От Динамик
К All
Дата 09.05.2003 22:03:15
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

4 боевых за день!

Всех с Днем Победы!

Почитал сегодня повнимательней летную книжку Василия Борисовича Емельяненко и нашел два момента в его боевой карьере, вызвавших лично у меня крайнее восхищение.
17 июля 1942 он сдела на штурмовку войск ЧЕТЫРЕ боевых вылета. Это когда немцы прорвались через Сев.Донец.
10 мата 1943 года он сдела ЧЕТЫРЕ боевых вылета, причем каждый раз вел большую группу самолетов и при этом всякий раз с бомбовой нагрузкой 600кг. Можете себе представить нагрузку на человека!

При этом он пересаживался после выполнения боевого вылета на другой самолет, уже заранее подготовленный.

И еще один момент отметил. В "нормальном" боевом режиме у них было один боевой вылет через каждые три-четыре дня. И одной из причин этого было то, что им приходилось часто менять аэродромы, немцы наступали. А потом опять меняли , но уже при наступлении. Получается, что радиус действия Ил-2 был архималенький, не позволял вести напряженную каждодневную боевую нагрузку в маневренной войне. Только когда прорывали чего-нить мощное, как "Голубую линию".

От Ilya~Buffalo
К Динамик (09.05.2003 22:03:15)
Дата 10.05.2003 22:19:02

Re: 4 боевых...

Взял интервью у Леонида Киловича Левина. Он летал в качестве штурмана на Ил-2 на месте стрелка с командиром полка (655ШАП, впоследствии 136 ГШАП). По его словам больше трех вылетов в день - очень и очень тяжело, почти немыслимо.
Интервью длится часа 1.5, сейчас я занят его расшифровкой. Появится в ближайшем будущем на сайте у Дмитрия.
С уважением к сообществу,
Илья

От Pavel
К Ilya~Buffalo (10.05.2003 22:19:02)
Дата 11.05.2003 17:53:35

Re: 4 боевых...

>Взял интервью у Леонида Киловича Левина. Он летал в качестве штурмана на Ил-2 на месте стрелка с командиром полка (655ШАП, впоследствии 136 ГШАП).
Это как? Штурман полка обычно один из самых лучших пилотов был (да тот же Емельяненко).
> По его словам больше трех вылетов в день - очень и очень тяжело, почти немыслимо.
Бессомненно, не говорю уже про "сказочника" Руделя, но вот у Жидова до 19!Это вообще уму не постижимо.
>Интервью длится часа 1.5, сейчас я занят его расшифровкой. Появится в ближайшем будущем на сайте у Дмитрия.
Ждем с нетерпением.
Павел.


От Hippo
К Pavel (11.05.2003 17:53:35)
Дата 11.05.2003 19:45:01

Re: Вылет вылету.....

>> По его словам больше трех вылетов в день - очень и очень тяжело, почти немыслимо.
>Бессомненно, не говорю уже про "сказочника" Руделя, но вот у Жидова до 19!Это вообще уму не постижимо.

Мне кажется, что:
1. 19 вылетов - это первые дни войны. (Одна восьмая (50 из примерно 400) всех вылетов в первые 4 дня войны) - летать оказалось некому.
2. Вылет истребителя, штурмовика и бомбера различаются (в среднем), я думаю, существенно. У истребителя "свободы выбора" в полете больше.
С уважением Hippo
Что касается "сказочника" - у него не только про вылеты.

От Pavel
К Hippo (11.05.2003 19:45:01)
Дата 11.05.2003 21:47:53

Re: Вылет вылету.....

>Мне кажется, что:
>1. 19 вылетов - это первые дни войны. (Одна восьмая (50 из примерно 400) всех вылетов в первые 4 дня войны) - летать оказалось некому.
Именно первые дни, и по другим пилотам-асам погибшим осенью 41-го набирается примерно по 30 вылетов в месяц, почему тогда могли, а потом нет? А, что летать некому это спорно, немало машин уничтожено на земле, т.е летный состав остался жив.
>2. Вылет истребителя, штурмовика и бомбера различаются (в среднем), я думаю, существенно. У истребителя "свободы выбора" в полете больше.
А причем здесь "свобода выбора"? Кстати, больше всех вылетов за войну у "ночных ведьм", у той же Себровой более 1000.
>Что касается "сказочника" - у него не только про вылеты.
Его уже не раз обсуждали, но ИМХО свои 2500 он таки сделал, и фотки есть где он отмечает кажется 2000вылет, это после войны он мог трепать, что угодно, а тогда думаю с БВ и у них и у нас строго было, да и другие "штукари" по 1000 и более делали, в то время как наши штурмовики где-то 300-350 и это редкость.Вот и хочется окончательно разобраться в чем тут дело.Ведь это эффективность в три раза где-то выше у немцев получается.
Павел.

