От Экзот
К Pavel
Дата 06.02.2003 15:29:00
Рубрики Прочее; Люди и авиация; Авиатехника; Современность;

Re: (+)

>> то список аварий можно продолжить: без дат/имён/обстоятельств - упоминавшийся тут уже пожар на старте с "Союзом"; разумеется, Аполло-13; что ещё?
>Да легче перечислить полеты где все прошло полностью штатно, а так из наиболее известных нештатных ситуаций (только в пилотируемых полетах):
++
Продолжу занудничать ;) ...
Нештатная ситуация - это ещё не авария - усложнение условия полёта (УУП) ;). По-моему, бОльшая часть УУП даже расследованию не подлежит (отказ дублированных с-ем, например, изменение регулярным рейсом маршрута следования, и т.д.)
А там, где нет людей на борту про катастрофу нет речи в принципе... ;)

>1)Посадка "Восхода-2" в ручном режиме "В заданном районе":)))
+++
УУП. Отказ одной из с-ем. Разрушения то были? ;)
>2)Спуск по нерасчетной траектории "Союза-5"(Волынов) и "жесткая" посадка (уже и шапку в ЦУПе по кругу пускали, но повезло парню).
++
Спуск. апп. повреждён? Тогда, да - авария.

>3)Невыход на орбиту и полет по баллистической траектории Лазарева и Макарова "Союз-Б/Н"1975г.
++
Закинул "на корочку". А подробности - можно?

>4)Приводнение Зудова и Рождественского в Балхаше.
+++
Если переводить на авиационные аналогии - думаю, вынужденная посадка вне аэродрома с возможностью дальнейшей эвакуации ЛА с его дальнейшим вводом в эксплуатацию... ;) Не УУП, конечно, но и не авария, хотя, здесь могу ошибаться.
>5)Полное обесточивание "Салюта-7"
+++
Дефект. Стратегический, мог быть фатальным, но дефект. Джанибеков с напарником просто его устранили. Проявили, говорят, чудеса смекалки, исполнительности и инженерной дисциплины, но выполнили "просто" устранение сложного ;) дефекта.

>6)Повреждение модуля "Квант" на "Мире", плюс еще постоянные неполадки.
++
Чем повреждён? "Неполадки" - в разряд систематических и гуляющих дефектов.

>7)Многочисленные нестыковки "Союзов" с ДОСами итд итп.
++
Дефект, вызвавший УУП.

Спасибо за микроэксурс!

С наилучшими.
Сергей

От Pavel
К Экзот (06.02.2003 15:29:00)
Дата 06.02.2003 16:12:38

Re:

