От Finder42
К А.Мельников
Дата 25.02.2003 18:15:54
Рубрики 1936-1945 гг.;

Re: 118 ОРАП

>>118 мор. БРАП СФ, который существовал с самого начала ВОВ ( командир м-р Васильев В.Н.) - это одно и тоже или 118 ОРАП образовался поздее?

>Это тот же полк. Когда от него осенью 1942 г. отпочковался 24 мтап, 118-й стал чисто разведывательным.

Здравствуйте.
Дело в том, что мне сказали будто-бы 118
ОРАП образовался на базе 28 ОРАЭ в конце 1942г. Получается тогда, что 28 ОРАЭ - это всё, что осталось от 118 БРАП после выделения из него 24 МТАП? И почему у авиаэскадрильи в полку был такой номер, а не 1-я, 2-я и т.д.
Вам об этом что-нибудь известно?
С уважением,
Валерий.

От А.Мельников
К Finder42 (25.02.2003 18:15:54)
Дата 26.02.2003 10:43:56

Re: 118 ОРАП

>Дело в том, что мне сказали будто-бы 118 ОРАП образовался на базе 28 ОРАЭ в конце 1942г. Получается тогда, что 28 ОРАЭ - это всё, что осталось от 118 БРАП после выделения из него 24 МТАП?

Что-то меня сомнения взяли: может 24 мтап из 72 сап образовался? Точно поню только, что на базе двух эскадрилий, а вот какого полка? Надо литературу смотреть. Но 118 полк в 1941 году был. Вряд ли было два полка с номером 118, хотя прецендент был - два 13 иап на КБФ.

>И почему у авиаэскадрильи в полку был такой номер, а не 1-я, 2-я и т.д.

Номер был не в полку. Эскадрилья была отдельная. Таких эскадрилей в ВМФ было несколько десятков (не только разведывательные, но и истребительные, бомбардировочные, санитарные, связи и т.д.) и они имели свою нумерацию, как полки.

От Finder42
К А.Мельников (26.02.2003 10:43:56)
Дата 26.02.2003 12:09:51

Re: 118 ОРАП


>Что-то меня сомнения взяли: может 24 мтап из 72 сап образовался? Точно поню только, что на базе двух эскадрилий, а вот какого полка?

Нет не из 72САП. В 72 САП до преобразования его во 2 ИАП входили три АЭ 1-я СБ, 2-я и 3-я ИЭ (база Ваенга-1). А самолеты МБР-2 и ГСТ входили именно в 118 мор. БРАП (две базы сейчас не помню, но кажется Североморск и ...) из него-то только и мог образоваться 24 мтап.

> Надо литературу смотреть. Но 118 полк в 1941 году был. Вряд ли было два полка с номером 118, ...

Да вот, что-то напряженно с литературой.

>>И почему у авиаэскадрильи в полку был такой номер, а не 1-я, 2-я и т.д.
>
>Номер был не в полку. Эскадрилья была отдельная. Таких эскадрилей в ВМФ было несколько десятков (не только разведывательные, но и истребительные, бомбардировочные, санитарные, связи и т.д.) и они имели свою нумерацию, как полки.

С этим я согласен, но тем не менее она
оперативно подчинялась 118 АП и следовательно входила в его состав.
Наилучшие,
Валера.

От Андрей Диков
К Finder42 (26.02.2003 12:09:51)
Дата 26.02.2003 12:34:13

Re: 118 ОРАП

День добрый!

>>Что-то меня сомнения взяли: может 24 мтап из 72 сап образовался? Точно поню только, что на базе двух эскадрилий, а вот какого полка?
>
>Нет не из 72САП. В 72 САП до преобразования его во 2 ИАП входили три АЭ 1-я СБ, 2-я и 3-я ИЭ (база Ваенга-1). А самолеты МБР-2 и ГСТ входили именно в 118 мор. БРАП (две базы сейчас не помню, но кажется Североморск и ...) из него-то только и мог образоваться 24 мтап.

Врать не буду, точно не помню, но 24 мтап формировался как обычно, просто фраза "формировался на базе..." может означать, что оттуда брали летчиков, матчасть, может штаб эскадрильи и т.п. Например, в 1 мтап КБФ зимой-весной 1942 пришло очень много бывших эмбээрщиков из разных омраэ КБФ, но это не значит, что эскадрильи были переформированы, а выражение "на базе" вполне применимо. 24 мтап - этот не тот ли, который Хэмпдэны пользовал? На них могли взять летчиков с тех же ГСТ.