От Hippo
К Pavel (11.05.2003 21:47:53)
Дата 11.05.2003 23:16:00

Re: Вылет вылету.....


>Именно первые дни, и по другим пилотам-асам погибшим осенью 41-го набирается примерно по 30 вылетов в месяц, почему тогда могли, а потом нет?

Число вылетов даже за месяц крайне неравномерно. Число вылетов истребителей определяется и своими возможностями, но и активностью противника.

>А, что летать некому это спорно, немало машин уничтожено на земле, т.е летный состав остался жив.
Не у каждого полка осталась "инфраструктура" - возможность обслуживать полеты. В этом смысле, например, 123 ИАП 22 июня повезло - первая штурмовка по аэродрому состоялась к "обеду". И на земле погибло более 10 пилотов.
>>2. Вылет истребителя, штурмовика и бомбера различаются (в среднем), я думаю, существенно. У истребителя "свободы выбора" в полете больше.
>А причем здесь "свобода выбора"?
Согласен, что неудачно использовал "свободу выбора". Ну скажем напряженность.
>Кстати, больше всех вылетов за войну у "ночных ведьм", у той же Себровой более 1000.
Это правильно. Малый радиус действия позволял за ночь сделать несколько вылетов. Живучесть у У-2ВС рекордная в среднем за войну по-моему около 800 вылетов на один потерянный. ( у истребителя в среднем за войну, мне помнится, 120)
>>Что касается "сказочника" - у него не только про вылеты.
>Его уже не раз обсуждали, но ИМХО свои 2500 он таки сделал, и фотки есть где он отмечает кажется 2000вылет, это после войны он мог трепать, что угодно, а тогда думаю с БВ и у них и у нас строго было, да и другие "штукари" по 1000 и более делали, в то время как наши штурмовики где-то 300-350 и это редкость.Вот и хочется окончательно разобраться в чем тут дело.Ведь это эффективность в три раза где-то выше у немцев получается.
Все-же не эффективность, а нагрузка на пилота. Но что у них называлось БВ. Опробывание мотора после ремонта - это что? Вылет на знакомство с местностью. На обучение молодых.
У меня до сих пор впечатление, что у них считали иначе БВ.
Судя по документам у нас много раз менялось определение боевого вылета. Например, был период, когда вылет на прикрытие, но без воздушного боя не считался боевым.
Hippo.

От Pavel
К Hippo (11.05.2003 23:16:00)
Дата 12.05.2003 09:57:06

Re: Вылет вылету.....

>Все-же не эффективность, а нагрузка на пилота. Но что у них называлось БВ. Опробывание мотора после ремонта - это что? Вылет на знакомство с местностью. На обучение молодых.
>У меня до сих пор впечатление, что у них считали иначе БВ.
Вот это и хотелось бы понять, есть ли у Вас подтверждения, что опробование мотора (к примеру) считалось именно БВ.Однако ИМХО именно большее число вылетов на один самолет/пилота и позволяло немцам держать на ВФ по 500-700 истребителей. Что же это если не эффективность их использования?
>Судя по документам у нас много раз менялось определение боевого вылета. Например, был период, когда вылет на прикрытие, но без воздушного боя не считался боевым.
Похоже на то, приходилось слышать, что и у штурмовиков понятие БВ сильно ужесточилось к концу войны, но хотелось бы документы.
С уважением, Павел.

От Динамик
К Hippo (11.05.2003 23:16:00)
Дата 11.05.2003 23:54:54

Re: Вылет вылету.....

>Все-же не эффективность, а нагрузка на пилота. Но что у них называлось БВ. Опробывание мотора после ремонта - это что? Вылет на знакомство с местностью. На обучение молодых.
>У меня до сих пор впечатление, что у них считали иначе БВ.
>Судя по документам у нас много раз менялось определение боевого вылета. Например, был период, когда вылет на прикрытие, но без воздушного боя не считался боевым.


