От Finder42
К All
Дата 12.03.2003 16:20:13
Рубрики Авиатехника; Сайт `airforce.ru`; 1936-1945 гг.;

Опять Спитфайер

Кто-нибудь знает о спитфайерах, которые появились в 118 ап СФ в конце 42г?
Интересует ЛТД, движок, вооружение, перевооружение и проч. подробности.
В архиве форума я нашел,что это был
Spitfire Mk.V (?)

СВ.

От amyatishkin
К Finder42 (12.03.2003 16:20:13)
Дата 12.03.2003 19:11:30

Re: Опять Спитфайер

чуток есть в статье про спиты у меня на сайте
http://mk-magazine.narod.ru/

От Finder42
К amyatishkin (12.03.2003 19:11:30)
Дата 12.03.2003 23:05:17

Re: Опять Спитфайер

>чуток есть в статье про спиты у меня на сайте
http://mk-magazine.narod.ru/

Спасибо.
Хотелось бы всй-таки узнать, какой был движок на МК4, не Гриффон ли и ЛТХ в цифрах.
С Уважением,
СВ.

От AR
К Finder42 (12.03.2003 23:05:17)
Дата 13.03.2003 11:08:14

Re: Опять Спитфайер

>>Хотелось бы всй-таки узнать, какой был движок на МК4, не Гриффон ли и ЛТХ в цифрах.

Мерлин 45/55, ни в коем случае не Гриффон!!! MkIV, первый пробный Спит с Гриффоном, к PR.IV, фоторазведчику, о котором идет речь в связи со 118ОРАП, никакого отношения не имеет, индексы совпали из-за того, что в один момент серию фоторазведчиков стали нумеровать параллельно истребителям.

Вот он какой был -



А здесь ссылка на текст из Крылья-дайджест, где рассказывается про развитие линии Спитов-разведчиков -

http://ww2planes.kiev.ua/spitfire/sp8.htm

По поводу рез-тов испытаний в НИИ ВВС пороюсь, постараюсь найти подробнее.

С ув. АР

От MiB
К Finder42 (12.03.2003 23:05:17)
Дата 13.03.2003 01:09:43

PR/IV (кое-что)

>Хотелось бы всй-таки узнать, какой был движок на МК4, не Гриффон ли и ЛТХ в цифрах.

Mk. IV: First Griffon engined model. Details unavailable.
Production: N/A

PR.IV: Photo Reconnaisance version of Mk. IV, unarmed and equipped with 1,440hp Merlin 45..
Production: 229

А ТТХ чего-то нигде и нет :(((

От Андрей Диков
К Finder42 (12.03.2003 16:20:13)
Дата 12.03.2003 17:21:58

Re: Опять Спитфайер

День добрый!

>Кто-нибудь знает о спитфайерах, которые появились в 118 ап СФ в конце 42г?
>Интересует ЛТД, движок, вооружение, перевооружение и проч. подробности.
>В архиве форума я нашел,что это был
>Spitfire Mk.V (?)

Нет, это были PR.IV, разведывательная модификация, без вооружения.
Появились они на СФ еще в конце лета, входили в особую группу, потом в 28 аэ, а уж потом в 118 ап.

Где-то была статья про них с упором на ГСС Елькина. У Золотова?


С уважением, Андрей [
http://www.bergstrombooks.elknet.pl/bc-rs/ ]

От AR
К Андрей Диков (12.03.2003 17:21:58)
Дата 12.03.2003 18:12:05

Re: Опять Спитфайер

>Где-то была статья про них с упором на ГСС Елькина. У Золотова?

У него. Мир Авиации, один из двух номеров 1992 года (второй, если память не изменяет). В сети пока не встречался.

Совершенно верно - касательно 118ОРАП речь идет о четверках. Добавлю, что один PR.IV(борт 01) испытывался в НИИ ВВС.

Также имеются данные (проверить которые не имею возможности), что в ВВС СФ в определенный период 1943-44 числились и _истребители_ Спитфайр, а именно Spitfire Vb, но в каком подразделении - неизвестно (сразу подчеркну, что не путаю и речь не о 7ИАП ВВС ЧФ :-)

С ув. АР

От Finder42
К AR (12.03.2003 18:12:05)
Дата 12.03.2003 23:09:34

Re: Опять Спитфайер

Добрый вечер!
>Совершенно верно - касательно 118ОРАП речь идет о четверках. Добавлю, что один PR.IV(борт 01) испытывался в НИИ ВВС.

