От Алексей Матвиенко
К В.Кондратьев
Дата 02.03.2003 18:37:50
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Re: Ничего, ничего,...

Я и не спорю, что заклепками фанеру приклепывать к металлическому каркасу - мягко сказать, не самое лучшее решение. Тут надлежащей прочности никак не добиться. Но цельнодеревянные конструктивные элементы вполне оправданы, конечно при полном соблюдении технологии изготовления. А ремонт деревянных частей в полевых условиях был реально много проще, чем металлических. Конечно, прочность клепанного металлического элемента, выполненного низкоквалифицированным рабочим, будет ненамного ниже, чем если бы то же делал специалист, чего не скажешь о клееной деревянной конструкции - небольшое несоблюдение технологии тут же отразится на прочности склейки.
Вот, кстати, вспомнил. Есть статья в "Крылатой Польше", называется "Москито против Ме262". В ней описано несколько случаев перехвата Москито-разведчиков 262-ми. Оказалось, что деревянная конструкция Москито довольно стойко переносит попадания 30мм(!) снарядов. Там и фотка была одного пережившего такой бой. Один "Мосси" минут сорок крутился, пока не оторвался от Мессера. Найду обязательно эту статейку.
С уважением. Алексей.

От badger
К Алексей Матвиенко (02.03.2003 18:37:50)
Дата 02.03.2003 20:59:43

Re: Ничего, ничего,...

>Я и не спорю, что заклепками фанеру приклепывать к металлическому каркасу - мягко сказать, не самое лучшее решение.

У вас есть другие предложения по креплению металла к дереву?

> Тут надлежащей прочности никак не добиться.

Э, проблемы были с прочностью приклейки обшивки к этой приклепанной фанерки, а не с клепкой самой. А количество дефектных самолтов исчесляется в процентах от общего количества выпущенных, так что добивались всё-таки надлежащей прочности.

>Но цельнодеревянные конструктивные элементы вполне оправданы, конечно при полном соблюдении технологии изготовления.

Особенно при отсутствии металла.

>А ремонт деревянных частей в полевых условиях был реально много проще, чем металлических.

Здесь я боюсь Ильюшин с вами не согласиться(из Родионова):

11 ноября 1943 С.В.И. писал письмо А.И.Ш N 1/1185с:

"Согласно Вашему приказу N 664 от 4 ноября 1943 для улучшения продольной устойчивости самолета Ил-2 отводятся назад концы крыла.

При переходе на измененную консоль со стрелкой на самолете Ил-2 необходимо делать ее не смешанной конструкции, а полностью металлическую по следующим соображениям:

1. Вес существующей смешанной конструкции на 100 кг больше, чем полностью металлической

2. При даче стрелки консоли назад, разница в весе деревянных и металлических консолей увеличится еще больше.

3. Нормальная бомбовая нагрузка увеличится с 300 до 400 кг

4. Опыт войны показал, что мы несем потери самолетов с деревянными консолями больше, чем с металлическими. Доказательством этого служит то обстоятельство, что очень часто с боевых операций самолеты возвращались с прострелянными металлическими консолями крупнокалиберными снарядами. Самолеты, имеющие деревянные консоли с такими пробоинами не возвращаются, так как вся фанерная обшивка от ударной воздушной нагрузки снимается с консолей.

5. Производственная трудоемкость смешанной консоли 1450 час., а металлической - 1100 час.

6. Ремонт в полевых условиях консолей смешанной конструкции невозможен. особенно во время весны, осени и зимы, а также летом в сырую погоду. По этой причине значительный процент самолетов бездействует.

7. Защитные покрытия, состоящие из высококачественного полотна, нитрокрасок и высококачественных и дефицитных шпаклевок, а также высокой требовательностью деревянной конструкции к условиям производства (температура, влажность и т.п.) делают ее очень высокой по стоимости.

8. Дополнительный вес дюраля на один самолет Ил-2 выразится в 175 кг (1698,38).



Особенно обращает на себя внимание сравнение трудозатрат на консоль.

>Конечно, прочность клепанного металлического элемента, выполненного низкоквалифицированным рабочим, будет ненамного ниже, чем если бы то же делал специалист, чего не скажешь о клееной деревянной конструкции - небольшое несоблюдение технологии тут же отразится на прочности склейки.

Я думаю что проблем с металлической обшивкой тоже может быть дохера при нарушении технологии.

От Алексей Матвиенко
К badger (02.03.2003 20:59:43)
Дата 03.03.2003 17:26:03

Re: Ничего, ничего,...

А по ремонту имел место разговор с бывшим инженером полка (это отец моего друга, царствие ему небесное...), на вооружении которого стояли Ил-2. Мною его слова приняты за правду.

От badger
К Алексей Матвиенко (03.03.2003 17:26:03)
Дата 03.03.2003 18:51:22

Re: Ничего, ничего,...

>А по ремонту имел место разговор с бывшим инженером полка (это отец моего друга, царствие ему небесное...), на вооружении которого стояли Ил-2. Мною его слова приняты за правду.

А самые разные мнения встречаются относительно того какое крыло более ремонто пригодно, а какое дешевле в производстве. Я вам просто привёл мнение Илъюшина в конкретном случае, когда он был заинтересован в металлическом крыле в первую очередь по соображениям живучести.

От Алексей Матвиенко
К badger (02.03.2003 20:59:43)
Дата 03.03.2003 17:17:06

Re: Ничего, ничего,...

Тут речь не о способе крепления фанеры к металлу, а о неприемлемости в полной мере такого сочетания деревянных и металлических элементов конструкции. Все равно пришлось от него отказаться в пользу цельнометаллической конструкции.

От badger
К Алексей Матвиенко (03.03.2003 17:17:06)
Дата 03.03.2003 18:49:14

Re: Ничего, ничего,...

>Тут речь не о способе крепления фанеры к металлу, а о неприемлемости в полной мере такого сочетания деревянных и металлических элементов конструкции. Все равно пришлось от него отказаться в пользу цельнометаллической конструкции.

Для военного времени этот эрзац был приемлем(в связи с дефецитом металла). А то что отказаться пришлось - так это естественный процесс, всё когда нибудь заменяется на лучшее.