От hunter019
К All
Дата 08.05.2003 12:02:17
Рубрики Люди и авиация;

По поводу обучения в авиашколах

Привет всем!
Вчера побеседовал с летчиком ВОВ. Ему уже 80 лет, но он до сих пор работает начальником нашего аэродромчика, так что в разумности ему не откажешь. Зовут его Копылов Федор Александрович. Попробую раскрутить его на летную книжку.
Так вот, пересказал я ему часть поста о подготовке всего нескольких летчиков из всей эскадрильи учебной школы и услышал такую тираду:
«Да сейчас всякое можно прочитать, так что я книжки уже и не читаю – сплошная глупость. Вот у меня три авиационных школы. Первую я закончил техническую в Волчанске в 1941 году, но Тимошенко офицерского звания не дал, и стал я сержантом. Попал в 6 ИАП, а с началом войны он стал 6ЗАП. Я и учился на И-16 и служил на нем, последней серии. На нем стояло 6 пулеметов и по 3 балки под РС под каждым крылом. Были у нас еще МиГ-1, а потом и 3-ий, и Як-7. В 1942 году вышел приказ Сталина - в связи с большими потерями в летном составе выбрать из числа технического желающих и отправить их в летные школы. Так я и попал в школу начального обучения 21-я ВАШПО (военная авиа школа первоначального обучения) в город Телави (переведена из Махачкалы). Этот же аэродром использовался и боевыми частями. Но в моей части до конца не дочитали приказ, а там было написано – летавших в аэроклубе, освоивших самолеты начального обучения. Когда я прибыл в школу, думали, что со мной и несколькими другими делать. Решили дать дополнительно 4 летных часа и – в небо. Так я начал становиться летчиком. Отчисляли только самых дубов, которые вообще летать не могут. В 1943 году направили нас в школу второго этапа – авиашкола им.Серова батайская (пока Батайск был в оккупации она была в г.Евлах, а потом мы вернулись в Батайск), уже на истребитель. Тут нас учили на Як-7 двухместном, потому что Лавочкиных спарок не было. На Лавочкине летать было сложнее – мотор большой на взлете не вперед смотришь, а в сторону, чуть что – и кувыркнуться недолго. Но я хорошо летал – на 4-5, так что аварий у меня не было. Выпустили нас в 1944 году, налетал я что-то около 60 часов. А почему так долго учили? Это в какую эскадрилью попадешь… Если попадешь по сокращенной программе, то 30-40 часов и на войну. Так что мне здорово повезло – жив остался. Какой из самолетов лучше – Як или Ла? Ну легче конечно Як, но в бою он хуже – пробили рубашку мотора, его и обрезало. А у Лавочкина – воздушное охлаждение, там 2-3 цилиндра срезало, и все равно возвращались.
Только вот в нем жарко было. Случай у меня такой был. Уже были выпускные экзамены, а тут какой-то дурак решил нам прыжки с парашютом устроить. А был приказ – на гос. Экзаменах никаких прыжков. Ну в общем прыгнул я, и попала моя нога в ямку – растяжение… Мои ребята уже госы сдают, а я на земле сижу, с ногой хромаю. А тут проверяющий меня заметил, говорит чего отлыниваю, давай в самолет. Залез я в Лавочкина и давай пилотировать. А там такая жара, что уже в воздухе ногу отпустило, а когда из самолета вылез, то уже ничего не болело и хромать перестал.»

От Игорь
К hunter019 (08.05.2003 12:02:17)
Дата 08.05.2003 14:34:33

Re: и такое бывало.

Осень 1941г.
Рассказчик в этот период – инструктор, командир звена ЗАПа.
"Мы в это время обучали лётчиков, выпускавшихся ещё в 20-е годы И-5, полётам на И-16. И был у меня такой слушатель по фамилии N. Мы летали по кругу и летал он очень странно. Взлетал безукоризненно, а затем полностью «отключался» - никакое действие не мог выполнить с самолётом. Приходилось инструктору брать управление, самому делать все четыре разворота и выводить машину на посадочную прямую. А после этого N прекрасно выполнял посадку! И так каждый раз. Я ничего понять не могу. Решил обратиться к командиру эскадрильи . Тот говорит: «Хорошо, я с ним полечу на проверку». Сделали они три полёта, причём я, наблюдая с земли, видел, что N проявил себя «во всей красе»; зарулили на стоянку, вылезают из машины. Я, как положено, говорю: «Разрешите получить замечания!»
А комэск мне в ответ: «Ты чего держишь лётчика? Его пора выпускать в самостоятельный полёт! Он прекрасно пилотирует; мы его, наверное, возьмём на твоё место, когда ты на фронт уйдёшь!» И вот N садится в старенький раздолбанный И-16 и делает на нём 2 отличных полёта по кругу. Я, ничего не понимая, смотрю на комэска. А он мне говорит: «Да он просто фронта боялся! А когда услышал, что есть возможность остаться инструктором – сразу нормально начал летать!»

От Экзот
К hunter019 (08.05.2003 12:02:17)
Дата 08.05.2003 14:12:47

Офф-топ (+)

>Вчера побеседовал с летчиком ВОВ. Ему уже 80 лет, но он до сих пор работает начальником нашего аэродромчика, так что в разумности ему не откажешь. Зовут его Копылов Федор Александрович.
++
Интересно, не знал. А не КоБылов? Я все письма так надписывал.
С наилучшими. Сергей

От MiB
К hunter019 (08.05.2003 12:02:17)
Дата 08.05.2003 13:28:50

Тип 29 - ?

>Я и учился на И-16 и служил на нем, последней серии. На нем стояло 6 пулеметов и по 3 балки под РС под каждым крылом.

На нем, насколько известно, стояло не 6, а 3 пулемета - 2 ШКАС и 1 БС, а крыльевых не было.

От Rammstein
К MiB (08.05.2003 13:28:50)
Дата 08.05.2003 13:45:38

Re: об том и речь


>На нем, насколько известно, стояло не 6, а 3 пулемета - 2 ШКАС и 1 БС, а крыльевых не было.

В принципе высказывания ветерана полностью подтверждают мои предыдущие выводы по боевой подготовке. Но практически в любом (!) интервью или мемуарах можно найти массу мелких деталей, вызывающих мягко говоря недоумение. Вспомним 57-мм пушку на Як-9 у Голодникова, или непонятный "спитфайр-6" у Исаенко, или частые упоминания о немецких асах с 3-мя, а то и 6-ю железными крестами и т. д. Причина заключается в очень большой субъективности этой информации и в слабости человеческой памяти.

С уважением, R.

От hunter019
К Rammstein (08.05.2003 13:45:38)
Дата 10.05.2003 15:30:35

Re: об том...

Привет всем!
Не буду спорить, встречусь с ним еще раз и уточню...

От hunter019
К MiB (08.05.2003 13:28:50)
Дата 08.05.2003 13:43:38

Re: Тип 29...

Я у него так и спросил, какая последняя модификация. Он ответил, что не помнит, но вооружение расписал то, что я указал. Мы с Гиппопо может с ним встретимся после праздников, готовьте вопросы...