>> Надо литературу смотреть. Но 118 полк в 1941 году был. Вряд ли было два полка с номером 118, ...
>
>Да вот, что-то напряженно с литературой.

>>>И почему у авиаэскадрильи в полку был такой номер, а не 1-я, 2-я и т.д.
>>
>>Номер был не в полку. Эскадрилья была отдельная. Таких эскадрилей в ВМФ было несколько десятков (не только разведывательные, но и истребительные, бомбардировочные, санитарные, связи и т.д.) и они имели свою нумерацию, как полки.
>
>С этим я согласен, но тем не менее она
>оперативно подчинялась 118 АП и следовательно входила в его состав.

Ну, это сплошь и рядом. Например, в 15 ап КБФ в 1941 входили 18-я, 19-я, 22-я и 58-я аэ.

Потом в этот же полк входили 85 аэ, 43 аэ, в общем - это не показатель. Сами-то эскадрильи (состоявшие между прочим из двух отрядов в свою очередь), природно и традиционно были отдельными, а уж подчиняли ли их штабу какого-либо полка или нет - вопрос другой.

С уважением, Андрей [
http://www.bergstrombooks.elknet.pl/bc-rs/ ]

От А.Мельников
К Андрей Диков (26.02.2003 12:34:13)
Дата 27.02.2003 10:11:25

Re: 118 ОРАП

>>Нет не из 72САП. В 72 САП до преобразования его во 2 ИАП входили три АЭ 1-я СБ, 2-я и 3-я ИЭ (база Ваенга-1).
>Врать не буду, точно не помню, но 24 мтап формировался как обычно, просто фраза "формировался на базе..." может означать, что оттуда брали летчиков, матчасть

В 72 сап (позже 2 гвардейском) в 1942 году было эскадрилей штук 5 или 6 (3 - это в начале войны). Две из них в полном составе и были выделены в отдельный полк - 24 мтап.

>24 мтап - этот не тот ли, который Хэмпдэны пользовал?

Тот самый. Позже он стал 9 гвардейским Киркинесским. Командовал им Борис Сыромятников (до своей гибели).

От Finder42
К А.Мельников (27.02.2003 10:11:25)
Дата 27.02.2003 11:02:36

Re: Нет не из 72САП


>>>Нет не из 72САП. В 72 САП до преобразования его во 2 ИАП входили три АЭ 1-я СБ, 2-я и 3-я ИЭ (база Ваенга-1).
>
>В 72 сап (позже 2 гвардейском) в 1942 году было эскадрилей штук 5 или 6 (3 - это в начале войны). Две из них в полном составе и были выделены в отдельный полк - 24 мтап.

>"К ноябрю 1942г. на базе двух эскадрилий 2-го ап и самолетов-торпедоносцев "Хэмпден" английского производства был сформирован 24 мтаб (первая эскадрилья имела 9 ДБ-3Ф, вторая и третья - по 10 самолётов "Хэмпден")"

Так я не понял, что было выделено?
9 ДБ или по 10 "Хемпденов"??? И откуда
могли гидросамолёты оказаться на сухопутном аэродроме. Нонсенс!

От А.Мельников
К Finder42 (27.02.2003 11:02:36)
Дата 03.03.2003 12:52:59

Re: Нет не...

>И откуда могли гидросамолёты оказаться на сухопутном аэродроме. Нонсенс!

А в 24 мтап были гидросамолёты?

От Finder42
К А.Мельников (03.03.2003 12:52:59)
Дата 03.03.2003 13:33:31

Re: Признаю...

>>И откуда могли гидросамолёты оказаться на сухопутном аэродроме. Нонсенс!
>
>А в 24 мтап были гидросамолёты?

Ну конечно же вы правы. Торпедоносцы, а не
гидросамолёты. Признаю свою ошибку.
Тогда действительно две эскадрильи из 72 сап перешедшие в 24 мтаб могли состоять из СБ и ДБ. Ну и 17-20 Хемпденов, как
выяснилось.
А вот там ниже на форуме я задал вопрос о
5 ап. Где хоть искать о нём сведения, не знаете?

От Finder42
К Андрей Диков (26.02.2003 12:34:13)
Дата 26.02.2003 20:53:35

Re: 118 ОРАП

>24 мтап - этот не тот ли, который Хэмпдэны пользовал? На них могли взять летчиков с тех же ГСТ.

А вот что я нашел в книге А.М.Артемьева"Морская авиация России"-М.,1996г.:"К ноябрю 1942г. на базе двух эскадрилий 2-го ап и самолетов-торпедоносцев "Хэмпден" английского производства был сформирован 24 мтаб (первая эскадрилья имела 9 ДБ-3Ф, вторая и третья - по 10 самолётов "Хэмпден").".