А данные испытаний где-нибудь публиковались?


С ув. СВ

От Finder42
К Андрей Диков (12.03.2003 17:21:58)
Дата 12.03.2003 17:37:25

Re: Опять Спитфайер

Добрый день!

>Нет, это были PR.IV, разведывательная модификация, без вооружения.

По 4-кам у меня нет данных. Не подкинете?
>Появились они на СФ еще в конце лета, входили в особую группу, потом в 28 аэ, а уж потом в 118 ап.

А что это за особая группа?

>Где-то была статья про них с упором на ГСС Елькина. У Золотова?

В инете стоит поискать?

С уважением,
СВ.

От Андрей Диков
К Finder42 (12.03.2003 17:37:25)
Дата 12.03.2003 17:56:06

Re: Опять Спитфайер

День добрый!

>Добрый день!

>>Нет, это были PR.IV, разведывательная модификация, без вооружения.
>
>По 4-кам у меня нет данных. Не подкинете?
>>Появились они на СФ еще в конце лета, входили в особую группу, потом в 28 аэ, а уж потом в 118 ап.
>
>А что это за особая группа?

А их англичане пригнали - свое задание выполняли и оставили. Там Бэджер еще одну статью поместил - кое-что есть. Однако Спиты не сразу передали в 118 ап, а все таки сначала через 28 аэ.

>>Где-то была статья про них с упором на ГСС Елькина. У Золотова?
>
>В инете стоит поискать?

Честно говоря не знаю. Выходила она в середине 90-х. На обложке еще был тот Спит изображен.


С уважением, Андрей [
http://www.bergstrombooks.elknet.pl/bc-rs/ ]

От Finder42
К Андрей Диков (12.03.2003 17:56:06)
Дата 12.03.2003 18:02:05

Re: Опять Спитфайер

>>А что это за особая группа?
>
>А их англичане пригнали - свое задание выполняли и оставили.

Не знаете кому она оперативно подчинялась,
не 2 гиап?
СВ.

От Андрей Диков
К Finder42 (12.03.2003 18:02:05)
Дата 12.03.2003 18:06:12

Re: Опять Спитфайер

День добрый!
>>>А что это за особая группа?
>>
>>А их англичане пригнали - свое задание выполняли и оставили.
>
>Не знаете кому она оперативно подчинялась,
>не 2 гиап?

Я полагаю штабу ВВС СФ.

С уважением, Андрей [
http://www.bergstrombooks.elknet.pl/bc-rs/ ]

От badger
К Андрей Диков (12.03.2003 17:21:58)
Дата 12.03.2003 17:30:55

Re: Опять Спитфайер

>Где-то была статья про них с упором на ГСС Елькина. У Золотова?

Вот часть статьи о "Спитфайерах", где-то в и-нете брал:

"СПИТФАЙРЫ" С КРАСНЫМИ ЗВЕЗДАМИ

Немецкий ас Гюнтер Ралль после войны вспоминал: "Я сбил мой первый "Спитфайр" в России. Это было под станицей Крымской. Когда я доложил, что сбил "Спитфайр", все были ошеломлены, но на следующий день мы увидели много их". Ралль не ошибся, -в боях над Кубанью советские ВВС действительно применили эти машины.

Впервые со "Спитфайрами" советские специалисты по-настоящему познакомились ... в Германии. Весной 1941 г. немцы показали нашей делегации трофейную машину и даже дали С.П.Супруну полетать на ней. Самолет произвел должное впечатление.

Уже когда началась Великая Отечественная война, и между СССР и Великобританией стали устанавливаться союзнические отношения, в августе 1941 г. "Спитфайр" был продемонстрирован (в числе прочей техники) на базе королевских ВВС в Даксфорде группе советских авиаторов. Это не было случайностью. Всего через два месяца, на переговорах в Москве этот истребитель был предложен к поставке в Советский Союз. Анализ стенограммы бесед министра авиапромышленности Великобритании лорда Бивербрука с И.В.Сталиным однозначно показывает, что не англичане отказались предоставлять "Спитфайр" советским ВВС, а Сталин отказался его взять!