>Продолжу занудничать ;) ...
>Нештатная ситуация - это ещё не авария - усложнение условия полёта (УУП) ;). По-моему, бОльшая часть УУП даже расследованию не подлежит (отказ дублированных с-ем, например, изменение регулярным рейсом маршрута следования, и т.д.)
Ну, в комонавтике думаю не так, не все системы дублированные и, что тогда понимать под "изменеием маршрута следования"? Посадка в не том районе уже ЧП, а серьезные и даже не очень повреждения могут в большинстве случаев привести г гибели людей, скажем потяря 5 плиток(из 38000!) с одного места.
>А там, где нет людей на борту про катастрофу нет речи в принципе... ;)
Это да.
>УУП. Отказ одной из с-ем. Разрушения то были? ;)
Одной из основных! И вытащить их из тайги сутки не могли, чуть волки не сЪели:-)))
>Спуск. апп. повреждён? Тогда, да - авария.
Волынов зубы выбил, думаю и аппарат поврежден, но он-то разовый.
>>3)Невыход на орбиту и полет по баллистической траектории Лазарева и Макарова "Союз-Б/Н"1975г.
>++
>Закинул "на корочку". А подробности - можно?
Подробности
========================
В первые минуты старта полет проходил по штатной программе. На 120-й секунде произошло отделение боковых ускорителей, на 150-й сброшен головной обтекатель, на 180-й секунде земля подтвердила: "Полет нормальный".
"На 261-й секунде полета, - вспоминает в письме командир корабля Василий Лазарев, - должно было произойти отделение второй ступени. В этот момент я почувствовал тангажную раскачку. Подпал: качает сильнее, чем в прошлый раз. Поднял руку, смотрю - ее водит... Затем громкий звук сирены и тревожное мигание красного табло: "Авария носителя"... Всё произошло в считанные секунды. Космонавты понимали, что времени у них для принятия решений очень мало. Свободы действий - еще меньше, так как основную часть работы по спасению экипажа в подобных ситуациях специалисты возложили на автоматику.
Экипаж сделал все что от него требовалось по инструкции. И как в этот момент пригодились часы тренировок, проведенные на тренажерах при отработке действий во время возникновения нештатных ситуаций!..
После прекращения работы двигателей на какое-то короткое время наступила невесомость, которая на участке входа в атмосферу сменилась чудовищной перегрузкой. Перегрузкой, какую до них не испытал ни один космонавт!
Всё, что происходило в дальнейшем, напоминало кошмарный сон: дышать становилось все труднее и труднее. Тяжесть съедала все звуки, оставляя гортанный хрип и сопение... Корабль начал неуправляемое падение с орбиты, подобно камню, брошенному вниз с громадной силой. Как потом выяснилось, перегрузка в этот момент стала двадцатикратной. Это означает, что при весе в 50 килограммов тяжесть, навалившаяся на космонавта, составила одну тонну.
Но на этом злоключения экипажа "Союза-18" отнюдь не закончились. Едва сработали двигатели мягкой посадки, спускаемый аппарат стало разворачивать, словно бы при посадке на воду. Как такое могло случиться и что стало причиной новой нештатной ситуации, удалось понять далеко не сразу. Только несколькими минутами позднее пилоты осознали, что приземлились... на самом краю оврага. И в тот критический момент лишь чудо спасло космо-навтов во второй раз от неминуемой гибели: рухнуть в полукилометровую пропасть кораблю не позволили зацепившиеся за корни деревьев парашютные стропы".
Корабль совершил посадку в горном таежном районе Алтайского края, и еще более десяти часов понадобилось, чтобы экипаж был обнаружен и спасен.
Тогда, 5 апреля 1975 года, была впервые испытана система аварийного спасения корабля, который позднее получил название "Союз-18-1". А в техническом заключении позднее появились следующие строки: "После отделения корабль совершил суборбитальный полет длительностью 21 минута 27 секунд, поднявшись на высоту 192 км и пролетев расстояние длиной в 1574 километра".
==============================
>>4)Приводнение Зудова и Рождественского в Балхаше.
>+++
>Если переводить на авиационные аналогии - думаю, вынужденная посадка вне аэродрома с возможностью дальнейшей эвакуации ЛА с его дальнейшим вводом в эксплуатацию... ;) Не УУП, конечно, но и не авария, хотя, здесь могу ошибаться.
Они там чуть не утонули, он чуть под лед не ушел, хотя приводнение предусмотрено.
>>5)Полное обесточивание "Салюта-7"
>+++
>Дефект. Стратегический, мог быть фатальным, но дефект. Джанибеков с напарником просто его устранили. Проявили, говорят, чудеса смекалки, исполнительности и инженерной дисциплины, но выполнили "просто" устранение сложного ;) дефекта.
Наверное да, тем более, что "на устранение" летали специально.
>>6)Повреждение модуля "Квант" на "Мире", плюс еще постоянные неполадки.
>++
>Чем повреждён? "Неполадки" - в разряд систематических и гуляющих дефектов.
При стыковке, кажется прогресса, - разгерметизация и невозможность дальнейшего использования.
>>7)Многочисленные нестыковки "Союзов" с ДОСами итд итп.
>++
>Дефект, вызвавший УУП.
Наверное да.
>Спасибо за микроэксурс!
Упустил еще наверное одну из самых опасных аварий.У Рукавишникова с Ивановым(Херовым :-))прогар недублированного тормозного двигла, чудесное возвращение на Землю (еле еле остатка тяги хватило).
Павел.

От Starik
К Pavel (06.02.2003 16:12:38)
Дата 06.02.2003 22:19:45

Уточнение...


>Упустил еще наверное одну из самых опасных аварий.У Рукавишникова с Ивановым(Херовым :-))прогар недублированного тормозного двигла, чудесное возвращение на Землю (еле еле остатка тяги хватило).
>>>>>

Вообще-то оригинальная фамилия "Иванова" - Какаев (см. биографию...) и спускались они при помощи резервного двигателя...
Могли бы даже и программу выполнить до конца, но народ на себя не взял ответственность за дальнейший полет по программе (в таком случае уже точно дублирования уже не было бы...). И правильно сделали - запасной двигатель работал с причудами...

От Pavel
К Starik (06.02.2003 22:19:45)
Дата 07.02.2003 10:20:37

Re: Уточнение...



>
>Вообще-то оригинальная фамилия "Иванова" - Какаев (см. биографию...)
Похоже вы правы, но тогда может Какалов? Чего только журналамеры не напишут:-))
> и спускались они при помощи резервного двигателя...
Так у него вроде и тяга поменьше и траектория получилась баллистическая и перегрузки 10-20g по разным источникам.
Павел.

От Starik
К Pavel (07.02.2003 10:20:37)
Дата 07.02.2003 21:07:30

Re: Уточнение...

>> и спускались они при помощи резервного двигателя...
>Так у него вроде и тяга поменьше и траектория получилась баллистическая и перегрузки 10-20g по разным источникам.
>Павел.

