От Pavel
К Eugene Kovalihin
Дата 04.02.2003 11:48:28
Рубрики Прочее;

Re: Теплозащитная плитка

>Глупый вопрос. В конце 60-х, начале 70-х была у американцев такая таратайка Nort American X-15. И летала она на 107 км со скоростью
>6900 км/ч, и благополучно спускалась, и ни разу не сгорала. Вот только никаких плиток на ней НЕ БЫЛО - это чётко видно на всех фото.
Все дело в температурах, там применялся жаростойкий сплав "инконель"(до 590 град.)плюс силиконовая черная краска (до 540), да еще охлаждение крыла топливом, охлаждение кабины азотом, двойное остекление кабины.Да и двигатель включался только на 84 сек, с доп.баками на 150 сек.А цикл посадки "Шаттла" около 20 мин, да и скорость надо погасить с 8км/сек.Температуры плазменного пограничного слоя достигают 6000град! Наружная поверхность греется излучением от этого слоя до 1650(носок/кромки крыльев), а черная плитка до 1250(это ее предел).Так, что здесь плитка одно из оптимальных решений, хотя для "Спирали"(нагрев до 1500) предполагалось применить ниобиевые сплавы, жаропрочные стали и титановые сплавы.Таким образом, плитка не единственное решение и вопрос совсем не глупый.Просто у нас при создании "Бурана" пошли по американскому пути.
С уважением.

От Динамик
К Pavel (04.02.2003 11:48:28)
Дата 04.02.2003 17:22:04

Re: Теплозащитная плитка

Привет!

>>Глупый вопрос.

У меня еще глупее вопрос.
А как решали проблему теплозащиты у наших спускаемых аппаратов??? Или у них скорости не такие? Или еще что?

От Pavel
К Динамик (04.02.2003 17:22:04)
Дата 04.02.2003 20:48:39

Re: Теплозащитная плитка

>У меня еще глупее вопрос.
>А как решали проблему теплозащиты у наших спускаемых аппаратов??? Или у них скорости не такие? Или еще что?
Да запросто, там ведь абляционная (или жертвенная ТЗ), которая по определению одноразовая, испаряясь она снижает температуру поверхности аппарата.Кстати, были предложения намазать на Буран такую же и менять после каждого полета, кто знает, может и дешевле и надежней было бы. А вот первый БОР-4 и был обмазан абляционным составом под плиткой, не верил в плитку ЛИИ-то :-)))
С уважением.

От Pavel
К Pavel (04.02.2003 20:48:39)
Дата 04.02.2003 20:49:32

Добавлю, что температурные режимы там жестче(-)


От Динамик
К Pavel (04.02.2003 20:49:32)
Дата 05.02.2003 10:48:53

Спасибо

Кстати, мое первое место работы был ИКИ. Во времена Сагдеева...;-)

Владимир

От badger
К Pavel (04.02.2003 11:48:28)
Дата 04.02.2003 14:30:15

Re: Теплозащитная плитка

>>Просто у нас при создании "Бурана" пошли по американскому пути.

Этот путь даёт выигрыш в массе за счёт малой массы самих плиток?

От Pavel
К badger (04.02.2003 14:30:15)
Дата 04.02.2003 14:42:23

Re: Теплозащитная плитка

>Этот путь даёт выигрыш в массе за счёт малой массы самих плиток?
Меньше температуры, меньше требуемая толщина плитки, меньше ВЕС Т/З.Плюс к тому крылья у такого аппарата поднимались при входе в плотные слои (тем самым оказываясь вне зоны высоких температур) и вообще не требовали теплозащиты, их могли изгоавливать из титановых сплавов и даже из сталей!
С уважением.

От badger
К Pavel (04.02.2003 14:42:23)
Дата 04.02.2003 14:53:49

Re: Теплозащитная плитка

>>Этот путь даёт выигрыш в массе за счёт малой массы самих плиток?
>Меньше температуры, меньше требуемая толщина плитки, меньше ВЕС Т/З.Плюс к тому крылья у такого аппарата поднимались при входе в плотные слои (тем самым оказываясь вне зоны высоких температур) и вообще не требовали теплозащиты, их могли изгоавливать из титановых сплавов и даже из сталей!


То есть для "Бурана" плитка является всё-таки единственным решением, что бы применять ниобивые сплавы и.т.далее надо было менять концепцию?

От Pavel
К badger (04.02.2003 14:53:49)
Дата 04.02.2003 16:14:53

Re: Теплозащитная плитка



>То есть для "Бурана" плитка является всё-таки единственным решением, что бы применять ниобивые сплавы и.т.далее надо было менять концепцию?
Полагаю, что нет "Буран" таки аналог "Шаттла"(по ТТХ), потому и плитка и аэродинамика и многое другое. Различные варианты рассматривались в процессе работы, но было решено делать как у них.А сейчас так много материалов потихоньку прорабатывается и на основе корундовых, борных, SiC и других волокон.Кстати и на Шаттле очень большая доля поверхности покрыта не плиткой, а гибкой ТЗ, правда на основе того же волокна из SiO2, но гораздо более технологичной!Еще замечу, что у "кварцевой" (это жаргон, на самом деле волокно аморфное) есть естественный предел по температуре 1260 град.С.При более высокой температуре начинается кристаллизация в альфа-кристобаллит при которой прочность катастрофически падает, наличие загрязнений(особенно щелочными и щелочноземельными элементами)может эту температуру еще и снижать.Так, что "плитка" это только одно из решений и далеко не единственное.
С уважением.