Произошло это так. Британская сторона предложила из истребителей сначала только "Харрикейны", но затем согласилась выделить и некоторое количество "Спитфайров". Выяснив, что общим для обоих самолетов является только двигатель, Сталин спросил -могут ли англичане закрыть весь объем поставок "Спитфайрами". Бивербрук ответил, что нет - эти машины нужны для пополнения и модернизации собственной авиации. Тогда решив, что одновременное освоение двух разных типов истребителей окажется "не по зубам" ВВС РККА, Сталин "дал задний ход" и одобрил поставку одних "Харрикейнов". Нарком авиапромышленности Шахурин попробовал отговорить вождя, но неудачно.

В итоге первые "Спитфайры" появились у нас лишь в сентябре 42-го. Три серо-голубые машины типа PR IV перелетели под Мурманск. Они входили в сводную группу труп-кэптэна Хоппса, которая должна была участвовать в проводке конвоя PQ-18 (операция "Оратор"). После ее завершения англичане отказались от обратной перегонки "Спитфайров" и передали их ВВС Северного флота. Машины попали в одну из эскадрилий 118-го ОРАП.

Наши пилоты очень высоко оценили английский самолет: быстроходен, маневрен, очень прост и приятен в пилотировании. На высоте он легко уходит от всех немецких и советских истребителей. Скорость и высота заменяли ему огневые точки - единственным оружием летчика был автомат ППШ, лежавший за спинкой сиденья на случай вынужденной посадки.

Длительная эксплуатация PR IV убедила в его надежности и стойкости к боевым повреждениям. Досаждала только нехватка запчастей. Нашим механикам приходилось проявлять чудеса изворотливости. Например,' техник-лейтенант И.Маночкин приспособил к "Спитфайру" колеса от МиГ-3.

В конце августа 1943 г. под Мурманск прибыло еще одно подразделение английских воздушных разведчиков с целью собрать информацию для подготовки операции "Брон" - диверсионного рейда сверхмалых подводных лодок против линкора "Тирпиц", стоявшего в Альтен-фьорде. Несколько разведывательных полетов англичан не принесли ожидаемых результатов.

Задание выполнил 12 сентября один из лучших разведчиков ВВС Северного флота капитан Л.Елькин, впоследствии Герой Советского Союза. Он пробрался к базе в густой облачности и на малой высоте сделал три захода, засняв все стоившее внимания. Пробыв в воздухе шесть часов,> его "Спитфайр" благополучно приземлился. Летчики привозили ценную информацию о состоянии сил противника, дислокации его кораблей и самолетов. Так, капитан И.А.Платонов в марте 1945 г. обнаружил в Барду -фоссе новый аэродром, который немцы успешно прятали с осени прошлого года.

Особой целью для "Спитфайров" оставался "Тирпиц". Этот мощный боевой корабль, поврежденный, но не уничтоженный, оставался постоянной угрозой движению союзных конвоев в наши северные порты. Летчики 118-го ОРАП участвовали практически во всех попытках добить линкор, осуществляя разведку и контролируя результаты полетов. Например, 1 апреля 1944 г. две "четверки" и один Пе-3 снимали Альтен-фьорд перед ударом английской палубной авиации. Участвовали советские "Спитфайры" и в подготовке операции "Параван" - рейда английских тяжелых бомбардировщиков с аэродрома Ягодник под Архангельском. Из десятка PR IV к февралю 1945 г. в строю находилось лишь две машины. В 1946 г. последнюю из них передали в музей Северного флота в Мурманске. Дальнейшая судьба ее неизвестна.

По типу PR IV в 1943 г. в разведчик переделали один из полученных позднее "Спитфайров" VB. С него тоже сняли вооружение, увеличили запас горючего и поставили фотоаппарат. Самолет этот испытали в НИИ ВВС, где он получил самую высокую оценку.

"Спитфайры"-истребители попали в СССР значительно позднее, чем разведчики. Опробовав "Харрикейн" на фронте и уяснив степень отставания этой машины от самолетов противника, командование ВВС РККА начало все более активно добиваться получения "Спитфайров". Первые машины этого типа прибыли в нашу страну весной 1943 г. Черчилль сделал ответную любезность Сталину, согласившемуся отдать часть американских бомбардировщиков, выгруженных для нас в портах Персидского залива. Это, кстати сказать, был первый случай официальной передачи "Спитфайров" иностранному государству (если не считать одного самолета, подаренного в 1940 г. французам).