>>>
Т.е. с тем что все основные системы у Союза зарезервированы уже не спорим...

Тяга у него действительно меньше, в результате Рукавишников при выдаче тормозного импульса испугался, что он будет недостаточен и отключил его значительно позже того, как планировалось. Аппарат, естественно, пошел по более крутой траектории и был даже момент, когда решили, что он сгорит, или перегрузки их раздавят... Но система управлением спуском в атмосфере ситуацию выровняла, перегрузки были большие, но не смертельные...

От Pavel
К Starik (07.02.2003 21:07:30)
Дата 07.02.2003 21:57:48

Спасибо, а Вы не в "Энергиии" работали, очень уж инфа интересная(-)


От Экзот
К Pavel (06.02.2003 16:12:38)
Дата 06.02.2003 16:47:01

Re: Re:

>Ну, в комонавтике думаю не так, не все системы дублированные
++
В авиации тоже. Но отказ недублированной с-мы/агрегата - это серьёзнее - предпосылка к ЛП - и подлежит расследованию. Есть отказы дублированных с-ем, подлежащих расследованию - например, отказы курсовых с-ем, двигателя на 2- и много- двигательных ЛА, и т.д.

>и, что тогда понимать под "изменеием маршрута следования"?
+++
Просто привёл пример того, что в ГА понимают под несущественным УУП. :)

>серьезные и даже не очень повреждения могут в большинстве случаев привести г гибели людей,
++
Даже микроскопический дефект/отказ, влекущий за собой такие последствия, автоматически переходит в другую категорию. И вместо УУП , квалифицируется, если не ошибаюсь, как предпосылка к ЛП или перерастает в собственно катастрофу. Например, трещина: на тормозных дисках колёс допускаются сквозные трещины, а представте себе трещину в корпусе камеры сгорания!

>скажем потяря 5 плиток(из 38000!) с одного места.
++
Сами и привели классический пример - ссыпься 5 плиток с пяти разных мест ничего не произошло бы, а те же банальные пять, ссыпанных подряд на носке или днище - катастрофа.

>>УУП. Отказ одной из с-ем. Разрушения то были? ;)
>Одной из основных!
+++
Ну, может, и авария. Сам я тоже не прожжёный семантик... :)

>И вытащить их из тайги сутки не могли, чуть волки не сЪели:-)))
++
Ну, начинающие парашютисты тоже, говорят, часами висят на ветвях, пока их не снимут, если строп запаски не хватает... ;)

>Подробности
>Корабль совершил посадку в горном таежном районе Алтайского края, и еще более десяти часов понадобилось, чтобы экипаж был обнаружен и спасен.
++
С поправкой на специфику "авиация --> космонавтика" - "выкатывание за пределы ВПП после прерванного взлёта с последующей эвакуацией". ;)

>Они там чуть не утонули, он чуть под лед не ушел, хотя приводнение предусмотрено.
++
На концевых полосах безопасности тоже предусматривалось безопасное торможение ЛА, а самолёты на них, бывало, сгорали с человеческими жертвами... Или пожар с полным разрушением ВС и без жертв - тогда авария...

>>>6)Повреждение модуля "Квант" на "Мире", плюс еще постоянные неполадки.
>>++
>>Чем повреждён? "Неполадки" - в разряд систематических и гуляющих дефектов.
>При стыковке, кажется прогресса, - разгерметизация и невозможность дальнейшего использования.
+++
Угу, ясно.

>Упустил еще наверное одну из самых опасных аварий.У Рукавишникова с Ивановым(Херовым :-))
++
В скобках мысли не понял... Прозвище? :)

>прогар недублированного тормозного двигла, чудесное возвращение на Землю (еле еле остатка тяги хватило).
++
Да, это серьёзно. Аналогом в авиации может быть, наверное, только перелом лонжерона (Ан-10) или отрыв хвоста (Ан-24 одного из южных управлений лет десять назад).

С наилучшими.
Сергей

От Pavel
К Экзот (06.02.2003 16:47:01)
Дата 06.02.2003 17:05:58

Re: Re:


>Сами и привели классический пример - ссыпься 5 плиток с пяти разных мест ничего не произошло бы, а те же банальные пять, ссыпанных подряд на носке или днище - катастрофа.
Придиразм, на носке не плитка а УГЛЕРОД-УГЛЕРОЛ, прогар которог еще хуже, но он покрепче будет.
>Ну, начинающие парашютисты тоже, говорят, часами висят на ветвях, пока их не снимут, если строп запаски не хватает... ;)
Ну, парашютистов много, а Беляев с Леоновым были 10-11 космонавтами, кого бы тогда Брежнев встречал, еслиб съели? :-))
>С поправкой на специфику "авиация --> космонавтика" - "выкатывание за пределы ВПП после прерванного взлёта с последующей эвакуацией". ;)
ИМХО падение после взлета на колхозном поле, но без жертв:-)


>>Упустил еще наверное одну из самых опасных аварий.У Рукавишникова с Ивановым(Херовым :-))
>++
>В скобках мысли не понял... Прозвище? :)
Дык он болгарин был, для них вполне обычная фамилия, а нашим показалась неблагозвучной, вот объявили его Ивановым :-)))
Павел.