Именно БОЕВЫЕ вылеты выделялись красным кружочком в книжке Емельяненко. А таких вылетов как перелеты на другие аэродромы, получение новой трехники, вывоз молодняка и проч у него В РАЗЫ больше, чем боевых.

От Pavel
К Динамик (11.05.2003 23:54:54)
Дата 12.05.2003 09:59:47

Re: Вылет вылету.....

>Именно БОЕВЫЕ вылеты выделялись красным кружочком в книжке Емельяненко. А таких вылетов как перелеты на другие аэродромы, получение новой трехники, вывоз молодняка и проч у него В РАЗЫ больше, чем боевых.
Это несомненно, но вот хотелось бы понять: все ли вылеты за линию фронта считались боевыми? Есть ли, что об этом в летной книжке Василия Борисовича?
Павел.

От Динамик
К Pavel (12.05.2003 09:59:47)
Дата 12.05.2003 10:09:51

Re: Вылет вылету.....

>>Именно БОЕВЫЕ вылеты выделялись красным кружочком в книжке Емельяненко. А таких вылетов как перелеты на другие аэродромы, получение новой трехники, вывоз молодняка и проч у него В РАЗЫ больше, чем боевых.
>Это несомненно, но вот хотелось бы понять: все ли вылеты за линию фронта считались боевыми? Есть ли, что об этом в летной книжке Василия Борисовича?

Там нет такой градации "за линию фронта" или нет. Там есть четкое БОЕВОЕ ЗАДАНИЕ и каждый такой вылет помечен красным кружком. Причем, указана БОМБОВАЯ нагрузка и высота полета. И часто указано количество самолетов ведущим которых был василий Борисович.

Владимир

От Pavel
К Динамик (12.05.2003 10:09:51)
Дата 12.05.2003 11:44:23

Re: Вылет вылету.....

>
>Там нет такой градации "за линию фронта" или нет. Там есть четкое БОЕВОЕ ЗАДАНИЕ и каждый такой вылет помечен красным кружком. Причем, указана БОМБОВАЯ нагрузка и высота полета. И часто указано количество самолетов ведущим которых был василий Борисович.
Я это к чему спросил.Читал, что вылеты на корректировку(без пересечения линии фронта) боевыми не считались. И как быть с вылетами на штурмовку "котлов", на "Бендеровцев", наконец если не вышли на указанную цель и не выполнили задание(и такое ведь бывало).Как считали вылеты в ПВО.Вобщем пока больше вопросов чем ответов.
Павел.


От Динамик
К Pavel (12.05.2003 11:44:23)
Дата 12.05.2003 11:55:18

Re: Вылет вылету.....

>>
>>Там нет такой градации "за линию фронта" или нет. Там есть четкое БОЕВОЕ ЗАДАНИЕ и каждый такой вылет помечен красным кружком. Причем, указана БОМБОВАЯ нагрузка и высота полета. И часто указано количество самолетов ведущим которых был василий Борисович.
>Я это к чему спросил.Читал, что вылеты на корректировку(без пересечения линии фронта) боевыми не считались. И как быть с вылетами на штурмовку "котлов", на "Бендеровцев", наконец если не вышли на указанную цель и не выполнили задание(и такое ведь бывало).


Есть там и такое. Вернулись из-за невозможности отыскать цель. Но тем не менее все равно БОЕВОЙ.
Но это скорее исключении. Из его 90 БОЕВЫХ случай по-моему один.

Меня в основном удивляет частота боевых вылетов. Порой четко один вылет в три-четыре дня. И только во время крутых операций частота повышается. С чем это связано? Скорее всего именно с недостаточным радиусом действия Ил-2 и слабой инфраструктурой аэродромного обеспечения. То горючего нет, то запчастей, то еще чего. Вобщем, известный организационный бардак.
Вспомни хотя бы то как они в начале войны цели искали САМИ СЕБЕ. Мол бомбим переправы и баста. А потом доложили командующему, тот похвалил и одобрил.
А ведь могли вообще сидеть себе и ждать приказу, а его бы и не было, поскольку бардак.