10 января 1943 г. судно "Сити оф Дерби" доставило в Басру 35 "Спитфайров" VB. Остальные поступили к концу марта. Часть машин разбили при транспортировке (только на "Сити оф Лилль" - пять) или передали в Иране английским и американским частям.

Все эти самолеты уже использовались королевскими ВВС, но перед отправкой прошли капремонт на авиабазах Англии. Там подразделения обслуживания привели разношерстные машины разных серий к единому стандарту. Такая доработка иногда сужала боевые возможности истребителя. Так, с "пятерок" поздних выпусков снимались подвесные баки. Современные УКВ-ра-диостанции TR1133 менялись на более ранние TR9D (хотя по нашим меркам и последняя была очень неплохой).

Всего советская сторона приняла 143 "Спитфайра" VB. Подготовка летчиков на новый для них истребитель осуществлялась в 25-м ЗАП на аэродроме Ад-жикабуль. Первым среди боевых полков начал осваивать "Спитфайры" 57-й гв. ИАП под командованием подполковника А.Осипова (ранее он был вооружен И-16).

Уже 28 апреля полк вступил в кровопролитные бои на Кубани в составе 4-й воздушной армии. Только за шесть дней, с 3 по 8 мая, летчики 57-го сбили 26 вражеских машин.

Против советских гвардейцев на Кубани сражались отборные эскадры JG3 и JG52. В неравных боях погибли Н.Скворцов, С.Мироненко, Г.Кулагин, С.Азаров ... К середине июля боеспособность 57-го полка из-за значительных потерь упала. Его вывели из боев и перевооружили американскими Р-39.

В начале августа на фронте появился еще один полк на "Спитфайрах" -821-й ИАП. Он воевал в составе 8-й воздушной армии в районе рек Молочная и Миус, базировался в Шахтах и Чапа-евке. Эти машины применялись, в основном, для прикрытия войск у линии фронта, поскольку их моторы довольно часто выходили из строя. По этой причине на счету летчиков было немало вынужденных посадок.

Немало немецких самолетов было сбито "Спитфайрами" на востоке... 9 августа младший лейтенант Лобачев в бою с двумя "мессершмиттами" израсходовал все боеприпасы. Возвращаясь на свой аэродром, он обнаружил FW 189. Ударом плоскости Лобачев отрубил "раме" хвост. Немецкий экипаж был взят в плен.

В сентябре 1943 г. и этот полк сменил "Спитфайры" на другие машины, хотя боевые потери оказались сравнительно невелики. За весь 1943 г. немцам удалось уничтожить всего 28 "Спитфайров" VB.

Летчики отмечали, что "пятерка" проста и удобна в пилотировании, доступна пилотам с квалификацией даже ниже средней. Мотор "Мерлин" 46 развивал мощность 1165 л.с. на высоте 5800 м, в то время как основной советский двигатель, устанавливавшийся на истребителях в 1941-42 годах, М-105ПА, "выжимал" 1050 л.с. на 4000 м. Имея примерно равный с нашим Як-1 полетный вес, "Спитфайр" VB обладал лучшими высотными характеристиками и большим потолком.

По вооружению "Спитфайр" VB превосходил все советские истребители первой половины 1943 г. Две пушки и четыре пулемета давали вес секундного залпа 3,54 кг/сек. Лишь позднее его превзошел Як-9Т -3,78 кг/сек. Поскольку, в отличие от "Харрикейна", "Спитфайр" у нас использовался только как "чистый" истребитель, то ни бомбодержатели, ни пусковые балки PC на нем не устанавливались.

Отчего же столь короткой у нас оказалась боевая биография "Спитфайра"? В качестве фронтового истребителя эта машина мало подходила для специфических условий советско-германского фронта.

Шасси английского самолета не годилось для неровных травяных полевых аэродромов. Из-за малой ширины колеи при рулении самолет раскачивался, норовя зацепить крылом землю. Обладая малым противокапотажным углом, "Спитфайр", как и "Харрикейн", мог "клюнуть" носом. "Рулить по мягкому грунту без сопровождающего на хвосте запрещается", - гласила инструкция.

На малых и средних высотах "Спитфайр" VB во многом уступал современным советским и немецким истребителям. К 1943 г. "пятерка" уже порядком устарела. Кроме того, полученные Советским Союзом самолеты были не новыми, и не могли полностью раскрыть свои возможности. Выявился и ряд досадных недостатков.