От Starik
К Pavel (06.02.2003 17:05:58)
Дата 06.02.2003 22:30:23

еще уточнение...

>>Ну, начинающие парашютисты тоже, говорят, часами висят на ветвях, пока их не снимут, если строп запаски не хватает... ;)
>Ну, парашютистов много, а Беляев с Леоновым были 10-11 космонавтами, кого бы тогда Брежнев встречал, еслиб съели? :-))
>>>>>>

Никакие волки их есть не собирались, для этого-то как раз там все было, включая ПМ у Беляева, но вот слушать его разсказ о том, как он всю ночь не спал и думал, как он его применять будет по прямому назначению - "самоликвидация экипажа в случае посадки вне территории СССР", жутковато было...


От Pavel
К Starik (06.02.2003 22:30:23)
Дата 07.02.2003 10:16:28

Re: еще уточнение...

>
>Никакие волки их есть не собирались, для этого-то как раз там все было, включая ПМ у Беляева,
Да это к слову, волки-то были, но они в шарике сидели завернувшись в парашюты.
>но вот слушать его разсказ о том, как он всю ночь не спал и думал, как он его применять будет по прямому назначению - "самоликвидация экипажа в случае посадки вне территории СССР", жутковато было...
Что-то не верится, ИМХО перестроечные байки, тогда уж лучше систему подрыва на пилотируемые машины ставить, хотя договор о передаче космонавтов и объектов при посадке на чужой территории
кажется был подписан уже после гибели Комарова.
Павел.

От Starik
К Pavel (07.02.2003 10:16:28)
Дата 07.02.2003 21:21:15

Re: еще уточнение...

>>
>>Никакие волки их есть не собирались, для этого-то как раз там все было, включая ПМ у Беляева,
>Да это к слову, волки-то были, но они в шарике сидели завернувшись в парашюты.
>>>>>>

Шарик вообще-то висел на здоровенном дереве, зацепившись парашютом за вершину... Там вообше-то деревья стояли так плотно, что даже спасателей потом спустить не могли - им бензопилу сбросили и они там еще и лесорубами поработали, чтобы их забрать смогли... А ночь они провели в снегу по пояс, у костра (мороз был здоровый, а у Леонова в скафандре было пота по колено...).
>>>>>>>

>>но вот слушать его разсказ о том, как он всю ночь не спал и думал, как он его применять будет по прямому назначению - "самоликвидация экипажа в случае посадки вне территории СССР", жутковато было...
>Что-то не верится, ИМХО перестроечные байки, тогда уж лучше систему подрыва на пилотируемые машины ставить, хотя договор о передаче космонавтов и объектов при посадке на чужой территории
>кажется был подписан уже после гибели Комарова.
>Павел.
>>>>>>>
Было к сожалению (информация непосредственно от учасников события). Беляев почему-то решил (связи не было, появилась только утром...), что они сели в Канаде, а инструкции у него были однозначные...

От Pavel
К Starik (07.02.2003 21:21:15)
Дата 07.02.2003 21:56:18

Re: еще уточнение...

>Шарик вообще-то висел на здоровенном дереве, зацепившись парашютом за вершину...
Откуда инфа, это интересно.
> Там вообше-то деревья стояли так плотно, что даже спасателей потом спустить не могли - им бензопилу сбросили и они там еще и лесорубами поработали, чтобы их забрать смогли...
Так вроде настоящих лесорубов вызывали, что бы площадку для вертолета вырубить.
> А ночь они провели в снегу по пояс, у костра (мороз был здоровый, а у Леонова в скафандре было пота по колено...).
Это да, но вроде они в шарик на ночь забрались, или не так?
>>>но вот слушать его разсказ о том, как он всю ночь не спал и думал, как он его применять будет по прямому назначению - >Было к сожалению (информация непосредственно от учасников события). Беляев почему-то решил (связи не было, появилась только утром...), что они сели в Канаде, а инструкции у него были однозначные...
Хотелось бы увидеть эти инструкции, хотя понимаю, что это скорее всего невозможно. Вот так и получается, говорим об истории ВОВ, а своей недавней не знаем, во всех тонкостях.
Павел.

От Starik
К Pavel (07.02.2003 21:56:18)
Дата 07.02.2003 23:20:39

Re: еще уточнение...