От А.Мельников
К Finder42 (26.02.2003 20:53:35)
Дата 27.02.2003 10:16:22

Re: 118 ОРАП

>А вот что я нашел в книге А.М.Артемьева"Морская авиация России"-М.,1996г.:"К ноябрю 1942г. на базе двух эскадрилий 2-го ап и самолетов-торпедоносцев "Хэмпден" английского производства был сформирован 24 мтаб (первая эскадрилья имела 9 ДБ-3Ф, вторая и третья - по 10 самолётов "Хэмпден").".

Я это и имел ввиду.

От Finder42
К Андрей Диков (26.02.2003 12:34:13)
Дата 26.02.2003 17:36:30

Re: 118 ОРАП

Здравсвуйте, Андрей!
>24 мтап - этот не тот ли, который Хэмпдэны пользовал? На них могли взять летчиков с тех же ГСТ.

Про Хэмпдэны не знаю. 24 мтаб был сформирован 14 окт. 1942г. О нём в Летописе ссылка на ЦАМО ф.11, д.10613, л.57,57.
А вот только что прочёл, вышедшую недавно книгу "МБР-2.Первый самолет Бериева.-М.2003г.". О 24 мтаб в ней ни слова (из чего можно сделать вывод о правильности Вашего предположения о Хемпдэнах), хотя довольно интересно про историю формирования и боевые действия 118 мбрап,
начиная с 1936г.(который почему-то авторы то называют 118 мбрап, то орап, хотя 118 орап сформирован тогда же, когда и 24 мтаб и 28 ораэ - 14/10/42).
Впрочем не хочу придираться к буквам.
Книга мне поравилась. Там кстати и по КБФ
есть отдельная главка (всего в книге 95стр.), согласно Вашим интересам.

>С уважением, Андрей.
Взаимно,
Валерий.

От amyatishkin
К Finder42 (26.02.2003 17:36:30)
Дата 26.02.2003 19:29:34

Про Хэмпдэны

>Про Хэмпдэны не знаю. 24 мтаб был сформирован 14 окт. 1942г. О нём в Летописе ссылка на ЦАМО ф.11, д.10613, л.57,57.
>А вот только что прочёл, вышедшую недавно книгу "МБР-2.Первый самолет Бериева.-М.2003г.". О 24 мтаб в ней ни слова (из чего можно сделать вывод о правильности Вашего предположения о Хемпдэнах), хотя довольно интересно про историю формирования и боевые действия 118 мбрап,Крылья Родины, 95 г (№11 - 12)


1 октября советская сторона сделала официальное предложение о передаче торпедоносцев, 6-го премьер-министр Черчилль утвердил решение о предоставлении оставшихся самолетов СССР. По договоренности, “Хэмпдены” перешли к новому хозяину, 3-й эскадрилье 24-го минно-торпедного авиаполка (МТАП) Северного флота, без английских прицелов, фотокамер и некоторых приборов, считавшихся секретными. Уезжал в Англию и запас торпед Мк.ХII.

Техники 24-го МТАП быстро восстановили бортовое оборудование самолетов и приспособили узлы подвески под торпеды отечественного производства (североморские “Хэмпдены” отличались усиленным на один пулемет вооружением в кабине нижнего стрелка). Британские летчики оказали советским коллегам неоценимую помощь в скорейшем освоении техники. В полетах на не приспособленных для обучения машинах инструктор сидел в штурманской кабине или позади кресла пилота. По тому, как смело и уверенно летчики 24-го полка осваивали абсолютно новый для себя самолет, англичане поняли, что это люди отчаянной храбрости. 22 октября после приема последних “экзаменов” личный состав английских дивизионов отплыл на родину, а на 17 уцелевших торпедоносцах начала боевую работу 3-я эскадрилья (1 -я и 2-я воевали на бомбардировщиках СБ-2 и ДБ-ЗФ). Североморские “Хэмпдены” редко действовали большими группами, чаще они вылетали на охоту парами.

18 декабря 1942-го “Хэмпден” капитана Трунова совместно с одним ДБ-ЗФ потопил два немецких транспорта. 14 января 1943-го два “Хэмпдена” обнаружили караван из семи судов. Самолет капитана Баштыркова был подбит кораблями охранения при выходе в атаку. Пылающий торпедоносец не свернул с боевого курса и прежде чем упасть в море, успел потопить транспорт водоизмещением 8000 т. (Этот случай нашел отражение в известном художественном фильме “Торпедоносцы”. Правда, вместо “Хэмпдена” там снят Ил-4). Второй “Хэмпден”, ведомый капитаном Киселевым, поразил еще одно судно и, несмотря на повреждения, вернулся на свой аэродром. Командир экипажа А. А. Баштырков и стрелок-радист В. Н. Гаврилов посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.