Ненадежно работала система аварийного сброса фонаря кабины. Маленький ломик, лежавший в нише дверцы, вовсе не являлся признаком того, что самолет прошел капитальный ремонт. Он был штатной принадлежностью любого "Спитфайра". Этим ломиком пилот должен был взломать фонарь, если тот не сбросится сам.

Непривычным казалось широко разнесенное по крылу вооружение, пристрелянное на дистанции, не соответствовавшие принятым.

Но, как уже говорилось, положительной чертой "Спитфайра" явились хорошие высотные данные, превосходившие возможности отечественных машин. Поэтому английским истребителям нашли применение в системе ПВО. В первую очередь такие самолеты направили под Москву.

С июля 1942 г. немцы начали применять для дневной разведки столицы уже упоминавшиеся высотные Ju86R. На высоте 12000-13000 м они были недосягаемы для зенитной артиллерии и имевшихся в Подмосковье истребителей.

Пару "Спитфайров" из 16-го ИАП вместе с 13 другими истребителями разных типов 22 августа 1943 г. подняли на перехват Ju86R, полтора часа барражировавшего над Москвой. Не ожидая никакой опасности, немецкий летчик трижды пролетел над центром города. Подобная дерзость отмечалась уже в шестой раз.

Только один "Спитфайр" пилота А.Семенова подобрался к немецкому самолету. Поднявшись на 11500 м - до предела возможностей машины, летчик обнаружил противника на 500 м выше и впереди себя. Семенов обстрелял немца с кабрирования, однако оружие замерзло и отказало после нескольких выстрелов.

Не удалось атаковать "юнкере" и младшему лейтенанту Зернову из того же полка. 6 сентября он безрезультатно преследовал немецкий разведчик до полного израсходования запаса кислорода.

В качестве истребителя ПВО "Спитфайр" был неудобен тем, что не имел радионавигационного оборудования, что затрудняло использование в сложных метеоусловиях и ночью. В Ленинграде, где 2-й ИАК. ПВО тоже получил "Спит-файры" VB, одну из "пятерок" оснастили отечественным радиополукомпа-сом РПК-10М. Это было скорее исключением. "Спитфайр" в Советском Союзе, в сущности, никаким существенным переделкам не подвергался.

Мелкие переделки конструкции были вынужденными. Например, замена каких-то узлов и агрегатов на отечественные из-за нехватки запчастей. Так, в 57-м гв. ИАП на "Спитфайр" ставили колеса от ЛаГГ-3. В 821-м ИАП был случай замены английской радиостанции на нашу РСИ-4. ' Небольшое количество "Спитфайров" VB попало в морскую авиацию. По одним источникам, их было 17, по другим - 19 штук. Почти все они поступили в ВВС Черноморского флота. Ими вооружили 3-ю эскадрилью 7-го ИАП, использовавшегося в системе ПВО баз флота на кавказском побережье.

Существовал замысел использовать "Спитфайры" как катапультные истребители для защиты крупных боевых кораблей на манер английских "Си Хар-рикейнов" - "катафайтеров" или , скорее, итальянских Re 2000 "Катапуль-табиле". В 1944 г. девять "пятерок" передали 24-й АЭ корабельной авиации на аэродроме Альма-Томак. Самолеты облегчили - сняли часть вооружения и оборудования, а также оснастили упорами для захватов катапультной тележки. В годы войны катапультные старты не осуществлялись, но в 1946 г. один "Спитфайр" VB запускался с борта крейсера "Молотов".

С февраля 1944 г. в Советский Союз начали отправляться "Спитфайры" IX. Первые шесть "девяток" прибыли в Басру на транспорте "Сити оф Ист-борн". Это были старые, прошедшие ремонт машины. Шли они через Ирак и Иран и наши северные порты. Потом начали прибывать и новые, прямо с заводов, самолеты. Поставки "Спитфайров" завершились уже после окончания войны в Европе: судно "Саннитиан" пришло 12 июня 1945 г. в Молотовск (Северодвинск) с 53 "девятками" на борту.

Всего в нашу страну ввезли 1185 "Спитфайров" IX, из них 1183 типа LF IX и два HF IX. Среди "девяток" весной 1945 г. прибыли и девять внешне неотличимых от них самолетов модификации LF XVI.