>Так вроде настоящих лесорубов вызывали, что бы площадку для вертолета вырубить.
>>>>>>

Площадку для вертолета вырубили спустивщиеся спасатели, но они не могли спуститься, пока ребята пару елок не свалили...
>>>>>

>> А ночь они провели в снегу по пояс, у костра (мороз был здоровый, а у Леонова в скафандре было пота по колено...).
>Это да, но вроде они в шарик на ночь забрались, или не так?
>>>
Честно говоря, не гарантирую, но по моему им на улице просто было комфортнее, чем в аппарате. А на подобные ситуации, в НЗ все предъусмотрено...

>Хотелось бы увидеть эти инструкции, хотя понимаю, что это скорее всего невозможно. Вот так и получается, говорим об истории ВОВ, а своей недавней не знаем, во всех тонкостях.
>Павел.
>>>>>>
В пмсьменном виде такие инструкции не давались, более того, уверен, что все подобные выверты - не линия руководства, а извращение всяческих "околокосмических замполитов", которых, особенно после смерти Королева, понабежало на теплые местечки видимо-невидимо, и с которых толку никокого не было, а власть проявить хотелось. Вот они и придумывали всяческие идиотизмы, а остальные, в том числе и экипажи, мучались, но были вынуждены эти бредни исполнять... Ведь достаточно было какому-нибудь режимщику с большими погонами, перед стартом вызвать к себе командира (на самом деле для того, чтобы просто тот же ПМ вручить под роспись) и закатывая глаза изложить, что, с его точки зрения, надлежит с ним делать и тот будет на полном серьезе это исполнять, поскольку работа у него такая - выполнять указания...

От Starik
К Starik (07.02.2003 21:21:15)
Дата 07.02.2003 21:52:20

Re: еще уточнение...

>>>>>>
>Было к сожалению (информация непосредственно от учасников события). Беляев почему-то решил (связи не было, появилась только утром...), что они сели в Канаде, а инструкции у него были однозначные...
>>>>>>

Кстати, что удивительно, у американцев подобные инструкции тоже были... Армстронг как-то вспоминал, что когда у них на Джемини-8 все пошло в разнос и они каким-то чудом смогли восстановить ориентацию и соскочить с орбиты куда попало, лишь бы в Землю попасть, то по расчетам ЦУПа они должны были приземлиться не территории Китая (кстати на аппарате, который может садиться только на воду), а на этот случай у них оказывается яд выдавали... Но пронесло, и они долетели до океана, где их смогли нормально подобрать... Наверно мы просто уже не понимаем те времена... То, что нам сейчас кажется диким, тогда людям казалось естественным...

От Экзот
К Pavel (06.02.2003 17:05:58)
Дата 06.02.2003 17:19:52

Re: Re:

>Придиразм, на носке не плитка а УГЛЕРОД-УГЛЕРОЛ,
++
Это как раз там, где обшивка "окрашена" в чёрный? Интересно, получилось само собой (родной цвет материала)? Элегантно получилось. Этакий крепенький пингвинн во фраке... :)

>>С поправкой на специфику "авиация --> космонавтика" - "выкатывание за пределы ВПП после прерванного взлёта с последующей эвакуацией". ;)
>ИМХО падение после взлета на колхозном поле, но без жертв:-)
+++
Или так... :)

>Дык он болгарин был, для них вполне обычная фамилия, а нашим показалась неблагозвучной, вот объявили его Ивановым :-)))
+++
Ага, уже VAL пояснил. :)

С наилучшими.
Сергей

От Pavel
К Экзот (06.02.2003 17:19:52)
Дата 06.02.2003 17:44:39

Re: Re:

>>Придиразм, на носке не плитка а УГЛЕРОД-УГЛЕРОЛ,
>++
>Это как раз там, где обшивка "окрашена" в чёрный? Интересно, получилось само собой (родной цвет материала)? Элегантно получилось. Этакий крепенький пингвинн во фраке... :)
Есть и плитка черная (вернее покрытие на ней), там все продумано было.Посчитали температуры, где выше 1250 там Ц-Ц (носок и кромки крыльев, после уточнения температур и полетов БОР-4, носок ("АГРЕГАТ-К")существенно уменьшили), где Т<1250 плитка, а черные они потому, что греются излучением от пограничного слоя (6000град), при таких температурах происходит излучение и обратно(так называемое "переизлучение") и чем больше степень черноты тем лучше материал излучает, значит хоть нанемного, но его температура понизится.А где белые там этот эффект не столь значителен (T<550), зато будет играть роль солнечное излучение, тогда выгоднее белое, предполагалось, что аппарат будет все время нахождения на орбите повернут к Солнцу белой поверхностью.Кстати, "степень черноты" один из критериев ТУ на плитку.
Павел.

