полковника Полбина на недопустимость либерального отношения к подчиненному ему личному составу и требую более решительных и немедленных мер по поднятию в корпусе на должную высоту штурманской и бомбардировочной подготовки.
10. Командующему 2-й воздушной армией генерал-лейтенанту авиации Красовскому отпустить для корпуса на боевую подготовку 150 т авиационного бензина. В срок до 1 мая организовать облет района предстоящих действий для корпуса, установить за работой корпуса постоянный контроль и не стоять в стороне, а лично помочь командиру корпуса навести порядок в частях корпуса.
11. Начальнику Главного управления боевой подготовки ВВС Красной Армии генерал-лейтенанту авиации Кондратюк в срок между 15 и 20 мая проверить состояние корпуса во всех отношениях и результаты проверки доложить мне.
12. В целях упорядочения оперативных перелетов начальнику Штаба ВВС Красной Армии разработать Инструкцию по организации и проведению оперативных перелетов и представить мне на утверждение к 5.5.43 г.
13. Приказ проработать со всем летным составом, кроме пунктов 1 и 9, которые объявить только до командиров полков включительно.
Заместитель Народного комиссара обороны маршал авиации НОВИКОВ

От Динамик
К Alex Medvedev (29.09.2003 18:45:51)
Дата 30.09.2003 09:53:54

Какое это отношение имеет к судьбе Девятаева? (-)

л

От Nikolaus
К Alex Medvedev (29.09.2003 18:45:51)
Дата 29.09.2003 19:29:27

Восхитительный бардак! Источник не подскажите? (-)


От Василий Т.
К Nikolaus (29.09.2003 19:29:27)
Дата 29.09.2003 21:01:59

Этот документ есть в "Приказах НКО"... (+)

Доброе время суток!

Вот данные по книге:

Русский архив: Великая Отечественная: Приказы Народного комиссара обороны СССР (1943-1945 гг.). – Т. 13 (2-3) – М.: ТЕРРА, 1997. – 456 с.
ISBN 5-300-00772-2 (Т. 13(2-3)) -Р89
ISBN 5-25-01774-6

Номер документа в книге - 112

С уважением, Василий Т.
http://ww2doc.50megs.com/Issues.html

От Nikolaus
К Василий Т. (29.09.2003 21:01:59)
Дата 29.09.2003 21:27:12

Спасибо (-)


От Alex Medvedev
К Nikolaus (29.09.2003 19:29:27)
Дата 29.09.2003 19:38:01

Источник общедоступный. (-)


От Nikolaus
К Alex Medvedev (29.09.2003 19:38:01)
Дата 29.09.2003 19:47:40

Вы очень любезны :) (-)


От signoff
К Nikolaus (29.09.2003 19:47:40)
Дата 29.09.2003 21:03:48

О, нашел

вот здесь обсуждалось -
http://vif2ne.org/nvi/forum/archive/31/31325.htm
оттуда видимо и взял

От signoff
К Nikolaus (29.09.2003 19:47:40)
Дата 29.09.2003 20:59:00

Коля, ИМХО этот же приказ проскакивал в форуме с месяц назад

То ли Игорь, а может Динамик мне отвечал (сорри, амнезия прогрессирует). Поищи и задай автору вопрос в привате. Уж они-то не будут ломаться, скрывая источники.

От Alex Medvedev
К karlenko (29.09.2003 07:44:04)
Дата 29.09.2003 17:43:23

Re: Девятаева сразу...

1. пленных летчиков к обслуживанию на аэродромах немцы не допускали
2. Наши об этом знали
3. Девятаев попал на аэродром по чужим документам
4. Заброской диверсантов и разведчиков из числа бывших пленных немцы занимались всю войну.

От В.Кондратьев
К Alex Medvedev (29.09.2003 17:43:23)
Дата 01.10.2003 03:15:20

Re: Девятаева сразу...

>1. пленных летчиков к обслуживанию на аэродромах немцы не допускали

Допускали. К примеру, в состав Luftflotte 6 с осени 1943 года входила рота аэродромного обслуживания Hilfswilligen-Technishekompanie, состоящая из пленных советских авиаторов, завербованных в лагере "Осиновец", что возле Орши.
Были и боевые части Люфтваффе, укомплектованные бывшими советскими летчиками. К примеру, ночная легкобомбардировочная группа Erg. NSG Ostland, оснащнная самолетами Ar-66C, Go-145 и Не-50 а также трофейными По-2 и УТ-2. Группа была сформирована в декабре 1943-го, в январе 1944-го отправлена на фронт и до мая совершила более 500 боевых вылетов.
Кроме того, существовала отдельная противопартизанская эскадрилья Ostfligerstaffel 1, полностью укомплектованная русскими.
Я уж не говорю про "прибалтийские" авиачасти или про авиацию РОА...

>2. Наши об этом знали

И наши действительно об этом знали, да немцы и не скрывали. Наоборот, использовали подобную информацию в пропагандистских целях.

>3. Девятаев попал на аэродром по чужим документам

Это недоказуемо.

>4. Заброской диверсантов и разведчиков из числа бывших пленных немцы занимались всю войну.

Еще как занимались! Сотнями засылали. Естественно, проверки бывших военнопленых были необходимы.

От Alex Medvedev
К В.Кондратьев (01.10.2003 03:15:20)
Дата 06.10.2003 14:11:41

Re: Девятаева сразу...

>>1. пленных летчиков к обслуживанию на аэродромах немцы не допускали
>
>Допускали. К примеру, в состав Luftflotte 6 с осени 1943 года входила рота аэродромного обслуживания Hilfswilligen-Technishekompanie, состоящая из пленных советских авиаторов, завербованных в лагере "Осиновец", что возле Орши.

Так это те кто добровольно, а я про тех кого принудительно гнали на такие работы

>Кроме того, существовала отдельная противопартизанская эскадрилья Ostfligerstaffel 1, полностью укомплектованная русскими.

хиви?

>>3. Девятаев попал на аэродром по чужим документам
>
>Это недоказуемо.

Еще как доказуемо! Если бы администрация не терла постоянно мои сообщения то вы бы могли об этом прочитать по ссылке
http://aces.boom.ru/all6/devyt_mp.htm, где сам Девятаев об этом говорит:
"Мне повезло, какие - то люди мой номер заменили на другой и сказали, что отныне я украинец Никитенко Степан Григорьевич, 1921 года рождения, учитель из Дарницы, пригорода Киева. Видимо, этот Степан недавно умер и еще не был зарегистрирован. Если бы не эти люди, я бы в печку попал и из трубы в качестве дыма бы вышел. Мне еще раз повезло, когда немецкие антифашисты перевели меня из "топтунов" в хозяйственную обслугу - кормить свиней, убирать с огородов брюкву, лук, готовить парники к зиме, возить дрова и продукты."

От Hippo
К karlenko (29.09.2003 07:44:04)
Дата 29.09.2003 17:11:12

Re: Сюжет с угоном немецкого самолета нашими из плена:

>Я бы еще согласился, если бы привели другой аналогичный пример. Помнится, читал я где-то, что кто-то на "Шторьхе" перелетел. Жаль, но подробностей я уж и не помню...

Возможно, Вы имели в виду этот сюжет:

Из книги «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945: Краткая хроника. М.: Воениздат, 1981

«4 октября – понедельник (1943 год)
…- В районе Линовка (50 км северо-западнее Ржева) совершил посадку прилетевший из-за линии фронта самолет «Физилер Шторх». Его захватили наши летчики, находившиеся в плену у гитлеровцев.»

Но подробности мне не известны.