"Спитфайры" IX разных вариантов были досконально изучены в НИИ ВВС. Первый из них, типа LF IX, испытывался там в сентябре 1944 г. Испытания показали, что "девятка" со своим мощным и высотным мотором имеет значительно больший практический потолок, чем все серийные отечественные истребители. Даже LF уверено набирал высоту 12500 м, a.HF поднимался на 13100 м, что было на 2450 м больше, чем у Як-9У и на 2350 м - чем у Ла-7. "Спитфайр" IX превосходил указанные самолеты и по скороподъемности, и по вооружению. Имевшееся на английском самолете оборудование также выделяло его в лучшую сторону.

Но на малых и средних высотах "девятка" серьезно уступала отечественным истребителям. Например, в скорости у земли она проигрывала Ла-7 целых 100 км/ч. Поэтому использование "Спитфайров" на фронте признали нецелесообразным. Большую часть их направили в полки ПВО.

С лета 1944 г. LF IXC и LP IXE получили 26-й и 27-й гв. ИАП под Ленинградом, 16-й и 177-й ИАП в Подмосковье, 767-й ИАП под Мурманском и многие другие. К концу 1944 г. в нашей системе ПВО уже имелось 297 "девяток".

Сведений о боевом применении "Спитфайров" IX в СССР очень мало. Достоверно известно, что 8 марта 1945 г. под Ленинградом летчики В.Рыбин и А.Федотов (из 11-го и 102-го гв. иап) на LF IX перехватили и сбили шедший на большой высоте немецкий разведчик Ju 88S.

Как уже говорилось, одним из недостатков "Спитфайра" как перехватчика являлось отсутствие у него средств для навигации и обнаружения целей в условиях плохой видимости. В 26-м гв. ИАП ПВО в конце войны на двух машинах поставили телевизионную систему РД-1. На ее экран в кабине истребителя передавалось изображение с трубки наземной РЛС с нанесенной схемой местности. Летали на этих самолетах командир полка подполковник В.Ма-циевич и капитан Н.Щербина, но ни одного случая возможного перехвата и атаки им не представилось.

После войны "Спитфайры" еще несколько лет служили советской авиации - до 1947-48 гг. (кое-где и до 1951 г.), когда уже начался переход на реактивную технику. Машина высоко ценилась летчиками, в первую очередь за простоту в пилотировании. Хотя модификация IX сохранила ряд наследственных пороков своих предшественников, таких как малый противокапотажный угол, неустойчивое шасси с узкой колеёй, не очень хороший обзор назад, с ними постепенно свыклись и научились компенсировать. Важную роль сыграла "девятка" в послевоенные годы как учебный высотный истребитель. Летчики осваивали на ней практику полетов на больших высотах перед переходом на реактивные истребители. Для учебных целей несколько машин переделали в двухместные "Спитфайры" IX УТИ с закрытой кабиной.

25 сентября из кабины двухместного "Спитфайра" парашютист-испытатель В.Романюк совершил рекордный прыжок с высоты 13108,5 м. Не раскрывая купола, он падал 107 секунд, а затем благополучно приземлился. "Спитфайр" в этом полете пилотировал А.Проша-ков. Однако радость установления мирового рекорда была омрачена: в этот же день на аэродроме Подольска при высотном прыжке с такого же самолета из-за разрыва трубки кислородного прибора разбился Н.Амитаев...

Таким образом, хотя боевые успехи "Спитфайра" на советско-германском фронте были весьма скромны, эта машина оставила заметный след в истории отечественной авиации.


От Hippo
К badger (12.03.2003 17:30:55)
Дата 12.03.2003 19:18:32

Re: Это о Спитфайере?


>Но, как уже говорилось, положительной чертой "Спитфайра" явились хорошие высотные данные, превосходившие возможности отечественных машин. Поэтому английским истребителям нашли применение в системе ПВО. В первую очередь такие самолеты направили под Москву.