От Экзот
К Pavel (06.02.2003 17:44:39)
Дата 07.02.2003 10:42:26

Ага. Спасибо. (0)


От Pavel
К Экзот (07.02.2003 10:42:26)
Дата 07.02.2003 11:28:40

Маленькое уточнение(+)

Приветствую!
Если быть точным, то углерод-углерод с покрытием из карбида кремния это на Шаттле. У нас композит углеродные волокна-карбидная матрица, покрытие с диоксидом молибдена.Хотя по всем документам материал проходил как Ц-Ц.:-)) вот и у самого все перемешалось.
Павел.

От Pavel
К Pavel (07.02.2003 11:28:40)
Дата 07.02.2003 11:29:59

Тьфу, опять поправка "дисилицид молибдена"(-)


От Val
К Экзот (06.02.2003 16:47:01)
Дата 06.02.2003 16:57:49

Re: Re:

>>Упустил еще наверное одну из самых опасных аварий.У Рукавишникова с Ивановым(Херовым :-))
>++
>В скобках мысли не понял... Прозвище? :)

Настоящая фамилия болгарского космонавта - Херов. Понятно, что лететь с нею в космос ему было никак нельзя; назвали ИвАновым.

От Игорь
К Val (06.02.2003 16:57:49)
Дата 06.02.2003 17:07:19

Да уж.....

Приветствую!
>Настоящая фамилия болгарского космонавта - Херов. Понятно, что лететь с нею в космос ему было никак нельзя; назвали ИвАновым.
Эт не страшно, главное чтобы не наоборот.
Нет, ну ты посмотри, в жизни бы так и не узнал о таких метаморфозах.
Спасибо...гм....
Все выше...и выше

От Экзот
К Val (06.02.2003 16:57:49)
Дата 06.02.2003 16:59:14

Интересно, не знал. Спасибо! (0)


От MiB
К Pavel (06.02.2003 16:12:38)
Дата 06.02.2003 16:25:49

А еще

у Быковского с чехом (или кем-то еще из "друзей") какая-то там нескладуха вышла. Не помню (точнее не знаю), чего там было. Не подскажете?

От Игорь
К MiB (06.02.2003 16:25:49)
Дата 06.02.2003 16:39:25

Re: А еще

Приветствую!
>у Быковского с чехом (или кем-то еще из "друзей") какая-то там нескладуха вышла.
А не с поляком? Чех был по фамилии Ремек, а вот поляка запамятовал...

От Pavel
К Игорь (06.02.2003 16:39:25)
Дата 06.02.2003 17:30:38

Re: А еще

>Приветствую!
>>у Быковского с чехом (или кем-то еще из "друзей") какая-то там нескладуха вышла.
Быковский с немцем летал, Зигмундом Йеном, вроде у них штатно все прошло, они многозональной съемкой занимались на аппаратуре Карл Цейс.
>А не с поляком? Чех был по фамилии Ремек, а вот поляка запамятовал...
Поляк был Гермашевский.
Я так думаю имеется ввиду именно случай с Рукавишниковым-Ивановым, у остальных "друзей" вроде все нормально прошло.
Павел.

От Динамик
К Pavel (06.02.2003 17:30:38)
Дата 07.02.2003 14:32:26

Точно!

>>А не с поляком? Чех был по фамилии Ремек, а вот поляка запамятовал...
>Поляк был Гермашевский.

Я его помнится со своим дедом фоткал в доме "Дружбы народов".

>Я так думаю имеется ввиду именно случай с Рукавишниковым-Ивановым,

После этого анекдот появился.
"Собачке Белке вывести корабль на орбиту. Собачке Стрелке осуществить стыковку. Болгарину Иванову накормить собак и ни в коем случае не прикасаться к аппаратуре".

От Экзот
К Динамик (07.02.2003 14:32:26)
Дата 07.02.2003 15:05:22

Злые вы... :) (+)

>После этого анекдот появился.
>"Собачке Белке вывести корабль на орбиту. Собачке Стрелке осуществить стыковку. Болгарину Иванову накормить собак и ни в коем случае не прикасаться к аппаратуре".

++
Болгары, кстати, в некоторых вопросах были в авиатехнике более придирчивы, чем мы: по их требованию к ним поставлялись Ту-154 со штатно установленной с-мой впрыска жидкости "И" - у нас это была редкость - разве что только на бортах, ставившихся на межд. рейсы.

С наилучшими.
Сергей

От Игорь
К Экзот (07.02.2003 15:05:22)
Дата 07.02.2003 15:22:23

Это в компрессор ? (-)


От Экзот
К Игорь (07.02.2003 15:22:23)
Дата 07.02.2003 15:56:27

Не, в топливо... (+)

В компрессор впрыскивают дистиллированную воду. Тем самым повышается мощность в условиях высоких температур. Но о применении такой с-мы на ТРД/ТРДД я не слышал - только ТВД (АИ-24 Ан-24А/Б, например). Жидк. "И" впрыскивают в топливо при образовании кристаллов воды - падает давление после топл. фильтра, бортач жмёт кнопку и все дела. Надобность возникает крайне редко - обычно топливо кондиционное ;) а гигроскопичноть керосина на часто летающем ВС не успевает проявиться. На всех осталных ВС заправляют ТС-1 с уже примешанной "И" (до 0,001% от объёма).