От Малыш
К Динамик (12.05.2003 11:55:18)
Дата 12.05.2003 14:19:54

Re: Частота вылетов

>Меня в основном удивляет частота боевых вылетов. Порой четко один вылет в три-четыре дня. И только во время крутых операций частота повышается. С чем это связано?

Ну так Лапчинский, полагаю, не с потолка положил от 10 до 20 вылетов в месяц нормой боевой работы штурмовой авиации - безотносительно к Ил-2 (которого на тот момент еще в природе не было), заметь. А повышение частоты во время крупных операций точно так же объясняется - у все того же самого Лапчинского "нормальная" норма боевой работы штурмовика полагается равной 1 вылету в сутки, а "напряженная" - 3 вылета в сутки, при этом указывается, что через 3 дня "напряженной" боевой работы экипажам полагается предоставлять не менее суток на отдых. Так что, думается мне, радиус Ил-2 здесь не при чем.
С уважением, Дмитрий

От Динамик
К Малыш (12.05.2003 14:19:54)
Дата 12.05.2003 15:29:52

Re: Частота вылетов

>>Меня в основном удивляет частота боевых вылетов. Порой четко один вылет в три-четыре дня. И только во время крутых операций частота повышается. С чем это связано?
>
>Ну так Лапчинский, полагаю, не с потолка положил от 10 до 20 вылетов в месяц нормой боевой работы штурмовой авиации - безотносительно к Ил-2 (которого на тот момент еще в природе не было), заметь. А повышение частоты во время крупных операций точно так же объясняется - у все того же самого Лапчинского "нормальная" норма боевой работы штурмовика полагается равной 1 вылету в сутки, а "напряженная" - 3 вылета в сутки, при этом указывается, что через 3 дня "напряженной" боевой работы экипажам полагается предоставлять не менее суток на отдых. Так что, думается мне, радиус Ил-2 здесь не при чем.


C чего брал Лапчинский свои нормы мне неведомо.
Но из летной книжки Емельяненко четко прослеживается зависимость боевых вылетов от количества перемещений полка, связанных с перелетом на другие аэродромы.
Более того, читал у ветерана-штурмовика, что во время боев под Сталинградом они сидели курили на аэродроме под Астраханью в то время потому как более близкого к месту боев аэродрома не было, а РАДИУС ДЕЙСТВИЯ ИЛ-2 был не достаточен для боевых вылетов из под Астрахани.
Как только фронт переместился ближе, тут же начали летать...

От hunter019
К Динамик (12.05.2003 11:55:18)
Дата 12.05.2003 13:15:28

Re: Вылет вылету.....

>Есть там и такое. Вернулись из-за невозможности отыскать цель. Но тем не менее все равно БОЕВОЙ.
>Но это скорее исключении. Из его 90 БОЕВЫХ случай по-моему один.
А напрямую у него спросить можно?

От Динамик
К hunter019 (12.05.2003 13:15:28)
Дата 12.05.2003 13:20:39

Re: Вылет вылету.....

>>Есть там и такое. Вернулись из-за невозможности отыскать цель. Но тем не менее все равно БОЕВОЙ.
>>Но это скорее исключении. Из его 90 БОЕВЫХ случай по-моему один.
>А напрямую у него спросить можно?

Дык а в чем вопрос-то???

От Pavel
К Динамик (12.05.2003 11:55:18)
Дата 12.05.2003 12:09:00

Re: Вылет вылету.....


>Есть там и такое. Вернулись из-за невозможности отыскать цель. Но тем не менее все равно БОЕВОЙ.
А ведь при другом командире могли и наказать, читал о таком.
>Но это скорее исключении. Из его 90 БОЕВЫХ случай по-моему один.
Вот именно, даже если бы он один год воевал, то получается один вылет в 4 дня.
>Меня в основном удивляет частота боевых вылетов. Порой четко один вылет в три-четыре дня. И только во время крутых операций частота повышается. С чем это связано? Скорее всего именно с недостаточным радиусом действия Ил-2 и слабой инфраструктурой аэродромного обеспечения. То горючего нет, то запчастей, то еще чего. Вобщем, известный организационный бардак.
Конечно, и бардак имел место, но вот знакомый технарь рассказывал, что зимой грел машину постоянно и когда заводил мотор тут же подлетал заправщик и доливал до "полного"(правда возможно это и было перед какой-нибудь крупной операцией).
>Вспомни хотя бы то как они в начале войны цели искали САМИ СЕБЕ. Мол бомбим переправы и баста. А потом доложили командующему, тот похвалил и одобрил.
Вот именно, что в начале войны, а почему потом такое, если и было, то не как правило.А ведь в период затишья много неприятностей могли бы немцам доставить.
>А ведь могли вообще сидеть себе и ждать приказу, а его бы и не было, поскольку бардак.
А потом видать и ждали.
Павел.