Может быть и не свидетельство, что над Ленинградом и в 27 ГИАП "Спит" появился уже в 1943, но иллюстрация проблемы высотных истребителей и его «нужности»
А о том, что в ПВО Москвы Сп-9 ( так его записывали в летных книжках)служил до 1950 года, это точно - есть документ.
Отсебятина - По мнению Бегемотов Спит - самый красивый...
С уважением Hippo

Фрагмент из сборника Крылья Родины. М. 1982
Н. Котыш, С. Ковалев ТРЕВОЖНЫЕ ВЫСОТЫ. Страницы жизни военного летчика-испытателя Андрея Кочеткова. Стр.52 и д.
….
В июне сорок третьего он так же спешно прибыл по вызову начальника НИИ ВВС. Тот с ходу объявил:
— Командировка в Ленинград. Вылет сегодня.
При одном упоминании Ленинграда у Андрея защемило сердце: это его город. Там он жил, учился, работал. Там сейчас отец, мать, сестренка. Живы ли? С тех пор, как сомкнулось кольцо блокады, он ничего не слыхал о них. Андрей ожидающе взглянул на генерала:
— Задание?
— Сложное задание, Кочетков,— генерал со вздохом выпустил клубы махорочного дыма.— Только что был в Ставке. Спрашивают, почему на Ленинград стали прорываться «Фокке-Вульфы-190». Почему наши истребители не могут их перехватить? Приказано разобраться и доложить.
— Как не могут перехватить? — почти вспылил Кочетков.— Мы же сами испытывали истребители, они запросто достают высотные «фоккеры».
— Говорят, наши данные сильно завышены.
— Я сам летал.
— Вот тебе и карты в руки. В помощники можешь взять Кубышкина.
Улетели в тот же день….
Через полчаса после приземления он был у командира корпуса. Генерал тяжело поднялся из-за стола, тряхнул сухую Андрееву руку, осведомился о цели прибытия и тут же подтвердил:
— Да, мы не можем дотянуться до «фоккеров».
— А на какой они высоте ходят? — поинтересовался испытатель.
— Тысяч десять, а может, и больше.
— Но ведь мы до одиннадцати поднимались.
— Это еще надо доказать,— хмуро обрезал генерал и тут же спросил: — Что намерены предпринять?
— Надо в паре слетать на высоту, чтобы сами летчики поверили в возможность такого полета.
— Оказывается, вы не только испытатель, но и психолог,— не то с одобрением, не то с иронией заметил комкор.
Приехали в полк. Кочетков сразу занялся знакомством с самолетами и удивился, что на многих не оказалось кислородного оборудования. Кто-то посчитал, что в бою кислородные баллоны взрываются. Кочетков попросил командира полка собрать всех летчиков. Сидя за столом лицом к лицу с пилотами, на груди которых пылала радуга орденов, Андрей думал: «Ведь мужественные ребята. Воюют здорово. А вот на высоту не идут...» Собственно, и начал с этих размышлений:
— Ничего сложного нет. Нужно только усвоить два правила. Первое — сама машина, оборудование должны быть в идеальном состоянии. Немедленно поставить кислородное оборудование, проверить, научиться дышать кислородом. Второе — самим настроиться на высоту... Есть вопросы?
Вопросов было много. Он на все ответил, а потом сам спросил:
— Кто хочет лететь со мной?
Наступила пауза. Поднялся комэск, белобровый, сухопарый капитан с красным шрамом через весь лоб:
— Разрешите?
Проверили оборудование, договорились о скорости набора высоты, направлении полета — в сторону Ладожского озера. Если что — вызовут по радио подмогу.
Взлетели. Комэск идет ведомым. Кочетков до боли в шее вертит головой, не выпускает из виду напарника, подсказывает, какую скорость, какой угол набора высоты выдерживать, напоминает — надо следить за обстановкой. Где-то уже на пределе эшелона спросил:
— Какая высота?
— Десять шестьсот...
— Можно еще выше.
Удивительно: отсюда, с высоты, они увидели фашистские истребители, и те поспешили ретироваться. И ленинградцы, наверное, с восторгом и надеждой глядели тогда на расчерченное белыми полосами небо, поняв, что там хозяйничают наши летчики.
Вернулись на аэродром, и белобровый комэск, возбужденный, сияющий, первым выскочил из машины и подбежал к шагнувшему на плоскость Андрею.
— Теперь я могу повести эскадрилью.
— Не торопитесь, капитан. Поначалу в паре да звеном слетайте.
Комкор повез Андрея в другой полк и теперь уже сам представил ему нового комэска — Карпова, Героя Советского Союза.
— Сами бывали на высоте? — на всякий случай уточнил Андрей.
— Летал на девяти тысячах.
— Маловато. Можно тянуть до одиннадцати.
Комкор приказал провести занятия со всеми летчиками полка. Кочетков проверил знания, растолковал особенности набора больших высот. В тот же день улетел в третий полк.
Опять летал, показывал.
И ленинградские летчики освоили высотные полеты. Фашистским «фоккерам» пришлось худо.
На исходе командировки Кочетков отпросился у комкора в город. Не шел, а бежал знакомым Клинским проспектом. Вот тут, за Обводным каналом, должен показаться четырехэтажный дом под цинковой крышей. Там, на третьем этаже, девятая квартира... Вначале он не понял, что случилось,— думал, заблудился. Но нет, вот соседний шестой дом с заржавевшей табличкой... А его, четвертого, дома нет. Груда кирпича да страшная глазница единственного окна. Андрей не помнит, сколько простоял у развалин родного дома — час, а может, и два. Вспомнил всю свою жизнь, мать, отца, сестренку, дорогу к заводу. От дум оторвал глухой голос:
— Чей, сынок, будешь? — Перед ним стояла сухая, как зимняя ветка, старушка.
— Кочетков я, Андрей я, бабушка Аня,— узнал он в старушке соседку по дому.— Где мои? Старушка заморгала глазами:
— Григория Фирсовича бомбой... А Зину с дочкой эвакуировали. Через Ладогу...
Андрей достал из противогазной сумки завернутый в газету хлеб и молча протянул его старушке.