С наилучшими.
Сергей

От Игорь
К Экзот (07.02.2003 15:56:27)
Дата 07.02.2003 16:11:21

Ага, понятно...

Потому я и спросил, что для южных болгарских мест водичку в компрессор впыснуть на взлете нужно. График зависимости длины разбега от температуры на входе в компрессор особенно после 25 град.С уж очень удлиняет разбег.
>В компрессор впрыскивают дистиллированную воду. Тем самым повышается мощность в условиях высоких температур. Но о применении такой с-мы на ТРД/ТРДД я не слышал - только ТВД (АИ-24 Ан-24А/Б, например).
Точно, у нас на Л-410 обязательно стояли насосы впрыска воды с тремя степенями (в ручном режиме). Я для испытаний этого насоса сденд придумал, за что и "Свидетельство" о рацухе получил и денежную премию аж 10 руб.00коп. До сих пор валяется где-то.
Жидк. "И" впрыскивают в топливо при образовании кристаллов воды - падает давление после топл. фильтра, бортач жмёт кнопку и все дела. Надобность возникает крайне редко - обычно топливо кондиционное ;) а гигроскопичноть керосина на часто летающем ВС не успевает проявиться. На всех осталных ВС заправляют ТС-1 с уже примешанной "И" (до 0,001% от объёма).
А вот это вопрос интересный. В конце (если не ошибаюсь) с эшелона упал Ан-12 по причине остановки всех 4-х движков и вроде как из-за воды. Что нибудь об этом известно ?
С уважением,
Игорь


От Экзот
К Игорь (07.02.2003 16:11:21)
Дата 08.02.2003 14:05:18

(+)

>>В компрессор впрыскивают дистиллированную воду. Тем самым повышается мощность в условиях высоких температур. Но о применении такой с-мы на ТРД/ТРДД я не слышал - только ТВД (АИ-24 Ан-24А/Б, например).
>Точно, у нас на Л-410 обязательно стояли насосы впрыска воды с тремя степенями (в ручном режиме). Я для испытаний этого насоса сденд придумал, за что и "Свидетельство" о рацухе получил и денежную премию аж 10 руб.00коп. До сих пор валяется где-то.
+++
Есть курьёзы. При запуске в горячем воздухе (30...35С) иногда под двигателем создают "микроклимат" - обильно поливают водой перрон под самолётом - темп. заметно падает, воздух становиться плотнее. Иногда льют распылённую струю из шланга на кок запускаемого двигателя.

> Жидк. "И" впрыскивают в топливо при образовании кристаллов воды - падает давление после топл. фильтра, бортач жмёт кнопку и все дела. Надобность возникает крайне редко - обычно топливо кондиционное ;) а гигроскопичноть керосина на часто летающем ВС не успевает проявиться. На всех осталных ВС заправляют ТС-1 с уже примешанной "И" (до 0,001% от объёма).
+++
Виновать - 0,015%. На литерных раньше - до 0,025%.

>А вот это вопрос интересный. В конце (если не ошибаюсь) с эшелона упал Ан-12 по причине остановки всех 4-х движков и вроде как из-за воды. Что нибудь об этом известно ?
+++
Про этот случай не слышал, но, в общем могло случиться.
1. Или заправляли некондит (но на моей памяти этим грешат только южане и африканцы. В нормальных а/п такого не делают - это практически убийство - а наш народ настолько не оскотинился. Наколоть с кол-ом заправленного топлива - это да, но специально разбавлять керосин водой - такого пока я не могу себе представить и пока не встречал.
2. Самолёт мог до того долго не летать. Керосин гигроскопичен, а на эшелоне минус... При постоянной эксплуатации ВС гигроскопичность керосина не успевает сказываться. И насколько я понимаю, слив отстоя эту воду не выявит, а при прохождении через топливный фильтр эта вода на нём оседает сначала каплями (5-микронный фильтр саржевого плетения воду не пропускает, насколько я знаю), а по достижении минусовых темп. наружного воздуха - в виде кристаллов. Фильтр забивается и... Но чтобы из-за воды сразу встали все двигатели (причём четыре) это маловероятно - на антоновских машинах того времени, насколько я знаю, питание двигателями раздельное - каждого из своего полукрыла - так на семействе Ан-24, по крайней мере, кажется что то подобное видел и на Ан-12.
Борьба какая - добавление ПВК-жидкостей "И", "И-М", "ТГФ", ТГФ-М". Как я уже говорил - 0,015% от объёма заправляемого топлива. Но это дороговато, да и на уплотнения топливной с-мы оказывает неблагоприятное воздействие. А уж нашими жидкостями иностранцы вообще бояться заправлять - свои возят - доливают через горловины, панически открещиваясь на простой, в общем то вопрос - наш anti-ice возьмёте или свой... :)
Поэтому на ТРД-ВС 2-го поколения стали ставить с-му впрыска жидкости в топливо. В пример могу привести только Ту-154, хотя, наверняка, есть и на каких-нибудь других типах. Точно нет на Ту-134, Ан-24, Як-42, Як-40. Як-42 можно считать ВС 2+ или 3-го поколения - там (на Д-36) что придумали - т.н. обогрев фильтров - топливный фильтр тонкой очистки ставиться непросредственно на топливно-маслянный радиатор, в котором масло охлаждают топливом и рабочая темп. этого агрегата (и топлива, соответсвенно) 80...110С. Возможно (не проверял) такое же решение применено на Д-30-II-й и III-ей серий, АИ-25, Д-18 (родственник Д-36; то ли Д-36 = 1/2 Д-18, то ли наоборот).
Как с этим обстоит на "буржуйских" машинах - сказать не могу. Anytime если объёвиться - у него нужно будет спросить - он у нас тут главный спец по тамошней ГА-технике...
Если что ответил неполностью или невнятно - просигналь - я сегодня немного инертный - разошлись только в два ночи... :)