От Ilya~Buffalo
К Pavel (11.05.2003 17:53:35)
Дата 11.05.2003 18:53:00

Re: 4 боевых...

>Это как? Штурман полка обычно один из самых лучших пилотов был (да тот же Емельяненко).

Так в том-то и дело, что штурман полка у них был и Леонид Килович очень высоко о нем отзывается. А летал он с командиром полка Коровиным потому, что у Л.К. была фотографическая память и он наизусть помнил карту в радиусе 200км, а у комполка (как и у большинства летчиков в полку) с навигационной подготовкой былом мягко говоря, не очень хорошо. Вот он его и брал с собой. После ранения Л.К. медкомиссию не прошел и его должны были перевести в другую часть. Однако при налете немцев на аэродром был убит начальник связи полка и командир оставил Л.К. на должности начсвязи. При этом он продолжал брать его с собой. Таким образом у него 28 боевых вылетов официально и столько-же неофициально, так как должность была не летная и эти вылеты ему не записывали. Еще один интересный момент, что в этом полку вначале (и недолго) была приблудная эскадрилья Пе-2. Комполка летал на Пешке, а Л.К. был у него штурманом в экипаже. Видимо, он командиру понравился, поэтому он продолжал с ним летать на Иле. На мой вопрос или это было обычным явлением Л.К. ответил, что насколько он знает, то нет (в смысле летать на месте стрелка в качестве штурмана).
Насчет сказочника Руделя, Л.К. НЕ ВЕРИТ в подобные рассказы.
С уважением,
Илья

От karlenko
К Динамик (09.05.2003 22:03:15)
Дата 10.05.2003 22:07:03

Re: 4 боевых...

Приветствую!

А есть ли в летной книжке у Емельяненко упоминания о встречах с истребителями противника?

Дима

От Динамик
К karlenko (10.05.2003 22:07:03)
Дата 11.05.2003 23:51:28

Re: 4 боевых...

>А есть ли в летной книжке у Емельяненко упоминания о встречах с истребителями противника?

Конечно есть. И неоднократные встречи. Даже после одного из вылетов написано, что мол всех штурмовиков посбивали. Кстати, сам Василий Борисович был сбит 4 раза. Один раз "танковой артиллерией" (так вкнижке написано).

От Pavel
К Динамик (09.05.2003 22:03:15)
Дата 10.05.2003 22:04:19

Re: 4 боевых...

>Всех с Днем Победы!
Присоединяюсь!
>17 июля 1942 он сдела на штурмовку войск ЧЕТЫРЕ боевых вылета. Это когда немцы прорвались через Сев.Донец.
>10 мата 1943 года он сдела ЧЕТЫРЕ боевых вылета, причем каждый раз вел большую группу самолетов и при этом всякий раз с бомбовой нагрузкой 600кг. Можете себе представить нагрузку на человека!
Да, это непросто.Во многих биографиях штурмовиков-ГСС упоминается по 4-5 вылетов (даже у летавшего на УТ-1, вот забыл фамилию), но, конечно, это отдельные дни.Кстати, Каманин выделяет "ведущих груп"(которые были в цене) из всех остальных летчиков, получается ведущим мог быть и сержант а ведомым у него лететь кто угодно.Правда такие сержанты быстро росли, особенно во второй половине войны.
>При этом он пересаживался после выполнения боевого вылета на другой самолет, уже заранее подготовленный.
Это понятно, иначе неуспеть.
> Получается, что радиус действия Ил-2 был архималенький, не позволял вести напряженную каждодневную боевую нагрузку в маневренной войне. Только когда прорывали чего-нить мощное, как "Голубую линию".
Приходилось читать, что при подготовке крупных операций даже запрещалось перелетать линию фронта, однако, непонятно почему бы не заниматься свободной охотой по коммуникациям? Или хотели свои машины сберечь?
Павел.