От Finder42
К amyatishkin (26.02.2003 19:29:34)
Дата 26.02.2003 21:05:54

Re: Про Хэмпдэны

Здравствуйте!
Спасибо за такую большую цитату.

>Крылья Родины, 95 г (№11 - 12)

> а на 17 уцелевших торпедоносцах начала боевую работу 3-я эскадрилья (1 -я и 2-я воевали на бомбардировщиках СБ-2 и ДБ-ЗФ).

Небольшое разночтение с А.М. Артемьевым, который СБ-2 вообще не упоминает относим
к нему или к автору "Крылья Родины"?
Только не сочтите за занудство (я к СБ-2
дышу неровнно - чисто личное).
С наилучшими,
Валерий.

От amyatishkin
К Finder42 (26.02.2003 21:05:54)
Дата 27.02.2003 00:58:04

А черт его знает

статья про "Немпдены" вообще, у меня случайно и не вся (2 ном. из 3)
Текст надо?

>> а на 17 уцелевших торпедоносцах начала боевую работу 3-я эскадрилья (1 -я и 2-я воевали на бомбардировщиках СБ-2 и ДБ-ЗФ).
>
>Небольшое разночтение с А.М. Артемьевым, который СБ-2 вообще не упоминает относим
>к нему или к автору "Крылья Родины"?
>Только не сочтите за занудство (я к СБ-2
>дышу неровнно - чисто личное).
>С наилучшими,
>Валерий.

От Finder42
К amyatishkin (27.02.2003 00:58:04)
Дата 27.02.2003 10:50:58

Re:

>статья про "Немпдены" вообще, у меня случайно и не вся (2 ном. из 3)
>Текст надо?
Если не очень трудно - буду благодарен.
С наилучшими,
Валерий.

От amyatishkin
К Finder42 (27.02.2003 10:50:58)
Дата 27.02.2003 11:43:51

Re: В копилке

>>статья про "Немпдены" вообще, у меня случайно и не вся (2 ном. из 3)
>>Текст надо?
>Если не очень трудно - буду благодарен.
>С наилучшими,
>Валерий.

пропустил боковики и ренген

http://vif2ne.org/nvi/forum/files/Amyatishkin/HP_53_Hempden.rar

От Finder42
К amyatishkin (27.02.2003 11:43:51)
Дата 27.02.2003 16:01:10

Re: В копилке

>пропустил боковики и ренген

А чего-то текста не вижу, только фото.
Так и посылали?
С наилучшими,
Валерий.

От amyatishkin
К Finder42 (27.02.2003 16:01:10)
Дата 27.02.2003 18:14:48

Файл HTML

у меня в архиве он есть

От amyatishkin
К amyatishkin (27.02.2003 18:14:48)
Дата 27.02.2003 20:48:57

Боковик тоже в копилке (-)


От Finder42
К amyatishkin (27.02.2003 20:48:57)
Дата 27.02.2003 23:09:28

Re: Спасибо! Всё OK! (-)


От Андрей Диков
К Finder42 (26.02.2003 17:36:30)
Дата 26.02.2003 18:17:21

Re: 118 ОРАП

День добрый!

>(который почему-то авторы то называют 118 мбрап, то орап, хотя 118 орап сформирован тогда же, когда и 24 мтаб и 28 ораэ - 14/10/42).
>Впрочем не хочу придираться к буквам.

И это правильно. Хоть какие-то дополнительные буковки у номеров полков в документах стали появляться только с зимы 42-го. До этого вполне логично все называли - аэ, ап, аб, ну, иногда подчеркивали оаэ. Буковки эти смысла не имеют, потому что правильные полные сокращенные названия звучат ну совсем не в ту степь, особенно с орденами если, например 4 гиап КБФ - что-то типа 4 ГМКТ...ИАП и т.п...

Так что пиште 118 ап и не ошибетесь.

>Книга мне поравилась. Там кстати и по КБФ
>есть отдельная главка (всего в книге 95стр.), согласно Вашим интересам.

Я ее как раз купил в Москве тогда. Но очень скромно там по боевому применению. По эмбээрам КБФ в 1941 году я б две такие книжки мог сделать. :)


С уважением, Андрей [
http://www.bergstrombooks.elknet.pl/bc-rs/ ]