С наилучшими.
Сергей

От Экзот
К Экзот (08.02.2003 14:05:18)
Дата 09.02.2003 13:06:53

Да! И ещё один способ борьбы с кристаллизацией в топливе! :) (+)

...самый радикальный - не летать в средних/высоких широтах, а в тропиках не залезать выше 900м! ;)

С наилучшими.
Сергей

От Игорь
К Экзот (09.02.2003 13:06:53)
Дата 10.02.2003 10:08:50

Re: Да! И...

Приветствую!
>...самый радикальный - не летать в средних/высоких широтах, а в тропиках не залезать выше 900м! ;)
Спвсибо, Сережа!
Дело как раз было в высоких широтах в конце 70-х. Постараюсь уточнить дату и фамилии членов экипажа.
С нилучшими,
Игорь

От Экзот
К Игорь (07.02.2003 16:11:21)
Дата 07.02.2003 16:46:05

Давайте завтра? (+)

...У нас сегодня проф. праздник - День первого регулярного рейса, причём юбилей - 80лет.

С наилучшими.
Сергей

От Игорь
К Экзот (07.02.2003 16:46:05)
Дата 07.02.2003 16:52:07

Поздравляю! Хорошо. Завтра. (-)


От Игорь
К Pavel (06.02.2003 17:30:38)
Дата 06.02.2003 17:37:13

Re: А еще

Приветствую!
Точно, с болгарским товарищем Ивановым были проблемы.
А вот с Жугдемердином Гурагчой вроде проблем никаких не было. Интерсно, чем сейчас занимается монгольский герой космоса ?

От Николай
К Игорь (06.02.2003 17:37:13)
Дата 07.02.2003 13:21:01

Re: А еще

>А вот с Жугдемердином Гурагчой вроде проблем никаких не было. Интерсно, чем сейчас занимается монгольский герой космоса ?

Он устроился лучше всех - Министр Обороны Монголии. С полгода-год назад была передача по ТВ, где про многих космонавтов-"друзей" рассказывали и показывали.

С уважением,
Николай

От Игорь
К Николай (07.02.2003 13:21:01)
Дата 07.02.2003 13:30:56

Re: А еще

Приветствую!
>Он устроился лучше всех - Министр Обороны Монголии. С полгода-год назад была передача по ТВ, где про многих космонавтов-"друзей" рассказывали и показывали.
"Восток - дело тонкое"(с). Лично я, против монголов, как и любых других наций, никогда ничего не имел и не имею. Но, явно же видно, что полет был пропагадистско-экскурсионный. Монголия, что, когда-то серьезно занималась исследованиями космического пространства ? За уши ведь, небось, в космос выгнали. А потом в народе анекдоты пошли про опухшие руки. Это вроде как веса в мире Монголии, как государству, аж никак не прибавило, разве что колкостей и насмешек. Это (ИМХО), как раз тот случай, когда "благими намеренниями...".
А вооще монголов я шибко люблю и уважаю.
С уважением,
Игорь
Все выше...и выше

От Pavel
К Игорь (07.02.2003 13:30:56)
Дата 07.02.2003 13:42:50

Дык всех возили, чегож монголов забижать:-))) (-)


От Динамик
К Pavel (07.02.2003 13:42:50)
Дата 07.02.2003 14:37:12

Северных корейцев вроде бы нет

А вот Штаты своих лучших друзей изральитян стали катать только в 21-м веке. Или был еще кто ранее?