От Finder42
К badger (12.03.2003 17:30:55)
Дата 12.03.2003 18:04:24

СПАСИБО! (-)


От badger
К Finder42 (12.03.2003 18:04:24)
Дата 13.03.2003 17:19:53

Нашел ссылку

откуда брал саму статью(сайт переехал)

http://ww2planes.kiev.ua/spitfire/sp1.htm

От badger
К badger (13.03.2003 17:19:53)
Дата 13.03.2003 17:27:27

Упс :)

Выше по ветке её уже AR дал :)

От DPS
К Finder42 (12.03.2003 16:20:13)
Дата 12.03.2003 17:14:44

Re: Опять Спитфайер

>Кто-нибудь знает о спитфайерах, которые появились в 118 ап СФ в конце 42г?
>Интересует ЛТД, движок, вооружение, перевооружение и проч. подробности.
>В архиве форума я нашел,что это был
>Spitfire Mk.V (?)

А мы только их и9-ки получали

С уважением
Алексей

От Finder42
К DPS (12.03.2003 17:14:44)
Дата 12.03.2003 17:26:34

Re: Опять Спитфайер

>>В архиве форума я нашел,что это был
>>Spitfire Mk.V (?)
>
>А мы только их и9-ки получали

А все же какие? VA VB VC (F LF HF) or IX,
IXE?
С Уважением,
СВ.

От MiB
К Finder42 (12.03.2003 17:26:34)
Дата 12.03.2003 17:40:25

Из 5-х мы только "бэшки" получали, мне кааца (-)


От Попов Андрей
К MiB (12.03.2003 17:40:25)
Дата 12.03.2003 23:57:27

Похоже так. Файл с пятерками в копилке (-)


От Finder42
К Попов Андрей (12.03.2003 23:57:27)
Дата 13.03.2003 08:48:25

Re: Похоже так.

Очень интересные данные.
Спасибо.
А откуда это?

СВ.

От Попов Андрей
К Finder42 (13.03.2003 08:48:25)
Дата 13.03.2003 10:47:48

Air Britain. Spitfire International

Еще подробнее можно найти в "Spitfire. The History." Morgan & Shacklady. В ней указаны даже суда, на которых прибывали самолеты.

По четверкам ТТХ тоже не нашел. На них ставили M45 и M46, когда еще готовились пятерки. Возможно англичане не хотели рассекречмвать характеристики нового истребителя, а потом это стало не актуально. Но есть ТТХ F MkIV с Griffon-ом. И общее описание четверок.

От Finder42
К Попов Андрей (13.03.2003 10:47:48)
Дата 13.03.2003 19:05:46

Re: Air Britain....

Ещё раз благодарю.
Нашел тут англицкий форум - пойду у них спрошу про ПР4.
http://disc.server.com/Indices/104358.html
С ув. СВ.